• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории «Внешняя политика самодержавия в конце XIX – начале XX вв. Русско - Японская война. »

Урок по истории «Внешняя политика самодержавия в конце XIX – начале XX вв. Русско - Японская война. »

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

а

Тема: «Внешняя политика самодержавия в конце XIX - начале XX вв. Русско - Японская война.»

Цель: 1.Сформировать представление об основных внешне-

политических приоритетах России в начале XX в.

Экспансионистские устремления на Дальнем Востоке

/выход к незамерзающим морям Тихого океана/ при сохранении

мира и стабильности в Европе. Раскрыть ход русско - японской

войны , выяснить причины поражения в войне с Японией

2.Продолжить работу над формированием навыков работы с

контурной картой, с документами, дополнительной

литературой, над развитием умений делать выводы,

сопоставлять различные точки зрения.

3. Через осмысление прошлого воспитывать позитивное

отношение к истории.

Основные понятия: Экспансия, агрессия.

Оборудование урока: карта Русско-Японская война 1904 - 1905 года; контурная карта, атлас, карточки.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выполняют самостоятельно задание по теме:

«Россия в мировой истории».


План урока


  1. Внешняя политика Николая II в первый период его царствования

  2. Дальневосточная политика.

  3. Предпосылки русско-японской войны.

  4. Соотношение сил России и Японии на кануне войны

  5. Ход военных действий.

  6. Причины поражения Росси в войне.

  7. Портсмутский мирный договор.


1.Какова была численность населения Российской империи в конце XIX

века:

а) 125.6 млн.чел

б) 130 млн.чел

в) 124 млн.чел

2.Характерные черты развития России. Вставьте пропущенные слова

а) ……….старт________………сроки

становление капиталистических отношений

б)Государственное ________………..

темпы развития промышленности.

3.Напишите термины, соответствующие следующим определениям:

а) хозяйственные объединения, сосредотачивающие в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара -----

б) сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяется объём производственной продукции, цены, условия продажи -----

в) процесс создания крупного машинного производства ------

4.Какие монополистические объединения характерны для российской экономики начала XX века? (подчеркните)

картели, синдикаты, тресты, концерны

5.Что из перечисленного является особенностью российской экономики?

а)Большая роль государства и государственного сектора в экономике;

б)многоукладность;

в)преобладание ввоза капитала над вывозом;

г)равномерность экономического развития по регионам и отраслям;

д)не высокое социальное напряжение.

6.Определить кто и какой пост занимал в государстве.(Привести в соответствие с помощью стрелок)

министр внутренних дел Е.Ю. Витте

министр финансов В.К. Плеве

московский генерал-губернатор Сергей Александрович

7.Российская армия по численности была самой большой в мире, так как:

а)Россия стремилась к новым территориальным захватам;

б)России постоянно угрожали соседние народы;

в)в силу уязвимого геостратегического положения страны.

8.Чем объяснялась особая заинтересованность России в привлечении иностранного капиталов:

а) чрезмерной величиной непроизводительных расходов;

б) преобладание аграрного сектора в экономике;

в) стремление к интеграции в мировую экономику?

Работа над новым материалом

1.Внешняя политика Николая II в первый период его царствования


В 1862 г.был создан Тройственный союз, в который вошли Германия, Австро-Венгрия, Италия. Блок имел агрессивный характер. Германия стремилась усилить своё влияние на Юго-Востоке Европы, В северной Африке, на Ближнем Востоке. Россия обеспокоена тем, что проливы Босфор и Дарданеллы от которых во многом зависели экономическое благополучие, обороноспособность России, попадут под контроль Германии. Нарастает угроза зависимости турецкого правительства от Германии. Большинство ж\д Османской империи оказывается в руках немецких банкиров. В 1899 г.они получили право на строительство ж/д Берлин - Багдад, которая должна стать главной дорогой экономического влияния этой державы на Ближнем Востоке.

С Австро-Венгрией Россия вела давнюю борьбу за преобладание на Балканах.

В 1894 году в период правления Александра III был создан русско-французский союз Антанта/в переводе с французского означает сердечное соглашение /.Цель которого противостоять Тройственному союзу, сдержать его экспансию.

Николай II намеревался продолжить внешнеполитический курс отца, снискавшего лавры миротворца. Миролюбивый характер европейской внешней политики Николая II в начале его царствования вызван был тем, что военно-политический потенциал России значительно уступал потенциалу европейских держав. Тем, что мир в Европе обличал установление господства России в Восточной Азии. Какие же внешнеполитические акции предпринял Николай II для установления мира в Европе? Он инициировал созыв международной конференции по проблемам всеобщего разоружения. В 1899 году в Гааге, столице Голландии миротворческие усилия Николая II на европейской арене были не столь уж бескорыстными.

