Внеклассное мероприятие Слово о Культуре

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение - гимназия №16 г. Орла





Классный час


«Слово о Культуре »


Внеклассное мероприятие Слово о Культуре



Классный руководитель

Судакова А.Н.


2013-2014 уч. г. Орел

Цель: показать значимость фундаментальной идеи сохранения культурного

наследия в современном мире.

Задачи:

  • выявить проблему защиты памятников культуры и истории;

  • познакомиться с содержанием исследовательской работы в гимназии по этому направлению;

  • познакомиться с музейной деятельностью по сбору, сохранения и распространению древних ценностей;

  • выяснить как часто учащиеся посещают музей, как часто они это делают с родителями;

  • спроектировать тему нового социального проекта, направленного на сохранение памятнико культурного и исторического наследия;

  • продолжить работу, направленную на планирование родителями совместно с детьми общей деятельности.

Оборудование: проектор, экран.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  • Добрый день ребята, уважаемые родители, дорогие гости.

  • С хорошим настроением и улыбкой начнем наше занятие.

  1. Отработка понятия «культура».

    • Какой год от Рождества Христова сегодня? (2014)

    • А чему он посвящен в РФ? (Год Культуры)

    • Как вы понимаете слово «культура»?

Культура - (от лат. Cultura - возделывание) понятие, имеющее огромное

количество значений в различных областях человеческой жизни.

Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

    • Почему возникла необходимость целый год посвящать культуре?

    • С какой целью это сделано?

    • - Что является памятником культуры? Приведите примеры.

- Как следует относиться к памятникам истории и культуры?

III. Создание проблемной ситуации.

- К сожалению, не все замечательные памятники культуры дошли до нашего времени, многие из них утрачены.

- На представленных слайдах город Орел в годы Великой Отечественной войны.

- Что мы можем сказать о состоянии домов, мостов?

- Почему многие объекты архитектуры разрушены?

- К. Симонов, посетивший г. Орел после освобождения, написал: «Орел был похож на кладбище каменной крошки».

- Город Орел вошел в число 15 городов, наиболее пострадавших в годы ВОВ.

- Какой вывод мы можем сделать? (Во время войны массово разрушаются памятники истории и архитектуры)

- Посмотрите на здание на слайде, вы узнаете этот памятник? (Преображенская церковь в г. Орле)

- Что вам извесно о его судьбе? (Показ фото взрыва Преображенской церкви)

- Посмотрите, как выглядит это место сейчас, что располагается на месте церкви?

- В военное ли время произошел взрыв, погубивший храм?

- По какой причине был уничтожен храм?

- Какой вывод мы можем сформулировать теперь? (Памятники культуры уничтожаются и в мирное время).

- На слайде вы видите памятники культуры, разрушенные по разным причинам, в военное и мирное время.

- Сформулируйте, какова проблема нашего занятия сегодня.

- Как можно решить проблему сохранения памятников культуры, какими средствами? (Статья в Конституции РФ, законодательство, фонды по поддержке памятников культуры, реставрационные работы и т.д.)

- Сегодня мы познакомимся с одной из инициатив по вопросу сохранения культуры.

- Учащиеся нашей гимназии в прошлом учебном году создали социальный проект «Семь чудес Орловщины», который сейчас мы представляем вашему вниманию?

IV. Защита проекта «Семь чудес Орловщины»


  • Здравствуйте, дорогие телезрители, в эфире информационная программа Вести-Орел. Сегодня мы в гостях в 16 гимназии города Орла, учащиеся которой представляют вашему вниманию электронный путеводитель «Семь чудес Орловщины». Как создавался ваш проект?

  • Социальный проект «Семь чудес Орловщины» создавался на основе результатов муниципального конкурса, проведенного Орловским Советом народных депутатов «Семь чудес Орловщины» в 2010 году.

  • Конкурс, который прошел на Орловщине, дал повод задуматься над прошлым и будущим, над тем, кто мы есть и куда идем.

  • В отборе принимали участие полторы сотни памятных мест Орловщины, каждое из которых по-своему примечательно и значимо для истории и культуры родного нам края.

  • По итогам конкурса были выбраны семь победителей, объектов культуры и истории Орловщины.

  • Так же предполагалось создание Золотого кольца Орловщины, которое будет способствовать возрождению памятников истории и культуры нашего региона и выпуск памятной брошюры.

  • Проект «Семь чудес Орловщины» создавался группой учащихся 7 - 8 классов: Васютиной Анастасией, Ионовой Анной, Герасимовой Дарьей и Сычевым Антоном в рамках муниципального конкурса социальных и исследовательских проектов по краеведению «Литературно-исторический Орел», посвященному 450-летию города Орла в номинации «Памятные места».

  • Цель проекта: популяризация культурно-исторических мест Орловского края.

  • Задачи: Сбор информации о муниципальном конкурсе «Семь чудес Орловщины».

