Опорные конспекты уроков по истории древнего мира 5 класс

Данные конспекты уроков помогут при подготовки занятий к истории древнего мира. в данных конспектах имеются разные типы уроков: изучение нового материала, закрепление,комбинированные, практические занятия.  Методические разработки отдельных тем курса истории древнего мира, опорные конспекты по темам, включающие в себя материалы для самопроверки, практические задания и творческие работы, позволяют повысить эффективность обучения, выработать у школьников сознательное, заинтересованное отношение к ...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 12 § 11. Религия древних египтян

Цель урока: дать представление о религиозных верованиях древ­них египтян.

Основное содержание: Жрецы. Почитание богов и праздники. Гроб­ницы. Мумии и представления египтян о загробной жизни.

Термины и понятия: мумия, пирамиды.

Оборудование урока: карта «Древний Египет», иллюстрации, CD-диск.

План урока

1. Повторение домашнего задания.

2. Боги Древнего Египта.

3. Жрецы, обряды и храмы.

Первый этап урока

  1. Объясните слова: государство, фараон, чиновники, вельможи, писцы, папирус.

  2. Расскажите о жизни:

древнеегипетских жрецов

древнеегипетских воинов

древнеегипетских писцов

древнеегипетских ремесленников и земледельцев

  1. Индивидуально: вопросы к документу стр 42

Второй этап урока

Вводная беседа:

Объясните слова «религия», «духи», «боги».

Когда и почему у людей появились религиозные верования?

Кого и что обожествляли древние люди?

Кто помогал людям общаться с богами и духами? Что они для этого делали?

А) Религиозные верования появились у египтян еще в первобытные времена. Тогда их жизнь полностью зависела от природы (охота, собирательство).

Обожествляли цветы, плоды, ветер, дождь, животных и т.д.

Чем можно объяснить появление в более поздние времена культов солнца - Ра, Нила - Хапи, земли - Геб, неба - Нут и т.д.? (земледелие)

У египтян существовало множество богов. Их насчитывают до 2000. Геродот называл Египет «Землей богов». - просмотр фрагмента CD о богах.

Беседа:

Какие боги были у египтян?

Восхваление богов: Гимн Атону

Атон, живущий вечно, владыка солнца, неба и земли, и до­ма Атона на горизонте! Как прекрасен твой восход на гори­зонте, о Атон предвечный! Ты восходишь на восточном гори­зонте, ты наполняешь мир своими красотами. Ты прекрасен, велик, лучезарен! Высок над всею землей. Лучи твои обнима­ют все страны, которые ты сотворил! Ты связываешь их лю­бовью своею. Ты далек, а лучи твои на земле...

Как многочисленны творения твои! Ты создал землю по во­ле твоей, единый!.. Ты создал Нил, вывел его из-под земли. Ты приводишь его, по воле твоей, для оживления людей, ко­торых ты создал, ты их владыка... Сотворил ты небо пространное, чтобы сиять на нем и обозревать все, что сотворил.

Как они выглядели?

Б) Культ животных.

Вопросы по сюжету CD: Какие животные считались священными? Почему?

Культ животных

Часть животных в Древнем Египте считались священными... Для ухода за животными каждой породы назначены из египтян особые служители - мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследст­ву от отца к сыну. Каждый житель города выказывает свое благоговение перед священным животным. Если кто-нибудь умыш­ленно убьет какое-нибудь из этих животных, того карают смертью; если же - неумышленно, то платит пеню, установ­ленную жрецами.

66. ...Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове.

67. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каж­дый в своем городе в священных гробницах...

69. Так вот в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других - нет и с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже упо­требляют их в пищу...

Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991. С. 37

Г) Вера в загробную жизнь.

Боги Осирис и Анубис стр 54

Книга мертвых

Суд Осириса:

Глава 125 «Книги мертвых» целиком посвящена избавле­нию грешников от их грехов. Египтяне переписывали ее на па­пирус и клали в гроб между ногами мумии. Зал суда называ­ется Залом Двух Истин. Осирис восседает на своем алтаре. Две его сестры, Йсида и Нефтис, стоят за его спиной. Четыр­надцать помощников выстроились в глубине. Посередине сто­ят весы, опору которых украшает голова Маат (Истины), а иногда - голова Анубиса или Тота, Весы охраняет чудовище. Тот, Анубис, а иногда Хор и две Маат держатся в центре зала. Анубис вводит покойного, облаченного в льняное одеяние. Он приветствует судью и всех богов:

«Привет тебе, великий бог, Владыка Двух Истин! Я пришел, дабы узреть твою красоту! Я знаю тебя, я знаю имена сорока двух богов, пребывающих здесь, на Великом Дворе Двух Ис­тин, - они поджидают злодеев и пьют их кровь в день, как предстанут злодеи на суд Уннефера. Вот, я знаю вас, Владыка справедливости! К вам прихожу со справедливостью, ради вас отринул несправедливость».

