План-конспект урока Август 1991 г. , причины и последствия. Распад СССР. (9 класс)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Наименование учебного заведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Усть - Чаунская средняя общеобразовательная школа

с. Рыткучи».

Электронный адрес школы: [email protected]

Номинация №2

«Сценарий урока истории,

обществознания,

граждановедения»

Учебно-методическое обеспечение:

1.Программа для ОУ по истории и обществознанию 5-11 классы.

Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

Издательство: М., Просвещение, 2001 год.

2.Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «История России. 20 век».

Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Издательство: М., Просвещение,2001 год.



Урок разработан: Марченко Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания

Адрес: ЧАО, Усть- Чаунский район , с.Рыткучи, ул.Советская д.4.,кв.2

Телефон: 8 (42737) 9-53-48

Электронный адрес:[email protected]











Аннотация

к работе на всероссийский конкурс "История 90-х»

в номинации "Сценарий урока истории, обществознания, граждановедения".

Данная работа представляет разработку урока в 9 классе по теме:"Август1991 г., причины и последствия. Распад СССР".

Главной целью урока является :

- обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Перестройка в СССР (1985-1991гг.)";

- завершение на школьном уровне (общее основное образование) формирования представлений об основных событиях 90-х годов и определения их места в развитии современной России.

Урок включён в тематическое планирование по курсу "История России. 20 век" (учебник А.А.Данилова ,Л.Г.Косулиной ), проводится как урок обобщения и закрепления знаний по теме "Перестройка в СССР (1985-1991гг.)".

Тема урока выбрана исходя из следующего:

1.События августа 1991 года, являющиеся причинами распада СССР, в 9 классе изучаются кратко и учащиеся не всегда в них разбираются.

2.У учащихся формируется сжатое представление о событии, которое является поворотным пунктом в истории России и становлении правового государства.

Урок построен в форме структурированной (регламентированной) дискуссии. В ходе урока ученики получают чёткий план, структуру и порядок обсуждения вопросов темы.

Класс делится на группы, в которых проходит обсуждение вопросов, затем ответы каждой группы обсуждаются и делаются общие выводы. В начале урока учителем формулируется общая проблема - выяснить причины и последствия августовских событий 1991 года и причины распада СССР.

Для активизации познавательного интереса каждому учащемуся отводится определённая роль - ведущий, аналитик, протоколист, наблюдатель. Таким образом, все включены в работу.

Предварительная подготовка к данному уроку началась за три недели до проведения занятия. Учащиеся были ознакомлены с перечнем вопросов для обсуждения и списком дополнительной литературы для подготовки:

-ПихояР.Г.Советский Союз: история власти.1941-1945 гг.-М.1998 г.

-ЯковерЛ.Б.История России. ТЦ Сфера, М.2002 г.

-Ельцин Б.Н.Записки президента.М.,1994г.

- Мау В.А., СтародубровскаяИ.В.Великие революции. От Кромвеля до Путина.М.,2001 г.

- СогринВ.В.Политическая история Современной России.1985-1991: от Горбачёва до Путина. М.,2001 г.

-Россия и Чечня (1990-1997 годы): Документы свидетельствуют. М.,1997 г.

-интернет-сайты по теме "История России".

Также было предложено подготовить сообщения:

- «Межнациональные отношения в период «перестройки".

- «Август 1991 года».

При подготовке к уроку, на основе отобранного материала, были подготовлены сообщения по предложенным темам и презентация:"Содружество Независимых Государств", которые и стали основными источниками при обобщении материала на уроке.

9 класс. История России.

Эпиграф урока: «Будьте внимательны к своим мыслям-

они начало поступков».

ЛаоЦзы

Тема урока:Август 1991 г.,причины и последствия. Распад СССР.

Форма урока:урок-дискуссия.

Цель урока:

-сформировать у учащихся представления об августовских событиях,их причинах и последствиях для дальнейшего развития страны;

-обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по данной теме;

-продолжить работу по развитию навыков самостоятельной работы,сопоставления фактов,умения делать выводы,аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.

Структура урока.

1.На доске план и основные вопросы для обсуждения темы.

План урока:

1.Основные события предшествующие распаду СССР (анализ таблиц).

2 .Август 1991 года, причины и последствия. Распад СССР.

3.Современное состояние стран СНГ (презентация).

