Технологическая карта по истории 7 класса Развитие культуры в эпоху Петра 1

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Развитие культуры в эпоху Петра 1 »

  1. Цель урока:

Охарактеризовать нововведения Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области архитектуры.

  1. Задачи:

• формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе Петра1;
• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
• развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;
• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.

3.Тип урока - урок «открытия нового знания».

4.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная, экскурсия, самостоятельная работа.

5.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, путевой лист, тест, источники, фрагмент видеофильма «Петергоф».Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Добро пожаловать в туристическое агентство "ШТО", что означает школьное туристическое образование. Города России, Лондон, Нью-Йорк, Париж - любой город мира может пасть к вашим ногам при помощи нашей турфирмы. Сегодня начинается специальная акция - после чего вас ждет розыгрыш туристических путевок. Выиграв путевку, вы сможете сразу же отправиться в путешествие!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

Организация учебной деятельности

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? - Что нам сегодня предстоит ещё выяснить?

Обращение к эпиграфу. «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль,

при стуке топора и громе пушек»
А.С. Пушкин


Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом

Ответы учеников:

наша задача: повторить материал о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты).

Формулируют вопрос (учебную

проблему) в разных вариантах.

И ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?

Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор. Каковы итоги внутренней политики Петра 1?

Регулятивные умения:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.

Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой.

Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности.

Анализ информации

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Координирует учебную деятельность

- Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. (1 мин)

- И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?

- . Задание. Составьте кластер из прилагательных, которые охарактеризовали бы личность Петра I. (1 мин)
- сильный
- любознательный
- трудолюбивый
- энергичный
-дальновидный,

-решительный

-волевой и др.

Учитель: Я предлагаю пройти тестирование по теме «Море деятельности Петра», задания перед вами, для продуктивности вашей работы можно советоваться с группой.

Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:

Ученики называют задачи, стоящие перед Петром1, составляют кластер личностных качеств императора, выполняют тест.

- Ученики называют:
• борьба со Швецией за восточный балтийский берег,
• завершение переустройства войска в регулярную армию,
• развитие промышленности, торговли.


- Объяснение значений слов

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные:

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам.

IV. Познание нового путём проведения экскурсии, изучения исторических документов

Координирует учебную деятельность

Организует самостоятельную работу уч-ся

Организует выступление групп, обмен мнениями

Учитель: Итак, если вы накопили достаточные знания, вас ждет розыгрыш. Как вы думаете куда скорее всего вам достанется путёвка? Совершенно верно! В прекраснейший уголок мира, замечательный город - Санкт - Петербург. Поздравляю!

Путешествие будет осуществляться по следующему плану:

1. Сначала нас ждет обзорная экскурсия по городу с остановками у особо значимых объектов.
2. Далее нам предстоит посетить Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций
3. И напоследок мы заедем в Петербургское модельное агентство.

Как настоящие путешественники вы должны быть очень внимательны и наблюдательны. Все свои заметки о путешествии вы должны на протяжении всей поездки вносить в путевые листы, которые есть у каждого из вас. Когда мы вернемся из поездки, вы их сдадите, и на следующем уроке мы сможем определить самых внимательных туристов. Сейчас у вас есть несколько секунд для ознакомления с вопросами путевого листа, можете уже начать его заполнять.

Так как наша турфирма является школьной и образовательной, поездка будет тематической. Тема нашей поездки: "Изменения в культуре и быте при Петре I".

- Экскурсия

Видеосюжет

Учитель:

Обзорная экскурсия закончена. Дальше мы отправляемся в Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций.

Сейчас в течение нескольких минут ознакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры. (5 мин)

Ну а теперь послушаем рассказ специалистов Центра (после прочтения источников). Туристы, не забывайте про свои путевые листы, ведь вы будете делиться своими впечатлениями с друзьями по прибытии домой.

(Работа с источниками, заполнение путевых листов)

Выступления представителей групп

Ну и последний наш пункт назначения - Модельное агентство. Посмотрим петербургскую моду в коллекции модельера.(выступление учащегося).

Учитель:

Вот и закончилось наше путешествие, автобус приближается к нашему селу, мы уже дома. Не забудьте сдать путевые листы со своими наблюдениями.

Выступают экскурсоводами (индивидуальная и парная работа дома).

Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую

Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное.

Изучают источники, исторические документы, заполняют путевые листы

Работают в группах, обсуждают.



Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).

Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках;
сравнение данных разных источников, выявление их сходства и различия.

V. Выражение решения проблемы, используя метод дискуссии

Организует диалог с обучающимися.

- А теперь подведем итог урока:

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует.

Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор. Каковы итоги внутренней политики Петра 1?

(Ответы уч-ся)

Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и вначале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены.

И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.

Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа.

Вступают в диалог.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.

Организация учебной деятельности;

овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации.

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

VI Рефлексия

Задаёт вопросы о цели занятия.

- Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы?

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;.







ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Фамилия, имя туриста __________________________________________________________
Маршрут: село Кривая Лука - _______________________________
Тема путешествия: _____________________________________________________________

Обзорная экскурсия

1) Дата основания Санкт-Петербурга_________________________
2) Первая постройка города _________________________________
3) Острова, посещенные в ходе экскурсии: _____________________________________________________________________________
4) Достопримечательности Васильевского острова: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5) Другие достопримечательности Санкт Петербурга:

1._______________________________________________
2._______________________________________________
3._______________________________________________
4._______________________________________________
5._______________________________________________
6._______________________________________________
7._______________________________________________

6) В честь кого установлен памятник "Медный всадник"? _____________________________
7) Какая из достопримечательностей является загородной? ____________________________

Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций

Какие нововведения произошли при Петре 1 в культуре и быте? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модельное агентство

Какие изменения в моде произошли при Петре? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания

Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:

1группа)

  1. Провозглашение России империей 1714 г.- Л

  2. Введение нового летоисчисления 1721 г.- Л

  3. Гангутское сражение 1721 г.- К

  4. Ништадтский мирный договор 1700 г.- О

  5. Первый Азовский поход 1699 г.- Я

  6. Указ о создании российского флота 1695 г.- Е

  7. Учреждение Сената 1696 г.- Г

  8. Начало городской реформы 1711 г.- И

2группа)

  1. Основание Санкт-Петербурга 1724 г. - Н

  2. Начало Северной войны 1721 г. - А

  3. Академия наук 1703 г. - С

  4. Учреждение Синода 1708 г. - Т

5."…Мать Полтавской баталии…" произошла в … 1700 г - Е

3группа)

1.Провозглашение России империей: 1682-1725гг -К

2.Знаменитое морское сражение в период Северной войны: Петровская эпоха.- Р

3. Годы царствование Петра I: Верховный Тайный Совет; - Т

4.Первую половину XVIII века историки называют: Гангутское; - Е

5.Северная война приходиться на период: 1721 г.;Р

6.В России в период с 1686 по 1711гг существовал государственный орган: 1700-1721гг -У

Работа с источниками, 1 группа

- Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.

7208 году декабря в 20 день Великий государь и Великий князь Петр Алексеевич, Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал в предь лета счислять и писать с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года (по обычаю других европейских христианских областей, а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1-го числа сентября). И в знак доброго начинания нового века было приказано в царствующем граде Москве учинить украшения из ветвей еловых, сосновых и можжевеловых на всех больших и проезжих улицах… да генваря ж первый день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом

А также должно быть созданным первый в России общедоступный театр, для него в Москве на окраине города построено быть специальное помещение.

В стране начала издаваться первая печатная газета «Ведомости», положившая начало русской периодической печати. 16 декабря 1702 года Петр I издает указ, в котором раскрываются задачи будущей газеты - сообщать"о воинских и о всяких делах, которыя подлежат для объявления Московского и окрестных Государств людям".

Работа с источниками, 2 группа

- Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.

Указ об ассамблеях и достоинстве гостевом на оных.

25 ноября 1718 г. Петром I был обнародован указ об ассамблеях

"…Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.

  1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.

2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.

  1. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые…

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ, СОБРАННОЕ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ ПОВЕЛЕНИЕМ ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

Было составлено по велению Петра I (в 1717 году), когда в соответствии с духом петровских реформ издавались "полезные" книги - разного рода руководства и наставления.

В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтенем, не с ними вряд, но, немного уступи позади оных, в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матере; от челядинцев просительным образом требовать.
Дети не имеют без именнаго приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.
У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять; на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должны прямо.
Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености точно бывает.

Работа с источниками, 3 группа

- Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.

О СОБИРАНИИ ВЕЩЕЙ В КУНСТКАМЕРУ:

В изданном в 1718 г. указе Петра о собирании вещей для Кунсткамеры говорится: «Также, ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенным; также какие старые подписи (надписи. - Д. Л.) на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье (оружие. - Д. Л.), посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, - такожь бы приносили за что давана будет довольная дача.

Реформы в области образования и науки

Проведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования.

В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 году в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", или просто Навигацкая школа, которая стала не только первым высшим учебным заведением в России, но и явилась предшественницей Морской академии в Санкт-Петербурге, основанной в 1715 году.

В этот же период, в 1707 году была открыта Медицинская школа, а следом за ней кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.

Начальное образование в провинции осуществлялось в трех типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей, цифирных - для подготовки местных чиновников, и в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. В Москве начала свою работу особая школа - «гимназия», в которой обучали главным образом иностранным языкам.

Страна нуждалось в новых учебниках, поэтому очень быстро стало развиваться издательское дело. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт с упрощенным начертанием букв, сменивший старый кирилловский полуустав. За время правления Петра было создано большое количество типографий, выпустивших в свет порядка 600 наименований книг, в том числе, учебных пособий.

В 1714 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека.

В Петровские времена снаряжались многочисленные экспедиции в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Изучались недра земли, велись поиски полезных ископаемых.

Русские моряки-гидрографы внесли огромный вклад в составление карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.

Академия наук, открытая в Петербурге в 1725 году уже после смерти Петра Великого, но по его указу от 28 января 1724 года, стала своеобразным олицетворением всех достижений эпохи Петра в области науки и образования .



© 2010-2022