Методическая разработка открытого урока Начало Великой Отечественной Войны

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»



Методическая разработка

Открытого урока

Тема: «Начало Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг.»

Методическая разработка открытого урока Начало Великой Отечественной Войны



г. Хабаровск, 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе зарождения и развития информационного общества в образовании ключевое значение приобретают проблемы, связанные с организацией образовательного процесса.

Образовательный процесс должен строиться с применением новых информационно-коммуникационных технологий и новых моделей деятельности. Поэтому возникает необходимость в новом уровне профессиональной компетентности (грамотности) всех участников образовательного процесса, соответствующем запросам информационного общества.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе поможет систематизировать и рационализировать подачу информации, с точки зрения структуризации и оптимизации ее восприятия, без четко определенных междисциплинарных границ, что позволит приспособить развитие индивидуальных механизмов адаптации обучаемого к условиям быстро меняющегося мира, развить способности, позволяющие обеспечить постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

Тема открытого урока выбрана не случайно. К сожалению, чем дальше от нас события Второй Мировой войны, тем меньше мы ее помним и знаем. Забыть недалекое прошлое, значит, забыть себя, свое место в истории.

Сегодня задача патриотического воспитания молодежи становится актуальной. Уроки истории способны привить чувство гордости за свою Родину, уважение за свой народ, следовательно, должны решать задачи гражданского образования, поэтому все страницы истории России и «белые пятна» должны быть подробно рассмотрены, проанализированы и объективно оценены.

Модель урока представлена в рамках рабочей программы учебной дисциплины «История», определяющей частью которой является Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня (приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312), в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Полученные на уроке знания по данной теме позволяют учащимся понять наиболее важные аспекты ситуации, сложившейся накануне Великой Отечественной войны, которые наложили отпечаток на дальнейший ход военных действий.

Цели урока успешно реализуются за счет применения инновационных технологий:

- кейс - метод;

- проблемное обучение;

- исследовательский метод;

- информационно - коммуникационная технология обучения.

Задания и материалы направлены на развитие творческого мышления учащихся. При распределении учебных заданий учитывались индивидуальные способности обучающихся.

Домашняя подготовка помогает овладению методами научного познания, формированию опыта исследовательской и творческой работы, что способствует росту мотивации изучения исторического материала и качеству его усвоения.

Используемые на уроке инновационные образовательные технологии направлены на повышение качества обучения, активизацию учебного процесса и деятельности обучающихся. Способствуют повышению уровня компетенций обучающихся, их творческих способностей и самостоятельности.

В данной разработке представлена мультимедийная презентация обучающегося по теме «Великая Отечественная война» из второго структурного элемента урока - изучение нового материала и организации самостоятельной работы учащихся по его осмыслению и усвоению

Цели открытого урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны, сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной Войны. Раскрыть причины неудач на первом этапе войны

Развивающая: способствовать развитию логических умений: анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающая: Способствовать патриотическому воспитанию учащихся, развить чувства национальной гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

  1. раскрыть цели германского командования в войне против СССР;

  2. указать на справедливый всенародный характер Великой Отечественной войны;

  3. рассмотреть события на советско-германском фронте в контексте хода Второй мировой войны;

  4. подробнее остановиться на причинах военных неудач Красной Армии на начальном этапе войны.

Содержание данного урока отобрано в соответствии с целями и задачами урока, позволяет изучить проблемы первого этапа войны, внимательно рассмотреть коренной перелом в ходе войны (причины и последствия), акцентировать внимание на участии земляков и их вкладе в Победу (региональный компонент).

Технологии и методы:


Применяются следующие виды деятельности:

  • фронтальный опрос;

  • Индивидуальная работа, когда учебное задание выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.

Активный метод обучения - (деятельностная организация познавательного процесса при изучении содержания рассматриваемой темы урока, выполнении учебной задачи), развивает способность преобразования полученной информации.

Проявляется в умении делать выводы, аргументировать, осуществлять творческую деятельность во внеурочное время (сбор материала, ИКТ, СМИ, в библиотеке, в архивах и др.)
На уроке реализуются меж предметные связи (социология, география, литература, экономика, обществознание), создаются условия для усвоения учащимися ключевых понятий по теме урока.

Основные требования к уровню знаний и умений:
знать

- основные этапы и тенденции развития международных отношений и внешней политики СССР накануне Второй мировой войны;

- причины и последствия Второй Мировой войны;

уметь

- раскрывать сущность и значение отдельных событий;

- сравнивать позиции стран, лидеров в конкретных ситуация, давать им оценку.


План урока:

I. Обстановка накануне Великой Отечественной войны.

II. Причины, характер, периодизация войны.

III. Цели Германии и СССР в войне.

IV. Начало войны.

V. Оборонительные сражения летом - осенью 1941 года.

VI. Битва за Москву.

Структура урока:

Организация учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний по пройденной теме.

  2. Изучение нового материала и организации самостоятельной работы учащихся по его осмыслению и усвоению.

  3. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.

  4. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

  5. Рефлексия

  6. Подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки отдельным учащимся за работу в течение всего урока.

Оборудование и оснащение урока:

Средства ИКТ: компьютер, проектор, экран, презентация "Великая Отечественная Война", сообщения учащихся Наглядные пособия: выставка литературы по Великой Отечественной войне.

Дидактические материалы: карточки и индивидуальные карты по периодам Великой отечественной войны.

Литература для подготовки к уроку:

1. Газета История №37, 1-7 октября 2004 г., статья «начало великой отечественной», автор М.Чернова.

2. Газета История №39, 16-22 октября 2004 г., статья «Советский Союз в 1939-1991 годах», автор А.Головатенко.

3. Великая Отечественная война - цифры и факты, книга для учащихся старших классов и студентов, Под ред. Г.Ф.Кривошеева, Москва «Просвещение» 1995.

4. Н.В.Кузьмина История - внеклассные мероприятия, Издательство «Учитель» 2004.

5. Журнал «Преподавание истории и обществознания» №2, 2003.

Опережающее домашнее задание:

  1. Прочитать о международной политике европейских государств накануне второй мировой войны.

Индивидуальные задания:

- подготовить рассказ о Р Зорге, Гастелло, защитников Бретской крепости.

- подготовить рассказ битве за Москву






Содержание урока (краткий конспект)

I. Организация учащихся к уроку

Здравствуйте! Садитесь! Я рада снова Вас видеть! Сегодня у нас с вами урок истории. Староста кто отсутствует. Итак давайте вспомним то что проходили с вами на прошлом занятии.

II.Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны:

1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?

а) Западная Белоруссия;

б) Западная Украина;

в) Бессарабия;

г) Варшавское королевство;

2. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?

а) на Францию

б) на Чехословакию

в) на Англию

г) на Польшу

3. Что послужило причиной исключение СССР из Лиги Наций?