-Какой характер носила внешняя политика Николая II в начале его царствования?

-Чем был вызван миролюбивый характер европейской внешней политики Николая II


  1. Дальневосточная политика

В конце 19 в. Россия вела активную внешнюю политику на Дальнем Востоке. Перед Россией встали вопросы о вывозе капитала и расширении внешних рынков. Дальний Восток выходит на первый план. Китай богатый различным сырьём, но слабый в политическом и военном отношении, также зависящая от него Корея, были труднодоступны для других европейских государств, с Россией же имели общую границу. Однако Россия столкнулась здесь с неожиданным для себя противником - Японией.

2.2 Краткая справка дана о Японии в учебнике с.22 и подготовила небольшую справку по пройденному материалу курса Новой истории «Япония 13 в»…

2.3 Внутри страны существовали две противоборствующие группировки - сторонники модернизации страны, выступавшие за приоритеты внутренней политики над внешней /С.Ю. Витте, П.А. Столыпин/ и сторонники распространения экспансии на Восток и приобретения новых территорий / А.М. Безобразов, А.П. Извольский/.

3. Предпосылки русско-японской войны.

.

С конца 19 в. многие государства начали борьбу за господство на Тихом океане за раздел Китая. В этой борьбе участвовали Англия, Франция, Германия, Италия, Россия и Япония. В своей захватнической политике на Дальнем Востоке Россия столкнулась с Японией, которая стремилась забрать себе Корею и Маньчжурию, строила планы захвата Сахалина и российского Дальнего Востока. Она провозгласила программу создания «Великой Японии» и стала активно претворять её в жизнь.

В 1894 году Япония ввела свои войска в Корею и начала войну с Китаем, окончившуюся в 1895 году. По условиям договора Япония получила огромную контрибуцию, Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур, Тайвань, Пескадорские острова и установила протекторат над Кореей. Россия при поддержке Франции и Германии добилась пересмотрения условий договора. Япония была вынуждена вернуть Китаю Ляодунский полуостров. Одновременно Россия предоставила правительству Китая крупный заём, а в мае 1896 года заключила с ним оборонительный союз против Японии и договор о строительстве Китайско-Восточной железной дороге /КВЖД/ через Маньчжурию. В 1898 году был заключён договор русско-китайский об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с незамерзающими портами: торговыми - Далли - вань /Дальний/ и военными - Порт-Артур, где сразу же началось строительство военно-морской базы.

В 1900 году Россия вместе с другими великими державами приняла участие в подавлении сентиниостранного восстания ихэтуаней в Китае и под предлогами защиты КВЖД ввела свои войска в Манчжурию. 1902 год под прямым нажимом Японии, заручившейся поддержкой Англии и нейтралитетом Германии Россия вынуждена была 26 марта 1902 года подписать договор с Китаем о эвакуации русских войск из Манчжурии без каких-либо условий. В июле 1903 г Япония предложила России разграничить сферы интересов в дальневосточном регионе: признать Корею японской сферой влияния и лишь область железнодорожного транспорта в Манчжурии зоной российских интересов. Переговоры продвигались медленно. В декабре 1903 года Япония предъявила России ультиматум с требованием в двухнедельный срок принять её условия. Россия вынуждена согласиться, но телеграмма об этом посланнику России в Токио Р.Розену была задержана на японском телеграфе в Нагасаки. 24 января 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией а 26 января началась война.

Россия и Япония вели борьбу за чужие территории. Это была война за сферы влияния. Ив России и в Японии победили мелетаристские настроения. И Россию и Японию подталкивали европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция и Германия объявили о своём нейтралитете, Великобритания и США оказывали активную поддержку Японцам.

4. Соотношение сил России и Японии накануне войны.

Что можно сказать о готовности сторон к войне. О соотношении их сил. С документами по этому поводу у нас работал…

Какой вывод можно сделать о техническом оснащении?

Какой итог войны возможен в сложившейся ситуации?

(Работа с документом №1 . Из воспоминаний А.И. Деникина)

5. Ход военных действий

5.1 НЕ объявляя войны в ночь на 26 января японские миноносцы внезапно напали на русскую эскадру в Порт-Артуре. Вот как это произошло..(Учащиеся цитируют отрывок)

5.2 Знакомство с документом №2. Из дневника императора Николая II

5.3 Беспечность командующего дальневосточной эскадрой адмирала Старка дорого обошлась русским кораблям Японцы вывели из строя броненосцы « Цесаревич» , « Ретвизнан» и крейсер « Паллада».

Одновремнно с нападением, на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, другие японские корабли подошли к корейскому порту Чемульно и вступили в бой с русским крейсером «Варяг» и каноперской лодкой «Кореец».После героического боя с превосходящими силами ( с 6 крейсерами и 8 миноносцами) противника крейсер «Варяг» был затоплен своим экипажем во главе с капитаном 1-го ранга В.Ф. Рудневым.

