«РЕФОРМЫ Н. С. ХРУЩЁВА», конспект урока истории Отечества, 9 класс

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

0ДАТА:

КЛАСС: 9

ТЕМА:

«РЕФОРМЫ Н.С. ХРУЩЁВА»

ЦЕЛЬ:

  • Формирование представлений у учащихся об экономической политике Н.С. Хрущёва

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить учащихся с первыми шагами Н.С. Хрущёва на посту главы государства; формировать представление о реформе управления народным хозяйством; дать сведения, что экономическая реформа не привела к ожидаемому результату;

  • Коррекция и развитие умения устанавливать причинно-следственные связи посредством ответа на вопросы учителя;

  • Формировать активную гражданскую позицию.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Экономическая реформа Н.С. Хрущева; появление совнархозов; освоение целины; денежная реформа

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Реабилитация, кредит, целина

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточки с заданиями.

ТИП УРОКА:

Комбинированный


ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • Приветствие учащихся

  • Проверка готовности учащихся к уроку

  • 5 - ти минутное чтение

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?

Учащиеся:

На прошлом уроке говорили о внешней политике СССР и о борьбе за власть после смерти И.В. Сталина.

Учитель:

Как была переименована Коммунистическая партия нашей страны?

Учащиеся:

Коммунистическая партия нашей страны была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС)

Учитель:

Для чего был образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)?

Учащиеся:

Совет Экономической Взаимопомощи был образован для укрепления экономического сотрудничества с братскими социалистическими странами.

Учитель:

Какие страны назывались братскими социалистическими странами?

Учащиеся:

Страны, которым Коммунистическим партиям Советского Союза помогала коммунистическим партиям государств устанавливать в своих странах такие же государственное управление, как и в СССР.

Учитель:

Почему было создано НАТО?

Учащиеся:

НАТО было создано, потому что бывшие государства-союзники СССР по войне опасались, что СССР станет угрожать им войной.

Учитель:

Какие государства входили в НАТО?

Учащиеся:

В НАТО входили Америка, Англия и другие страны.

Учитель:

Какой союз был создан СССР и странами Восточной Европы против стран НАТО?

Учащиеся:

СССР со странами Восточной Европы создали Организацию Варшавского Договора (ОВД).

Учитель:

В чем заключалась «холодная война» между двумя союзами: НАТО и ОВД?

Учащиеся:

Холодная война между НАТО и ОВД заключалась в том, что эти два союза создавали экономические трудности друг другу, друг с другом не торговали, отказывались в поставках оборудования, каждая сторона старалась создать новые виды оружия, чтобы запугать своего противника.

Учитель:

Когда умер И.В. Сталин?

Учащиеся:

И.В. Сталин умер в марте 1953 года.

Учитель:

Кто принимал участие в борьбе за власть в стране после смерти И.В. Сталина?

Учащиеся:

Участие в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина принимали люди, которые занимали важные государственные посты: Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв.

Учитель:

Кто одержал победу в этой борьбе? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ) (СЛАЙД)

Л.П. Берия

Г.М. Маленков

Н.С. Хрущёв.

Учащиеся:

Победу одержал Н.С. Хрущёв.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

В результате борьбы за власть после смерти И.В. Сталина победу одержал Н.С. Хрущёв. Он, как и Сталин сосредоточил всю партийную и государственную власть в своих руках. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с первыми шагами Никиты Сергеевича Хрущева во время своего правления и реформами, проведенными во времена Никиты Сергеевича. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока: «РЕФОРМЫ Н.С. ХРУЩЁВА»

Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

При изучении нового материала нам встретятся новые слова, посмотрите на экран:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

РЕАБИЛИТАЦИЯ - ОПРАВДАНИЕ НЕВИННО ОСУЖДЁННЫХ ГРАЖДАН

ЦЕЛИНА - НЕ РАСПАХАННЫЕ ЗЕМЛИ

Учитель:

Первым шагом своего правления Н.С. Хрущёв начал разоблачение незаконных репрессий против советского народа, которые проводились по приказу И.В. Сталина. На XX съезде Коммунистической партии Н.С. Хрущев осудил действия Сталина и его соратников. Также Никита Сергеевич осудил систему власти, которая представляла собой культ личности Сталина. После чего началась реабилитация невинно осуждённых людей. Тысячи людей возвращались из тюрем и лагерей, где многие из них провели долгие годы. В лагерях многие граждане погибли, не выдержав издевательств и тяжёлой работы. Многие имена погибших были посмертно реабилитированы. Во времена правления Сталина многие граждане были осуждены по доносу и клевете, а на самом деле они были не виновны. Таким людям возвращались их честные имена.

Учитель:

С чего начал Н.С. Хрущёв свою работу на посту главы государства?

Учащиеся:

Свою работу на посту главы государства Н.С. Хрущёв начал с разоблачения незаконных репрессий Сталина и осуждения Сталина и его соратников, и осуждение системы власти. Которая представляла культ личности И.В. Сталина.