а) Присоединение Западной УКРАИНЫ И Западной Белорусии;

б) Договор с Германией

г) война с Финляндией

4. Когда был образован СССР?

а) 7 ноября 1917;

б) 30 декабря 1922 г.;

в) 1 сентября 1939 г.

6. Годы советско-финляндской войны:

а) ноябрь 1939-март 1940г.;

б) май 1918-ноябрь 1920;

в) 1912-1917 г.

7. Принятие СССР в Лигу Наций:

а) 1939 г.;

б) 1934 г.;

в) 1940 г..

8. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;

б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;

в) заключение пакта о ненападении.

Оценивание теста:

«5» - 8-7;

«4» - 6-5;

«3» - 4

«2» - 3-2

Ход урока:

III. Изучение нового материала и организации самостоятельной работы учащихся по его осмыслению и усвоению

Как вы считаете исходя их пройденного материала, какой должна быть наша следующая тема

Как вы думаете какие цели мы сегодня перед собой поставим?

Какое чувство должна вызвать у вас эта тема? (чувства патриотизма , гордости за подвиг советского народа.

Наш план работы выведен на экран, ознакомьтесь с ним и Артем озвучь нам его пожалуйста

Давайте ребята с вами ознакомимся с проблемным вопросом ответ на который мы должны дать в конце урока.

Преподаватель: постановка проблемного задания. Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

Для ответа на этот вопрос мы с вами заслушаем сообщение Артема об обстановке в мире накануне нападения Германии на Советский Союз.

I. Обстановка накануне Великой Отечественной войны. Слайд 7 -8

Необходимо проанализировать - какая обстановка сложилась накануне ВОВ.

Ваша задача слушая сообщения записать в тетради ключевые слова существительные.

Самолеты, вторжение, нарушение, агентура, война, Слухи, информация, разведка, Доклад, недоверие, Сталин

Сообщение - мультимедийная презентация учащегося «Обстановка накануне ВОВ».

Запись в тетрадь основных положений материала

Сообщение учащегося Ткаченко Артема

«Германия с весны и 1941 года стала совершать враждебные действия против СССР.

Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное пространство СССР. Постепенно эти нарушения из единичных перешли в систематические.

Через советскую границу перебрасывалась вражеская агентура с разведывательными и диверсионными целями.

Советское руководство получало от Соединенных Штатов и Англии информацию о готовящемся нападении на СССР.

В дипломатических кругах усиленно циркулировали слухи о предстоящей германо-советской войне и даже называли точные даты.

Однако Сталин сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США для того и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну.

Советская разведка также с весны 1941 года постоянно докладывала Сталину о том, что Германия готовится к нападению на СССР.

В Москву поступило донесение из Берлина, в котором говорилось, что фюрер подписал директиву о войне против СССР.

«Берлин информировал посла в Японии, что немецкое наступление против СССР начнется во второй половине июня» - это текст шифрограммы, был послан из Токио в Москву знаменитым советским разведчиком Рихардом Зорге летом 1941 года, в канун германского вторжения.

Ребята все ли Вы знаете кто такой Рихард Зорге?

Сталин не доверял агентам.

Относительно одного из них даже написал наркому госбезопасности Меркулову примерно за 5 дней до войны: «Может, послать ваш «источник» из штаба германской авиации к е… матери. Это не «источник», а «дезинформатор». И. Ст.».

Нападение Германии на СССР назначено на 22 июня, Сталин собственноручно начертал такую резолюцию: «Эта информация является английской провокацией. Разузнайте, кто автор этой провокации, и накажите его».

Он полагал, что война начнется не ранее лета 1942 года, так как считал, что Гитлер не сможет начать военных действий пока не разгромит Англию.

Играло свою роль и усыпление бдительности - советские военные постепенно привыкли к постоянным и многочисленным нарушениям границы со стороны немецких самолетов и якобы заблудившихся солдат.

А граница, передвинутая в соответствии с секретным протоколом к пакту Молотова - Риббентропа, еще не была оборудована и провоцировала на подобные шаги обе стороны.

На этот счет в «Военном дневнике Буденного» есть следующее признание за несколько часов до начала войны: «Нарком обороны делает оборонительную линию по всей новой границе после 1939 года и вывез все вооружение из бывших укрепленных районов и свалил его кучами по границе»… Чуть погодя Буденный напишет: «Оружие сваленное… попало к немцам, а бывшие укрепрайоны остались обезоруженными».

Спасибо Артем, скажите мне пожалуйста ребята Какие слова вы записали

IV Кейс - метод: На основании изложенного материала вам необходимо ответить на следующие вопросы:

Учащиеся, получив основные положения теоретического материала, разделяются на группы для рассмотрения проблемных заданий, которые были поставлены перед ними и требуют самостоятельного решения со стороны обучающихся

I группа.

На основании просмотренной презентации и пакета документов (Приложение 1) ответить на вопросы:

• Существовала ли в 1941 года угроза нападения СССР на Германию?

• Была ли наша страна готова к войне?

• Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

II группа. При помощи раздаточного материала определить:

• Причины войны.

• Характер войны со стороны Германии.

• Характер войны со стороны СССР.

• Цели Германии в войне.

• Цели СССР.

III группа. При помощи раздаточного материала определить:

• Периоды ВОВ.

• Дать их краткую характеристику периодизации войны.

IV группа. При помощи раздаточного материала охарактеризовать соотношение вооруженных сил Германии и СССР накануне ВОВ.

Время работы на данный вид деятельности 10 минут

Вы должны назначит спикера, который будет представлять интересы вашей группы.

Преподаватель:22 июня 1941 года - началась Великая Отечественная война.

II. Причины, характер, периодизация войны.

Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний

Ответы учащихся II - III групп

Ребята давайте с вами определим причины и характер войны. Для этого мы заслушаем результаты работы первой и второй группы и запишем в виде таблицы основные положения выступления в тетрадь.

Сверьте свои записи с записями на слайде (13 слайд)

Запись в тетрадь основных положений материала

Теперь давайте озвучим и запишем причины и цели войны. (вторая группа)

Ответы 2 группы

Причины войны:

• стремление Германии к мировому господству

• борьба империалистических блоков за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала.

Характер войны:

• со стороны Германии война носила захватнически характер

• для СССР - война была справедливой и освободительной

Ответы 2 группы

III. Цели Германии и СССР в войне.

Цели Германии в войне:

1. Ликвидация СССР и социализма.

2. Колонизация страны. Уничтожение 140 млн. «лишних» людей и народов.

3. Ликвидация демократических государств Западной Европы, лишение их национальной независимости и подчинение Германии.

4. Завоевание мирового господства.

Преподаватель обобщает ответы учащихся I - III группы

Цели СССР определились в ходе войны:

1. Защита свободы и независимости страны и социалистических идей.

