• Преподавателю
  • История
  • Разработка урока по истории на тему Переселенческая политика царизма в Казахстане в 19 веке

Разработка урока по истории на тему Переселенческая политика царизма в Казахстане в 19 веке

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Казахстана, 10 класс

Тема урока: Переселенческая политика царизма в Казахстане в 19 веке.

Цель урока: развитие Казахстана в составе Российской империи.

Задачи урока: совместно рассмотреть, как происходил процесс переселения российских крестьян в Казахстан; выявить причины, последствия переселенческой политики в Казахстане; попытаться дать объективную характеристику этому историческому событию;

-развивать навыки самостоятельной работы, создавать условия для творческой работы учащихся,

-прививать интерес к предмету, толерантность, любовь к Родине, уважительное отношение к мнению других.

Тип урока: Комбинированный

Применяемая технология: критическое мышление.

Наглядность: информационные листы, карточки, листы самооценки, тесты.

Ход урока:

1.Психологическая установка на урок.

Урок начинается со слов учителя: «Улыбнемся друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты». Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

-Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

-Внимание мое растет.

-Я как разведчик, все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

-Я готов к работе.

2. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами выясним, что такое переселенческая политика , причины ее проведения, а также последствия проводимой политики для Казахстана, выявим положительные и отрицательные стороны переселенческой политики, т.е. попытаемся дать объективную характеристику этому историческому событию.

3. Опрос домашнего задания. Мозговой штурм.

Фронтальный опрос. (+ и -) по пройденным темам.

  1. В начале 19в. большинство территорий Младшего и Среднего жузов вошло в состав России или находилось под сферой ее влияния, но часть казахских земель оставалась зависимой от:

  2. Хивинское и Кокандское ханства совершали набеги на земли казахов в начале 19в., опираясь на:

  3. Самый разорительный набег Хивинского хана Мухаммед Рахима состоялся:

  4. В результате самого разорительного набега Хивинского ханства в феврале 1820г разорено:

  5. Войско хивинского хана Мухаммеда Рахима, с которым он совершил самый разорительный поход на казахские земли в феврале 1820г, составляло:

  6. Народное восстание под руководством Тентек-торе против Кокандского ханства состоялось в:

  7. Характер восстания под руководством Тентек-торе:

  8. Восстание под руководством Тентек-торе охватило окрестности городов:

  9. Количество повстанцев армии Тентек-торе:

  10. Данная крепость являлась базовым лагерем повстанцев, участников восстания под руководством Тентек-торе:

  11. Султан Суйик Абылайулы заявил о желании подвластных ему родов принять российское подданство:

  12. Количество племени жалаиров под руководством султана Суйик Абылайулы приняло подданство России в 1817г:

  13. Цели кокандских и хивинских феодалов в отношении населения юга Казахстана в 30-40-е годы 19в.:

  14. Гарант усиления влияния России на юге Казахстана в начале 19в.:

  15. Военные крепости на юге Казахстана- Актау, Алатау, Капал в 20-30-е гг 19в. служили:

  16. Строительство крепости Капал ускорило обращение в подданство России казахов, кочующих в междуречье:

  17. Русский отряд под предводительством генерала Карбышева взял Кокандскую крепость Таушубек:

  18. Опорный пункт кокандцев, возведенный в низовьях реки Каскелен:

  19. В 1853 г русские войска взяли крепость:

  20. Возведено укрепление Верное:

  21. Укрепление Верное было возведено:

  22. В данном районе укрепления Верное построена водяная мельница:

  23. Данное событие послужило превращению укрепления Верное в главное поселение Семиреченского края:

  24. Открытие в Верном данного предприятия положило начало созданию местной промышленности:

  25. 400семей из Сибири переселились в станицу Большая Алматинка в:

  26. Имя сибирского казака, заложившего основы развития пчеловодства в Заилийском крае:

  27. Укрепление Верное воздвигнуто на месте:

  28. Киргизский род бугы принял подданство России в:

  29. Из данных областей Центральной России в Верный прибыли переселенцы в 1856г:

  30. Через Верный распространялось экономическое и политическое влияние России на Казахстан в район:

  31. Данный материал первоначально использовался при построении укрепления Верное:

4.Объяснение нового материала.

А) деление класса на группы.

