Разработка урока Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Внутренняя политика Александра I».

Цели урока:

- ознакомить учащихся с основными направлениями внутренней политики Александра I;

- развивать умение делать выводы и обобщать материал;

- воспитывать интерес к прошлому родной страны.

Методы урока: информационный, наглядный, словесный.

Обеспечение и оборудование урока:

  • учебник А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России XIX век, 8 класс. Москва «Просвещение», 2009 год.

  • атлас по истории;

  • карта «Российская империя в I половине XIX века»;

  • портретная галерея: Александр I, М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, Н.М. Карамзин.

  • компьютер;

  • экран;

  • мильтимедийный проектор;

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

1. Политический портрет Александра I.

2. Первые реформы.

4. М.М. Сперанский и проект государственных преобразований.

Ход урока

. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие, которое поможет рассмотреть особенности внутренней политики Александра I в 1801 -1806 годах. Узнаем реформы высших органов власти; народного просвещения; указы. Научимся давать оценку началу деятельности царя. Слайд 1.

Ребята, посмотрите на потрет Александра I, опишите его. Какие черты характера отражены, на Ваш взгляд, в портрете императора?

Теперь Вашему вниманию предлагается несколько отзывов современников об императоре Александре I. Прочитайте эти высказывания и выразите свои мнения о личности императора.

«Александр был задачею для современников: едва ли будет он разгадан и потомством».

И.И. Греч

«Он представляет собой и либеральные стремления к просвещению и общественной жизни, и он же представлял самую упрямую реакцию».

А.И. Пыпин

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда.

А.С. Пушкин

«Дней Александровых прекрасное начало».

А.С. Пушкин

«Сфинкс, не разгаданный до гроба».

П.А. Вяземский

Возможные варианты учащихся: Император был неразгаданной личностью. Он был консервативным человеком и в то же время выражал свободолюбивые взгляды.

Учитель: Ребята, обратите внимание на то, что эти высказывания, очевидно, разнятся по времени. Возможно, они отражают перемены и в самом Александре I и его внутриполитическом курсе.

Учитель: Итак, обратимся к личности Александра I. В форме рассказа учитель характеризует социум, в котором шло становление личностных качеств Александра I и формирование его мировоззрения.

Александр I родился 12 декабря 1777 года. Он очень любил отца Павла I и бабку Екатерину II и постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. Он получил блестящее образование. Среди его педагогов особое место принадлежит щвейцарцу Лагарпу, в течение 11 лет воспитывавшему будущего императора в либеральном духе. О его воспитании Крылов написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка. Прослушайте отрывок из басни и ответьте на вопрос «Чему научил Лагарп Александра?» Слайд 2. (Приложение 1)

Учитель: Чему научил Лагарп Александра?

Учащиеся: Лагарп дал наследнику европейское образование и хотел привить либеральные идеи.

Учитель: Ребята, что вы понимаете под либерализмом?

Учащиеся: Это течение, которое объединяет сторонников парламентского строя, гражданских свобод и свободы предпринимательства.

Учитель: Ребята, перечислите либеральные идеи.

Учащиеся:

  1. Отрицательное отношение к крепостничеству;

  2. Введение конституции;

  3. Управление на основе законов;

  4. Участие выборных учреждений в принятии законов;

  5. Предоставление гражданских свобод.

Учитель: Отец с детства прививал Александру любовь к парадам, маневрам - передвижениям войск на театре военных действий, но Александра не покидали либеральные идеи. К началу XIX века росло недовольство широких слоев дворянства политикой Павла. Александр оказался причастен к заговору, который готовился против отца, но не предупредил его. К началу XIX века Россия оставалась самодержавной монархией - государством, в котором правителю (монарху) принадлежала неограниченная власть. Именно такую власть получил Александр от своего отца, после переворота 11 марта 1801 года. При восшествии на престол издал манифест - торжественное письменное обращение верховной власти к населению, в котором говорилось о том, что он обещал управлять «по законам и сердцу бабки своей - Екатерины Великой»

Учитель: Ребята, назовите годы правления Александра I.

Учащиеся: Александр I правил с 1801 года по 1825 год.

Учитель: В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель - дать России свободу». Так в 1801 году он создал «Негласный комитет». В его состав входило 4 человека, с которыми он воспитывался и учился. Это - П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей. Целью негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом - ограничение самодержавия.

