• Преподавателю
  • История
  • План-конспект урока по истории в 5 классе на тему «Как было устроено общество в древней Индии»

План-конспект урока по истории в 5 классе на тему «Как было устроено общество в древней Индии»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по истории в 5 классе на тему

«Как было устроено общество в древней Индии»


Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование первоначальных представлений о кастовом устройстве индийского общества.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

- работать с источниками информации, выбирать материал в заданном формате;
- самостоятельно делать выводы;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Регулятивные УУД:

- ставить цель, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других;
- работать в группах.

Личностные УУД:

- оценивать результаты своей работы;

-давать оценочные суждения.

Форма урока: урок-практикум

Технологии: Диалогового общения, групповые, ТРИИК (технология развития интеллектуально-информационной компетенции)

Основные термины и понятия: Варна, каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», чандалы, кшатрий, вайшья, шудра, буддизм.

Ресурсы для проведения урока: учебник «История древнего мира» 5 класс, В.И. Уколова, Л.П. Маринович-М., Просвещение, 2012; историческая карта «Древний Восток. Индия и Китай в древности», мультимедийная презентация «Индийские касты», оценочный лист лист обучающегося (Приложение 2).Мотивация к учебной деятельности

(Организационный

момент)

Проверяет готовность детей к уроку. Приветствие.

Пожелаем удачи на уроке своим одноклассникам.

Приветствуют учителя.

Желают удачи своим одноклассникам. Знакомимся со структурой оценочного листа

(Приложение 2)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новым государством. Каким? Давайте повторим. Покажите его на карте.

Индия - страна, которая поражает всех, кто ее увидит. «Волшебная земля», «край чудес и несметных богатств» - так говорили об Индии путешественники.

Путешествуя по стране Индия странники оставили вам записки, свои очерки об этой стране , но они попали под дождь и часть слов стерлась, я предлагаю вам заполнить пропуски в тексте

Организует работу учащихся с текстом

(Приложение 1)

и взаимопроверку в парах по ответам на экране

Напоминание о заполнении оценочного листа


Фронтальная беседа по теме предыдущего урока, работают с картой.





Работают с текстом 10-15 минут

Взаимопроверка

(Приложение 1 )


Заполнение оценочного листа (Приложение 2)

3. Постановка учебной задачи

Мы продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельцев, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.

Какой вопрос у вас возник к крестьянину.

- Так мы не из той касты, - ответил он.

Индия являлась страной, поделенной на касты.

Какое новое слово?

Помогите мне определить тему урока.

Запишем тему урока в тетрадь.

И так что мы сегодня должны с вами узнать?











Почему его дети не могут стать воинами?



Касты

Записывают тему в тетради.

Высказывают свое мнение.

О том, что такое касты, какие категории жителей Индии принадлежали к различным кастам и почему.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Все общество в древней Индии делилось на особые разряды- варны.

- варны (индийцы называют их джати, а европейцы - касты).

Организует работу учащихся с историческим словарем.

Организует работу учащихся в группах.

Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы

(Приложение 3)

Как объясняли индийцы их происхождение?



Ищут в словаре определение «варны», записывают в тетрадь.


Читают текст учебника или дополнительный материал (приложение 5), отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Работают в группах.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Организует работу учащихся в группах.

Необходимо рассказать о своей касте другим ученикам и ответить на их вопросы.

Оценка работы каждой группы

Учащиеся каждой группы делятся полученной информацией с обучающимися класса, задают друг другу вопросы и отвечают .

Результаты заносятся в оценочный лист.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует самостоятельную работу учащихся с тестами на соответствие в программе

Выполняют задания на компьютере (приложение 4)

Результаты заносятся в оценочный лист.

7. Включение в систему знаний

Возникли ли у Вас затруднения при выполнении самостоятельной работы? Какое новое слово Вам встретилось?


Учащиеся делятся своими впечатлениями. Прогнозируют возможную тему следующего урока

8. Рефлексия деятельности.

Что сегодня на уроке мы узнали нового?

Что вам запомнилось больше всего?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оцените свою работу за весь урок.

Высказывают свое мнение.

