Рабочая программа неаудиторных занятий По страницам истории (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области


"Утверждаю"


Директор __________Е.Б. Шипилова


Приказ №____ от "____"_____2015 г.

"Согласовано"


Заместитель директора по УВР


_______________Кубрак Л.В.

Рассмотрено на заседании кафедры/МО


Протокол №______


от "____" ________2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

неаудиторной занятости обучающихся

«По страницам истории»

6 класс




Разработал: Белецкая Светлана Ивановна

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория













р. п. Кантемировка

2015 -2016 учебный год

Пояснительная записка.

В школьной программе по истории не уделяется достаточного внимания изуче-нию таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография, нумизма-тика, сфрагистика, хронология, геральдика, метрология, ономастика и других. Сравнительно недавно выделились в качестве особых дисциплин филигранове-дение, кодикология, берестология, бонистика, фалеристика, векселлология, эмбле-матика, филократия и др. Многие школьники даже не знают о существовании по-добных исторических дисциплин, а об их роли в разгадывании исторических тайн имеют весьма поверхностные знания.

В настоящее время учителя и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения истории устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к ис-тории. На мой взгляд, именно вспомогательные исторические дисциплины могут в этом помочь. Эти науки не просто служат подспорьем для историка, они позволяют по-новому увидеть мир вполне обыденных явлений культуры, сделать историю ближе и понятней, заинтересовать и увлечь ею. Кроме того, именно вспомогатель-ные исторические науки делают историю точной наукой, а не пространством для идеологических баталий и политизированных интерпретаций тех или иных собы-тий российской и зарубежной истории.

Последние годы ознаменовались активными поисками методик и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения истории. Сейчас не-малая роль в этом отводится факультативным занятиям, элективным курсам. Но, на мой взгляд, все-таки неаудиторная работа позволяет добиться максимального эффекта, т.к. в рамках неаудиторной деятельности можно применять разные технологии: исследовательскую и проектную деятельность, ИКТ, использовать индивидуальные и групповые формы работы, разные методы и приемы, а также формы занятий.

Таким образом, вспомогательные исторические дисциплины могут стать дейст-венным фактором приобщения учащихся к истории и культуре, воспитания уважи-тельного отношения к прошлому, к тому великому культурному наследию, которое вошло в нашу повседневную жизнь.

Данная программа рассчитана не пассивное усвоение школьниками готовых зна-ний, а на сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Познавая историчес-кую действительность, изучая уже известные исторические события, но с привле-чением вспомогательных исторических дисциплин, учащиеся начинают понимать, что изучение прошлого - это важная и очень интересная часть их школьной жизни. И, казалось бы, уже знакомые из школьного курса истории события приобретают совершенно другую окраску, а многие непонятные моменты становятся простыми и понятными.

В данном курсе учащиеся познакомятся с палеографией, нумизматикой, сфрагис-тикой, геральдикой, исторической метрологией, хронологией, ономастикой, гене-алогией и другими дисциплинами. Каждая из этих дисциплин своеобразна и имеет свой объект и предмет изучения, цели и задачи каждой из этих наук разные. Но все вместе они помогают воссоздать историческую картину становления славянской письменности, эволюции денежного обращения, развития государственной симво-лики (печати и гербы), изменения системы мер и весов, трансформации систем из-мерения времени, модифицирования состава русского именника, происхождения различных родов и семей. Из курса вспомогательных исторических дисциплин уча-щиеся узнают о графике букв, украшениях, орнаменте в русских летописях и пись-менных источниках, об истории утверждения в нашей стране десятичной денеж-ной системы, об истории происхождения таких символов, как двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея, познакомятся с системой древних мер длины (пядь, локоть, сажень, аршин), веса (пуд, золотник, фунт), жидких и сыпучих тел (кадь, четверть, ведро, корчага). Все дисциплины, кроме хронологии, изучаются, в основном, на российском материале. Хронология - единственная дисциплина, в которой рассматриваются самые известные мировые системы исчисления времени. В разделе «Ономастика» учащиеся познакомятся с происхождением российских географических названий, имен, фамилий и псевдонимов, рассмотрят названия сво-ей местности. Генеалогия и системы социального этикета покажут, как в разные времена структурировалось общество, попробуют свои силы в составлении генеа-логического древа своей семьи.

Цель программы

- пробудить интерес к истории как науке через знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами.

