Урок по ШРК (школа русской культуры) в 9кл. Политический портрет М, С. Горбачева

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Политический портрет М.С. Горбачева»

9 класс

Пимкина И.А., учитель истории МБОУ СОШ №27 г. Шахты

Тип урока: интегрированный урок-дискуссия.

Проведению интегрированного урока-дискуссии предшествует подготовительная работа. На первом этапе класс делится на три условные группы: сторонников Горбачева, противников и экспертов. Проводятся консультации с группами, учащиеся работают с предложенной дополнительной литературой, обсуждают вопросы с родителями как реальными очевидцами происходивших событий.

В ходе урока последовательно обсуждаются следующие темы:

  • «Антиалкогольная кампания и борьба с нетрудовыми доходами: за и против».

  • «Изменения в экономике - курс на ускорение».

  • «Распад СССР или развал СССР?»

В ходе урока используется фрагмент видеозаписи с выступлением М.С. Горбачева на 19 партконференции. На доске: тема дискуссии и цитаты из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира»:

«Перестройка - это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества.

Мы заново открываем самих себя… Нами движут идеи Октября, идеи Ленина, интересы советского народа.

Все мы - ученики, а учитель - жизнь, время. Я верю: будет расти понимание, что в результате перестройки в широком смысле этого слова мир сблизится».

Вниманию школьников предлагается схема «Эволюция перестройки»:

1-й этап: апрель 1985г.- июнь 1989г.:

  • От власти партократии к советам

  • Законодательно закреплен принцип народовластия

2-й этап: июнь 1989г.-12 июня 1990г.

  • Консолидация

  • Формирование партий

  • Провозглашение суверенности в рамках Союза

3-й этап: июнь 1990г.-21 августа 1991г.

  • Попытка военного переворота.

Памятка участника дискуссии:

  • Умей выслушать

  • Главное - факты и логика

  • Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

Цели и задачи урока:

Образовательные. Сформулировать знания учащихся об основных периодах перестройки. Организовать осознание учащимися сущности основных законов эпохи , изменения на их основе в характере государства и статусе личности, противоречия законодательства и реальной жизни.

Развивающие.Развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий. Явлений, находить сущность, соотносить имеющиеся знания с новыми. Анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы.

Мотивационные. Воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью, способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.

Ход урока.

Вводное слово учителя.

Для чего люди идут в политику? Для одних это удивительная, хотя и опасная, игра в политическом театре, другие удовлетворяют свою страсть к власти, третьи думают о богатстве и привилегиях. Для многих политика - это служение державе, народу или идее. Для иных - просто служба. Иногда - это семейная традиция, иногда призвание…

Невольно возникает вопрос: для чего пришел в политику М.С.Горбачев? Работая над темой урока, мы попытаемся проанализировать его деятельность, позицию, его реформы и преобразования.

О М.С. Горбачеве до сих пор можно услышать абсолютно - полярные мнения. Одни ставят ему в заслугу мужество, умение взять на себя ответственность, другие обвиняют в развале СССР и негативных последствиях реформ (кризисе в экономике и политике), которые мы переживаем до сих пор. Участвуя в дискуссии, вы попробуйте дать свою оценку деятельности М.С. Горбачева. Не следует претендовать на истину, но нужно стремиться приблизиться к ней.

Политический портрет - это, прежде всего, портрет личности, который следует начать с краткого биографического экскурса.

Родился в 1931г. В Ставропольском крае, в 1955г. Окончил юридический факультет МГУ, работал в крайкоме комсомола, в крайкоме партии Ставропольского края. С 1970г. - пернвыфй секретарь Ставропольского крайкома партии, в 1978г приглашен на работу в ЦИК КПСС. С апреля 1985г. - Генеральный секретарь ЦК КПСС. С марта 1990г.- Президент СССР. В 1991г. После распада СССР, М.С. Горбачев руководит «Горбачев-фонд», читает лекции в университетах за рубежом.

Задания рабочим группам.

Сторонники Горбачева: используя материалы СМИ и учебного пособия, подобрать факты, положительно характеризующие М.С. Горбачева как политика и реформатора.

Противники Горбачева: найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности Горбачева.

Экспертам: прослушав разные точки зрения. Сделать выводы и вынести заключение.

Далее мы обращаем внимание на основные этапы деятельности Горбачева в процессе перестройки. Школьникам предлагается определить, что отражает схема: эволюцию взглядов или спонтанность отдельных реформаторских шагов. В работе помогут высказывания самого Горбачева.

Антиалкогольная кампания: за и против.

Начнем работу с тех обвинений, которые могут предъявить М.С. Горбачеву противники.

Противники. М.С. Горбачев начинает свою реформаторскую деятельность с проведением антиалкогольной кампании, которая усугубила негативные стороны жизни населения - пьянство « ушло в быт», увеличились цены на спиртные напитки ( что в свою очередь еще больше ударило по бюджетам семей). Возросли спекуляция спиртными напитками, самогоноварение. Люди столкнулись с проблемой «сахарного бума». Вырубались виноградники. Как можно оценить необдуманность шагов Горбачева?

