• Преподавателю
  • История
  • Конспект семинарского занятия (обобщающего урока) по теме: Реформы и личность Петра Великого (10 класс)

Конспект семинарского занятия (обобщающего урока) по теме: Реформы и личность Петра Великого (10 класс)

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ: РЕФОРМЫ И ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

10 класс (социально - гуманитарный профиль)

Цели урока:

Цель: ученики актуализируют знания о реформах и личности Петра I. Сформируют собственную оценку его деятельности.

Предметный результат: обобщение изученного материала, актуализация знаний о основных реформах Петра, их значении; знакомство с различными оценками деятельности царя, их анализ.

Метапредметный результат: выработка познавательной зоркости, умения анализировать различные источники информации (стихи, картины, документы, скульптурные произведения); вырабатывать собственные оценки и формулировать суждения, дискутировать, развитие критического и творческого мышления.

Личностный результат: развитие умения работать в паре, расширение кругозора, самовыражение через выступление в дискуссии, личностный взгляд на историю государства, развитие гражданственности, творческих способностей.

Мотивационный этап:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко

По мшистым, топким берегам.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу проложить окно.

- Все в этом человеке было необычно: внешность, поступки, дела. На предыдущем занятии мы говорили о начале деятельности Петра, дома вы работали по его реформам.

- Целью нашего занятия будет формирование ваших собственных точек зрения на деятельность и личность Петра, на роль Петра в истории России. Вопрос этот непростой!

(Демонстрируется изображение «Медного всадника» Э.М.Фальконе)

- В 1782 году в Санкт-Петербурге состоялось открытие памятника императору Петру 1, скульптором которого был Этьен Фальконе, памятник был воздвигнут по заказу Екатерины II.

Вопросы и задания:

- КАКИМ ВАМ ВИДИТСЯ ПЕТР В ИЗОБРАЖЕНИИ ФАЛЬКОНЕ?

ОБСУЖДЕНИЕ

- СРАВНИТЕ СВОИ ОЩУЩЕНИЯ СО СЛОВАМИ А.С.ПУШКИНА

А.С.Пушкин позднее отозвался о памятнике так:

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне, какой огонь!

Куда ты скачешь, бедный конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

- Каждый из вас должен в конце урока, оценив деятельность Петра 1, попытаться сочинить свою подпись под памятником Фальконе, отразив в ней оценку личности Петра.

Операционный этап:

РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО

Задание № 1. (письменно)

A) Установите соответствие между направлением преобразований и их

важнейшими содержательными элементами:

А.Военная реформа 1.Кунсткамера

Б. Преобразования в области 2.Таможенный тариф 1724 г.

культуры и быта 3.Рекрутская система

В. Церковная реформа 4.Ассамблеи

Г. Административная реформа 5.Паспортная система

Д. Экономические преобразования 6.Сенат

Е. Социальные преобразования 7.Посессионные крестьяне

8.Синод

9.Губернии

10.Подушная подать

11.Коллегии

12.«Ведомости»

13.Указ о единонаследии

Комментарии:

Реформа государственного управления:

Конспект семинарского занятия (обобщающего урока) по теме: Реформы и личность Петра Великого (10 класс)

«Табель о рангах»

Вопросы: Что это такое? Когда появилось? Значение?

  • Закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

  • Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Конспект семинарского занятия (обобщающего урока) по теме: Реформы и личность Петра Великого (10 класс)

Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право на личное дворянство).

Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Реформа армии и флота.

Рекрутский набор - Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу.

Кунсткамера - первый русский музей - В 1704 году - Пётр I издал указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». В августе 1714 года - коллекция разместилась в специальном здании.

Ассамблея Петра I - празднование, введенное Петром Великим в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована из форм проведения досуга, виденных им в Европе.

Задание № 2 (письменно)

Что из перечисленного ниже вы считаете новым, созданным в ходе реформ, а что представляло собой атрибут прошлого:

  1. Феодальные отношения 2) Европеизация 3) Крепостное право 4) Регулярная армия 5) Окончательное утверждение абсолютизма 6) Монархическое устройство 7) Господство дворянства 8) Светская культура

ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА ПЕРВОГО

Задание № 3 (письменно в тетради)

Составьте психологический портрет Петра.

+/ -

ОБСУЖДЕНИЕ

Задание № 4

Прочтите строки А.С. Пушкина о Петре Первом:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

ВОПРОСЫ:

Не допустил ли поэт некоторое преувеличение?

Принято считать, что работник трудится на себя или хозяина.

На кого и во имя чего трудился Петр?

Было ли в отношении Петра к своей деятельности нечто, отличающее его от предшествовавших монархов?

ОБСУЖДЕНИЕ

Задание № 5.

  • Прочитайте высказывания Петра I.

  • Какой образ царя они раскрывают?