1 гр.-Историки

2 гр.-Правительство

3 гр.-Переселенцы

4гр.-Местное население

5 гр.-Эксперты

В)пояснение этапов работы каждой группе ( задания на индивидуальной карточке; при их выполнении используются учебники, а также информационные листы, которые раздаются группам)

Задания для групп.

1 гр. Историки.

1.Когда началось переселение крестьян в Казахстан? Как происходило оно в дальнейшем?

2.Расскажите о переселении в Семиречье дунган и уйгуров.

3.Занятия переселенцев.

2 гр. Правительство.

  1. С какой целью вы переселяли военные казачьи части в Казахстан?

  2. Какие цели вы ставили перед собой, переселяя в Казахстан другие народы?

  3. А почему именно Казахстан стал местом переселения крестьян?

3 гр. Переселенцы.

  1. Как получилось, что вы (дунгане и уйгуры) оказались в Казахстане?

  2. Вы получили то, что вам обещало царское правительство?

  3. Как складывались ваши отношения с местными жителями?

4 гр. Местное население.

  1. Что принесла вам переселенческая политика?

  2. Как складывались отношения с уйгурами и дунганами?

  3. Ваши действия по поводу происходящего?

5 гр. Эксперты.

1.Попытайтесь дать объективную оценку переселенческой политике, проводимой царской администрацией: положительное и отрицательное.

2. Внимательно слушайте выступления групп, затем оцените их выступление по следующим критериям:

С)работа в группах( 7-10 минут).

Д)Ролевая дискуссия. ( Проверка работы в группах).

Е)Эксперты подводят итоги. По критериям выставляют оценки группам.

Ж) Оценивание внутри группы. В листах самооценки( внутри группы) оценивается работа каждого участника той или иной группы.

Лист самооценки в группах

5.Обобщение. Рефлексия.

Итак, тема нашего урока…

Сегодня на уроке мы с вами УЗНАЛИ…

НАУЧИЛИСЬ

СМОГЛИ

ОСТАЛОСЬ НЕПОНЯТЫМ…

Сделаем вывод: Исторические судьбы переселенцев переплелись с судьбой казахского народа, в основе их отношений лежала дружба.

Составьте к слову ДРУЖБА синквейн.

6. Творческая работа. Применение приема синквейн.

Прошу прочитать ваши синквейны.

Пример синквейна.

1.ДРУЖБА

2.Нерушимая, крепкая

3. Связывает, обогащает, учит

4.Дружба-это сила

5. Единство.

Благодарю всех за хорошую работу.

7. Закрепление.

Тестирование по пройденной теме

Вопросы.

  1. В каком году был принят «Манифест об отмене крепостного права в России»:

А) 1879 В) 1860 В)1880 Д) 1881 Е) 1861

2. По чьей инициативе в 1868г. были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье»:

А) Колпаковского В) Эссен С) Сперанского Д) Столыпина Е) Рукина.

3. По «Правилам», каждому переселенцу (мужчине) передавалось десятин земли:

А) 20 В) 25 С) 30 Д) 35 Е) 40

4. За период с 1893 по 1896г. в Актюбинский уезд переселилось человек:

А) 2500 В) 2400 С) 2300 Д) 2200 Е) 2100

5. В состав какого государства входили дунгане:

А) Китай В) Джунгария С) Монголия Д) Бухара Е) Коканд

6. В 1864г. произощло событие:

А) сражение В) восстание С) война Д) революция Е) битва

7.Кого называли «таранчи»:

А) китайцев В) узбеков С) уйгуров Д) дунган Е) калмыков

8. Сколько волостей было создано из переселенцев дунган и уйгуров:

А) 4 В)5 С) 6 Д) 7 Е) 8.

9. Основной район переселения дунган и уйгуров на территории Казахстана:

А) Тургай В) Семиречье С) Уральск Д) Кустанай Е) Мангышлак

10. Дунгане, начиная с 1888г. , сажали рис на правом берегу реки:

А) Иртыш В) Или С) Чу Д) Каратал Е) Яик.

8. Итоги.

9.Домашнее задание. Параграф 33.

Мини-сочинение «Дружба народов не просто слова…»

10. Психологический тренинг ( ученики берутся за руки и произносят вслух)

Какие мы молодцы!

Какой я молодец!

© 2010-2022