Конспект урока «Внешняя политика России в 1860-первой половине 1870 х гг»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

По истории в 8 классе: « Внешняя политика России в 1860-первой половине 1870 х гг»

(Тема урока)

Байназарова Алия Атбаевна

Место работы

МОБУ «Саратовская СОШ»


Должность

Учитель

Предмет

История

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Внешняя политика России в 1860-первой половине 1870 х гг, урок № 25

Базовый учебник

История России XIX век. М. «Русское слово» 2008г., А.Н.Боханов


  1. Цель урока: Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II.

  2. Задачи урока:

- обучающие: выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II;

-развивающие:развивать навыки работы с картами, в том числе и контурными, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.

- воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

План урока:

  1. Российская внешняя политика после Крымской войны.

  2. Расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.

  3. Триумф российской дипломатии.

  4. «Союз трех императоров».

  5. Завоевание Средней Азии.

Новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. - присоединение Средней Азии к России; 1875 г. - Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. - Айгунский договор, 1860 - Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.

Предварительная подготовка: Сообщение учащегося «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».


  1. Тип урока: Изучение нового материала

  2. Метод обучения: объяснительно-иллюстративный

  3. Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, фронтальная, самостоятельная.

  4. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, индивидуальные задания, презентация по теме.

  5. Структура и ход урока

1.Организационный момент (1 минута);

2.Проверка домашнего задания (5 минуты);

3. Изучение нового материала (20 минут)

4.Закрепление знаний умений и навыков (12 минут);

6. Подведение итогов урока (5 минут)

7. Домашнее задание (2 минуты).

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА




Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)



Деятельность ученика



Время

(в мин.)


1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Организационный момент.

- приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку;

- положительный настрой на работу на уроке.

- приветствие учителя;

-положительный настрой на работу на уроке.

1

2.

Проверка домашнего задания.

- В чем выразился кризис внутренней политики Александра II?

- Какие шаги были предприняты правительством для выхода из кризиса? - Насколько они были результативны?

- Как повлияло убийство Александра II на внутреннюю ситуацию в стране и на внутриполитический курс правительства?


5

3.

Изучение нового материала

1. Направления российской внешней политики после Крымской войны



2. Расстановка сил в Европе в 60-70 - е гг.




3.Триумф российской дипломатии



4. «Союз трех императоров»




5. Завоевание Средней Азии









Лондонская конвенция 1871 г.

ЭОР № 1


Союз трех императоров

ЭОР № 2















К.П. Кауфман

ЭОР № 4



М. Д. Скобелев

ЭОР № 5

Объявляет тему урока. План, по которому работать.

Беседа с учащимися

-Что такое внешняя политика?

- Подумайте, какова была основная задача внешней политики России после Крымской войны?

Запись на доске и в тетради:

Внешняя политика Александра II:

-Ближневосточное направление;

-Европейское направление;

-Среднеазиатское направление;

-Дальневосточное направление.

Россия добивалась отмены нейтрализации Черного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между державами.

Беседа с учащимися

- Вспомните, после какой войны в 1870-е годы изменилась расстановка сил в Европе?

Успех Пруссии в борьбе против Дании, Австрии, а затем и разгром Франции привел к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решалась единолично участвовать в войнах. Турция без европейской поддержки не смела выступать против России. Пруссия же поддерживала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Черного моря.

Запись на доске и в тетради:

Лондонская конференция (март 1871 г.) - протокол о нейтрализации Черного моря.

Вывод: Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на черном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте ее международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А. М. Горчакову.

В 1870-е годы после Лондонской конференции происходит сближение России и Германией. В подобном сближении Россия могла видеть определенную гарантию от нападения на нее Германии, чрезвычайно усилившейся после ее победы над Францией. Для России это так же был способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 г. между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение России, Германии и Австрии получило название «Союз трех императоров».