  • Изучение исторического и культурного наследия объектов семи чудес Орловщины.

  • Освоение компьютерной программы iMovie.

  • Создание электронного путеводителя по Золотому кольцу Орловщины, отражающего своеобразие и современное состояние памятников историко-культурного наследия Орловского края.

  • Апробация электронного путеводителя на базе Орловского краеведческого музея.

  • Хронологические рамки исследования: 2010 - 2014 гг.

  • Пространственные рамки исследования: территория Орловской области.

  • Методы исследования: изучение литературы, метод теоретического анализа, систематизация и синтез.

  • Какие мероприятия проведены вами в ходе создания проекта.

  • При создании электронного путеводителя была совершена поездка в город Болхов осенью 2013 года. У авторов проекта была уникальная возможность увидеть два объекта-победителя, познакомиться с их историей, оценить их уникальность.

  • Был проведен сбор и анализ информации в библиотеке Орловского краеведческого музея и сети Интернет.

  • Прослушана лекция научного сотрудника Орловского краеведческого музея «Семь чудес Орловщины» Шараповой Татьяны Викторовны.

  • Освоена проприетарная программа iMovie, входящая в состав пакета мультимедийных программ iLife.

  • Что же удалось выяснить о состоянии объектов-победителей на сегодняшний день?

  • Давным давно

В земле Орловской

Создали люди семь чудес,

И эти чудные творенья

Опишем вам сейчас мы здесь.

  • В Орловском крае хлебородном

Течет великая река

Исток Оки стал чудом первым

Стоит там обелиск забвенный

И лесопарк красою верной

Нас поражает и манит.

  • А в Болхове второе чудо -

Храм Троицы Живоначальной и Святой

Он подлинный шедевр архитектуры

Своею поражает красотой

Над ним шумели ветры и невзгоды,

Но храм не удалось ничем сломить,

Пусть отпечатались на стенах его годы

Но снова удалось их возродить.

  • А третьим чудом стала,

Усадьба Новосильцевых, она

Вскормив в своих родных пенатах

Стране аж двух сенаторов дала,

А теперь, посмотрите, картина:

Старый сад, весь зарос - не узнать ,

Дом - руины... Везде паутина,

А такого нельзя допускать.

  • Болхов-град над кручей был поставлен встарь,

Здесь бывали Грозный и Тишайший царь.

Двадцать восемь храмов, два монастыря,

Это ли не чудо, честно говоря!

  • Старый замок в Колпнянском районе стоит

И судьба ему чудом быть пятым велит

Огромен зал, и разных комнат много,

Что не возьми - все пыль, да сталь, да старь,

А ведь когда-то жил здесь государь,

Земель окрестных господин,

Отечества достойный сын.

  • Дворянских гнезд забытые аллеи,

Забытый сад, полузаросший дом,

Орловское шестое чудо света,

Как хорошо, как все знакомо в нем!

И ты, Тургеневская Лиза,

Святым огнем твоя горела грудь,

И вот опять - далекий, многотрудный,

Перед тобой открылся новый путь.

  • Село Судбищи, памятник поставлен,

Седьмое чудо, - гордо назван он,

То место помнит древнее преданье,

О битве кровожандой и былой.

Сраженье было долгим и упорным,

Но отстояли Русь богатыри,

И помнит благодарная Россия,

На подвиг в камне только посмотри!

  • Каковы итоги вашего исследования?

  • В результате проведенного исследования были сформулированны следующие выводы:

  • Всем победителям муниципального конкурса Орловским Советом народных депутатов присвоен статус «чудес Орловщины» и выданы символичные памятные знаки, которые вручили представителям администраций тех районов, чьи достопримечательности объявлены победителями. По итогам конкурса планировался выпуск брошюры и создание Золотого кольца Орловщины.

  • Книга «Семь чудес Орловщины» под авторством Виктора Анатольевича Ливцова, председателя конкурсного жюри, была выпущена в 2010 году тиражем в 999 экземпляров.

  • А вот создание Золотого кольца Орловщины не реализовано, на состоянии памятников историко-культурного наследия орловщины проведение конкурса никак не отразилось, большая их часть находится в запустении и разрушается.

  • При помощи программы iMovie, мы создали электронный путеводитель по Золотому кольцу Орловщины.

  • Электронный путеводитель «Семь чудес Орловщины» был подарен научному сотруднику Орловского краеведческого музея Шараповой Татьяне Викторовне, которая занимается изучением данной темы, для апробации в широкой аудитории и популяризации «Золотого кольца Орловщины», привлечения внимания к состоянию памятников.

  • 17 мая 2014 года в Орловском краеведческом музее проводилась акция «Ночь в музее», на которой впервые широкой публике был представлен электронный путеводитель «Семь чудес Орловщины», ставший существенным дополнением к одноименной лекции научного сотрудника Шараповой Татьяны Викторовны.