2.Контроль знаний проводится с целью закрепления основных политических событий 1985-1991 гг.

Проверка выполнения домашнего задания:

а) привести в соответствие данные таблицы.

Дата

Событие

1

Апрель 1985 г.

Избрание М.С.Горбачёва Генеральным секретарём ЦК КПСС.

2

1988 г.

Принятие новой редакции Программы КПСС.

3

1988 г.

Освобождение правозащитников- А.В.Сахарова и др.

4

1989 г.

Пленум ЦК КПСС по кадровой политике.

5

1990 г.

Создание первых оппозиционных КПСС партий.

6

1991 г.

Возобновление реабилитаций жертв сталинских репрессий.

7

Март 1986 г.

19 партконференция. Начало политической реформы.

8

1986 г.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР.Избрание президента.

9

Январь 1987 г.

Первые выборы президента РСФСР.

10

Март 1987 г.

Провозглашение концепции «ускорения».

б)проверка домашнего задания по заполнению таблицы "Основные этапы перестройки вСССР ".

Весна 1985-1986г

Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

1987-1988г

Попытки перемен в экономике и внутрипартийной жизни.

1989-весна

1990гг.

Кризис политики перестройки и выход социально- политических процессов в стране за рамки социалистического обновления.

Весна 1990-лето 1991гг.

Переход к президентской форме правления, дальнейшее углубление экономического и политического кризиса в стране.

3.Обобщение материала по теме проводится в форме структурированной дискуссии.

Учитель:«Наш урок мы проведём в форме дискуссии. Для этого разделимся на 2 группы. Задача каждой группы- обсуждение вопросов, поставленных в ходе урока для решения общей проблемы, которую предстоит решить всему классу. Для корректировки работы в группах нужно выбрать ведущего аналитика, протоколиста и наблюдателя.

Их задачи (так же на столах в виде памяток):

Ведущий- организовывает обсуждение проблемы, привлекая всех членов группы.

Аналитик- задаёт вопросы, подвергая сомнению высказываемые предложения.

Протоколист- фиксирует предложения, представляет позицию группы перед классом.

Наблюдатель- даёт, в конце урока, оценку работы каждого члена группы».

Далее учитель обращает внимание на основные правила ведения дискуссии (памятки на столах).

Учитель: «При подготовке к уроку вы работали с дополнительным материалом, повторяли изученный ранее материал по теме. На основе ваших работ, выводов мы попробуем восстановить хронику августовских событий,дать им оценку и выяснить причины распада СССР. Это и будет основная проблема для обсуждения.

Проанализировав материал, представленный на уроке, мы составим опорный конспект «Распад СССР (1990-1991гг.)».

На доске записаны вопросы, на которые мы должны дать ответ в ходе нашего урока:

1.Что, на ваш взгляд,позволяет определять события августа 1991 года как попытку государственного переворота?

2.Почему августовский путч потерпел поражение?

3.Какие причины привели к распаду СССР и образованию Содружества Независимых Государств?

Заслушиваются учащиеся готовившие сообщения: «Межнациональные отношения в период «перестройки», «Август 1991 года».

Выступление учащегося о событиях, предшествующих августу 1991г.:

-«Политика демократизации и гласности не могла не вызвать оживления национально-освободительных движений.В декабре 1987 года в ответ на назначение Г.Колбинавместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д.Кунаева казахская молодёжь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста,которые были разогнаны войсками.20 февраля 1988 годана внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха было принято решение о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджана и Армениио выводе области из состава АзССР и включении в состав АрмССР. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО.Ответом на это стали погромы и резня армян в Сумгаите27-29 февраля.

В этих условиях Горбачёв приказал ввести войска в Сумгаит.15 июня Верховный Совет Армении согласился на вступление НКАО в состав республики.17 июня Верховный Совет Азербайджана вынес решение о неприемлемости передачи НКАО в состав Армении.Через месяц Президиум Верховного СоветаСССР признал невозможным изменение границ республик без согласия обеих сторон.Тем временем начались этнические столкновения между жителями НКАО,появились первые беженцы.Жизнь требовала немедленного изменения национальной политики на общегосударственном уровне. Вместо этого был введён режим особого управления НКАО.К 1989 году количество беженцев в Закавказье превысило 300 тысяч человек.