2. Освобождение порабощенных фашизмом народов Европы.

3. Создание демократических или социалистических правительств в соседних странах.

4. Ликвидация германского фашизма, прусского и японского милитаризма.

Невозможно изучать какое либо событие не зная его периодизации, на этот вопрос нам ответит представитель третьей группы, ваша задача выделить основные периоды, теперь давайте сравним результат вашей работы с информацией на слайде.

Ответы 3 группы

Периодизация войны:

Первый период - от начала войны 22 июня 1941 года до ноября 1942 года, до разгрома немецко-фашистских сил под Сталинградом.

Это был начальный период войны, когда Красная Армия, неся огромное потери, была вынуждена оставить большие территории и вела тяжёлые оборонительные бои против гитлеровских агрессоров.

Второй период - от поражения фашистских войск под Сталинградом до конца 1943 года.

В это время проходил коренной перелом в ходе войны в пользу Советского Союза.

Третий период (1944 - 1945) - время решающих побед Советской Армии над фашистской Германией и милитаристской Японией, когда вражеские войска были полностью изгнаны за пределы СССР и началось освобождение от фашистской оккупации Восточной Европы, завершившейся полным крахом Германии и ее безоговорочной капитуляцией.

Окончанием всей второй мировой войны стал разгром Японии на завершающем этапе третьего периода.

Преподаватель дает основные положения материала на основании мультимедийной презентации «Начало Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года - началась Велика Отечественная война.

На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всем протяжении западной границы

Ответы учащихся 1 группы

Было ли нападение германии внезапным?

Начало 1941 года - немецкое командование разработало план ведения войны с Советским Союзом «Барбаросса». Гитлер делал ставку на молниеносную войну: немецкие войска должны развивать мощное наступление и захватить жизненно важные центры к зиме 1941 года.

Командующие немецкими армиями: Немецкий военачальник, генерал-фельдмаршал. Командующий группы армий «Центр» Федор фон Бок, Немецкий военачальник, Генерал фельдмаршал. Командующий группы армий «Север» Вильгельм фон Лееб, Немецкий военачальник, генерал-фельдмаршал, командующий группой армий «ЮГ» Гердт фон Рундштедт.

Давайте посмотрим как все начиналось ….

Видеофайл наступления немецких войск (6 минут)

22 июня - в полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел Молотов. Свое обращение он закончил словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В стране началась всеобщая мобилизация.

Для управления фронтами была создана Ставка Верховного главнокомандования.

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 г. был назначен И. В. Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

В этот же день был принят план, который предусматривал перевод всей промышленности на выпуск военной продукции.

10 июля 1941 года созданы главные командования основных фронтов

Командующим Юго - западным фронтом был назначен Семен Михайлович Буденый, командующим Северо-западным фронтом - Климент Ефимович Ворошилов и командующим западным фронтом - Семен Константинович Тимошенко.

Преподаватель: вопрос учащимся

Преподаватель: по каким направлениям шло наступление немецко - фашистских сил летом 1941 года?

Слайд 28

Направления ударов немецко - фашистких войск летом 1941 года.

• Группа армии «Север»: Прибалтика - Ленинград

• Группа армии «Центр»: Минск - Смоленск - Москва

• Группа армии «Юг»: Западная Украина - Юго-Восток

Ответы учащихся (Настя Соколова)

Нападение немцев началось с артиллерийских ударов по пограничным укреплениям, шла бомбардировка аэродромов, железных дорог, линий связей. Нарком Тимошенко, не зная реальной обстановки, дает директиву изгнать немцев и разгромить вражеские войска на их территории, что было выгодно немцам. Многие советские войска попадают в окружение.

Оборонительные сражения 1941 года

07-09. 1941 года - оборона Смоленска, город сдан немцам.

07-08. 1941 года - героическая оборона Киева

08-10. 1941 года - оборона Одессы

11. 1941года - начало обороны Севастополя

09. 1941 года - начало блокады Ленинграда

Все города были сданы немцам

Каковы причины неудач Красной армии в первые месяцы войны?

Причины:

1. Внезапность нападения Германии на СССР.

2. Личные ошибки Сталина в определении сроков начала войны и оценке планов Германии (Фролова)

3. Высокая техническая оснащенность немецкой армии.

4. Богатый боевой опыт Германии, накопленный за два года войны.

5. Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими репрессиями.

Как вы думаете каковы итоги первого периода?

Итоги первых дней войны: слайд 31

  1. Немецкие войска захватили: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, Западную Украину; Враг продвинулся вглубь Советского Союза на 350-600 км;

  2. Советские войска потеряли:

3500 самолетов;

6000 танков;

более 20000 орудий и минометов;

  1. Более 100 дивизий понесли тяжелые потери.

В начале октября 1941 г. стратегический фронт на главном, московском направлении оказался прорванным.

Пять советских армий были окружены в районе Вязьмы.

20 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении . Обстановка достигла критического рубежа, когда противник форсировал канал Москва - Волга и частично прорвался к Химкам.

Какую роль сыграли оборонительные сражения в 07-09 1941 года в срыве планов Германии?

Правильно гитлеровцы были задержаны, что дало возможность советским воинам подготовиться к главному сражению этого периода. Московской битве.

Пока Саша нам рассказывает про московскую битву я предлагаю вам внимательно его послушать и ответить на вопрос который будет задан в конце.

VI. Битва за Москву.

Сообщение - мультимедийная презентация учащегося «Оборона Москвы». (Используется материал и презентация из исследовательской работы «Московская битва»).

Сообщение учащегося (Коломийченко)

Таким образом, Германия оккупировала значительную часть западной и юго - восточной областей РСФСР.

Но ни на одном из трех главных направлений наступления немецко - фашисткая армия не смогла добиться решения поставленных задач. Расчеты на легкую победу не оправдались.

Тема моего сообщения: «Оборона Москвы».

В начале сентября 1941 года фашистское руководство приступило к подготовке операции по захвату Москвы.

Наступление на московском направлении нацисты готовили как «генеральное», решающее. Фашистское командование сосредоточило в трех ударных группировках три полевые армии, три танковые группы и большое количество частей усиления - всего 77,5 дивизии (более 1 млн. человек), почти 14,5 тыс. орудий и минометов и 1700 танков.

Поддержку сухопутных войск с воздуха осуществляли 2-й воздушный флот 8-й авиационный корпус, имевшие 950 боевых самолетов.

Войсками командовали генерал-фельдмаршалы Бок, Клюге, генералы Штраус, Гудериан, Гот и др.

Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их, а затем стремительно обойти Москву с севера и с юга с целью её захвата.

