• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока, презентация, видеофрагмент, тест по истории на тему: Восстание Спартака (5 класс)

Конспект урока, презентация, видеофрагмент, тест по истории на тему: Восстание Спартака (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата проведения:11.04.2015.

Тема: «Восстание Спартака»

Предмет - История Древнего мира

Номер урока- §51 в разделе Главы 13. Гражданские войны в Риме

Учебник - Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений /А . А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - 17-е изд. - М .:Просвещение, 2010 - 287 с.

Тип урока - комбинированный урок

Цель: дать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака.

Задачи:

Образовательные:

  • на основе ране изученного материала, определить причины, сущность и значение восстания рабов;

  • продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;

  • закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.

Развивающие:

  • формировать навыки работы с источниками знаний;

  • подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.

Воспитательные:

  • развитие интереса к истории, любознательности;

  • выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, электронное учебное пособие «История древнего мира», опорные схемы.







Список использованной литературы:

1. Учебник - Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений /А . А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - 17-е изд. - М .:Просвещение, 2010 - 287 с.

2. Интернет ресурсы

Новые понятия:

Город Капуи, Спартак, Фракия, Везувий, Галлий, Красс, Помпей, Луккул.

План урока:

  1. Причины восстания

  2. Состав восставших

  3. Цели восстания

  4. Ход восстания

  5. Причины поражения

  6. Значение восстания

  7. Ход урока

Ход урокаОрганизация учащихся к работе на уроке, проверка отсутствующих

Приветствие учителя

5 мин.

2. Актуализация знаний по теме: «Земельный закон братьев Гракхов»

Фронтальный опрос учащихся по пройденной теме.

Учитель:

- Что побудило Тиберия Гракха выступить в защиту земледельцев?



















- Почему сенаторы были против земельного закона?







- Как изменился трудовой режим в годы войны?





- Рассказывая о гибели Тиберия Гракха, древний писатель Плутарх пишет: «После изгнания царей это был первый в Риме раздор, завершившийся кровопролитием...» Подсчитайте, сколько лет Рим не знал вооруженной борьбы граждан друг с другом.

Примерные ответы учащихся:

- Законопроекты Гая были весьма обширны. Он предложил новые законы о разделе общественных земель среди бедняков, о выведении колоний, о снабжении воинов одеждой на общественный счет, о призыве на военную службу с 17 лет. Он также предлагал уравнять италийцев в правах с римлянами, снизить цены на хлеб для бедняков. Наконец, он провел закон, предоставивший всадникам право быть судьями (раньше это было исключительным правом сенаторов). Выступая перед народом, он первым среди римских политических ораторов стоял лицом к народу, а не к сенату. Народ неизменно поддерживал Гая во всех его начинаниях, так что и сенат стал прислушиваться к его советам.
В 122 г. до н.э. Гай был вторично избран народным трибуном. Чтобы умерить его популярность, сенат через других трибунов, чаще всего через Ливия Друза, стал проводить еще более смелые предложения в пользу народа, дабы затмить славу Гая. Да и сам сенат готов был теперь во всем угождать народу. Во время отъезда Гая в Африку для устройства колонии на территории разрушенного Карфагена противники Гракха начали судебные преследования его сторонников, прежде всего Фульвия.

- Тиберий предложил такой закон: ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров государственной земли. Излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права их продажи раздать бедным гражданам, поэтому сенаторы были против земельного закона.

- Были отменены выходные дни; был установлен 10-часовой рабочий день; директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа; была введена трудовая мобилизация).

- 510-133= 377 лет
510-уничтожение в Риме царской власти
133- гибель Тиберия Гракха

1 мин.

3. Переход к изучению новой темы

Учитель:

(Читается стих)

Цирк вокруг бойца плывет, он умирает

А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.

Он слышит, но не внемлет. Взор его

С душою вместе далеко витает.

Что жизнь ему, и приз, и торжество?

Пред ним - шалаш на берегу Дуная:

И детворы его играет стая. И там их мать…

И вот отец зарезан, римлян забавляя!

(Байрон)

(слайд 2)

- Ребята, вы прослушали отрывок из стихотворения английского поэта Байрона. Догадываетесь ли вы, какое зрелище так выразительно описывает поэт?

- Молодцы, ребята, правильно. Лучше представить себе зрелищную картину гладиаторских боев поможет нам не только стихотворение, но и фрагмент худ.фильма «Гладиатор» (видеофрагмент)

- А почему гладиаторские бои считали самым страшным зрелищем Древнего Рима?

- Давайте вспомним, в каком положении находились рабы в древнем Риме. (слайд 3)






- Восстание Спартака 74 -71 г. до н.э.







- Потому что гладиаторские игры являлись самым страшным наказание, которых постигала смерть.

В ужасном положении, находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду

25 мин.