  • В заключение нашего репортажа хотелось бы сообщить, что 3 ноября 2014 года в Орловском краеведческом музее прошла очередная акция «Ночь в музее», где вновь широкой общественности был представлен электронный путеводитель «Семь чудес Орловщины».


  1. Обсуждение проблемы посещаемости музеев.

- Создание представленного вашему вниманию социального проекта было бы не возможно без тесного сотрудничества ребят этой группы с научным сотрудником Орловского краеведческого музея - Шараповой Татьяной Викторовной, которая входит в дружную плеяду родителей учащихся гимназии № 16.

- Слово предоставляется Татьяне Викторовне ( 2 мин).

- Музе́й (от греч. μουσεῖον - Дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

- Мы сегодняшнее занятие как раз и посвящаем сохранению памятников культуры. А когда в Орле появился наш любимый краеведческий музей?

- Орловский краеведческий музей - старейшее музейное учреждение Орловской области. Он был основан Орловской ученой архивной комиссией в 1897 г., став одним из первых губернских музеев в Российской империи.

В настоящее время краеведческий музей является крупнейшим учреждением культуры Орловской области. В фондах музея хранится более 170 тысяч уникальных предметов всех исторических периодов развития Орловского края. Это сотни коллекций самого различного характера и свойства. В структуру музея входят экспозиция основного здания на ул. Гостиной, а также Военно-исторический музей и Дом-музей В. А. Русанова.

Экспозиция и фонды музея расположены в нескольких зданиях - объектах культурного наследия. Основная экспозиция и отдел фондов с 1932 г. занимает здание Торговых рядов(первая половина XIX в.), Военно-исторический музей размещен в части особняка купца Чикина, Дом-музей В.А. Русанова занимает мемориальный дом семьи Русановых (XIX - ХХ вв.), фондохранилище находится в особняке купца Серебрянникова (XIX в.)

- Уважаемые родители, а как часто вы бываете в музее? Поднимите руки, кто за последний месяц посещал музей.

- Теперь попрошу вас сделать то же самое(У ребят учебный год начался с посещения музея первого сентября - слайд).

- А зачем вообще надо ходить в музей? (вопрос адресуется сначала детям, а затем родителям).

- Давайте посмотрим небольшую презентацию, которая нам продемонстрирует, много нового и интересного мы узнали в прошлм учебном году в Краеведческом музее.

Город Орел богат музеями, кто знает сколько их?

  • Давайте проведем шуточную викторину на знание орловских музеев (отвечают поочередно дети и родители).

Музей Лескова

ул. Октябрьская 9

Музей Тургенева

ул. Тургенева 11

Орловский областной краеведческий музей

ул. Гостиная, 2

Краеведческий музей был основан в 1897 году Орловской Ученой архивной комиссией, расположен в здании Торговых рядов в историческом центре города.

Орловский военно-исторический музей

ул. Нормандия-Неман, 1

Является филиалом краеведческого музея, содержит экспозицию, посвященную военной истории Орловщины.

Дом-музей Л. Н. Андреева

ул. 2-ая Пушкарная, 41

Музей И. А. Бунина

пер. Георгиевский, 1

Музей писателей-орловцев

ул. Тургенева, 13

Дом-музей В. А. Русанова

ул. Русанова, 43;

Единственный в мире музей, посвященный полярному исследователю и геологу, находится в деревянном доме, где прошло детство Владимира Александровича Русанова. Представлены его личные вещи, документы экспедиций, карты, фотоснимки, рассказаны подробности гибели.

Музей изобразительных искусств

ул. Октябрьская, 29

VI. Выход на новый социальный проект.

  • Ребята и родители, теперь на слайде появляются слова Д.С. Лихачева, давайте прочтем их.

« Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

  • К чему призывает Д.С. Лихачев?

  • Что лично мы можем сделать для сохранения культуры?

  • Что для сохранения культуры родного нам края сделали учащиеся гимназии № 16 в прошлом году?

  • Что делает музей в этом направлении?

  • Давайте еще раз посмотрим на определение музея: Музе́й (от греч. μουσεῖον - Дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

  • А мы можем предложить, как лично мы, собравшиеся здесь, можем способствовать сохранению культурного наследия Орловщины? (Один из родителей выдвигает идею создания школьного музея).

  • Ребята, как вам нравится эта идея? Возьмем ее как тему следующего социального проекта?

VII. Итог занятия.

  • О чем мы сегодня с вами беседовали?

  • Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии?

  • На сегодняшнем мероприятии у ребят и родителей была возможность узнать друг о друге немного больше, и много нового узнать об учреждениях культуры родного города, о целях и частоте посещения музеев нашими ребятами, о социальных проектах, разрабатываемых ребятами. У нас с вами есть возможность по силе наших способностей участвовать в деле сохранения культуры. В заключении мне бы хотелось привести слова русского художника Н.К. Рериха ««Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце...»

  • У кого есть вопросы и предложения можете их задать.


© 2010-2022