Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куликовская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия



«Согласовано»

Руководитель ШМО естественно- научного цикла

_____________Н.И. Хрящикова

Протокол № ___

от «___» _____________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________Т.Н. Косихина

«Утверждено»

Директор школы __________Т.В. Пузина

от «___»_________2015г.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я - гражданин России»

5 класс


Составитель: Голяткина Наталья Владимировна

учитель истории и обществознания



2015 - 2016 учебный год

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2012. - 111с. - (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- формировать у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Общая характеристика внеурочной деятельности по теме «Я гражданин России»

Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа "Я - гражданин России" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа "Я - гражданин России" предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Любовь к Родине формируется через понятия «малая Родина», через осознание роли семьи как ячейки общества.


Какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:

В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:

5 класс

Объем учебного материала

резерв учебного времени

примерная программа

35 часов

23 ч.

рабочая программа

34 часов

1 ч.

Количество часов учебного времени изменено за счет включения в рабочую программу повторительно-обобщающих уроков, которые не предусматриваются в примерной программе.

- общий объем часов на изучение внеурочной деятельности «Я - гражданин России» в 5 классе:

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 5 классе.

Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.

Программа направлена на формирование следующих ценностей:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

  • служение и долг перед Отечеством;

  • правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:

  • долг перед старшими поколениями и семьёй;

  • межэтнический мир; доверие к людям.

Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:

  • первый этап - лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, чтение, просмотр кинофильма, видеофильма, телефильма, презентации;

  • второй этап - продуктивная игра, иллюстрирование; изготовление поделок, выполнение проектов;

  • третий этап - дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.


Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Тематическое планирование

«Я- гражданин России» (5 класс, 34ч)

Тема

Форма обучения

кол-во часов

1.

Вводное занятие

виртуальная экскурсия

1

2.

Моя родина-Россия

Беседа, диспут, презентация

рассказы, сочинения

12

3.

Мои права и обязанности

Беседа, игра, выставка рисунков, экскурсия, защита проекта

19

4.

Итоговое занятие

2

Итого

34часа


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.

Что изучает курс «Я -гражданин России» (1 час)

Раздел 1.Моя родина-Россия ( 12 часов).

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство- люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.

Москва - столица России. История Москвы.

Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России.

Особенности национального характера в сказках. Общееи особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные ).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

Государственные символы России.

История моей семьи.

Раздел 2. Я и мои права. (19 часов)

Введение понятий «Права человека и свобода». «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Права на имя. Право на семью Право на питание . Право на бесплатное образование. Право на бесплатное медицинское обслуживание. Право на отдых . Право на труд . Право на пользование культурным наследством.

Мои обязанности.

Итоговое занятие ( 2 часа)






Тематическое планирование

«Я- гражданин России» ( 5 класс, 34ч)

Тема

Возможные виды деятельности

(практические работы, экскурсии,

проекты и т.п.)

Дата

Планируемая

Фактическая

1.

Вводное занятие.

рассказ о тематике курса

Тема №1. Моя родина-Россия ( 12 часов)

2.

От Москвы-до самых до окраин

виртуальная экскурсия

3.

Москва-столица нашей родины

виртуальная экскурсия, презентация

4.

Моя малая родина

История родного края.

История моей улицы.

5.

Без прошлого нет настоящего

беседа

6.

Россия -многонациональное государство.

Народы России

Исследовательская работа на тему: « Моя любимая сказка (пословица,

поговорка)народов России» Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов.

Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?»

7-8

Государственные праздники России

создание презентаций о государственных праздниках России

9.

Гражданин России

диспут «Что значит быть гражданином России?»

10

-11

Государственная символика Росси (герб, флаг, гимн)

презентация

видеофильм о государственных символах

12

13.

История моей семьи

рассказы, сочинения, составление родословной

Тема № 2. Мои права и обязанности ( 18 часов)

14-

15.

Я и мои права. Введение

1.Введение понятий «Права человека и свобода».

2.Деловая игра «Мы раз-рабатываем законы».

3.Игра «Встреча с ино-планетянами».

16-17

Права на имя

Защита проекта «Имя мое».

18

-19

Право на семью

1.Час размышлений «Зачем человеку семья».

2.Беседа «Какие обязан-ности ты выполняешь дома».

20

-21

Право на питание

1.Беседа «Хлеб всему го-лова».

2.видеофильм «День живой воды».

22

-23

Право на бесплатное образование

2.Игра «Что, где, когда?».

24-25.

Право на бесплатное медицинское обслуживание

Беседа «Хорошее здо-ровье превыше всего».

26-27.

Право на отдых

Защита проекта «Се-мейный альбом», «Се-мейный досуг».

28-29.

Право на труд

Выставка рисунков.

30

-31

Право на пользование культурным наследством

экскурсия

32.

Мои обязанности

рассказ о своих обязанностях

33-34

Итоговое занятие


Итого:

34 часа


Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

№п/п

Наименование ТСО

Ноутбук

Проектор

Экран проекционный


Учебно-методический комплекс

2. Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М. К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.

3. Баранова, И. В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И. В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.

4. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О. С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.

8. Жиренко, О. Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О. Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.

10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников

[Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.

11. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И. Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И. Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13. Лизинский, В. М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора повоспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.

14. Молодова, Л. М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л. М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.

16. Павленко, Г. В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г. В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О. В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О. В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.

18. Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е. В.Богданова, Н. В.Кондукова, Е. В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.

19. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с.

20.Черемисина, В. Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В. Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

Интернет-ресурсы:

proshkolu.ru

http:/ / metodsovet

krasnoe.tv/frontPage

nsportal.ru/nachalnaya-shkola



© 2010-2022