4. Новая тема

Учитель

- Ни в одном государстве древнего мира не было такого количества рабов, нигде они не находились в таком униженном положении. Поэтому и неудивительно, что именно в Древнем Риме произошло в 74-71 гг. до н.э. самое крупное восстание рабов. Тема нашего урока «Восстание Спартака». В ходе ее изучения мы узнаем о причинах восстания, составе восставших и их целях, рассмотрим ход восстания, причины поражения и значение восстания.(слайд 4,)

- Итак, давайте вспомним, что представляла собой Италия накануне восстания?

- Из вышесказанного сделаем выводы, каковы же причины восстания рабов. Ребята, выводы записываем в наших опорных схемах. (слайд 5)

- Человеком, сумевшим поднять людей на борьбу, стал Спартак. Он навеки остался в памяти народа, как предводитель восстания. Что же это был за человек? Мы не знаем, как он выглядел, т.к. отсутствуют документы, но многие художники, скульпторы, писатели и другие пытались воссоздать образ героя в своих произведениях искусства. Перед вами памятник Спартаку в Болгарии. Спартак родился около 120 г. до н.э. во Фракии. Он служил в качестве наемника в римской армии, проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в 10 человек. Постепенно он мог бы добиться высокого положения, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и стал на защиту Родины. В одном из сражений его раненого, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучили искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. В 76 г. до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном германцы, фракийцы и галлы, считавшие, что лучше пойти на риск ради свободы, чем рисковать своей жизнью на арене для потехи зрителей.

(слайд 6)

- Кто же участвовал в восстании?

(слайд 7)

- Каковы же были цели восставших?

(слайд 8)



- О последнем бое Спартака, который произошел в Апулии в 71 году до н.э. Плутарх рассказывает: "Он устремился на самого Красса; ни вражеское оружие, ни раны не могли его остановить, и все же к Крассу он не пробился и лишь убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец… окруженный врагами он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца". Восстание было подавлено. Шесть тысяч участников были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Капуи в Рим.

- Каково было значение восстание Спартака?






Рабство в Риме приобретало грандиозные размеры и сопровождалось ухудшением положения рабов.

Причины восстания:

  1. Жуткое положение рабов.

  2. Гражданская война.



















Галлы, германцы, фракийцы, греки.

1.Свобода;2.Возвращения рабов домой;3.Борьба против Рима;4.Установление связей с Сицилией;5.Раздел имущества.





Нет более популярного героя древней истории, чем Спартак. И если более чем за две тысячи лет его слава не потускнела, а, наоборот, засверкала новыми красками, то это потому, что имя Спартака для человечества навеки связано с борьбой за свободу. " Свободы я добиваюсь, свободы жажду, свободу призываю, свободу для каждого отдельного человека и для народов, великих и малых, могущественных и слабых. А со свободой придут мир, благоденствие, справедливость и все то высшее счастье, которым бессмертные боги дают человеку возможность наслаждаться на земле!".

5 мин.

5. Закрепление изученного материала

- Итак, ребята, наш урок подходит к завершению. Я предлагаю вам документ, который проверит, как вы усвоили материал. Перед вами текст документа и вопросы. Найдите в тексте правильные ответы и подчеркните снизу.

- А теперь давайте проверим. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы, вы отлично усвоили материал. Кто не ответил на 1 вопрос? Будьте повнимательнее.

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. "Лучше умереть за свободу - говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян". Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все, же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили, груз и, вооружились. Заняв укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартак за силу и знание военного дела был избран предводителем.

Вопросы:

  1. С чего началось восстание рабов?

  2. Цель восставших?

3.Чем были недовольны гладиаторы?

  1. Кого выбрали своим предводителем?

  2. Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

2 мин.

6. Итог урока

- На помощь Крассу сенат выслал двух полководцев с их легионами: из Испании - Гнея Помпея и из Македонии - Луция Лициния Лукулла. Произошла грандиозная битва, в которой отряды рабов потерпели поражение, а их мужественный предводитель Спартак погиб.

Отдельные отряды рабов, уцелевшие в этом бою, продолжали еще некоторое время тревожить юг Италии, но война была окончена. Шесть тысяч рабов из армии Спартака, попавших в плен, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим

Записывают основные итоги и личные качества Спартака в тетрадях

1 мин.

7. Постановка домашнего задания

4.Домашнее задание

  1. Прочитайте §51

По выбору:

  1. Составьте план событий

восстания Спартака.

2) Подготовьте рассказ о восстании Спартака от имени рабовладельца или гладиатора.

Ученики записывают домашнюю работу в дневниках.













































Конспект урока по истории

Степановой Анны Алексеевны

Студентки Историко-филологического факультета группы 4 А,

Проведенного в 5 «в» классе по теме

«Восстание Спартака»













Оценка______________










Чебоксары 2015 г.









© 2010-2022