Статья Гуситские войны в Чехии 1419-1435

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ян Гус и гуситское движение в Чехии в XV веке.

В начале XV в. во главе широкого оппозиционного движения против католической церкви и чужеземного засилья встал великий чешский патриот профессор Пражского университета Я Гус (1371-1415). Он родился в бедной крестьянской семье в местечке Гусениц в Южной Чехии. Окончив Пражский университет, Гус стал магистром, затем деканом, а в 1409 г. - ректором этого университета. Это был первый чех-ректор. В своих проповедях в Вифлиемской часовне и лекциях в университете Ян Гус обличал безнравственность, жадность высшего духовенства, требуя коренной реформы церкви, секуляризации церковной собственности и полного подчинения церкви государству. Гус критиковал не только высшее духовенство, но и всех богачей, эксплуатировавших и угнетавших простой народ. Это создало ему широкую популярность среди крестьянства, бюргерства и городской бедноты. Ян Гус решительно выступал против продажи индульгенцией (грамот об отпущении грехов) и платы за церковные обряды. Он требовал введения жестоких наказаний для духовных лиц, приобретавших за деньги духовный сан и допускавших порочащие их звание поступки.

Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора? » - говорил Гус.

Гус выступал против немецкого засилья. В частности в Пражском университете, у руководства которого стояли немецкие магистры. Он требовал, чтобы чехи были хозяевами в своей стране, ратовал за развитие чешской образованности и культуры. Патриотическое движение в стране заставило короля Вацлава IV издать в 1409 г. Кунтогорский эдикт, по которому руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.

Ян Гус перевёл на чешский язык Библию, лишив клир исключительного права толковать её верующим. Этот перевод и другие труды Гуса (в частности, его работы по чешской грамматике) заложили основы литературного чешского языка.

От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы - переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви её богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчинённая не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья ныне время войны и меча», - утверждал Гус.

У Гуса были талантливые ученики и последователи, которые выдвигали ещё более радикальные реформационные идеи. Крупный учёный и общественный деятель Иероним Пражский призывал народ к расправе с католическим духовенством. Он отвергал иконы мощи и все католические обряды. Другой проповедник - Николай из Дрездена, по происхождению немец, требовал полной свободы проповеди и лишения духовенства мирских благ.

Папа обвинил Гуса в ереси и потребовал его выдачи и наказания. Король Вацлав IV, заинтересованный в проведении церковной реформы собственности в пользу государств, ограничился только временным удалением Гуса из Праги.

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать пред крестьянами.

Собор в Констанце. Расправа над Гусом.

Реформационное движение в Чехии вызвало тревогу среди духовенства и светских феодалов других государств Европы. Католическое духовенство и государи опасались, что удар, нанесённый в Чехии, потрясёт основы церкви и подорвёт её авторитет также и в других странах. Особенно большую тревогу вызвали успехи чешской Реформации среди немецких князей и у германского императора, для которых католическая церковь являлась орудием порабощения соседних славянских народов. « Чешский вопрос» приобрёл большое международное значение. Император Сигизмунд пригласил Гуса в имперский город Констанц на церковный собор, созванный там в конце 1414 года, при этом Гус получил охранную грамоту императора, гарантировавшую ему полную безопасность, которую потом император предательский нарушил. Одним из главных вопросов, стоявших на соборе, был вопрос о « гуситской ереси». Уверенный в своей правоте Гус принял приглашение и отправился в Констанц. На пути в Констанц Гуса повсюду приветствовали массы населения не только чешских, но и многих немецких сёл и городов, как признанного проповедника-реформатора. Реформационное учение Гуса, направленное против богатств и привилегированного положения католического духовенства, было понятно и близко народным массам Германии.

По прибытии Гуса на собор его не стали выслушивать, а предъявили обвинения в ереси, потребовали отречься от своих «еретических заблуждений». Однако Гус оставался непреклонным. Тогда его предательски схватили, заковав в кандалы, и полгода держали в сырой и холодной темнице.

Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. 6 июля 1415 г. собор постановил сжечь все сочинения Гуса, а его самого как нераскаявшегося и непримиримого еретика, передать в руки светской власти для « наказания». В тот же день Гус мужественно встретил мучительную смерть на костре. Такая же участь 30 мая 1416 года постигла и Иеронима Пражского, который отправился в Констанц, чтобы помочь своему другу.



© 2010-2022