Национально-освободительное движение всё больше активизировалось.В ноябре 1988 г. Эстония приняла декларацию о суверенитете. Последовал межнациональный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане,приведший к введению комендантского часа в местах компактного проживания турок-месхетинцев. Количество переселенцев достигло 16 тысяч человек.

В июле 1989года закон о государственном суверенитете приняли Латвия и Литва.

11 марта 1990 года Литва провозгласила независимость. Всё это заставило союзное руководство принять срочные (но,как оказалось, весьма запоздавшие) меры по разработке нового союзного договора.

12 июня 1990г. Декларацию о государственном суверенитете принял 1 съезд народных депутатов РСФСР. Таким образом, Россия сделала первый шаг на пути к независимости и разрушению СССР.

17 марта1991 года прошёл союзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Абсолютное большинство его участников высказались за сохранение обновлённого Союза. Однако промедление властей с разработкой нового союзного договора делало проблематичным само его подписание».

Учитель:Из данного выступления мы можем определить причина распада СССР.Каковы же они?

После обсуждения представленного материала( используя ранее полученные знания) и выступления протоколистов,которые представили позиции группы, ответы учащихся обобщаются и записываются:

1.Борьба за власть между центрами и регионами.

2.Диктат центральной власти в отношении национально-государственных образований.

3.Обострение межнациональных конфликтов.

4.Принятие РСФСР Декларации о государственном суверенитете.

Учитель: «События августа 1991г. выявили все проблемы,показали слабость центральной власти и ещё больше подвели государство к его распаду.

Анализируя дальнейшие выступления ребят, вы должныдать свои варианты ответов на 1 и2 вопросы на доске».

Сообщение учащегося о событиях августа 1991 года:

-«Чтобы избежать распада СССРМ.С.Горбачёв весной и летом 1991 года проводил совещания под Москвой в Ново-Огарёве с главами 9 республик о подготовке нового Союзного Договора,подписание которого было назначено на 20 августа.2 августа М.С.Горбачёв выехал на отдых в Форос (Крым),но 18 августа был изолирован на даче.Утром 19 августа, в канун подписания Союзного Договора, начался антигосударственный путч.По радио было объявлено заявление советского руководства"Оботстранении Президента от обязанностей по состоянию здоровья и передаче его полномочий вице-президенту Янаеву,о введении чрезвычайного положения в отдельных районах и создании ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению),состоящего из 8 человек,среди которых были Янаев,премьер Павлов,министр обороны Язов,министр внутренних дел Пуго,председатель КГБ Крючков.

ГКЧП опубликовал "Обращение к советскомународу",потребовал расформировать действующие вопреки Конституции СССР структуры власти,приостановил деятельность оппозиционных партий и движенийзапретил митинги,демонстрации,забастовки,установил жёсткий контроль над средствами информации,ввёл в Москву войска,запретил выпуск ряда газет.Проведена пресс-конференция ГКЧП.

Отпор путчистам возглавило руководство РСФСР во главе с Б.Н.Ельциным, призвавшим к политической бессрочной забастовке до уничтожения ГКЧП и назначившим на 21 августа внеочередную сессию Верховного Совета РСФСР.

В Москве строили баррикады,народ защищал Дом Советов России (Белый дом).21 августа путчисты потерпели поражение и были арестованы.В ночь на 22 августа М.С.Горбачёв вернулся в Москву.22 августа руководством республики введён трёхцветный флаг РСФСР (с 1994 г. праздник-День Государственного флага РФ),запрещена деятельность КПСС.Августовский путч обострил все противоречия в стране.Заявили о выходе из СССР страны Прибалтики.Горбачёв безрезультатно пытался продолжить Ново-Огарёвские встречи и выработать новый договор.

Учитель:«Мы видим,что главной проблемой в данный период становился «цивилизованный развод»и «раздел имущества» в целях предотвращения гражданской войны.

8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Белоруссия),руководители трёх республик России, Украины и Белоруссии (Б.Н.Ельцин, Л.М.Кравчук, С.С.Шушкевич) подписали Беловежское соглашение и объявили о прекращении существования СССР. Также было объявлено о создании СНГ (Содружества Независимых Государств).21 декабря 11 стран подписали Декларацию, которая констатировала территориальную целостность и нерушимость границ СНГ, взаимовыгодное сотрудничество, вводила объединённое командование военными силами, единый контроль над ядерным оружием, гарантировала выполнение международных обязательств бывшего СССР».