Орудия и минометы

760

Более 1400

1:1,8

Танки

990

1700

1:1,7

Самолеты

667

Около 1390

1:2

В 300 км западнее Москвы, в полосе около 800 км, врагу противостояли войска трех советских фронтов: Западного (генерал-полковник И.С. Конев), Резервного (Маршал Советского Союза С.М. Буденный) и Брянского (генерал-полковник А.И. Еременко), насчитывавшие 95 дивизий.

30 сентября 1941г. - началось генеральное наступление немецких войск группы «Центр» на столицу СССР. Танковые группы врага устремились к Калинину, Москве и Орлу.

7 октября, под Вязьмой, в окружение попали части трех советских фронтов - более 660 тыс. человек.

Возникла опасность нападения на Москву через Малоярославец, а позже и через другие направления.

Были захвачены Орел, Калуга, Калинин, Волоколамск, Можайск.

В результате оборона трёх фронтов была прорвана. Дорога на Москву стала открытой.

Но находясь в окружении, советские войска сковывали действия немцев. В сложной ситуации оборона Москвы поручена Г. Жукову. 8 октября из вышедших частей окружения создан Западный фронт во главе с Жуковым.

Немцы пошли вновь в наступление 20 октября - в Москве введено осадное положение. В столице создавались отряды народного ополчения, на защиту Москвы направлялись курсанты военных училищ, с Востока перебрасывались военные части.

Гудериан писал, что «движение техники в некоторых районах частично невозможно». Дожди, прошедшие с 27 октября по 3 ноября, заполнили дороги грязью. То же произошло и в период дождей с 19 по 24 ноября, но грязь была временным эффектом и в определённой местности. Наибольшее воздействие на ход немецких операций оказывала грязь в том смысле, что создавала дополнительные трудности и без того плохо работающей системе тыльного обеспечения Вермахта.

Резкое снижение температуры и серьёзные снегопады начались 4 декабря. 4-7 декабря к началу советского зимнего контрнаступления температура упала ниже минус 18°с. Это сильно повлияло на моральное состояние и здоровье находившихся на фронте немецких солдат.

Но, несмотря на погодные условия в ходе октябрьского наступления группа «Центр» продвинулась на 250 километров.

Большую роль в Московской битве сыграла оборона Тулы. Немцы прорывались к столице с юга через Тулу, но героическая защита нашего города этому помешала.

15 - 18 ноября немецкие войска усиливают наступление. К началу декабря гитлеровцы на отдельных направлениях подошли к Москве на расстояние 25-40 км.

Но ни на одном направлении фашистам не удалось достичь своих целей и прорваться к Москве. Вместе с тем ситуация на фронте складывалась крайне опасная. Обе стороны понесли тяжелые потери.

Уже 4 декабря Гальдер заявил: «Если фельдмаршал фон Бок считает, что нет никаких шансов на то, что в ходе наступления северо-западнее Москвы противнику могут быть нанесены большие потери, ему предоставляется право прекратить наступательные действия».

Советское командование также пришло к выводу о кризисе вражеского наступления.

При наступлении на Москву немецкие части растянулись на 1000 км. от Калинина до Ельца и потеряли пробивную силу. Советское командование во главе с Жуковым разработало план контрнаступления, суть которого заключалась в том, чтобы не дать немцам закрепиться на захваченной территории.

5-6 декабря советские войска перешли в контрнаступление. Были освобождены Калинин, Клин, Солнечногорск, Волоколамск и другие города.

В середине декабря в наступление перешли армии центра Западного фронта и освободили Наро-Фоминск, Малоярославец, Боровск. В начале января контрнаступление завершилось. Враг был отброшен на 100-250 км.

В ходе операции «Тайфун» группа армий «Центр» потеряла около 110 000 человек, в том числе 24 000 убитыми и 5 000 пропавшими без вести. Особенно тяжелый ущерб был нанесен в декабре 1941 г. немецкой технике - 496 танков, 1450 артиллерийских орудий и минометов, 800 противотанковых орудий.

Неудачи под Москвой привели Гитлера в бешенство. Он считал их результатом некомпетентности своих генералов. Особое недовольство фюрера вызывало то, что они не смогли остановить советское контрнаступление зимой 1941г. Доверие Гитлера к своим военачальникам было сильно подорвано провалом операции «Тайфун». Неудача операции «Тайфун» была первым крупным провалом Вермахта в годы Второй мировой войны.

Ребята как вы думаете каково историческое значение Московской битвы

Мы с вами изучили начальный период войны, теперь давайте подведем итог.

Каковы же итоги первого периода войны.

Советские воины с начала войны проявляли примеры героизма и самопожертвования. Ребята приведите примеры из истории которые вам известны.

Приведите примеры героизма советских воинов.

Советские воины с начала войны проявляли примеры героизма и самопожертвования (Н.Гастелло, Эля Лаврова, защитники Брестской крепости Юрзанов кирилл

IV Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Запишите пожалуйста домашнее задание

Выписать и выучить основные даты начала Великой Отечественной войны.

Написать письменный ответ: Какие важные события, на ваш взгляд, способствовали коренному перелому в ходе Великой Отечественной Войны.

V Рефлексия

А теперь давайте с вами установим обратную связь, я предлагаю ответить вам на вопросы выведенные на слайд.

Давайте подведем итоги урока.

(выставлением поурочного балла, оценки отдельным учащимся за работу в течение урока выставляем оценки и коментируем)




Приложение 1

Пакет документов.

Документ 1. Из воспоминаний Г.К. Жукова.

Желая сохранить мир И.В. Сталин полагал, что правительство Англии и других западных государств делают все, чтобы толкнуть Гитлера на войну с Советским Союзом, что оказавшись в тяжелой военной обстановке и стремясь спасти себя от катастрофы, они крайне заинтересованы в нападении Германии на СССР. Вот почему он так недоверчиво воспринимал информацию западных правительств о подготовке Германии к нападению на Советский Союз…

О сроках и планах войны у Сталина было немало сообщений. Большинство из них шло из США, Англии и Германии, но все сообщаемые сроки проходили, информация не оправдывалась, и, в конце концов, Сталин перестал верить в достоверность сообщений.

Документ 2. Из воспоминаний В.М. Молотова.

У меня полдня ежедневно уходило на чтение донесений разведки. Чего там только не было, какие только сроки не назывались. И если бы мы поддались, война могла начаться гораздо раньше.

Документ 3. Из воспоминаний Г.К. Жукова.

Вечером 21 июня мне позвонил начальник штаба Киевского военного округа генерал-лейтенант М.А. Пуркаев и доложил, что к пограничникам явился перебежчик, немецкий фельдфебель, утверждающий, что немецкие войска выходят в исходные районы для наступления, которое начнется 22 июня…

Я тотчас же доложил наркому и Сталину.… Захватил с собой проект директивы войскам, вместе с наркомом поехали в Кремль. И.В. Сталин встретил нас один. Он был явно озабочен…

- Надо немедленно дать директиву войскам о приведении всех войск приграничных округов в полную боевую готовность, - сказал нарком.

