- Преподавателю
- История
- План урока по Истории. 11 класс. Первая русская революция
План урока по Истории. 11 класс. Первая русская революция
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Назаров Г.А. |
Дата | 10.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Первая русская революция 1905-1907гг.
1.Цели урока:
1) Дать цельное представление о причинах, основных событиях и итогах революции.
2) Объяснять действия власти и общества в кризисные этапы существования государства.
3) Определить личное отношение каждого ученика к революции.
2. Планируемые результаты:
3. Понятия и термины:
Личности: Г.А. Гапон, М. Горький, В.И. Ленин, П.П. Шмидт, А.Г. Булыгин, С.Ю. Витте, И.Л. Горемыкин, П.А. Столыпин, вел.кн. Николай Николаевич.
Термины: Петиция, Манифест 17 октября, кадеты, октябристы, союз русского народа, черносотенцы, трудовики, Совет рабочих депутатов, броненосец «Князь Потемкин Таврический», Всероссийская политическая стачка, Государственная дума, избирательный закон, проект 104-х.
4.Форма и метод
Форма - Комбинированный урок.
Методы: Проблемного обучения, технологии сотрудничества, групповая технология
Оборудование: презентация, исторические карты, фотографии исторических деятелей, электронное приложение.
5. Проблемный вопрос урока:
Вопрос раздела: «Модернизация в России: достижения и трудности».
Проблема урока:
1) Какой тип монархии сложился в России по итогам революции?
2) Какие итоги революции свидетельствуют о том, что новая революция еще повторится, а какие о том, что Россия, пройдя через реформы, решит накопившиеся противоречия?
Личностно-значимая проблема: Можно ли оправдывать невинные жертвы любой революции стремлением к справедливости и равенству?
6. План урока
1) Причины революции.
2) Нарастание революции: «От января к октябрю».
3) Манифест 17 октября. Спад революции.
4) Образование политических партий.
5) Правительство и революция.
6) I и II Государственные Думы.
7) Конец и итоги революции.
Ход урока.
I. Организационно-целевой этап - 3 минуты.
1. Просмотр голосования учеников в опросе, посвященному революциям и их последствиям.
2. Объявление о дальнейших планах, зачете, практической работе в среду.
3. Постановка проблемных и личностно-значимых проблем урока.
«В России не спокойно с 1900 года, с началом мирового экономического кризиса. 1902 год - начало крестьянских выступлений, с 1903 к ним подключаются рабочие. Священник Г.Петров писал в начале XX века: «Николай Романов ни полушки прав народу не даст. Тогда уже кровь. Море крови. Ожесточение». А об убийстве Плеве писали так: «Признаться никто его не пожалел, он душил самую невинную инициативу общества» или даже: «Трудно этому не радоваться».
! Критика карикатуры на Николая II!
II. Работа по теме урока.
1. Причины революции - 5 минут.
Форма - фронтальная беседа с учащимися с фиксированием итогов обсуждения записями в тетради.
«Причина революции - нерешенность главных вопросов России начала XX века:
1) Аграрный (малоземелье)
2) Рабочий (зарплата, условия труда, бесправие)
3) Политический (самодержавие)
4) Национальный (Польша, Финляндия)/
Поводы:
1) Поражение в русско-японской войне (Студенты)
2) Кровавое воскресенье»
Кровавое воскресенье.
Рассказ учителя о Г. Гапоне.
Работа с документом: «Из петиции рабочих Петрограда».
? Кто мог быть автором данной петиции? Почему?
С этого - начало революции.
2. Нарастание революции. От Января к октябрю - 7 минут.
Работа с параболой.
1. Май 1905 - Иваново-Вознесенск. Картина
2. Крестьянские выступления («иллюминации»)
3. Броненосец Потемкин
4. Булыгинская дума
5. Всероссийская политическая стачка.
3. Манифест 17 октября 1905 года - 10 минут.
«Споры внутри правительства. Куча проектов. Витте теплоход в Царском».
Фотографии: «Витте манифест, две карикатуры».
Работа с текстом: «Манифест 17 октября 1905 года».
? Какие права? Что значит свобода собраний? Кто получает право выбирать?
Декабрьское вооруженное восстание - 2 минуты. Работа с доской. В схему
4. Образование политических партий - 7 минут.
Групповая работа с текстом учебника на с.33-34.
1 группа - кадеты, 2 группа - октябристы, 3 группа - черносотенцы.
Итог работы - занесение данных в таблицу, начатую на предыдущем уроке.
5. Правительство и революция - 5 минут.
Рассказ учителя с фронтальным опросом учащихся.
«декабрь 1905г. - избирательный закон (1:3:15:45)
Февраль 1906г. - реформа Государственного совета
Апрель 1906г. - «основные законы Российской империи» («неограниченный»)»
Работа со схемой: «Система управления РИ в 1906-1917гг.»
Император.
Сенат Совет Министров Синод
6. I и II Гос.Думы - 7 минут.
Выборы в думу - доска.
Работа с диаграммой. ? Название - идеология, у кого - большинство, Как пойдет работа Думы, если отталкиваться от результатов?
Рассказ о первой Думе. Итог - картинка. Выборгское воззвание!
Вторая дума - такая же работа.
«3 июня - роспуск Думы и новый избирательный закон. Конец революции».
7. Итоги революции - 5 минут.
«Выводим итоги революции из причин.
1) Отмена выкупных платежей
2) Частичное решение рабочего вопроса (зарплаты, профсоюзы, страхование)
3) Ограничение самодержавия и демократические права\свободы».
8. Рефлексия - 2 минуты.
1) Возвращение к проблемным вопросам урока.
2) Работа с историческими картинами - хронологическая последовательность.
3) Домашнее задание: таблица по Гос.Думам и подготовка к п.р. по теме: «Россия в 1894-1904гг., русско-японская война, первая русская революция».
4) Выставление оценок за урок.