- Преподавателю
- История
- Конспект семинарского занятия (обобщающего урока) по теме: Реформы и личность Петра Великого (10 класс)
Конспект семинарского занятия (обобщающего урока) по теме: Реформы и личность Петра Великого (10 класс)
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Холодова С.В. |
Дата | 26.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ: РЕФОРМЫ И ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
10 класс (социально - гуманитарный профиль)
Цели урока:
Цель: ученики актуализируют знания о реформах и личности Петра I. Сформируют собственную оценку его деятельности.
Предметный результат: обобщение изученного материала, актуализация знаний о основных реформах Петра, их значении; знакомство с различными оценками деятельности царя, их анализ.
Метапредметный результат: выработка познавательной зоркости, умения анализировать различные источники информации (стихи, картины, документы, скульптурные произведения); вырабатывать собственные оценки и формулировать суждения, дискутировать, развитие критического и творческого мышления.
Личностный результат: развитие умения работать в паре, расширение кругозора, самовыражение через выступление в дискуссии, личностный взгляд на историю государства, развитие гражданственности, творческих способностей.
Мотивационный этап:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полон,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко
По мшистым, топким берегам.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно.
- Все в этом человеке было необычно: внешность, поступки, дела. На предыдущем занятии мы говорили о начале деятельности Петра, дома вы работали по его реформам.
- Целью нашего занятия будет формирование ваших собственных точек зрения на деятельность и личность Петра, на роль Петра в истории России. Вопрос этот непростой!
(Демонстрируется изображение «Медного всадника» Э.М.Фальконе)
- В 1782 году в Санкт-Петербурге состоялось открытие памятника императору Петру 1, скульптором которого был Этьен Фальконе, памятник был воздвигнут по заказу Екатерины II.
Вопросы и задания:
- КАКИМ ВАМ ВИДИТСЯ ПЕТР В ИЗОБРАЖЕНИИ ФАЛЬКОНЕ?
ОБСУЖДЕНИЕ
- СРАВНИТЕ СВОИ ОЩУЩЕНИЯ СО СЛОВАМИ А.С.ПУШКИНА
А.С.Пушкин позднее отозвался о памятнике так:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь, бедный конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
- Каждый из вас должен в конце урока, оценив деятельность Петра 1, попытаться сочинить свою подпись под памятником Фальконе, отразив в ней оценку личности Петра.
Операционный этап:
РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО
Задание № 1. (письменно)
A) Установите соответствие между направлением преобразований и их
важнейшими содержательными элементами:
А.Военная реформа 1.Кунсткамера
Б. Преобразования в области 2.Таможенный тариф 1724 г.
культуры и быта 3.Рекрутская система
В. Церковная реформа 4.Ассамблеи
Г. Административная реформа 5.Паспортная система
Д. Экономические преобразования 6.Сенат
Е. Социальные преобразования 7.Посессионные крестьяне
8.Синод
9.Губернии
10.Подушная подать
11.Коллегии
12.«Ведомости»
13.Указ о единонаследии
Комментарии:
Реформа государственного управления:
«Табель о рангах»
Вопросы: Что это такое? Когда появилось? Значение?
-
Закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).
-
Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.
Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право на личное дворянство).
Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.
Реформа армии и флота.
Рекрутский набор - Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.
Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу.
Кунсткамера - первый русский музей - В 1704 году - Пётр I издал указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». В августе 1714 года - коллекция разместилась в специальном здании.
Ассамблея Петра I - празднование, введенное Петром Великим в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована из форм проведения досуга, виденных им в Европе.
Задание № 2 (письменно)
Что из перечисленного ниже вы считаете новым, созданным в ходе реформ, а что представляло собой атрибут прошлого:
-
Феодальные отношения 2) Европеизация 3) Крепостное право 4) Регулярная армия 5) Окончательное утверждение абсолютизма 6) Монархическое устройство 7) Господство дворянства 8) Светская культура
ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА ПЕРВОГО
Задание № 3 (письменно в тетради)
Составьте психологический портрет Петра.
+/ -
ОБСУЖДЕНИЕ
Задание № 4
Прочтите строки А.С. Пушкина о Петре Первом:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
ВОПРОСЫ:
Не допустил ли поэт некоторое преувеличение?
Принято считать, что работник трудится на себя или хозяина.
На кого и во имя чего трудился Петр?
Было ли в отношении Петра к своей деятельности нечто, отличающее его от предшествовавших монархов?
ОБСУЖДЕНИЕ
Задание № 5.
-
Прочитайте высказывания Петра I.
-
Какой образ царя они раскрывают?
-
Какое из высказываний вам понравилось больше всего? Почему?
Высказывания Петра Первого.
«Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь была видна каждого»
«Зло тихо летать не может»
«Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом»
«Забывать службу ради женщины непростительно. Быть пленником любовницы хуже, нежели пленником на войне; у неприятеля скорее может быть свобода, а у женщины оковы долговременны»
« За признание - прощение, за утайку - нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный»
« Тот из потомков знатных родов заслуживает презрение мое, которого поведение не соответствует предкам их; и дурак сноснее в моих глазах из низкого роду, нежели из знатного»
«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы»
«Великий государь, который едино сухопутное войско имеет, одну руку имеет, в который флот имеет, вторую руку имеет»
«Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному»
«Мир - хорошо, однако при том дремать не надлежит, чтоб не связали рук, да чтоб солдаты не сделались бабами»
«Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума - пуста»
ОБСУЖДЕНИЕ
ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ПЕТРА
Задание № 6 (работа в бланках парами)
- Рассмотрите произведения русских художников в которых фигурирует Петр Первый.
- Каким он предстает в каждом из них?
- Сравните их отношение к делам и личности Петра I каждого из них.
Работа со слайдами.
Картины:
Н.Ге «Петр допрашивает своего сына царевича Алексея»
А Бенуа «Петр 1 на прогулке в летнем саду»
В. Суриков «Утро стрелецкой казни»
И.Н. Никитин «Портрет Петра I»
Николай Ге (1831 - 1894) - русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, член «Товарищества передвижных художественных выставок» (Передви́жники).
Александр Бенуа (1870 - 1960) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир Искусства» (приоритет эстетического начала в искусстве и стремились к модерну и символизму)
Василий Суриков (1848 - 1916) - великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, передвижник.
Иван Никитин (около 1680 - не ранее 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века
Заполните сравнительную таблицу:
«Портрет Петра I»
Задание № 7
Проанализируйте документ, ответьте на вопросы:
1.Как оценивает автор Петра I?
2.Согласны ли вы с данной точкой зрения?
Текст № 1: П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"
Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг европейской державы"
Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с традиционного, органичного пути развития.
Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период петровских реформ, П.Н. Милюков. Он писал, что "ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы". Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и привела к уменьшению её населения
Текст № 2: Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.
«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться - наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он.
Попадает на глаза книга - Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее - этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.
Приносят газеты - Петр их начал.
За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.
После обеда вы едете в гости - это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого»
Текст №3. Характеристика эпохи Петра 1
Соловьев С.М. «История России с древнейших времен.»
С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы - это радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы были вызваны исторической необходимостью.
У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств реализации общего плана.
Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось, по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического вмешательства» . Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.
ОБСУЖДЕНИЕ ДИСКУССИЯ
-
Кто из историков критиковал Петра I? Кто им восхищался? Кто давал взвешенную оценку его деятельности?
-
Какая точка зрения вам более близка? Почему?
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Особенности петровских реформ:
-
Что явилось образцом для проведения реформ?
-
Какие сферы жизни охватывали?
-
На какой базе проводились?
-
Были ли системны?
-
Каков метод и темп проведения реформ?
-
От чего завились курс внутренних преобразований?
СХЕМА: «ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ ПЕТРА ПЕРВОГО»
ОСОБЕННОСТИ
РЕФОРМ
ПЕТРА ПЕВОГО
Проводились по европейскому образцу
Охват всех сфер деятельности и жизни общества
Отсутствие системы проведения
Жесткий курс и быстрый темп
На базе государственной системы и крепостного права
Зависимость внутренней политики от внешнеполитических задач
Вывод:
Петровские преобразования направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально - экономического и политического строя России.
Задание № 8
СМ. Соловьев утверждал: «Деятельность Петра Первого - деятельность великого человека, послужившего более других для своего народа и для человечества»
Выскажите свое отношение к данным выводам.
Вопрос:
Так какую же надпись вы сделаете на памятнике Петру?
ОБСУЖДЕНИЕ
Лист для учащихся:
Задание № 5.
-
Прочитайте высказывания Петра I.
-
Какой образ царя они раскрывают?
-
Какое из высказываний вам понравилось больше всего? Почему?
Высказывания Петра Первого.
«Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь была видна каждого»
«Зло тихо летать не может»
«Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом»
«Забывать службу ради женщины непростительно. Быть пленником любовницы хуже, нежели пленником на войне; у неприятеля скорее может быть свобода, а у женщины оковы долговременны»
« За признание - прощение, за утайку - нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный»
« Тот из потомков знатных родов заслуживает презрение мое, которого поведение не соответствует предкам их; и дурак сноснее в моих глазах из низкого роду, нежели из знатного»
«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы»
«Великий государь, который едино сухопутное войско имеет, одну руку имеет, в который флот имеет, вторую руку имеет»
«Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному»
«Мир - хорошо, однако при том дремать не надлежит, чтоб не связали рук, да чтоб солдаты не сделались бабами»
«Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума - пуста»
Задание № 9.
Цель: Обобщение материала. Творческая работа.
1вид. На основе материала составить три вида тестов.
A) альтернативный Б) на соответствие
B) на исключение лишнего
2 вид. На основе материала составить по два вопроса:
A) на восстановление информации
Б) расширяющих знание, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них нет в учебнике
B) развивающих знания, т.е. вскрывающих суть, обобщающих
тему
3 вид. Придумайте задания для игры «Угадай слово»
4 вид. Сформулируйте вопросы, начинающиеся со слов: «Что...», «Когда...», «Где...», «Почему...», «Как...», «Какой...»