Затем он произносит длинную оправдательную речь, со­стоящую из одних отрицаний.

Задание:

Прочитайте отрывок из «Книги мертвых».

Какие прегрешения были самыми распростра­ненными в Египте?

Выделите прегрешения, касающиеся хозяйства.

Выделите прегрешения, касающиеся отношений между людьми.

Выделите прегрешения, касающиеся поведения по отношению к богам.

Попадающий в царство Осириса произносил длинную оп­равдательную речь, состоящую из одних отрицаний:

1. Я не чинил зла людям.

2. Я не нанес ущерба скоту.

3. Я не творил дурного...

4. Я не кощунствовал.

5. Я не поднимал руку на слабого.

6. Я не делал мерзкого пред богами.

7. Я не был причиною недуга.

8. Я не был причиною слез.

9. Я не убивал.

10. Я не приказывал убивать.

11. Я никому не причинял страданий.

12. Я не истощал припасы в храмах.

13. Я не портил хлебы богов.

14. Я не сквернословил.

15. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.

16. Я не давил на гирю.

17. Я не плутовал с отвесом.

18. Я не сгонял овец и коз с пастбища их.

19. Я не ловил в силки птицу богов.

20. Я не ловил рыбу бога в прудах ее.

21. Я не останавливал воду в пору ее.

22. Я не преграждал путь бегущей воде.

23. Я не гасил жертвенного огня в час его.

24. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

25. Я не распугивал стада в имениях бога.

Перевод М. А. Коростовцева

Д) жертвоприношения стр 53

Е) амулеты

Ж) подготовка к загробной жизни

Вопрос по сюжету CD: Как готовились к загробной жизни? (гробница (росписи, фигурки, вещи), саркофаг, мумия)

Чтение стр 55

Вопросы:

Зачем нужны были гробницы? Что необходимо было положить в гробницу? Зачем?

Мумификацией занимались жрецы. Мумия должна была помочь царю вознестись на небо и достойно предстать там перед Осирисом - покровителем и судьей мертвых.

Процесс мумификации начинался с удаления через носовые от­верстия мозга, образовавшуюся полость заполняли перцем. Затем, вскрыв левый бок тела, извлекали из брюшной полости и грудной клетки внутренние органы. Их мумифицировали отдельно, вымачи­вая в пальмовом вине, после чего укладывали в специальные сосу­ды - канопы, которые устанавливались в гробнице фараона. Крыш­ка каждой канопы представляла собой изображение одного из четы­рех духов - хранителей умершего или выполнялась в виде его скульптурного портрета. Однако сердце, перехваченное золотым об­ручем, и почки возвращались в грудную клетку и брюшную полость для «опознания» Осирисом покойного.

Подготовленное таким образом тело выдерживали в растворах природных нитратов, затем тщательно высушивали. После этого «за­готовку» мумии обсыпали табачной пылью, смешанной с толчены­ми цветами ромашки, пропитывали маслом. Далее мумию обвивали тонкими льняными бинтами, между которыми закладывали много­численные амулеты и украшения.

После ритуальных церемоний, продолжавшихся 70 дней, мумию укладывали в ярко раскрашенную, засыпанную цветами погребаль­ную ладью. Подняв разноцветные паруса, она отплывала вверх по течению Нила, чтобы затем пристать к его левому берегу напротив города Фивы - тогдашней столицы Египта. Отсюда погребальный кортеж отправлялся в «Долину царей» - к царскому некрополю, расположенному среди скал мрачного и труднодоступного ущелья. Установленный на салазки катафалк с мумией медленно тащили по идущей в гору дороге пятнистые коровы. Дорогу перед ними обиль­но поливали молоком.

З) обожествление фараона

Третий этап урока

жрецы, храмы, обряды.

Домашнее задание:

§11 стр 51 - 53, § 12 стр 55 - 56

3

© 2010-2022