- Я прочитал проект директивы. И.В. Сталин заметил:

- Такую директиву сейчас давать преждевременно, может быть, вопрос еще уладится мирным путем. Надо дать короткую директиву, в которой указать, что нападение может начаться с провокационных действий немецких частей. Войска приграничных округов не должны поддаваться ни на какие провокации, чтобы не вызвать осложнений…

С этой директивой немедленно выехали в Генеральный штаб. Чтобы тотчас же её передать в округа. Передача была закончена в 00.30 мин. 22 июня 1941 г.

Документ 4. Из докладной записки Л.П. Берия И.В. Сталину. 21 июня 1941 г.

Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня "дезой" о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это нападение начнется завтра.

То же радировал и генерал-майор В.И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снабдили этих врунов рацией.

Начальник развед управления, где еще недавно действовала банда Берзила, генерал-лейтенант Ф.И. Голиков, жалуется на Деканозова и на его полковника Новобранца, который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей западной границе…

Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г. Гитлер на нас не нападет!

Документ 5. Из бесед Г.К. Жукова с К.М. Симоновым:

Если сравнивать подготовку наших кадров… в 1936 г. и в 1939 г., надо сказать, что уровень боевой подготовки воск упал очень сильно, Мало того, что армия, начиная с полков, была в значительной степени обезглавлена, она была еще и разложена этими событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя растерянными, неспособными навести порядок.

…То, как трактуют внезапность сейчас, да и как трактовал её в свое время Сталин, - неправильно, неполно и однобоко. Главная опасность заключалась не в том что, немцы перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях; для нас оказались неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара. Это и есть главное, что предопределило наши потери первого периода войны.

Документ 6. Из воспоминаний А.М. Василевского.

Сталин неоправданно самоуверен, самонадеян, переоценивает свои силы и знания в руководстве войной.

Документ 7. Из проекта выступления Г.К. Жукова на Пленуме ЦК КПСС 19 мая 1956 г.

"На протяжении нескольких лет перед Отечественной войной советскому народу внушалось, что наша страна находится в постоянной готовности дать сокрушительный отпор любому агрессору. На все лады восхвалялись наша военная мощь, прививались народу опасные настроения легкости победы в будущей войне, торжественно заявлялось о том, что мы всегда готовы на удар врага ответить тройным ударом, что, несомненно, притупляло бдительность советского народа и не мобилизовало его на активную подготовку страны к обороне.

Действительное же состояние подготовки нашей страны к обороне было далеким от этих хвастливых заявлений…

До 1941 года у нас было очень мало механизированных соединенийи только весной 1941 года было принято решение о формировании 15-ти механизированных корпусов за счет ликвидации кавалерии, но это решение было крайне запоздалым…

Качество нашей авиацииоказалось ниже немецкой, да и та из-за отсутствия аэродромов была крайне скученно расположена в приграничной полосе, где и попала под удар авиации противника.

Артиллерия,особенно зенитная, была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие чего не имел возможности передвигаться… Очень много артиллерии из-за отсутствия артиллерийских тягачей было брошено при отходе наших войск.

Особенно плохо обстояло дело с руководящими военными кадрами, которые в период 1937-1939 гг., начиная от командующих войсками округов до командиров дивизий и полков включительно, неоднократно менялись в связи с арестами. Вновь назначенные командиры оказались слабо подготовленными к занимаемым должностям. Особенно плохо были подготовлены командующие фронтами и армиями…

Документ 8. Гитлер о судьбе Москвы.

Через несколько недель мы будем в Москве, я сотру этот чертов город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро. Само название "Москва" исчезнет навсегда.

Документ 9. Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16 августа 1941 г.

... Приказываю

1. Командиров и политработников во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.

Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам, вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам. Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последнее возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен - уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи…




Приложение 2

Причины возникновения Второй мировой войны.

Причиной возникновения Второй мировой войны были неразрешимые империалистические противоречия между фашистской Германией и англо-саксонскими странами (Англией с доминионами и США), которые владели фактически 75 % мира (территорией, населением, ресурсами, капиталами). Для Германии это была война за передел мира и за мировое господство. Однако, начав войну осенью 1939 г., Германия не смогла завершить ее в кратчайшие сроки и, несмотря на свое военное превосходство, оказалась перед необходимостью вести войну длительно и в условиях острой нехватки продовольственных, сырьевых и энергетических ресурсов. В этой обстановке Гитлер решил изменить характер войны, превратив ее из войны между двумя группами империалистов в войну всего капиталистического мира против мира социализма, против СССР, и на этой базе заставить Великобританию и США, во-первых, заключить с ним мир, а во-вторых, разделить мировое господство на условиях, продиктованных Германией как "спасительницей мирового капитализма от большевизма". Поскольку Гитлеру было хорошо известно, что в Англии и США имеются влиятельные силы, стремящиеся направить германскую агрессию на Восток, против СССР, то он не сомневался в том, что внезапное нападение на СССР и быстрый (молниеносный) крах его приведут к тому политическому результату, на который он рассчитывал, начиная войну. В случае же отказа англо-саксонских стран добровольно отдать Германии мировое господство, Гитлер рассчитывал, имея в своем распоряжении необъятные сырьевые ресурсы СССР, принудить Великобританию, а затем США военным путем пойти на политическую капитуляцию перед Германией. То есть, можно говорить, что война против СССР была запланирована как часть борьбы за мировое господство, как важный этап на пути подчинения так называемых западных держав и их колониального мира "германскому мировому порядку".

Германия преследовала цели: разгрома СССР и превращение его в колонию: завоевание европейского, а затем и мирового господства. Народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и ее союзников по фашистскому блоку. Наши Вооруженные Силы выполняли также нелегкую, но благородную миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения. По своим масштабам и стратегическому значению Великая Отечественная война на советско-германском фронте стала главной составной частью второй мировой войны, так как основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией выпала на долю нашей страны. В исторических сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы Советские Вооруженные Силы нанесли врагу решающие поражения. Сам Гитлер на секретном совещании в узком кругу руководящего состава вермахта 14 августа 1939 г. в Оберзальцбурге утверждал, что "Россия не собирается таскать каштаны из огня для Англии и уклонится от войны". На совещании 22 июля 1940 г. он опять со всей определенностью заявил: "Русские не хотят войны.. Между тем у вермахта к тому времени уже имелся план вторжения в Россию, приуроченный к началу лета 1940 г.Генерал-майор Эрих Маркс, которому была поручена разработка первого варианта указанного плана, откровенно сетовал на то, что Красная Армия не в состоянии "проявить любезность и напасть" на немцев. Так же он говорил то, что Красная Армия не в состоянии "проявить любезность и напасть" на немцев. То есть сожалел об отсутствии предлога для агрессии. 31 июля 1940 г. фюрер впервые официально сообщил высшему генералитету о своих планах войны против Советского Союза. В этот день Гальдер записал первые исходные данные о плане войны: "Начало - май 1941 г. Продолжительность операции - 5 месяцев. Было бы лучше начать уже в этом году, однако это не проходит, так как осуществить операцию надо одним ударом. Цель - уничтожение жизненной силы России".

