Накануне отмены крепостного права

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный курс: История России. 8 класс.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: смешанный.

Тема урока: «Накануне отмены крепостного права».

Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю обстановку в стране накануне отмены крепостного права, а также причины неизбежного решения крестьянского вопроса.

Задачи урока:

Образовательная:

Сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II выяснить предпосылки и причины отмены крепостного права.

Воспитательная:

Воспитание любознательности, внимательности.

Развивающая:

Умение обобщать исторический материал, делать выводы, определять и объяснять понятия.

Основные понятия: крепостное право, недоимки, политический режим.

Основные даты: 1855-1881 гг.- правление Александра II.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Крсулина Л. Г. История России. XIX век.- М., 2014; презентация, интерактивная доска.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы

1) Предпосылки отмены крепостного права

2) Император Александр II

3) Причины отмены крепостного права

4) Российская «оттепель»

3. Закрепление материала

4. Домашнее задание







Ход урока

Деятельность учащихся


1


Организационный этап.


Приветствие

Отметка отсутствующих

Проверка готовности к уроку

Приветствие, готовность к уроку.

Запись числа в тетрадь.








2




























































































































































































































4









5






























Изучение нового материала


















































Закрепление материала







Домашнее задание

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый этап в истории нашей страны, и этот называется « Эпохой освобождения»

Тема урока:

«Накануне отмены крепостного права»

В ходе урока нам предстоит выяснить предпосылки и причины отмены крепостного права. Познакомиться с личностью Александра II.


1. Предпосылки отмены крепостного права.

Проблема злостного насилия одного класса над другим волновал человечество на протяжении всей истории. Многие императоры обращались к этому вопросу, но поганая, злостная, кровопролитная, жажда порабощения человека человеком оставалась без изменений.

Работа с понятием

-Посмотрите на тему урока. В ней используется понятие «крепостное право». На протяжении изучения истории России вы сталкивались с этим понятием.

Вспомните, что понималось под крепостным правом?

А кто из императоров пытался решить вопрос отмены крепостного права?

Против отмены крепостного права были дворяне. А как вы думаете почему?

Умирая, Николай I сказал наследнику престола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».

Вывод: Таким образом, вопрос крепостного права становиться одним из самых интересующим многие слои общества. Доля решения всех этих проблем выпала на императора Александра II.

2. Император Александр II

Работа с учебником

Прочитайте в учебнике на с. 120

биографию Александра II и ответьте на следующие вопросы:

  1. Кем приходился Николаю Александр II?

  2. Кто занимался его воспитанием?

  3. На что делался упор в воспитании, К.К. Мердер, а на что Жуковский?

  4. Кто читал ему юриспруденцию?

  5. Что читал ему Канкрин Е.Ф?

  6. Что произошло в ходе путешествия Александра II по России?

Работа с портретом.

-Какие черты характера выразил художник?

-Что привлекает вас в портрете?

Вывод: Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Но все же, как военный человек, осознававший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы превыше всего, он встал на путь реформ.

3.Причины отмены крепостного права

Итак, разберём чётко причины отмены крепостного права.

А) Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.

Приведу описание крестьянского труда: « Придёт крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, ему не дело делать, а день убить».

Б) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих.

И.И. Игнатович. «Развитие частных фабрик и завод возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, для чего требовалось уничтожение крепостного права".

К.И. Арсеньев «Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40 -х годах порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе. Однако: крепостное право затрудняло переход крестьянина в категорию наемных рабочих".

В) Рост числа крестьянских выступлений. Крепостное право- угроза общественному спокойствию ( Приведу цифры - первая четверть XIX века - 651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX века - 1089 крестьянских волнений.

Г) Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства (Его могли подарить, продать, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков и проиграть в карты.

Д) Крымская война (Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащённых европейских держав. И причиной этого было крепостное право).

Вывод: Таким образом, проблема вопроса отмены крепостного права становилась с каждым днем всё острее и острее. Император стал олицетворить надежды населения и именно поэтому первые годы характеризуются как «оттепель», изменения политики…

4. Российская «оттепель»

Рассказ учителя. Первые годы царствования Александра II напоминали правление Александра I. Объявлена амнистия многим заключенным декабристам, ослаблена цензура, ликвидация военных поселений, свободная выдача заграничных паспортов и т.д. Таким образом, император значительно смягчил политический режим.

Работа с понятием

-Найдите на с.124 что такое политический режим.

Работа с учебником (беседа по прочитанному).

-Найдите и прочитайте в учебнике на с.122 какие журналы начали издаваться в России?

-Как назывался журнал который издавался в Лондоне?

5. Подведение итога урока

Вывод. Проблема связанная с крепостным правом очень сильно волновало общество. Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем. Однако это было непростым делом, поскольку затрагивала интересы всех слоев общества.

1.Перечислите основных императоров, кто касался крестьянского вопроса. Назовите основные законадательные труды их и год их создания.

2.Назовите годы правления Александра II?

3.Перечислите основные причины отмены крепостного права.

4.Почему первые годы правления Александра II были названы «оттепелью».



















Крепостное право - форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности (барщину и оброк)

Записывается определение в тетрадь.


Предполагаемые ответы:

Павел I - 1797 Указ о трехдневной барщине, запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян

Александр I 1803 Указ

"О вольных хлебопашцах"

Николай I 1842 Указ об "Обязанных крестьянах"





Запись в тетрадь 1855-1881-правление Александра II.

Фронтальная работа.


  1. Сыном.

  2. В.А. Жуковский и К.К. Мердер.

  3. Военное дело, литература.

  4. Сперанский

  5. Финансовое дело

  6. Снисхождение к декабристам и т.д


Фронтальная работа.

-Твердость, мужественность, непоколебимость и т.д

-Наличие медалей, особенность мундира …














































































Запись понятия в тетрадь.


Фронтальная работа.

«Русский вестник», «Русская беседа»

«Голоса России», «Колокол».








§19, прочитать, пересказать.

Выписать все новые слова и даты и ответить на вопросы после параграфа.














4

© 2010-2022