Учитель:

Соотнесите термин с его определением:

РЕПРЕССИИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧЕСТИ, ДОБРОГО

ИМЕНИ, НЕСПРАВЕДЛИВО ОБВИНЁН-

НОГО ЧЕЛОВЕКА

РЕАБИЛИТАЦИЯ НАКАЗАНИЕ

Учащиеся:

РЕПРЕССИИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧЕСТИ, ДОБРОГО ИМЕНИ,

НЕСПРАВЕДЛИВО ОБВИНЁННОГО ЧЕЛОВЕКА

РЕАБИЛИТАЦИЯ НАКАЗАНИЕ

Учитель:

На очередном съезде КПСС Хрущёв заявил о том, что в Советском Союзе победил социализм и пора переходить к строительству коммунизма. Перед партийцами он поставил задачу построить к 1980 году коммунистическое общество. В послевоенное время люди жили очень плохо, продукты выдавались по карточкам. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, коммуналках. Жилья не хватало, зарплата была низкой, а цены на продукты высокими. Поэтому население страны заявление Хрущева о том, что через два десятилетия жизнь будет прекрасной, восприняло настороженно.

Учитель:

В 1957 - 1958 гг. Хрущёвым было проведено 3 реформы: реформа сельского хозяйства, денежная реформа и реформа образования.

Учитель:

Сейчас работая с текстом учебника на стр. 230 (6 - 7 абзац), вам нужно выяснить, в чем же заключалась реформа управления народным хозяйством.

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 230 (6 - 7 абзац), (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Учитель:

Какую реформу провёл Н.С. Хрущёв?

Учащиеся:

Н.С. Хрущёв провёл реформу управления народным хозяйством.

Учитель:

В чем заключалась реформа управления народным хозяйством?

Учащиеся:

Реформа управления народным хозяйством заключалась в том, что Хрущев ликвидировал министерства, а вместо них создал совнархозы, каждый совнархоз руководил одной областью и всеми отраслями промышленности и сельского хозяйства, которыми занималась эта область.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:

Реформа управления народным хозяйством - вместо министерств - совнархозы. Совнархоз руководил одной областью и всеми отраслями промышленности.

Учитель:

Следующая реформа - это реформа сельского хозяйства. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ) По происхождению, да и по интересам Хрущёв был ближе к нуждам крестьян. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства: предложил увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию, а так же по его предложению было введено авансирование труда колхозников хотя до этого расчёт с ними производился один раз в год. Для того чтобы поправить зерновое хозяйство и обеспечить страну хлебом решили осваивать целинные земли - это были земли которые никто никогда не распахивал. Находились эти земли в Сибири, на Алтае и в Казахстане. Освоение целинных земель привело к увеличению урожая хлеба. С этого момента с продовольствием в стране стало лучше и СССР стал продавать хлеб за границу и в стране появились дополнительные средства на промышленность.

Учитель:

Как называлась следующая реформа Н.С. Хрущёва?

Учащиеся:

Реформа сельского хозяйства.

Учитель:

В чем заключалась реформа сельского хозяйства?

Учащиеся:

Реформа сельского хозяйства заключалась в том что были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, а так же было введено авансирование труда колхозников. Начали осваивать целинные земли для того чтобы обеспечить страну хлебом.

Учитель:

Каков результат реформы сельского хозяйства?


Учащиеся:

В стране увеличился урожай хлеба, излишки начали продавать за границу и в стране появились дополнительные средства на развитие промышленности.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:

Реформа сельского хозяйства - увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников. Начато освоение целины.

Учитель:

В 1961 году в стране была проведена денежная реформа. Были выпущены новые образцы бумажных денег. Был объявлен обмен денег 1 к 10, т.е. 10 старых рублей обменивались на 1 новый рубль. Результатом этой реформы стало повышение цен на многие товары и продукты.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:

Денежная реформа - обмен денег.

Учитель:

Проведенными Н.С. Хрущевым реформами многие партийные работники были недовольны, т.к. хрущёвские реформы привели лишь временное улучшение жизни советских людей.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся:

Сегодня на уроке мы говорили о реформах проведенных Н.С. Хрущёвым.

Учитель:

С чего начал свою деятельность Н.С. Хрущёв?

Учащиеся:

Н.С. Хрущёв начал свою деятельность с осуждения систему власти, которая представляла культ личности Сталина, и с разоблачения незаконных репрессий против советского народа.

Учитель:

Почему решили осваивать целину?

Учащиеся:

Целину решили осваивать из-за того что в стране не хватало хлеба.

Учитель:

Какие реформы были проведены Н.С. Хрущёвым?

Учащиеся:

Н.С. Хрущёвым были проведены: реформа управления народным хозяйством, денежная реформа, реформа сельского хозяйства.

Учитель:

Какие улучшения произошли в жизни советских людей?

Учащиеся:

После освоения целинных земель увеличился урожай хлеба.

Учитель:

В чем состояла денежная реформа?

Учащиеся:

Денежная реформа заключалась в том, что был произведён обмен денег.

Учитель:

Что отрицательного было в реформах Хрущёва?

Учитель:

После проведения денежной реформы, цены на продукты и товар повысились.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

I ГРУППА - стр. 230 - 235, читать, ответить на вопросы стр.232, 235

II ГРУППА - стр. 230 - 234 , читать, ответить на вопросы стр.232

III ГРУППА - стр. 230 - 232 , читать, ответить на 3 вопрос стр.232

© 2010-2022