В то же время Гальдер в своих дневниках многократно замечает, что "Россия сделает все, чтобы избежать войны" и он не верит "в вероятность инициативы со стороны русских". В оценке обстановки по плану "Барбаросса" немецкое командование тоже исходило из того, что Красная Армия будет обороняться. В директиве по стратегическому развертыванию ОКХ от 31 января 1941 г. сказано: "Вероятно, что Россия, используя частично усиленные полевые укрепления на новой и старой государственной границе, а также многочисленные удобные для обороны выгодные рубежи, примет главное сражение в районе западнее Днепра и Двины... При неблагоприятном течении сражений, которые следует ожидать к югу и северу от Припятских болот, русские попытаются задержать наступление немецких войск на рубеже Днепр, Двина". Подобная оценка возможных действий Красной Армии проходила во многих донесениях германского посла и военного атташе в Москве. В частности, 7 июня 1941 г. посол сообщал в Берлин, что Сталин и Молотов, по наблюдениям сотрудников посольства, делают все, чтобы избежать военного конфликта с Германией. В разведсводке Генштаба сухопутных войск рейха от 13 июня 1941 г. говорилось, что "со стороны русских... как и прежде, ожидаются оборонительные действия". Все это свидетельствует о том, что на самом деле у фашистского руководства не было и не могло быть никаких данных или подозрений о возможности привентивного удара со стороны Советских Вооруженных Сил. По словам германского посла в Москве Ф. Шулленбурга, Гитлер в беседе с ним накануне войны выразил недовольство тем, что Советский Союз невозможно даже "спровоцировать на нападение". Немецкий историк Иоганнес Пукеррорт справедливо отмечал, что гитлеровская "выдумка о превентивной войне преследовала две цели: во-первых, придать нападению на Советский Союз хоть какую то видимость морального оправдания, во-вторых, спекуляцией на антикоммунизме попытаться привлечь на свою сторону западные державы в качестве союзников для разбойничьего "похода на Восток". Руководитель прессы третьего рейха Фриче, привлеченный после войны к ответственности вместе с другими нацистскими преступниками, в своих показаниях на Нюрнбергском процессе свидетельствовал о том, что он организовал после нападения Германии на СССР широкую кампанию антисоветской пропаганды, стараясь убедить общественность в том, что в начавшейся войне повинен Советский Союз, а не Германия. "Должен однако заявить, - вынужден был признаться в Нюрнберге Фриче, - что никаких оснований к тому, чтобы обвинять Советский Союз в подготовке военного нападения на Германию, у нас не было. В своих выступлениях по радио я прилагал все усилия к тому, чтобы запугать народы Европы и население Германии ужасами большевизма". И далее (слова Фриче в беседе с одним из сотрудников Международного трибунала): "Я всегда говорил, что наша вина в развязывании войны против западных держав равнялась примерно 50 процентам, потому, что все-таки они являлись авторами Версальского договора. Но наша вина в войне против Востока - стопроцентная. Это была коварная и неспровоцированная агрессия".

Приложение 3

Основные этапы Великой Отечественной войны. Значение победы над фашистской Германией.

Первый этап войны. Этап стратегической обороны (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.). Осуществление плана «Барбаросса» началось 22 июня 1941 г. широкими бомбардировками с воздуха крупнейших промышленных и стратегических центров, а также наступлением сухопутных войск Германии и ее союзников по всей европейской границе СССР (на протяжении 4,5 тыс.км.) За несколько первых дней немецкие войска продвинулись на десятки и сотни километров. Быстрое продвижение войск противника потребовало экстренных и чрезвычайных мер для перевода огромной страны на военное положение. Уже 24 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о создании Совета по эвакуации под руководством Л.М.Кагановича, А.Н.Косыгина, Н.М.Шверника. 30 июня создается Государственный Комитет Обороны во главе с И.В.Сталиным, которому передавалась вся власть в стране. В июле 1941 г. противник продолжал наступление на всем протяжении советско-германского фронта. Но на западном фронте в ходе смоленского сражения войска фактически созданного вновь Западного и Центрального фронтов в ожесточенных боях смогли остановить группу армий «Центр» и 30 июля вынудили немецко-фашистские войска, рвущиеся к Москве, перейти к обороне. Одновременно разогрелись оборонительные сражения на Лужском рубеже на подступах к Ленинграду Началась беспримерная по своим масштабам и трагизму героическая оборона города на Неве. Эту оборону держал Ленинградский фронт, 15 сентября 1941 г. остановивший врага, под руководством Г.К.Жукова вместе с боевыми кораблями Балтийского флота, сосредоточенными в Кронштадте и устье Невы, и жителями долгие 900 дней и ночей. Войска Юго-Западного и Южного фронтов, оборонявшиеся на Украине и в Молдавии в июле - августе, отходили вглубь советской территории. Им на некоторое время удалось задержать группу армий «Юг» и «Центр» на подступах к Днепру. Однако противник сумел окружить две советские армии в районе Умани и вынудить войска Юго-Западного направления отойти за Днепр. Перенеся основные усилия на Украину, германское командование войсками групп «Юг» и «Центр» нанесло с помощью 2-ой танковой группы Х.Гудериана сокрушительный удар на южном участке фронта, окружив и уничтожив с 15 по 27 сентября 1941 г. основные силы Юго-Западного фронта. Потери советских войск в Киевской оборонительной операции, погибших и попавших в окружение, составили свыше 700 тыс. человек личного состава и много военной техники и снаряжения, что превзошло даже трагические последствия разгрома Западного фронта в Белоруссии. Поражение советских войск на Украине позволили вермахту вновь развернуть наступление на трех основных направлениях советско-германского фронта. На юге противник в октябре-ноябре захватил Донбасс, овладел Ростовом, прорвался в Крым. Но здесь его войска сковала оборона Севастополя, и соединения группы армий «Юг» не смогли через Керченский пролив выйти в тыл советским войскам, оставшимся в низовьях Дона. Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват советской столицы - 30 сентября 1941 г. началась Московская битва. 5 -6 декабря 1941 г. войска Калининского, Западного и правого Юго-Западного фронтов развернули контрнаступление под Москвой, взяв стратегическую инициативу в свои руки. В ходе боев враг был отброшен на 100-250 км на запад, освобождены 11 тыс. населенных пунктов. Развивая успех Ставка ВГК в начале января 1942 г. приняла решение о переходе в общее наступление по всему фронту. Главный удар планировался нанести группе армий «Центр» путем уничтожения ее основных сил в районе Ржева, Вязьмы и Смоленска войсками Северо-Западного, Калининского и Западного фронтов. Армии Ленинградского, Волховского и правого крыла Северо-Западного фронтов должны были разгромить группу армий «Север». Юго-Западный и Южный фронты должны были нанести поражение всей группе армий «Юг» и освободить Донбасс, а Кавказский фронт и Черноморский флот - освободить Крым. Главным итогом Московской битвы и последовавшего за ней общего контрнаступления советских войск была ликвидация угрозы столице и Северному Кавказу, укрепление обороны Ленинграда, освобождение свыше 60 советских городов, разгром до 50 дивизий противника. Руководство Германии к лету 1942 г. основные усилия сосредоточило на южном крыле советско-германского фронта, сделав ставку на захват нефтяных районов Кавказа и плодородных областей Дона, Кубани, Нижнего Поволжья, что позволяло втянуть в войну против СССР Турцию и Японию.