24 февраля 1904 года в Порт-Артур прибыл вместо адмирала Старка, новый командующий дальневосточной эскадрой вицеадмирал С.О.Макаров. Вступив в командование он развернул энергичную деятельность по укреплению Порт-Артура с моря, по повышению боеспособности русского флота, на Дальнем Востоке. Но 31 марта 1904 г. во время выхода русской эскадры на внешний рейд Порт-Артура флагманский корабль подорвался на японской мине и затонул.

5.4. Неудачами для русских были боевые действия на суше 3-я японская армия осадила с 17 июля Порт-Артур. 1,2,4.-активно действовали против русской армии оттесняя её в глубь Манчжурии.

5.4.1.Август 1904 год сражение под Ляояном японцы попытались окружить и разгромить русскую армию. В боях русские войска показали поразительную стойкость. Японцы потеряли 24 тысячи человек против 15 тысяч у русских. Однако командующий Куропаткин не использовал эту возможность для контрнаступления. Он отступил, уводя армию дальше на север.

5.4.2.С 22 сентября по 4 октября 1904 года сражение у реки Шахэ. Русские заняли надёжные оборонительные позиции, заставив японцев прекратить наступление. Началось « шахэйское сидение» продолжавшиеся несколько месяцев.

5.4.3.Осенью 1904 года японцы предприняли три штурма крепости Порт-Артура. Защитники героически сопротивлялись. Не достигнув никакого результата, японцы основные силы бросают на захват горы Высокой, которая господствовала над крепостью. Бой длился 9 дней и стоил японской армии 7500 солдат и офицеров. 22 ноября японцам удалось захватить гору. Страшным ударом для защитников крепости стала гибель руководителя обороны Порт-Артура генерала Р.И. Кондратенко. Вместо него был назначен генерал А.Н. Стессель 20 декабря сдал Порт- Артур, хотя крепость была ещё в состоянии обороняться. Оборона Порт-Артура проходила с июля по 20 декабря 1904 года.

5.4.4 В феврале 1905 года русские войска потерпели поражение под Мукденом.

5.5. Осенью 1904 года из Балтийского моря на выручку Порт-Артуру была отправлена сначала вторая Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П. Рожественского, а затем и третья под командованием контр-адмирала Небогатова. Они прибыли лишь через 5 месяцев после сдачи крепости. Вторая эскадра Рожественского была разгромлена в Цусимском сражении.Знакомство с документом №2(Из дневника императора Николая II) третья окруженная японским флотом, сдалась без боя 15 мая.

6.Причины поражения России в войне.

6.1.Россия потерпела поражение.

Каковы же причины?

1.Неподготовленность к войне на Дальнем Востоке.

2.Слабость путей сообщения в этом регионе.

3 Отсталость военной экономики.

4. Плохая подготовка части офицерских кадров.

5. Политическая изоляция.

6. Несостоятельность власти в военной и внешнеполитической сферах.

6.2.Эта весть вызвала ненависть к режиму, втянувшему страну в опасную авантюру, она больно ударила по национальному достоинству. Ненависть к стоящим у власти, поставивших великую страну на грань национальной катастрофы. Особенно унизительным казалось то обстоятельство, что Россия терпела поражение не от объединённой коалиции европейских государств, как это случилось в Крымской войне, а от маленькой Японии.

7.Портсмутский мирный договор.

В августе 1905 года в Портсмуте(США) был заключён мирный договор, нашу делегацию представлял С.Ю.Витте, по которому Россия:

  1. уступала Японии Южный Сахалин;

  2. аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром;

  3. Россия признавала Корею сферой интересов Японии;

  4. Россия и Япония должны были вывести войска из Японии.


  1. Просмотр фильма о Русско-Японской войне.

(Фильм будет одновременно как дополнение и закрепление. Здесь будет 2 теста, на которые надо будет ответить)

9.Сообщение о контр-адмирале Н.И. Небогатове.


Оценка Н.И. Небогатого как личности и флотоводцу была дана в воспоминаниях тех людей, которые с ним служили, его знали. Какова ваша позиция?

«Никто не бывает от природы ни высоким, ни низким - лишь собственные дела ведут человека к почёту или презрению» (Древнеиндийская мудрость)

Реже с «Варяга» несётся

К ворогу грозный ответ

«Чайки» снесите Отчизне

Русских героев привет

Миру всему передайте,

«Чайки», печальную весть,

В битве врагу мы не сдались -

Пали за русскую честь.

10.Итог урока

1.Причины поражения России в Русско-Японской войне.

2.Условия Портсмутского мирного договора.

Слушаем песню «Варяг»

11.Домашнее задание

Параграф 6 (записи в тетради)




© 2010-2022