Задачи программы

- познакомить учащихся с разными вспомогательными историческими дисципли-нами;

- развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энцикло-педической литературой, ресурсами Интернета;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления истори-ческого сознания.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

- доступность для учащихся средней школы;

- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);

- инвариантность содержания (программа применима для учащихся, которые заин-тересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);

- содержание программы обеспечивает более полное знакомство с основными вспомогательными историческими дисциплинами, т.к. в школьном курсе базовой программой этому отводится недостаточно времени.

Возможные виды деятельности

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

- рассказ;

- дискуссия (дебаты);

- сюжетно-ролевые игры;

- подготовка и обсуждение докладов учащихся;

- подготовка мультимедийных презентаций;

- изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;

- написание реферата;

- составление словаря топонимов своей местности;

- анализ гербов, составление герба своей семьи;

- изучение денежных знаков;

- участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 2015-2016 учебный год. Рассчитана программа на 35 часов (по 1 часу в неделю).

Объект деятельности

Данная программа рассчитана на учащихся 6 классов, которые действительно интересуются российской и всемирной историей, не ограничиваясь рамками школьного курса.


Содержание программного материала (35 ч.)

Введение (1 ч.). Вспомогательные исторические дисциплины: палеогра­фия, метро-логия, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, ге­неалогия, ономастика. История развития вспомогательных исторических дисциплин России. Практичес-кое исполь­зование вспомогательных исторических дисциплин.

Тема 1. Проектная и исследовательская деятельность (1 ч.)

Исследовательский проект. Формы и методы исследовательской работы. Типы проектных работ. Требования к оформлению работ. Критерии защиты работы. Те-матика индивидуальных проектных и исследовательских работ. Знакомство с пра-вилами выступления и защиты своих работ.

Тема 2. Палеография (3ч.).

Предмет палеография и её важ­нейшие задачи. Палеографические методы иссле-дова­ния. Внешние признаки рукописных источников. Этапы возникновения пись-менности у восточных славян. Кириллица и глаго­лица. Рукописные источники Древ-ней Руси и Российского государства. Материал письма. Графика. Украшение руко-писей.

Практическая часть: проект «Страница рукописи».

Основные понятия темы: палеография, графика, титло, миниатюра, вязь, устав, полуустав, скоропись, пергамен, заставка, инициал, колофон, водяные знаки - вержер и пантюзо, штемпель.

Тема 3. Нумизматика (3ч.).

Предмет и методы нумизматики. Основные задачи нумизматики. Понятие и функции денег. Виды денег и появление монет. Связь нумизматики с другими вспо-могательными историчес­кими дисциплинами. Естественно-научные методы иссле-дования монет.

Практическая часть: составление презентаций «Денежная система России», «Денежные системы стран мира», «Из истории денег».

Основные понятия темы: нумизматика, бонистика, «безмонетный период», моне-та, купюра, ассигнация, гривна, копейка, рубль, куна, веверица, грош, алтын.

Тема 4. Сфрагистика (3 ч.).

Предмет, методы, задачи сфрагистики. Этапы развития сфрагистики как науки. Классификация печатей. Княжеские печати. Церков­ные печати. Печати современ-ной России.

Практическая часть: проект семейной печати.

Основные понятия темы: сигиллография, печать, штамп, булла, тамга, вислые печати, прикладные печати, гемма.

Тема 5. Фалеристика (3 ч.).

Предмет, задачи, методы фалеристики. Происхождение наград. История наград. Награды Древнерусского государства и царской России. Советские награды. Осо-бенности орденов и медалей современной России.

Практическая часть: проект медали (ордена); составление презентаций «Ордена и медали Российской империи», «Советские ордена и медали», «Ордена и медали Российской Федерации».

Основные понятия темы: фалеристика, орден, медаль, статус, аверс и реверс.

Тема 6. Геральдика (3 ч.).

Предмет, задачи, методы геральдики. Происхождение гербов. Теоретическая и практическая геральдика. Виды щитов. Эмблемы. Цветовая гамма герба. Деление щита. Геральдические фигуры. Девиз.

Практическая часть: проект составления семейного герба (герба школы, герба села).

Основные понятия темы: геральдика, герб, гербовник, девиз, эмблема, герольдмейстер.

Тема 7. Метрология (3ч.).

Предмет, задачи метрологии. Значение метрологии для анализа исторических источников. Методы. Основные метрологические термины. Источники метроло-гии. История русской метрологии. Меры веса, длины, жидкостей, сыпучих тел, площади,

Практическая часть: решение метрологических задач.

Основные понятия темы: метроном, берковец, четверть, кадь, золотник, аршин, сажень, штоф, верста, фунт и др., метрическая система мер.

Тема 8. Вексиллография (3 ч.).