Второй этап войны. Коренной перелом в войне (19 ноября 1942 г. - 31 декабря 1943 г.) В середине ноября 1942 г. положение советских войск оставалось тяжелым. 19 ноября 1942 г., перейдя в наступление у стен Сталинграда, советские войска силами Юго-Западного и Донского фронтов ударами с флангов окружили 22 дивизии и 160 отдельных частей вермахта. По своему значению и размаху Сталинградская битва 1942 -43 гг. превзошла все битвы и сражения прошлого. В ней с обеих сторон одновременно участвовало свыше 2 млн. человек. Эта битва положила начало коренному перелому в войне, массовому изгнанию захватчиков с советской земли. И хотя война продолжалась еще более 2-ух лет, дальнейший ход событий был в значительной степени предопределен. Победа под Сталинградом имела и большое международное значение. Она укрепила в свободолюбивых народах веру в неизбежность поражения гитлеровского блока. Усилилась борьба порабощенных народов Европы против фашистских оккупантов. Турция и Япония отказались от своего намерения выступить против СССР. Укрепилась антифашистская коалиция и возросла роль Советского Союза как ведущей силы этой коалиции. Для СССР 2-я половина 1942 - 1943 стали временем перелома не только на фронтах, но и в работе тыла, в развитии экономики. Несмотря на временную потерю важных экономических районов, рабочий класс, колхозное крестьянство, На кавказском направлении советские войска, перейдя в наступление, продвинулись к лету 1943 г. на 500-600 км, освободив большую часть этого региона. На северном участке советско-германского фронта в январе 1943 г. была прорвана блокада Ленинграда, а в центре после ряда тяжелых боев в январе - феврале 1943 г. были разгромлены острогожско-россошанская и воронежско-касторненская группировки врага, образовался Курский выступ. Командование вермахта планировало летом 1943 г. провести крупную стратегическую наступательную операцию в районе Курского выступа, разгромить советские войска, а затем нанести удар в тыл Юго-Западного фронта и в последующем, развивая успех, вновь создать угрозу Москве. Ставка ВГК приняла план преднамеренной обороны на Курском выступе с целью разгромить в первую очередь танковые группировки врага, а затем перейти в контрнаступление. Далее намечалось общее наступление на западном и на юго-западном направлениях, чтобы нанести поражение группе армий «Центр» и группе армий «Юг» и освободить Левобережную Украину и Донбасс, форсировать Днепр и очистить от врага восточные районы Белоруссии, Таманский полуостров, захватить плацдарм в Крыму. С 5 июля наши войска, упорно обороняясь, остановили врага, вклинившегося на 10-30 км за линию фронта. 12 июля 1943 г. в районе Прохоровки произошло самое крупное в истории войн встречное танковое сражение. В тот же день наши войска перешли в контрнаступление на орловском, а 3 августа - на белгородско-харьковском направлениях. Победа под Курском стала развитием коренного перелома в войне, она ознаменовала окончательный крах наступательной стратегии вермахта. Советские Вооруженные силы удерживали стратегическую инициативу в своих руках до конца войны. После сокрушительного поражения под Курском гитлеровское верховное командование пыталось перевести войну в позиционные формы и придавало большое значение рубежу Днепра. В ходе битвы за Днепр, проводившейся без стратегических перегруппировок, советские войска Юго-Западного и Южного фронтов освободили Донбасс и в конце сентября вышли к реке на фронте от Днепропетровска до Запорожья. Войска 1,2 и 4-го Украинских фронтов освободили Запорожье, Днепропетровск, блокировали противника в Крыму. Войска Северо-Кавказского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией 9 октября освободили Таманский полуостров, овладели плацдармом северо-восточнее Керчи. Отбросив врага на 200-300 км от Москвы, советские войска приступили к освобождению Белоруссии и к концу декабря вышли к Полесью.

Третий этап войны. Освобождение территории СССР и европейских стран. Победа над нацизмом в Европе (январь 1944 г. - май 1945 г.). К началу 1944 г. положение Германии резко ухудшилось, истощались ее материальные и людские резервы. Однако враг еще был силен. Командование вермахта перешло к жесткой позиционной обороне. Производство военной техники СССР в 1944 г. достигло своего апогея. Советские военные заводы производили в 7 - 8 раз, орудий в 6 раз, минометов почти в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем перед войной. Восстановлено свыше 24 тыс. км железных дорог. Сельское хозяйство благодаря героическому труду колхозного крестьянства добилось увеличения производства хлеба, животноводческой продукции. Посевные площади страны увеличились по сравнению с 1943 г. на 16 млн. га. Верховное главнокомандование поставило перед Красной Армией задачу очистить советскую землю от врага, приступить к освобождению европейских стран от оккупантов и закончить войну полным разгромом агрессора не его территории. Главным содержанием зимне-весенней кампании 1944 г. было осуществление последовательных стратегических операций советских войск в составе четырех Украинских фронтов на Правобережной Украине в полосе протяженностью до 1400 км, в ходе которых были разгромлены основные силы групп немецко-фашистских армий «Юг» и «А» и открыт выход на государственную границу, в предгорья Карпат и на территорию Румынии. Одновременно войска Ленинградского, Волховского и 20-го Прибалтийского фронтов нанесли поражение группе армий «Север», освободив Ленинградскую и часть Калининской областей.

Приложение 4

РККА накануне Великой Отечественной войны

Из приказа наркома обороны СССР С.К. Тимошенко «О результатах осенних инспекторских смотров штабов и войск Одесского, Закавказского, Сибирского, Забайкальского, Прибалтийского военных округов и Дальневосточного фронта» (6 ноября 1940 г.)