Записывают в оценочный лист

Заносят результат за урок в оценочный лист

9. Информация о домашнем задании.

§23 вопросы

задание 1,2 в р/т,

сообщение о буддизме

(по выбору учащегося).

Записывают д/з.





Приложение 1

  1. Индия расположена на полуострове _________.

2.На севере Индии горы_______ служат границей.

3.По территории Индии протекают две главные реки _______и ______.

4. В течение всего года в Индии очень _______, а в _____ и _______ месяце идут дожди.

5.Индийцы занимались ________________.

6.В заболоченных долинах рек индийцы сажали _______.

7.Выращивали в Индии _________ и ________.

8.На лесных опушках индийцы пасли ________ и __________.

9.Индийцы почитали животных: ___________________________________, священной считалась _______________.

Ответы для взаимопроверки:

Индия расположена на полуострове Индостан.

На севере Индии горы Гималаи служат границей.

По территории Индии протекают две главные реки Инд и Ганг.

В течение всего года в Индии очень жарко , а в июле и августе месяце идут дожди.

Индийцы занимались земледелием.

В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис.

Выращивали в Индии сахарный тростник и хлопчатник.

На лесных опушках индийцы пасли коров и коз.

Индийцы почитали животных: змею, обезьяну, льва, слона, священной считалась корова.

Критерии оценки (баллы):

0-1 ошибка -3

2-3 ошибки - 2

4-5 ошибок -1

Более четырех - о











Приложение 2

Оценочный лист ученика………………………………………………………..

Класс………..

Число………..



  1. Работа с текстом



  1. Работа в группе

(оценивается после коллективного обсуждения)



  1. Самостоятельная работа

(с использованием компьютера)



  1. Мое мнение об уроке…………………………………………



  1. Итоговая оценка

самооценка ученика

оценка учитель



Приложение 3

Заполнить таблицу (работа в группах)


Касты

Цвет

Основные

занятия

Жрецы (брахманы)

I группа








Войны

(кшатрии)

II группа







Земледельцы

(вайшьи)

IIIгруппа







Слуги

(шудры)

IVгруппа







Неприкасаемые

V группа




















Приложение 4

работа на компьютере в парах в конце урока

(задания созданы в программе Hot Potatoes)

Найдите соответствие букв и цифр.

1.Служили в армии и управляли страной

Б)Кшатрии(воины)

2.Служили высшим кастам

В)Вайшьи (крестьяне,торговцы и ремесленники)

3.Проводили религиозные ритуалы, вершили суд и проповедовали.

Г)Шудры(слуги)

4.Городские жители этой касты занимались ремеслом и торговлей, а сельские работали в полях.

Д)буддизм

5.Подразделение на мелкие

разряды

Е) Касты

6.Одна из мировых религий



Приложение 5

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы - он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот - появились из его бедер, а слуги, находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой, мог стать только слугой, ведь у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросенок.

Неравенство было неоспоримым и только покорность даст при перерождении после смерти возможность изменить свое кастовое положение. Каждая группа, или каста, стала обладала своими особенностями и обязанностями

Высшие были богатыми господами, низшие - их слугами. За непослушание, низшие жестоко наказывались, вплоть до смерти. Цвет точки на лбу или одежды также указывал на разделение общества- социальную иерархию (Запись на доске, объяснение), по цвету точки или одежды можно было определить принадлежность к касте , так у брахман -белый, у воинов -красный, у земледельцев -желтый, а у слуг -черный. Но были и такие мудрецы, которые отвергали религию брахманизм религию кастового различия и учили, что главное не происхождение, а достоинства человека.

Дополнительная информация из интернета erudition.ru/referat/printref/id.28458_1.html

Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей ошибкой является смешение понятий "варна" и "каста". Этимологически слово "варна" - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались "дваждырожденными" - т.е. к ним применялся обряд "второго рождения" - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. "Jaty" (в переводе - "качество") - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово "каста" по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.

У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить , что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания "дваждырожденных", проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Суд, его органы и процесс по законам Ману

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно "дваждырождённых" - только "дваждырождённые". Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.















Самоанализ урока

Класс: 5

Предмет: история.

