Конспект урока Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока: «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады».

Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок изучения нового материала и закрепления знаний).

Цели:


  • Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в.

  • Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.

  • Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • суть и характер реформ Ивана IV

  • органы управления государством во второй половине XV в.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • централизованное государство

  • Земский собор

  • Избранная Рада

  • стрелецкое войско

  • Судебник

Учащиеся должны уметь:

  • умения передавать содержание текста в сжатом виде

  • проводить информационно-смысловый анализ текста

  • формулировать выводы

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

Средства обучения: учебник, исторические источники.

Используемые технологии: проблемное обучение, мозговой штурм, технология развития критического мышления.

Ход урока.Сегодня на уроке мы начнем разговор об Иване IV, получившем прозвище Грозный. Нам предстоит познакомиться с первым периодом его правления и дать ему оценку. Этот период связан с проведением реформ, серьёзно изменивших структуру государственной власти.

Запишите тему, план урока.

  1. Боярское правление в начале XVI в.

  2. Личность Ивана IV.

  3. Укрепление центральной власти

  4. Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.

В ходе урока необходимо будет выяснить каковы были цели реформ,проведенных в середине 16 века.

Записывают в тетрадь тему и план

2. Боярское правление

Иван родился в 1530 г.Посмотрите на доску , там указаны годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)

Как вы думаете, мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет. Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.

Задание: Прочитать 3 абзац п. 1 и дописать название реформ.

Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?



После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

Работа в группах с документами


Нет






Реформы Елены Глинской:

  • введение … (единой денежной единицы (московский рубль)

  • создание … (денежной система: рубль - полтина, полуполтина, гривна, алтын.)

  • основание … (Монетного двора)

  • введение … (единых единиц длины и веса.)




1 группа. Из « большой челобитной» И. С. Пересветова.

Вопрос к документу: Как автор документа характеризует «боярское правление»? В чем Иван Пересветов видит главный вред подобного правления?

2 группа. Из домостроя

Вопрос к документу: Какой позиции придерживается автор документа? Как по вашему мнению, он мог бы оценить время боярского правления?

3 группа.Из « Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н. И. Костомарова

Вопрос к документу: Согласны ли вы с оценкой историка? Свой ответ аргументируйте.

3. Личность Ивана IV.

Из курса обществознания давайте с вами вспомним что же такое личность?

Сейчас я предлагаю вам поработать с документами и выяснить какой же личностью был Иван IV. Используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .



























Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство.Это было новшество. До Ивана 4 венчали на великое княжение. В чем же разница?

Учащиеся высказывают предположения.

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел - на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность - высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.

4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

3.

1547 году состоялось венчание Ивана на царство.Венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.

Просмотр фрагмента «Cимволы власти» (СD-диск)

Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами.Первое, что сделал царь - это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.

1549 - первый Земский собор - это орган при царе из представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.

1550 - принятие нового Судебника. Вспомните, когда и кем был введен первый Судебник? Что значит выражение «Юрьев день».Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными государственными делами.

А теперь давайте самостоятельно прочтем п.4 учебника и выпишим в тетрадь ,что такое Стоглавый собор,в каком году он состоялся?










1551 г. - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.

1556 г - реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных старост (губа - территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне

Запись: выборные органы:

  • вершили суд;

  • следили за соблюдением законов и порядка:

  • собирали подати

Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения

Закрепление материала

Мы познакомились с началом правления Ивана IV. Вернемся к целям и задачам нашего урока.

1) Докажите, что в правление Ивана IV в России складывается сословно-представительная монархия.

2)Докажите, что в этот период начался процесс складывания централизованного государства и укрепления центральной власти.

3)Как, по вашему мнению, почему же за Иваном IV закрепилось имя Грозный?

С введением Земских соборов, на которые созывались представители почти всех сословий, в России складывается сословно-представительная монархия.

Венчание Ивана IV на царство; укрепление войска; новый Судебник; развитие системы приказов.

Учащиеся приводят свои аргументы.


. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какова была цель сегодняшнего урока?

Достигли ли цели? Докажите.

Оцените свою деятельность и деятельность каждого из членов группы на уроке.

У каждого из вас есть лист самооценки, заполните его.

Проводят анализ своей работы.

Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока, анализируют его итоги, высказывают свое личностное отношение к материалу, подводят итоги работы группы, заполняют лист самооценки.

. Домашнее задание .

Домашнее задание:

§22, выучить даты, понятия.

Индивидуальные опережающие задания к следующему уроку: подготовить

сообщения о завоевании Казанского ханства, о присоединении Астраханского ханства, о Ермаке и покорении им Западной Сибири

Записывают в дневник

© 2010-2022