Урок истории в 8 классе ФГОС Жестокое лицо войны

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Жестокое лицо войны»


Цель: Привлечь внимание учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооружённых конфликтов, содействовать формированию нравственных качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

УУД:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи.

  2. Воспитывать чувство патриотизма.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу;

  2. Строить сообщения в устной форме;

  3. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность;

  4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Сформировать представление о Великой Отечественной войне и о её Героях.

  2. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению, к Родине.

ХОД УРОКА:

1.Этап

Прослушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат» и подумайте о чем пойдет речь на уроке

Его бомбили - он лежал.

К нему летел снаряд.

В него стреляли - он бежал

Вперед, а не назад

«Чем дальше я пройду вперед,-

Мечтал солдатик мой,-

Тем больше хлеба в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу,-

Смекал он на ходу,-

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду!

При немцах на моей земле

Мне не бывать в родном селе…»

И беззаветно потому

Солдат мой воевал,

И было некогда ему,

И он ночей не спал.

- Дети отвечают /Правильно о ВОВ/

  1. Актуализация знаний

Учащимся предлагается выбрать полоски бумаги того цвета, который точно передаёт краски войны. Полоски прикрепляются к доске. Учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими, что они передают, называют слова, на их взгляд наиболее точно отражающие сущность войны (слова записываются учителем на доске)

Учитель обращает внимание на слова, которые передают страдание людей и просит учащихся привести примеры из курса истории, материалов СМИ, свидетельствующие о жестокости войн


  1. Работа со статистическими данными

Учащимся раздаются карточки с заданиями. Им предлагается проанализировать данные, представить их графически, прокомментировать графики. сделать выводы.

1. За последние 400 лет на земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

2. В наполеоновских войнах (1805-1815 гг.) число убитых составило около миллиона человек.

3.Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действии на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемии

4. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц.

5.В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

Главный вывод этой части урока.

Во все времена вооруженные конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжелым человеческим и материальным потерям. Почти всегда война - это трагедия. Осознавая зло, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооруженными конфликтами.


  1. Работа над понятиями:

Ограничить и смягчить жестокость войн помогают законы и организации:


  1. Организация Объединённых Наций;

  2. «Декларация прав человека»;

  3. Международное гуманитарное право;

  4. Женевская конвенция 1949года;

  5. Международный Комитет Красного Креста

Создаётся две группы, раздаётся раздаточный материал, выдержки из документов.

- Скажите, что их объединяет?

- Какова их функция?

- Какую роль они играют в нашей жизни?

Ответы (на слайдах)

  • Защита раненых и больных;

  • Защита военнопленных;

  • Защита гражданского населения;

  • Защита жертв вооружённого конфликта международного характера.

4. Ролевая игра: (закрепление знаний с использованием исторических документов)

учащимся раздаются карточки с описанием ситуации. Даётся задание: изобразить ситуацию и сделать вывод.

Ситуация 1:

Объявление по радио: Внимание, над городом ожидаются ночные налеты авиации противника.

Разговор между членами семьи.

Ребенок 7 лет: Я боюсь! Я сегодня всю ночь не засну. Вдруг они будут стрелять по нашему дому, тогда мы все погибнем. Пойдемте к тете

Бабушка: Не бойся, сколько мы уже пережили налётов, а остались целы. Обойдется я на этот раз.

Дедушка: действительно, не надо никуда идти, расстелем две белые ПРОСТЫНИ и нарисуем на них красный крест. Тогда совсем не о чем беспокоиться.

Девушка 14 лет: Надо идти на наш завод.

Бабушка: Обязательно надо идти в укрытие, потому что рядом вокзал,.

Ребенок 7 лет: деда, а ты свое охотничье ружье возьми.

Дедушка: Вот, молодец внучек. Правильно подсказал, так и надо сделать.

ВОПРОС: Исходя из норм международного гуманитарного права, кто прав и кто не прав в этом разговоре, почему?

ОТВЕТ: Права бабушка, в укрытие идти необходимо, потому что стороны, участвующие в конфликте, обязаны всегда делать различие между гражданскими и военными объектами.

Ситуация 2:

Будучи в плену, я впервые увидел делегатов Международного Комитета Красного Креста. Руководство лагеря предоставило им возможность осмотреть лагерные помещения, непосредственно встретиться с военнопленными. При встрече меня особенно обрадовало, что появилась возможность послать весточку семье на бланке Красного Креста.

Беседа между нами велась без свидетелей, и поэтому я мог быть предельно откровенен. Они проявили подлинное внимание к моему рассказу о существующих материальных и психологических условиях содержания военнопленных. Однако не скрою, что кое-что в их работе осталось для меня непонятным. Например, когда я попытался обсуждать с ними вопрос широкого освещения в СМИ таких проблем, как наше скверное питание, рукоприкладство одного из охранников по отношению к пленным, то понял, что скорее всего широкая общественность про это не узнает.

Почему делегаты Красного Креста, которые, как мне показалось, искренне хотели помочь военнопленным, не выразили готовности обсуждать эти вопросы СМИ?

ОТВЕТ: Делегаты Красного Креста посещают военнопленных, чтобы предоставить им защиту. В то же время, придерживаются принципа конфиденциальности. Это означает сдержанность при передаче третьей стороне сведений.

5. Тренинг души (слайд: ПЛЕННЫЕ)

Когда Костя шел мимо лагеря, то увидел немца, которого Зинка облила помоями. С тех пор, как ребенок увидел его впервые, он не мог его позабыть и часто, вздрагивая от сострадания, воображал себе этого иноземного солдата в унизительной для него обстановке. Военнопленные каждый день проходили по булыжной мостовой.

Их лица были худы и землисты, глаза лихорадочно блестели и бегали, и вдруг Костя был поражен тем, немец взял старую капустную кочерыжку и начал срезать с нее перочинным ножом верхнюю грязную мякоть, стал есть.

Когда мама, положив на стол дощечку, принялась резать к обеду скверный тыловой хлеб, этот тяжелый для желудка суррогат основного продукта, Костя решился попросить у нее хлеба с собой на улицу.

«всех бродячих собак в городе не накормишь. Помни, что мы получаем хлеб по карточкам. Я помню, - произнес Костя, опуская голову. - Мне не для собаки. Я хочу накормить одного голодного человека, пленного.

Скажите, прав ли мальчик? почему он так поступил по отношению к врагу?

6. Исторический обзор.

Многие политики, военачальники, известные люди прославились в результате каких-либо военных событий, но многие из них, не смотря на это, были гуманистами, выступали против зла и насилия.

1) А.В. Суворов требовал от своих чудо-богатырей: «В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружного не убивать: с бабами не воевать; малолетков не трогать.

С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать противника человеколюбием»

2) Вавилонский царь Хаммурапи провозгласил кодекс:

« Я устанавливаю эти законы, чтобы не дать сильным покорить слабых.»

3) «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди»- Бернард Шоу

4) «Всё на войне противоречит понятию гуманности, всё в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности» О. Рюссбак

7. Вечные ценности (слайд)

«Никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им отрицательного жизненного опыта. И важно в любой ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру, не уходить внутрь себя, как улитка в домик, а жить полноценно, радостно и счастливо»

8.Рефлексия. (продолжи фразу-подведение итога)

  • Я узнал на уроке…

  • Меня удивило, что…

  • Мне кажется, что…

9. Домашнее задание Написать сочинение о детях военной поры.


© 2010-2022