Далее заслушиваются и обобщаются ответы, предложенные группами на 1 и 2 вопросы данные вначале урока. Учащиеся приходят к единому мнению и делают записи:

1.События августа 1991 года -государственный переворот,так как это была попытка устранить действующую власть через установление диктатуры, что не соответствовало Конституции, сорвать подписание нового союзного договора.

2.Путчисты потерпели поражение, прежде всегопотому что руководство России выступило сплочённо, энергично, таким образом сумев привлечь на свою сторону большинство москвичей, которые встали на защиту «Белого дома» и демократических свобод, гарантированных Конституцией.

Учитель:

-«Проанализировав выступления,мы ответили на вопросы, которые должны были выяснить в ходе дискуссии.

Ещё раз убедились, что распад СССР был предрешён. Финал ГКЧП означал завершение исторического периода, характеризуемого словом «перестройка».Задуманное окружением М.С.Горбачёва как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руководству России, во главе с Б.Н.Ельциным, выступить в роли защитника законности.

25декабря 1991 года М.С.Горбачёв, Президент СССР, ушёл в отставку. СССР прекратил существование. В этот же день Верховный Совет России установил новое официальное наименование государства вместо РСФСР - Российская Федерация».

В качестве домашнего задания, учащимся предлагается проанализировать документ (каждому даётся распечатка).

Всероссийским центром изучения общественного мнения в первой декаде 1994 г. Был проведён опрос жителей России. На вопрос: «Как вы сейчас оцениваете события 19-21 августа 1991г.?»- были предложены варианты ответов:

1.Просто эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны-53%.

2.Трагическое событие, имевшее гибельные последствия для страны и народа-27%.

3.Победа демократической революции, покончившей с властью КПСС-7%.

4.Затрудняюсь ответить-13%.

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Выберите один из перечисленных вариантов ответа или предложите свою версию. Свой ответ аргументируйте.

4.Итог урока.

Обобщая весь материал по данной теме, составляется опорный конспект (учителем составлен заранее).

Распад СССР (1990-1991гг.)

Парад суверенитетов республик

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Попытка центра стабилизировать ситуацию в области национальных отношений

Подготовка нового союзного договора

попытка центра

ДПлан-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)екларации о

суверенитете12 июня -Россия

(1990) 27 июля- Белоруссия

2План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)3 августа- Армения

Силовые военные попытки центральных властейПлан-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)



План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)



План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)


ЖПлан-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)естокое подавление Введение военного

мирной демонстрации положения

вТбилиси(9 апреля 1989г.) в Баку(январь 1990г.)

Штурм ВильнюсскогоБесчинства ОМОНа в Риге

радио и телевидения (Январь 1991 г.)

(Январь 1991 г.)

Попытка государственного переворота-ГКЧП

19-20 августа 1991г.

Референдумы по вопросу о независимости:

9 февраля 1991г.-Литва

3 марта 1991г.-Латвия,Эстония

31 марта 1991 г.-Грузия

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)


План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Провозглашение независимости большинства союзных республик

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)


8 декабря 1991 г.- Беловежское соглашение России, Украины, Белоруссии о денонсации Союзного договора 1922 г. Распад СССР.

Провозглашение образования СНГ.

В заключенииурокаприводятся слова А.И.Герцена:

«Мы безразличны к расовой чистоте:это нисколько не мешает нам быть славянами. Мы довольны тем, что в наших жилах течёт финская и монгольская кровь, это ставит нас в родственные отношения с теми расами, о которых человеколюбивая, демократическая Европа не может упомянуть без презрения и оскорбления».

В этих словах выражена та черта русского характера,которую на современном языке называют толерантностью.Это отзывчивость и приятие «другого».Последнее столетие российской истории с его катаклизмами привело к разрушению многих традиций.Только восстановив нарушенные связи,оценив то, что было создано многими поколениями россиян, наше государство будет двигаться вперёд.

В январе во всех школах России проводился единый урок по теме: «Содружество Независимых Государств». Ребята подготовили презентацию, в которой наглядно показали историю создания СНГ, познакомят нас с государственные символы СНГ и краткой характеристикой представленных государств (материал может быть использован при проведении внеклассного мероприятия).