Сторонники. М.С. Горбачев, конечно, не предполагал таких негативных процессов, которые последовали после этих начинаний, а вырубка виноградников показала уровень понимания данной проблемы руководителями на местах. Ясно, что им таких указаний не давалось. М.С. Горбачев видел основное зло общества - пьянство, которое губительно действует на нравственность. Мы считаем, что именно так и нужно было готовить общество к реформам.

Эксперты. Нельзя оправдывать Горбачева тем, что он не знал. Что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачев вырос в русской среде и должен понимать, что злоупотребление спиртными для нее характерно и « с наскока» проблему не решить. Кроме того. Именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. Это был неудачный шаг.

Нельзя считать, что именно указ спровоцировал общество на самогоноварение и т.п. Это было и раньше, просто обстоятельства вскрыли пороки общества.

В какой-то степени это действительно был просчет, но обвинение Горбачева в недальновидности безосновательно. Не может человек предусмотреть все. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя. Не было такого пьянства.

Учитель. Изучая тему «Власть и политика», мы говорили о главном требовании к руководителям любого уровня - об ответственности, об умении предвидеть последствия своих решений и прочитывать ситуацию. Поэтому за просчеты, конечно, должен ответить инициатор реформ.

Борьба с нетрудовыми доходами.

Противники. Начатая Горбачевым борьба с нетрудовыми доходами свелась к войне с теми, кто сам выращивал или производил свою продукцию и продавал ее на рынках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники, так и остались нетронутыми.

Сторонники. Начиная перестройку, Горбачев главный акцент делал на подъеме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал все, что было произведено в негосударственной сфере.

Эксперты. Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только еще консолидировались. Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачев зарабатывал политический авторитет.

Первые шаги - опора на ленинские принципы

Противники. Первые шаги в сфере идеологии показывают: Горбачев не хотел менять политической ориентации общества, стремясь провести внутренние преобразования. Нет ли в этом противоречия?

Сторонники. Да, начиная реформы, Горбачев не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считая социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчеркивал, что мы должны учиться у Ленина вовремя переоценить ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому неудивительно, что в апреле 1985г. был взят курс на ускорение, а затем - на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.

Трудно начинать преобразование только каких-то отдельных сфер общества. Это, в конце концов. Ведет к изменению всего общества. Горбачев этого не учел. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели практическое применение. А противоречивость порождалась тем, что готовых-то рецептов не было.

Эксперты. Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывавшейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачева можно признать действительно мужественным шагом.

Учитель. Проводившееся реформы, казавшиеся тогда радикальными, сегодня нам представляются робкими и неактуальными. В разное время одни и те же события могут оцениваться по-разному, причем, чем дальше от событий, тем точнее оценка происходившего. Зачем нам это? Как сказал Карамзин, прошлое - это изъяснение настоящего и пример будущего.

Изменения в экономике - курс на ускорение.

Противники. В августе 1985г. был взят курс на ускорение, хотя шел спад производства. Этот курс привел к тому, что устаревшее оборудование не выдерживало нагрузки. Понизился уровень благосостояния населения, возросла социальная напряженность. Зачем нужна была эта реформа?

Сторонники. Снять напряжение среди населения - с этой целью и был предпринят этот шаг. Программа в первую очередь была нацелена на модернизацию машиностроения. Другое дело, что нельзя было осуществлять параллельно оба направления; первой должна была стать модернизация, затем ускорение. Но, видимо, хотелось побыстрее, поэтому и итоги оказались негативными.

Старый партаппарат в большинстве своем занимал выжидательную позицию. Некоторые считали неуместным подсказывать первому лицу государства.

Эксперты. Конечно, обвинять одного Горбачева нельзя, он решал не единолично, но, поскольку инициатива исходила от него, то, конечно, и ответственность лежит, прежде всего, на нем.

Подготовка нового союзного договора - это шаг подтверждает стремление Горбачева сохранить СССР.

Далее учитель подводит учащихся к пониманию роли личности Горбачева в перестроечных процессах с учетом мнений сторонников, противников и экспертов, формулирует итоги дискуссии и предлагает фрагмент видеозаписи выступления М.С. Горбачева на ХIХ партконференции.

Мнения учащихся по итогам дискуссии….

Обобщающее слово учителя.

В ходе дискуссии мы с вами рассмотрели некоторые направления реформ М.С. Горбачева. Историческое достижение его политики - это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались и нравственно тупели. Это не только более или менее четкое признание общественного тупика, куда мы зашли к концу ХХ века. Это и свет в конце туннеля. Сегодня очень многое зависит от нас самих, каким бы словами мы ни клеймили наше государство, и в этом заслуга Горбачева и многих из тех людей, которые пришли с ними, даже если они им и были потом отброшены как отработанный материал.

Самое позитивное, что привнес Горбачев, - гласность, демократия, принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно, это не требовало развития экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым бесперспективным порядкам. В период перестройки мы стояли на развилке: налево - решительное, но умное углубление демократизации во всех сферах общественной жизни, включая, конечно, экономику, направо - возвращение к старым авторитарно-административным методам. Сегодня мы можем смело сказать, что второе невозможно. А продолжение пути зависит от вас - поколения, которое извлечет уроки из ошибок перестроечных процессов, используя эти уроки для прогресса общества.


© 2010-2022