Древний Восток. Урок по истории для 5 класса в рамках ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема урока: Древний Восток

Цель урока: обеспечить системное формирование универсальных умений учащихся с использованием материала по теме «Древний Восток».

Формируемые УУД:

  1. Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке, планировать свою деятельность, использовать в своей деятельности дополнительные источники.

  2. Коммуникативные УУД: умения и навыки работать в группе (паре): общаться, слушать друг друга, высказываться, публично презентовать образовательный продукт

  3. Познавательные УУД:

  • личностные: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности;

  • знаково-символические и логические: устанавливать смысл урока

История - одна из самых интересных наук в мире, и хотя вами изучена лишь небольшая частичка событий в биографии человечества, вы уже легко можете ответить на многие вопросы.

Работать сегодня вы будете в 2-х командах. А у любой команды должно обязательно быть название. Я подготовила для вас вот такие конвертики с буквами, из которых вам нужно сложить названия своих команд.

БАСТЕТ - 1 команда, в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.

ОСИРИС - 2 команда, бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Давайте вспомним, а что же означают имена, которые вы сложили?


  • Какая большая тема связана с этими именами? (Древний Восток)

Все верно, именно Древний Восток нас сегодня интересует!

Нам интересны сегодня два вопроса: (проблемные вопросы)

  1. По каким характеристикам мы можем описать Древний Восток?

  2. Можно ли информацию, полученную на уроках истории использовать для того, чтобы отличать вымысел от действительности в различных произведениях искусства? (Мифах, фильмах)

Выполняя задания, вы должны пытаться дать ответ именно на эти два вопроса!

А что нам нужно сделать для того чтобы ответить на эти вопросы, или какова цель нашего сегодняшнего урока?

Цель: выделить структурные единицы описания исторического объекта.

1 задание: Угадай страну. Задания в виде теста.

На слайде появятся вопросы и несколько вариантов ответов.

Вы должны выбрать правильный вариант ответа и записать номера ответов в такой же последовательности, как и вопросы. Под каждой цифрой ответа зашифрована одна буква, затем к полученной последовательности прибавить букву «А» и записать слово. У вас ровно 2 минуты для работы в команде.

1. Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

2. Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «Желтая река»

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

3. Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до средиземного моря.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Ефрат и Тигр.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

5. Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

1 - Р

2 - Т

3 - Ж

4- В

5 - Е

А


  • У нас получилось слово ЖЕРТВА, а что оно означает? (дар, который приносили богам)

  • С какой частью жизни оно связано? (религия)

2 задание: «Волшебный ларец»

В этом волшебном ларце предметы из разных стран древнего мира. Надо назвать предмет и сказать из какой он страны. (Шахматы, шелк, рис, чай, сахар, цифры).

Физкультминутка


Все мы делаем зарядку

Надо нам присесть и встать

Раз подняться на носки, потянутся

Два наклониться, потянутся

Три, в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре, руки шире

Пять, руками помахать

Шесть, за стол, тихонько сесть!


3 задание: Власть закона

Одна группа у нас выступит в роли детективов, а другая в роли адвокатов. Перед вами исторические источники и задания, которые необходимо выполнить. У вас на это 3 минуты, а потом мы послушаем обе группы.


Юные детективы

В вашем распоряжении несколько параграфов законов, которые помогут вам в трудной работе детективов прошлого:

§ 1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.

§ 14. Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить.

§ 21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.

§ 22. Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить.

Задание:

  1. Почему ответственность за дачу ложных показаний в Вавилонии была столь суровой?

  2. Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в приведенных параграфах преступления с позиций сегодняшнего дня?

  3. Встаньте на место древних следователей: помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

  4. За какие преступления, перечисленные здесь, вы бы оставили смертную казнь и в наши дни?

Юные адвокаты


Сегодня вы защищаете права несовершеннолетних. Прочитайте следующие законы:

§ 168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню своего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, то отец не может лишить его наследства.

§ 190. Если человек вырастит малолетнего, которого он усыновил, но не причислит его к своим детям, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

§ 189. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего и не научит его своему ремеслу, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

Задания:

  1. Кого защищали эти законы? Права каких детей здесь защищаются? (кровных и приемных)

  2. Как были защищены права приемных детей? Как защищены родные дети?

4 задание: Исторический диктант. Слайды.

В тексте допущено 6 исторических ошибок. Найдите их и исправьте.

Древний Восток

Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру известную книгу всех времен и народов - Библию.

Государства на Древнем Востоке возникли и распадались стремительно. Так произошло с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до н.э., а распавшейся в 512 г. до н.э. Но больше всего загадок таят древняя Индия и Китай. Ученые до сих пор спорят, был ли на самом деле «Сыном Неба» последний китайский император из династии Цинь Шихуан.

Исправления

Пройдя из Древнего Египта через Черное море (КРАСНОЕ), путешественник попал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна (ЕВФРАТ) располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира (ХАММУРАПИ). Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры (ФИНИКИЙЦЫ). Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру известную книгу всех времен и народов - Библию.

Государства на Древнем Востоке возникли и распадались стремительно. Так произошло с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до н.э., а распавшейся в 512 г. до н.э. Но больше всего загадок таят древняя Индия и Китай. Ученые до сих пор спорят, был ли на самом деле «Сыном Неба» последний (ПЕРВЫЙ) китайский император из династии Цинь Шихуан.

5 задание: Творческий проект «Подведение итогов»

Перед вами лист бумаги и пакет, набор в пакете абсолютно одинаковый. Ваша задача сделать группой небольшой проект на тему: «Древний Восток!»

Не забывайте, что в группе вам нужно правильно распределить роли! У вас нам это 10 минут! Не забывайте, про наши вопросы в начала урока!

Рефлексия!

Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы поставили в начале нашего урока:

  1. По каким характеристикам мы можем описать Древний Восток?

  2. Можно ли информацию, полученную на уроках истории использовать для того, чтобы отличать вымысел от действительности в различных произведениях искусства? (Мифах, фильмах)

Мы с вами смогли ответить на них?

Домашнее задание:

  1. Для сильных учеников: написать рассказ от имени жителя Древнего Востока на тему: «Моя жизнь: условия, возможности»

  2. Для средних учеников: составить кроссворд по теме «Древний Восток», не менее 10 слов.

  3. Для слабых учеников: повторить термины по теме, составить таблицу:

Я понял

Для меня осталось непонятным



© 2010-2022