Изучение второго вопроса плана может быть построено на работе учащихся с текстом учебника в группах. I группа характеризует мероприятия Александра I в области государственного управления, в крестьянском вопросе, в системе образования. II группа дает оценку начального правления Александра I. III группа определяет новизну правления первых лет Александра I в сравнении с предшественниками. IV группа анализирует его правление как проявление личных качеств, полученного воспитания.

Третий вопрос может быть изучен на основе рассказ учителя или заранее подготовленного ученического сообщения. Следует обратить внимание учащихся на то, что осуществление проекта, предложенного М.М. Сперанским, могло способствовать началу конституционного процесса в России. Против либеральной программы Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворянства, в числе которых были Н.М. Карамзин, А.А. Аракчеев.

При помощи исторических фактов Н.М. Карамзин пытался убедить царя в пагубности нововведений, критиковал его политику, выступал защитником крепостничества. И хотя реакция Александра на записку Карамзина была довольно холодной, император мог понять, что неприятие его политики охватило значительную часть господствующего сословия и с этим необходимо считаться. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой консерваторов. В марте 1812 г. М.М. Сперанский был отставлен в отставку и сослан в Нижний Новгород.

Завершить изучение первого периода правления Александра I можно указанием на то, что непоследовательный реформаторский цикл был прерван начавшейся в июне 1812 года войной России с наполеоновской Францией.

В конце урока делаются выводы:

  1. Говоря о преобразованиях в России, Александр ставил трудные задачи.

  2. Момент для преобразований был выбран неудачно.

  3. Император не нашел в России серьезной поддержки.

  4. Александр отказался от воспитания соответствующего общественного мнения.

  5. Он не мог опереться ни на общество, ни на государственный аппарат.

Рефлексия.

Домашнее задание:

1 уровень - ответить на вопросы после параграфа и выполнить тест (приложение 2).

2 уровень - написать эссе «Дней Александровых прекрасное начало».

Приложение 1.

Отрывок из басни.

И говорит ему он так: «Любезный сын,

По мне наследник ты один;

Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь;

Так я тебе охотно царство сдам.

Скажи теперь при всех лишь нам,

Чему учен ты, что ты знаешь

И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?»

«Папа,- ответствовал сынок,- я знаю то,

Чего не знает здесь никто:

И, от Орла до Перепелки,

Какой где птице боле вод,

Какая чем из них живет,

Какие яйца несет,

И птичьи нужды все сочту вам до иголки.

Вот от учителей тебе мой аттестат:

У птиц недаром говорят,

Что я хватаю с неба звезды;

Когда ж намерен ты правленье мне вручить,

То я тотчас начну зверей учить вить гнезды».

Тут ахнул царь и весь звериный свет;

Повесил головы Совет,

А Лев-старик поздненько спохватился,

Что Львенок пустякам учился

И не добро он говорит;

Что пользы нет большой тому, знать птичий быт,

Кого зверьми владеть поставила природа;

И что важнейшая наука для царей:

Знать свойства своего народа

И выгоды земли своей.

Приложение 2.

Тест

  1. Период правления Александра I.

а) 1796-1801 гг.;

б) 1801-1825 гг.;

в) 1807-1826 гг.

2) Сколько входило реформаторов в «Негласный комитет?»

а) 5;

б) 4;

в) 6.

3) Сколько человек входило в «Непременный совет?»

а) 10;

б) 9;

в) 12.

4) Соотнесите правильно даты и события:

а) 1802 1) указ о вольных хлебопашцах

б) 1804 2) реформа народного просвещения

в) 1803 3) реформа высших органов власти

5) Результат «Негласного комитета»:

а) ограничение самодержавия;

б) неограниченная власть;

в) укрепление самодержавной власти.

6) Выберите, какие указы издал Александр I в 1801 году:

а) право крестьян и мещан покупать ненаселенные земли;

б) «Жалованная грамота» городам;

в) «Жалованная грамота» дворянам;

г) об открытии границ;

д) пропуск произведений за границу;

е) улучшение жизни заключенных.

7) Выберите, какие министерства не были образованы:

а) военное

б) морское

в) народного просвещения

г) иностранных дел

д) юстиции

е) коммерции

ж) внутренних дел

з) финансов

и) торговли

к) экономики

8) О чем реформа народного просвещения:

а) доступно образование только для богатых

б) доступно образование для «Низших слоев»

в) обучение в учебных учреждениях стало платное

Ответы (1 - б, 2 - б, 3 - в, 4 - 1в 2в 3а 4б, 5 - а, 6 - абвгде, 7 - ик, 8 - б).

© 2010-2022