Вексиллография - вспомогательная историческая дисциплина. Знамя, его состав-ные части. Хоругвь. Штандарт. Флаг. История флага. Современный флаг России.

Практическая часть: проект флага села (района, области).

Основные понятия темы: хоругвь, штандарт, знамя, флаг, стяг.

Тема 9. Генеалогия (3 ч.).

Предмет, задачи генеалогии. Методика генеалогического исследования. Составление генеалогических таблиц. Источники генеалогии. Русская генеалогия. Системы социального этикета (звания, чин, титул, награды и.т.п.).

Практическая часть: проект семейного генеалогического древа.

Основные понятия темы: роспись, системы социального этикета.

Тема 10. Хронология (3 ч.).

Предмет, задачи хронологии. Основные понятия хронологии. Единицы счета времени. Древнейшие календари. Русская система счета времени. Славянский календарь.

Практическая часть: определение даты исторического события; составление презентаций «Древнейшие календари», «Календари Древнего Рима», «Русская система счета времени».

Основные понятия темы: календарь, год, сутки, неделя, григорианский и юлианский календарь, поясное время.

Тема 11. Историческая ономастика (5 ч.).

Предмет и задачи исторической ономастики. Разделы ономастики. Форманты. Субстрата. Топонимика и микротопонимика. Этнонимика. Историческая антро-понимика. Система личных имен. Псевдоним. Способы построения псевдонимов.

Практическая часть: составление презентаций «Происхождение русских имен», «Происхождение русских фамилий», «Из истории псевдонимов»; составление словаря личных имен (фамилий).

Основные понятия темы: онома, топоним, именник, внутрисемейные имена, прозвище, фамилия, псевдоним, аллоним, криптоним, контаминация, койноним, калька, анаграмма.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения теоретической и практической частей курса учащиеся должны

знать:
- названия и содержание основных вспомогательных исторических дисциплин;

- приемы и методы научно-исследовательской и проектной работы;

- основные исторические понятия и термины

уметь:

- самостоятельно ориентироваться в различного рода исторической информации, исторических источниках, их содержании;

- читать схемы, работать с иллюстрациями, документами;

- освоить методы научно-исследовательской работы;

- использовать мультимедийные ре­сурсы и компьютерные технологии для пре­зентации результатов познавательной и практической деятельности.


Календарно-тематическое планирование.


Тема

Виды учебной деятельности

Дата

1

Введение. Понятие «вспомогательные исторические дисциплины» и их виды.

формулировать проблему урока, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблемы.




Проектная и исследовательская деятельность.



2

Исследовательский проект: структура, основные требования к содержанию и оформлению.

принятие и сохранение учебной задачи, учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах



Палеография.



3

Что такое палеография?

высказывать и аргументировать свою позицию.


4

Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.


5

Практическая работа «Создание страницы рукописи».

участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Нумизматика.



6

Предмет, методы, задачи нумизматики. Основные понятия нумизматики.

высказывать и аргументировать свою позицию.


7

История возникновения и развития денежных систем.

формулировать проблему урока, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблемы.


8

Русские монеты.

участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Сфрагистика.



9

Предмет, методы и задачи сфрагистики. Печать как исторический источник.

принятие и сохранение учебной задачи, учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах


10

Печати Древнерусского государства и Российской империи.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.


11

Практическая работа «Разработка семейной печати».

участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Фалеристика.



12

Происхождение наград. История наград.

высказывать и аргументировать свою позицию.


13

Особенности орденов и медалей современной России

формулировать проблему урока, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблемы.



14

Практическая работа «Проект медали «За успехи в учебе» и т.п.

участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Геральдика.



15

Происхождение гербов.


высказывать и аргументировать свою позицию.


16

Русская геральдика.

формулировать проблему урока, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблемы.


17

Практическая работа «Составление семейного герба»

участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Метрология.



18

Метрология Древнерусского государства.

принятие и сохранение учебной задачи, учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах


19

Русская метрология 12-17 вв. Русская метрология 18-20 вв.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.


20

Практическая работа «Решение метрологических задач».

участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Вексиллография.



21

Вексиллография и ее элементы. История флага.

высказывать и аргументировать свою позицию.


22

Государственный флаг России

принятие и сохранение учебной задачи, учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах


23

Практическая работа «Проект флага села (района, области)».

участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Генеалогия.



24

Европейская генеалогия.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.


25

Русская генеалогия.

формулировать проблему урока, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблемы.


26

Практическая работа «Проект семейного генеалогического древа».

участвовать в коллективном обсуждении проблем.



Хронология.



27

Типы календарных системы.