Презентация (сценарий) «Содружество Независимых Государств».

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)





План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)



Российская Федерация

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Территория Российской Федерации составляет 17075,4 тыс.кв.км., население на 01.08.2004 составляет 143 млн. 700 тыс. человек. Столица России - город Москва.

В соответствии с Конституцией, принятой 12 декабря 1993 года, Российская Федерация - Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Президент Российской Федерации является главой государства, избирается на четыре года.

Федеральное Собрание - парламент России, является представительным и законодательным органом, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.

В столице Российской Федерации городе Москве расположены Отделение Исполнительного Комитета СНГ, Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, Совет министров обороны, Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ, Антитеррористический центр государств-участников СНГ, ряд отраслевых и постоянно действующих рабочих органов Содружества.

Президентом Российской Федерации является Медведев Дмитрий Анатольевич.



Республика Казахстан

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Территория государства - 2724,9 тыс.кв.км. Численность населения на 01.01.2003 составляет 14 млн. 825,7 тыс. человек. 15 сентября 1995 года принят указ Президента о переносе столицы Казахстана из города Алматы в город Акмолу (ныне Астана), расположенный в географическом центре Республики.

Республика Казахстан согласно Конституции, принятой на референдуме 30 августа 1995 года, является унитарным государством с президентской формой правления. Она утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Наименования "Республика Казахстан" и "Казахстан" равнозначны.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, избирается сроком на семь лет.

Президентом Республики Казахстан является Назарбаев Нурсултан Абишевич



Азербайджанская Республика

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Азербайджанская Республика занимает юго-восточную часть Кавказского перешейка и занимает территорию свыше 86,6 тыс. кв. км. Население Азербайджанской Республики на 01.05.2004 составляет 8 млн. 289 тыс. человек. Столица - город Баку. В состав Азербайджана входит Нахичеванская автономная республика.
Согласно Конституции, принятой 12 ноября 1995 года, Азербайджанское государство - демократическая, правовая, светская, унитарная республика c президентской формой правления.

Главой государства является Президент, ему же принадлежит исполнительная власть. Президент избирается сроком на 5 лет.

Законодательную власть осуществляет Милли Меджлис, избираемый на 5 лет.

Президентом Азербайджанской Республики является Алиев Ильхам Гейдарович.

Кыргызская Республика

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Территория государства - около 200 тыс.кв.км. Численность населения на 01.01.2003 составляет 5 млн. 012,5 тыс. человек. Столица государства - город Бишкек.

Кыргызская Республика (Кыргызстан) согласно Конституции, принятой 5 мая 1993 года, - суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства.
2 февраля 2003 года состоялся референдум. Большинством голосов избирателей одобрен и подписан Президентом А.Акаевым Закон № 40 от 18 февраля 2003 года " О новой редакции Конституции Кыргызской Республики.

Президент является главой государства. Он избирается сроком на пять лет.

Парламент - ЖогоркуКенеш, является постоянно действующим высшим представительным органом. ЖогоркуКенеш осуществляет законодательную власть, а также контрольные функции. Он избирается на пять лет.

Исполнительную власть в Кыргызстане осуществляет Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местная государственная администрация.

Туркменистан

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Территория Туркменистана - 488,1 тыс. кв. км. Численность населения на 01.05.2004 составляет 6 млн. 385,7 тыс. человек. Столица - город Ашхабад.

Туркменистан провозглашен независимым государством в октябре 1991 года в результате всенародного референдума.

Согласно Конституции, принятой 18 мая 1992 года, Туркменистан - демократическое правовое и светское государство.

Государственное правление осуществляется в форме президентской республики. Президент является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркменистана.

Высшим представительным органом народной власти является Халкмаслахаты (Народный совет) Туркменистана.

Меджлис (парламент) является законодательным органом Туркменистана.

Кабинет Министров является исполнительным и распорядительным органом. Возглавляет Кабинет Министров Президент.

Президентом Туркменистана является БердымухамедовГурбангулыМяликгулыевич.





Республика Узбекистан

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Территория государства - 447,4 тыс. кв. км. Численность населения на 01.01.2001 составляет 24 млн. 916,4 тыс. человек. Столица Узбекистана - город Ташкент - является одним из самых крупных городов на востоке.

