Урок истории на тему В Александрии Египетской (5 класс)

Конспект урока истории на тему "В Александрии Египетской" разрабатывался для сельской школы, поэтому в ходе урока задействовано небольшое количество человек. Не секрет, что сейчас в сельских школах от 2 до 5 человек в классе. И такой класс, наверно, сложнее чем-то увлечь и заинтересовать. Выручают конечно современные технологии. Тем более, что программа пятого класса, включающая мифы и легенды, да и бурная фантазия пятиклассников позволяют проводить уроки в форме путешествия во времени, что разн...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: В Александрии Египетской.

Цели :

Образовательная - подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

Развивающая - развивать монологическую речь учащихся, способность к самостоятельному оценочному суждению;

Воспитательная - воспитывать у учащихся интерес к культуре и истории стран Древнего Востока.

Оборудование: карта «Завоевание Александра Македонского в IV в. до н.э.».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Проверка наличия тетради, ручки, учебника, дневника.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поход Александра Македонского на Восток».

Работа с классом. Решение задачи.

- Поэма Гомера «Иллиада» сопровождала Александра Македонского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Иллиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр?

- Ребята, попробуйте охарактеризовать личность Александра Македонского, что вас привлекает в этой личности и что не нравится?

Подготовка устного ответа по карточке (1 чел.).

Примерный ответ уч-ся: Александр Македонский был прав, так как поэма посвящена Троянской войне, об одном из её героев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно, поэтому Александр возил с собой эту поэму.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него одноклассников.

Примерный ответ:

Армия персов состояла из наёмников, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить. Покорённые и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

Самостоятельное определение темы урока

Молодцы! А теперь ответьте на вопрос, какой город основал Александр Македонский в дельте Нила? В этом городе он сам разметил места будущих площадей, улиц и храмов.

Ответ: Александрия Египетская

Сообщение темы, плана, целей урока.

Учитель записывает на доске тему и план урока.

План:

  1. Распад державы Александра Македонского.

  2. В Александрийском порту.

  3. На улицах и площадях.

  4. В александрийском Музее.

Запись темы и плана в тетрадь

Переход к изучению нового материала







































Работа с историческим документом

Работа с презентацией

Рассказ учителя:

Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III в. до н. э. держава Александра Македонского распалась на множество государств.

Работа учителя с настенной картой

Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Ещё в период осуществления своих военных походов Александр на покорённых территориях основывал новые города. Названия городов носили его имя. Одним из самых красивых городов Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.

Давайте ознакомимся с достопримечательностями города Александрии.

Знаменитый Александрийский маяк на о.Фарос был одним из 7 чудес света.

Для города, расположенного на берегу мелкой, каменистой бухты он был просто необходим. Под куполом маяка находилась статуя Посейдона.

Факел горел всю ночь, его свет усиливали специальные металлические зеркала.

Топливо для факела доставляли в тележке запряженной парой осликов, которые поднимались по винтообразной, пологой лестнице. Путь наверх занимал около часа. Александрия была выстроена по единому плану, её улицы пересекались под прямыми углами. Главная улица тянулась более чем на шесть километров. Культурным центром всего Средиземноморья был Александрийский МУЗЕЙОН, «место где обитали музы». В Музейон входили - обсерватория, ботанический сад, зоопарк, библиотека со 100 тысячами папирусов. Здесь же хранились произведения искусства.

Задание №1.

Каким цветом обозначены государства, на которые распалась держава Александра Македонского?

Задание №2.

Какие объекты можно выделить на территории города Александрии?





Ребята, а сейчас мы поработаем с документом, благодаря которому узнаем ещё много интересного о городе Александрии и её достопримечательностях.

  1. Существовал ли специальный план застройки города?

  2. Какие здания существовали в городе?



  1. Что такое Мусей?



  1. На какие средства существовали учёные?



  1. Какая часть царского дворца называлась усыпальницей?







Учащиеся следят за рассказом учителя по атласам.





Учащиеся обращают внимание на презентацию

















Работа с атласом и контурными картами

Ответ учащихся: коричневым - Македония, оранжевым - Сирия, жёлтым - Египет.

Ответ учащихся: это Мусей, гимнасии, театр, театр, стадион, ипподром, маяк, царский дворец, порт.



Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы учителя.

Да, существовал, так как улицы пересекаются под прямым углом.

Это дворцы царей, которые соединены между собой, святилища, куда могли ходить все жители города.

Это научные или учебные учреждения, библиотека и место, где жили и работали люди.

Они имели жалованье, которое получали от государства.

Это та часть, в которой были захоронены цари, в том числе и Александр Македонский.

Закрепление пройденного материала

Вы все сегодня хорошо поработали, молодцы! А сейчас давайте закрепим всё то, что мы узнали нового на уроке. Для этого ответим на вопросы:

Почему Александр Македонский построил город Александрию похожим на греческие города?

Почему александрийский Мусей и музеи наших дней называются одним и тем же словом?



Вероятно, он понимал значимость культуры древних греков, поэтому всё лучшее пытался перенимать у них.

Потому что музей - своеобразный источник информации, знаний человека.

Подведение итогов урока

Итак, мы узнали много нового и интересного. Давайте попробуем сформулировать выводы.

Закончить предложения:

На уроке я узнал…

Самым интересным было…

Учащиеся делают выводы, что они узнали нового и интересного на уроке.

Комментированное выставление оценок

Вы сегодня потрудились на славу!

Домашнее задание

Прочитать параграф 43, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по истории Древней Греции, для этого ответить на вопросы на странице 202.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Приложение

Карточка

Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»

Для этого вспомни:

- Почему армия Александра Македонского была сильнее, чем армия персов?

- Чего хотела знать Персидской державы?

- Почему многие народы Персидской державы встречали Александра Македонского как освободителя?

- Какую роль сыграл лично Александр в этом походе?

- Какие государства покорил Александр Македонский? Воспользуйся картой.



© 2010-2022