Работа учащихся с контурной картой. По мере своего дальнейшего

рассказа учитель предлагает учащимся отметить в контурной карте:

1) Кокандское, Хивинское ханства, Бухарский эмират;

2) Афганистан;

3) Оренбург, Сыр-Дарьинская и Западносибирская линии укреплений;

4) г. Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент;

5) Ташкент и год его вхождения в Россию;

6) Ходжент, Ура- Тюбе;

7) Хива, год взятия русскими войсками;

8) Закаспийская область;

9) Каспийское море, Аральское море, р. Сырдарья, Амударья.

К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась следующая ситуация.

Казахские жузы (объединения) номинально состояли в подданстве России. Далее на юге существовало три самостоятельных государства - Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират. Еще южнее располагался Афганистан.

В первой половине XIX в. российское правительство пытал ось наладить торгово-экономические отношения со Средней Азией. Однако р06сийские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились. Среднеазиатские народы совершали постоянные грабительские набеги на территорию России. Четкой линии укрепления на границе со среднеазиатскими государствами не было. С другой стороны, действия и влияние Англии в Афганистане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, которая вступила в борьбу с Великобританией за государства в Средней Азии и на Среднем Востоке.

С 1864 г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское ханство. Малочисленные русские войска захватили города Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент. В результате чего Оренбургское и Западносибирское укрепления были соединены.

Предположите, каковы бьти дальнейшие планы российского командования?

На продолжении наступления настаивали военные, находившиеся в Средней Азии, но Министерство иностранных дел и Военное министерство предлагали закрепиться на занятых рубежах.

Пока принималось решение, генерал-майор Черняев с отрядом в составе 1000 человек начал наступление на Ташкент с 100-тысячным населением. Несмотря на первую неудачу, попытка взять Ташкент была повторена, и в 1866 г. город был включен в состав России.

В 1864 г. вышел закон об образовании Туркестанского генералгубернаторства, главой которого был назначен К. П. Кауфман.

В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата часть его территории вошла в состав России. Военные действия против Хивинского ханства были успешными и взятие Хивы - доказательство этого.

Запись на доске и в тетради:

Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики.

В начале 70-80-x гг. российские войска под командованием генерала М. Д. Скобелева продолжали подчинять силой оружия территории закаспийской области.

Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 000 невольников.

Работа с учебником

ДК-2001, с. 196 (последний абзац) - с. 197 (первый абзац); ДК-2003, с. 174 (3-4 абзац);

Назовите другие результаты завоевания Средней Азии.

Записывают в тетрадь тему урока.

Взаимоотношения с другими государствами.

Отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости. Это условие договора делало южные границы России незащищенными и подрывало ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке.

Записывают в тетрадь.


Расстановка сил в Европе изменилась после франко-прусской войны.




Записывают в тетрадь.

Сообщение учащегося: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».















а) продолжить наступление;

б) остановиться на достигнутом.






Записывают в тетрадь.




Прекращение набегов, начало более активного экономического освоения края торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство) Установление влияния в Средней Азии, на которое претендовала Англия.

20

4.

Закрепление знаний.

Задания к параграфу « Внешняя политика России в 1860-первой половине 1870 х гг»

ЭОР № 6


Выполняют тестовое задание

12

5.

Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся.

Выставляют оценки

5

6.

Домашнее задание.

Прочитать § 27, устно ответить на вопросы после параграфа

Записывают домашнее задание.

2

Приложение к плану-конспекту урока «Внешняя политика Александра II»

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР Лондонская конвенция 1871 г.

Практический

Исторический источник

school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/

2.

Союз трех императоров

Информационный

Словарная статья о союзе трех императоров (1873 г.)

school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/

3.

Хивинское ханство

Информационный

Словарная статья о государстве в Средней Азии в 1511-1920 гг.

school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/

4.

К. П. Кауфман

Информационный

Биографическая справка о государственном деятеле XIX в.

school-collection.edu.ru/catalog/res/8ae2d965-bd76-4c19-801b-6e3de23f96c2/view/

5.

М. Д. Скобелев

Информационный

Портрет

school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/

6..

Задания к параграфу «Внешняя политика России в 1860-первой половине 1870 х гг»

Контрольный

Интерактивное тестовое задание

school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/

КОНЕЦ ФОРМЫ


© 2010-2022