В соответствии с Конституцией, принятой 8 декабря 1992 года, Узбекистан - суверенная демократическая республика. Высшим государственным представительным органом является ОлийМажлис, осуществляющий законодательную власть. ОлийМажлис избирается на 5 лет.

Президент является главой государства и исполнительной власти, одновременно Председателем Кабинета Министров. Президент избирается сроком на пять лет.

Президентом Республики Узбекистан является Каримов Ислам Абдуганиевич.



Республика Армения

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Республика Армения занимает площадь 29,8 тыс. кв. км, численность населения на 01.01.2003 составляет 3 млн. 210,8 тыс. человек. Столица Армении - город Ереван.

Согласно Конституции, принятой 5 июля 1995 года, Республика Армения - суверенное демократическое, социальное, правовое государство.

Законодательным органом Республики Армения является Национальное Собрание, состоящее из 131 депутата. Срок полномочий Национального Собрания - 4 года.

Главой государства и исполнительной власти является Президент, избираемой на пятилетний срок. Исполнительную власть осуществляет Правительство, состоящее из Премьер-министра и министров.

Президентом Республики Армения является Саргсян Cерж Азатович .

Республика Беларусь

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Территория государства - 207,6 тыс.кв.км. Численность населения - на 30.06.2003 составляет 9 млн. 904 тыс.700 человек.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социально-правовое государство. По форме правления Беларусь - президентская республика. На ее территории действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми народом на Референдуме 24 ноября 1996 года. В основу государственного управления положен принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Высший представительный постоянно действующий законодательный орган - Парламент - Национальное собрание, которое состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента - четыре года. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом. Президент Республики является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган Государственного управления.

Cтолица Республики Беларусь город Минск является официальным местом пребывания координирующих органов Содружества Независимых Государств. Здесь находятся Исполнительный Комитет СНГ, Экономический Суд Содружества и ряд отраслевых органов Содружества.

Президентом Республики Беларусь является Лукашенко Александр Григорьевич.

Республика Молдова

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Территория государства - 33,7 тыс.кв.км. Численность населения на 01.01.2003 составляет 3 млн. 618,5 тыс.человек. Столица Молдовы - город Кишинев. В соответствии с Конституцией, принятой 29 июля 1994 года, Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство. 27 июля 2000 года вступил в действие закон о введении в Республике Молдова парламентской формы правления. В соответствии с поправками в Конституцию, в стране введена парламентская форма правления. Президент остается главой государства, но за ним сохраняются, в основном, представительские функции. Президент, в частности, лишается права инициировать процедуру изменения Конституции, права назначать судей Конституционного суда. Закон предусматривает избрание Президента в парламенте.
17 сентября 2009 года Конституционный суд Молдовы официально признал временное исполнение обязанности Президента Республики Молдова председателем парламента Михаилом Гимпу.

Республика Таджикистан

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Территория республики составляет 143,1 тыс. кв. км, численность ее населения на 01.01.2003составляет 6 млн. 463,8 тыс. человек. Столица - город Душанбе.

Согласно Конституции, принятой 6 ноября 1994 года, Республика Таджикистан - суверенное демократическое правовое светское унитарное государство.

Высшим представительным и законодательным органом Республики Таджикистан является МаджлисиОли-парламент республики, который избирается сроком на пять лет.

В ноябре 1994 года в Республике прямым голосованием сроком на пять лет избран Президент Республики Таджикистан, являющийся главой государства и исполнительной власти (Правительства). Был переизбран 6 ноября 1999 года, срок полномочий - семь лет.

Президентом Республики Таджикистан является ЭМОМОЛИ РАХМОН



Украина

План-конспект урока Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.(9 класс)

Территория государства - 603,7 тыс. кв. км. Численность населения на 01.06.2004 составляет 47 млн. 465 тыс. человек. Столица Украины - город Киев.

Украина - унитарное государство, в котором существует единое гражданство. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами, должностными лицами.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Глава государства в Украине - Президент. Он выступает от имени государства и является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины избирается на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 5 лет. Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины, состоящая из 450 народных депутатов, избираемых на 4 года.

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе исполнительной власти. Он ответственен перед Президентом и подконтролен и подотчетен Верховной Раде в пределах, предусмотренных соответствующими статьями Конституции.



© 2010-2022