Тема: «Индийские касты»

Тип урока: открытие новых знаний.

УМК: История древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразовательных школ. /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2012.

Цель урока:

-организовать понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

- дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах

- формирование интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов гражданской позиции;

-формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Личностные результаты:

- достаточный объем понятийного аппарата и усвоенных терминов для свободного выражения мыслей в процессе исторической речи;

- понимание истории как одной из базовых наук.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать исторические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное.

Получат возможность научиться: анализировать исторические источники(мифы), заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях.

УУД личностные:

- ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные:

- проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П

- выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними;

- определяют основную и второстепенную информацию;

- строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

УУД коммуникативные:

- приобретают опыт работы в группе;

- практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;

- действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Цели определяют тип урока -открытие новых знаний(история).

Урок в нетрадиционной форме - урок-исследование, с применением игровых технологий. Этот выбор я обосновываю психологическими особенностями детей среднего школьного возраста: детям очень нравится что-то исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что написано в учебнике. Дети стремятся самостоятельно добывать знания. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я всегда приветствую это качество в детях и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность, где, конечно, это выполнимо. В соответствии с возрастной доминантой исследовательская деятельность проходит в игровой форме.

В ходе данного урока среди всех содержательных линий образования: государственного образовательного стандарта, реализуется в большей степени линия формирования умения проектировать свою деятельность, строить социальные коммуникации. Активные методы обучения позволили учащимся взаимодействовать друг с другом, быть активными участниками учебного процесса)

Структура урока включала в себя следующие этапы:

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе выполнения упражнения:, которое помогло смотивировать учащихся, проверка дом здания)

Актуализация знаний:

Приёмы:

Игра «Ситуация» на основе ранее полученных знаний и личного жизненного опыта учащихся. Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Предполагает готовность к восприятию новых знаний, определение целей урока, учебных задач с выходом на самостоятельное изучение нового материала.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление с последующим применение их на практике (самостоятельный поиск нужной информации,- воспроизведение учащимися вновь полученных знаний в форме защиты своей темы исследования.

Закрепление изученного материала в форме организации деятельности по нахождению нужной информации и защиты проекта.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме самооценки (заполнения листа личных достижений) и игровой форме

Итог урока. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом и сопровождались ярким, информационно-насыщенным презентационным материалом, применением игровых технологий, что позволило формированию интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов гражданской позиции.

Активизация мыслительной деятельности и эмоционального настроя проходило в форме игры «Ситуация», которое помогло смотивировать учащихся и выйти к теме урока по истории. Выявление знаний учащихся по пройденному материалу проходило в парах , по группам, в режиме диалога «учитель-ученик» на основе ранее полученных знаний и личного жизненного опыта учащихся.

Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания; организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Новое знание дети в форме практикума, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

При изучении нового материала использовалась технология коллективного способа обучения. Обучающиеся шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях групповой работы. (Путём размышлений, выбора необходимой информации из многообразия предложенного, собственных умозаключений, сравнивая свои рассуждения и предположения с материалом учебника).

Закрепление знаний, применение их на практике, воспроизведение учащимися вновь последующей защитой проекта исследования. Деятельность учащихся носила познавательный, развивающий и обучающий характер: «учусь сам - учу другого».

Рефлексия проходила в форме коллективного обсуждения и с определением оценки всего урока, так и самооценки. При подведении итогов урока контрольно-оценочная функция была передана учащимся: им необходимо было заполнить оценочные листы и дать оценку своей деятельность на уроке. На этом отрезке занятия школьники осмысливали собственную деятельность и давали самооценку.

В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (география, история,), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса:

наглядный метод обучения, частично-поисковый метод с опорой на наглядность, исследовательский метод с опорой на сравнение, словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу;

* Методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (игровые ситуации, создание ситуации успеха на уроке);

* Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Применение мультимедийного оборудования(MacBook) в ходе урока позволило акцентировать внимание учащихся на значимых моментах изучаемой темы и создать наглядные эффектные образы. А также помогло при диагностике своих возможностей.

Считаем, что поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.

Разработка Хохловой Надежды Викторовны Страница 19

© 2010-2022