участвовать в коллективном обсуждении проблем.


28

Русская календарная система.

принятие и сохранение учебной задачи, учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах



Историческая ономастика.



29

Историческая ономастика

как вспомогательная историческая дисциплина.

участвовать в коллективном обсуждении проблем.


30

Топонимика как раздел ономастики.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.



31

Историческая антропонимика.

формулировать проблему урока, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблемы.


32

Происхождение русских некалендарных и календарных имен.

высказывать и аргументировать свою позицию.


33

Происхождение русских фамилий.



34

Практическая работа «Составление словаря личных имен (фамилий)».

участвовать в коллективном обсуждении проблем.


35

Подведение итогов




Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

Тема «Палеография»

  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

  2. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.

  3. Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1977.

  4. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.

  5. Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1999.

  6. Янин В.Л. Я послал тебе бересту… М., 1975.

Тема «Нумизматика»

  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

  2. Мельникова А.С. Русские от Ивана Грозного до Петра I. История русской денежной системы с 1533 по 1682 гг. М., 1989.

  3. Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI вв. Л., 1983.

  4. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1976.

Тема «Сфрагистика»

  1. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

  2. Кучкин В.А. Великокняжеская печать с двуглавым орлом грамоты 1497 г. // Вопросы истории. 1999. № 4-5. С. 24-36.

  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

  4. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. 1. М., 1970.

Тема «Геральдика»

  1. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

  2. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.

  3. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2002.

  4. Соболева Н.А. Гербы городов России. М., 1998.

  5. Соболева Н.А. Герб Москвы: К вопросу о происхождении // Отечественная история. 1997. № 3. С. 3-22.

Тема «Метрология»

  1. Иванов А.Б. Числом и мерою. Исторические заметки об исконных русских мерах и денежном счете. М., 2001.

  2. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1954.

  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

Тема «Хронология»

  1. Каменцева Е.И. Хронология. М., 2003.

  2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.

  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

  4. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.

Тема «Генеалогия»

  1. Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий России. СПб., 2000.

  2. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2002.

  3. Порай-Кошиц И. История русского дворянства от IX до кон. XVIII в. М., 2003.

  4. Пчелов Е.В.Генеалогия древнерусских князей IX - начала XI вв. М., 2001.

  5. Пчелов Е.В. Генеалогия Романовых. 1613-2001. М., 2001.

Тема «Историческая ономастика»

  1. Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974.

  2. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. М., 1975.

  3. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М., 1981.

  4. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1978.

  5. Суперанская А.В. Имя - через века и страны. М., 1990.

  6. Унбегаум Б.О. Русские фамилии. М., 1989.


Список литературы для учащихся:

  1. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки.

  2. Барабин А. Как появился двуглавый орёл в гербе России. // Наука и жизнь, 2001. №3.

  3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. - М., 1990.

  4. Города России. Энциклопедия. /Гл. редактор Г.М. Лаппо. - М., 1994.

  5. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие./Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. - М., 2003.

  6. Каменцева Е.И., Устинов И.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М, 1974.

  7. Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. - М., 2002.

  8. Малышев А.И. Бумажные денежные знаки России и СССР. - М., 1991.

  9. Составление родословных схем и родословных древ. Методическое пособие по основам генеалогии./ Составители: Добрынин М. Н., Новосибирское историко-родословное общество, Бородин С. В., Центр патриотического воспитания граждан. Новосибирск, 2011.


Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива)

archives.ru

Программа «Российские Династии»

geno.ru

Сайт «Всероссийское генеалогическое древо»

vgd.ru

Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации

obd-memorial.ru

Первый канал - познавательная программа «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1tv.ru/rod

Библиотека исторической информации. Копии старых книг и справочников. Коллекция географических карт. Ревизии и переписи населения. Исторические монографии и исследования. Книги авторов по истории городов, сел, деревень и семей

familytree.ru/ru/place.htm

«Где твои корни?» Пособие по составлению родословной

familytree.ru/ru/articles/geneologia/index.html

Сведения о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны Новосибирской области - «Новосибирская Книга Памяти»

sibmemorial.ru

Солдат.ру. Сведения о судьбах военнослужащих, характере боевых действий частей и соединений; об особенностях учетных данных судеб военнослужащих; об административном делении территорий, а также место размещения рассказов и вопросов о поисковых находках, деталях процесса поисковых работ, архивах.

soldat.ru

Древо жизни (drevo) - genery.com/ru

MyHeritage - myheritage.com/index.php?lang=RU

Genealogia - genealogie.com

FamilyTree - familytree.ru

GenoPro - genopro.com/ru




© 2010-2022