«В результате смотровых учений установлено:

1. Подготовка пехоты в Одесском и Прибалтийском военных округах - низкая, в Закавказском, Сибирском военных округах и Дальневосточном фронте - посредственная…

2. Подготовка артиллерии - посредственная…

3. Подготовка танковых частей и подразделений в тактическом и огневом отношениях - посредственная…

4. Подготовка авиации - не отвечает современным требованиям…

5. Подготовка войск связи в Одесском и Прибалтийском военных округах - низкая…

8. Подготовка командного состава - неравномерная; большая часть средних командиров подготовлена слабо, особенно низка подготовка у командиров взводов…

9. Подготовка штабов корпусов и дивизий - слабая… Штабы специальных соединений и частей: артиллеристских, танковых и авиационных - подготовлены слабо и не слажены…

Во всех штабах плохо организуется разведка и наблюдение за полем боя…

Организация взаимодействия родов войск - слабое место для всех штабов…»

(Хрестоматия по новейшей истории России. 1917-2004 / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Ч. I. М., 2005)

О Плане стратегического развертывания Вооруженных сил СССР. Из записки наркома обороны СССР С.К. Тимошенко (май 1941 г.)

«…Предполагается, что в условиях политической обстановки сегодняшнего дня Германия в случае нападения на СССР сможет выставить против нас до 137 пехотных, 19 танковых, 15 моторизованных, 4 кавалеристских и 5 воздушно-десантных дивизий, а всего до 180 дивизий… Вероятнее всего, главные силы немецкой армии… всего до 100 дивизий будут развернуты к югу от Демблин для нанесения удара в направлении - Ковель, Ровно, Киев…» (Хрестоматия по новейшей истории России. 1917-2004 / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Ч. I. М., 2005)

РККА в оценках немецких генералов «С русской армией можно не считаться как с военной силой, ибо кровавые репрессии подорвали ее дух, превратили в инертную машину» (ген. фон Бек); «Русский офицерский корпус исключительно плох (производит жалкое впечатление), гораздо хуже, чем в 1933 году. России потребуется 20 лет, чтобы офицерский корпус достиг прежнего уровня…» (Канун и начало войны. Документы и материалы / Сост. Л.А. Киршнер. Л., 1991)

В Советских Вооруженных силах к началу войны имелось 303 дивизии и 22 бригады, из которых в западных военных округах (ЛенВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО) размещались 166 дивизий и 9 бригад. В нихнасчитывалось 2,9 млн человек, 32,9 тыс. орудий и минометов (без 50-миллиметровых, 14,2 тыс. танков, 9,2 тыс. боевых самолетов. Это немногим более половины всего боевого и численного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота. А всего к июню 1941 г. в армии и на флоте в наличии было - 4,8 млн чел. личного состава, 76,5 тыс. орудий и минометов (без 50-миллиметровых минометов) , 22,6 тыс. танков, около 20 тыс. Самолетов. Кроме того: в формированиях других ведомств, состоявших на довольствии в НКО, находилось 74 944 чел.; находилось в войсках (силах) на "Больших учебных сборах" 805 264 военнобязанных, которые были включены в списочную численность войск (сил) с объявлением мобилизации. Группировка войск противника, сосредоточенная у границы с СССР, превосходила советские войска западных военных округов по личному составу в 1,9 раза, по тяжелым и средним танкам - в 1,5 раза, по боевым самолетам новых типов - в 3,2 раза. Хотя всего самолетов и танков в Красной Армии было больше.

Боевой и численный состав вооруженных сил фашистской Германии, ее союзников и СССР к началу Великой Отечественной войны

Вооруженные силы фашистской Германии перед нападением на Советский Союз насчитывали 8,5 млн. чел. В сухопутных войсках (5,2 млн чел.) имелось 179 пехотных и кавалерийских, 35 моторизованных и танковых дивизий и 7 бригад. Из них были развернуты против СССР 119 пехотных и кавалерийских (66,5%), 33 моторизованных и танковых (94,3%) дивизий и две бригады (см. табл. 157). Кроме того у границ Советского Союза приводились в боевую готовность 29 дивизий и 16 бригад союзников Германии - Финляндии, Венгрии и Румынии. Всего в восточной группировке войск фашистской Германии и ее союзников насчитывалось 5,5 млн человек, 47,2 тыс. орудий и минометов, 4,3 тыс. танков и около 5 тыс. боевых самолетов. На вооружении вермахта находились также трофейные танки Чехословакии и Франции.

Таблица 112. Боевой и численный состав вооруженных сил Германии, ее союзников и СССР перед началом Великой Отечественной войны.

Наименование Германия и ее союзники Соотношение сил Германии, ее союзников и СССР СССР

Германия Союзники Германии Всего

Всего: дивизий 214 69 283 0,93 : 1 303

Бригад 7 16 23 1,04 : 1 22

расчетных дивизий 217,5 77 294,5 0,94 : 1 314

У западных границ СССР

дивизий 152 29 181 1,08 : 1 167

Бригад 2 16 18 2,00 : 1 9

расчетных дивизий 153 37 190 1,11 : 1 170,5

Личного состава (млн. чел.) 4,6 0,9 5,5 1,90 : 1 2,9

Орудий и минометов (тыс. ед.) 42,0 5,2 47,2 1,43 : 1 32,9

Танков (тыс. ед.) 4,0 0,3 4,3 0,30 : 1 14,2

Боевых самолетов (тыс. ед.) 4,0 1,0 5,0 0,54 1 9,2 515

Суммарное (общее) отношение сил и средств Германии, ее союзников и СССР 1,19: 1 516

Из таблицы 112 видно, что фашистская Германия и ее союзники превосходили группировку войск СССР у западных границ по количеству дивизий, численности личного состава и уступали по количеству танков (почти в 3,3 раза) и боевых самолетов (в 1,6 раза). Тем не менее, общее превосходство с учетом всех приведенных показателей, было в пользу Германии в 1,2 раза. С выдвижением к западным границам шести армейских объединений, имевших в своем составе 57 дивизий, можно было бы ожидать получение превосходства над противником, однако на их подход и развертывание требовалось не менее месяца. Следует учесть также, что приводимое нами количество соединений, имевшихся в вооруженных силах СССР и Германии перед началом войны, не отражает в полной мере действительного соотношения сил сторон. Выдвинутые к западным границам СССР немецкие дивизии были полностью укомплектованы по штатам военного времени (14-16 тыс. человек в пехотной дивизии). Советские же стрелковые соединения встретили войну с большим недокомплектом личного состава и боевой техники. Например, подавляющая часть стрелковых дивизий при штатной численности 14,5 тыс. чел. фактически имела по списку от 5-6 тыс. до 8-9 тыс. человек. Наиболее слабой их стороной была низкая оснащенность средствами связи, противотанковой и противовоздушной обороны.

© 2010-2022