  • Какое из высказываний вам понравилось больше всего? Почему?

Высказывания Петра Первого.

«Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь была видна каждого»

«Зло тихо летать не может»

«Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом»

«Забывать службу ради женщины непростительно. Быть пленником любовницы хуже, нежели пленником на войне; у неприятеля скорее может быть свобода, а у женщины оковы долговременны»

« За признание - прощение, за утайку - нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный»

« Тот из потомков знатных родов заслуживает презрение мое, которого поведение не соответствует предкам их; и дурак сноснее в моих глазах из низкого роду, нежели из знатного»

«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы»

«Великий государь, который едино сухопутное войско имеет, одну руку имеет, в который флот имеет, вторую руку имеет»

«Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному»

«Мир - хорошо, однако при том дремать не надлежит, чтоб не связали рук, да чтоб солдаты не сделались бабами»

«Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума - пуста»

ОБСУЖДЕНИЕ

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ПЕТРА

Задание № 6 (работа в бланках парами)

- Рассмотрите произведения русских художников в которых фигурирует Петр Первый.

- Каким он предстает в каждом из них?

- Сравните их отношение к делам и личности Петра I каждого из них.

Работа со слайдами.

Картины:

Н.Ге «Петр допрашивает своего сына царевича Алексея»

А Бенуа «Петр 1 на прогулке в летнем саду»

В. Суриков «Утро стрелецкой казни»

И.Н. Никитин «Портрет Петра I»

Николай Ге (1831 - 1894) - русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, член «Товарищества передвижных художественных выставок» (Передви́жники).

Александр Бенуа (1870 - 1960) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир Искусства» (приоритет эстетического начала в искусстве и стремились к модерну и символизму)

Василий Суриков (1848 - 1916) - великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, передвижник.

Иван Никитин (около 1680 - не ранее 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века

Заполните сравнительную таблицу:



«Портрет Петра I»



Задание № 7

Проанализируйте документ, ответьте на вопросы:

1.Как оценивает автор Петра I?

2.Согласны ли вы с данной точкой зрения?

Текст № 1: П.Н.Милюков. "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого", "Очерки по истории русской культуры"

Сфера влияния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его окружением, «реформы без реформатора». Реформы проводились царем спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана; Непомерно высока была цена преобразований: "Ценою разорения страны Россия возведена в ранг европейской державы"

Согласно, исторической концепции славянофилов - Петр это источник всех бед России, ибо он порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной монархии, создал Петербургскую дворянскую империю. В результате Россия свернула с традиционного, органичного пути развития.

Наиболее последовательно доказывал чрезмерность тягот, выпавших русскому народу в период петровских реформ, П.Н. Милюков. Он писал, что "ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы". Милюков доказывал, что в результате налоговой реформы Петра тяготы русского крестьянина возросли в три раза, а деятельность Петра разорила страну и привела к уменьшению её населения

Текст № 2: Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться - наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он.

Попадает на глаза книга - Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее - этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты - Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости - это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого»

Текст №3. Характеристика эпохи Петра 1

Соловьев С.М. «История России с древнейших времен.»

С.М.Соловьев: « Петровский период- это эра ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления. Петровские реформы - это радикальное преобразование, страшная революция, рассекшая историю России надвое. Реформы были вызваны исторической необходимостью.

У С.М.Соловьева реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок: В этой системе даже войне отведено заранее определенное место в числе средств реализации общего плана.

Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как целиком и полностью национальные. Русское общество 17 века находилось, по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной властью радикальных мер - «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического вмешательства» . Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.

ОБСУЖДЕНИЕ ДИСКУССИЯ

  • Кто из историков критиковал Петра I? Кто им восхищался? Кто давал взвешенную оценку его деятельности?

  • Какая точка зрения вам более близка? Почему?

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Особенности петровских реформ:

  1. Что явилось образцом для проведения реформ?

  2. Какие сферы жизни охватывали?

  3. На какой базе проводились?

  4. Были ли системны?

  5. Каков метод и темп проведения реформ?

  6. От чего завились курс внутренних преобразований?

СХЕМА: «ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ ПЕТРА ПЕРВОГО»

ОСОБЕННОСТИ

РЕФОРМ

ПЕТРА ПЕВОГО

Проводились по европейскому образцу

Охват всех сфер деятельности и жизни общества

Отсутствие системы проведения

Жесткий курс и быстрый темп

На базе государственной системы и крепостного права

Зависимость внутренней политики от внешнеполитических задач



Вывод:

Петровские преобразования направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально - экономического и политического строя России.

Задание № 8

СМ. Соловьев утверждал: «Деятельность Петра Первого - деятельность великого человека, послужившего более других для своего народа и для человечества»

Выскажите свое отношение к данным выводам.

Вопрос:

Так какую же надпись вы сделаете на памятнике Петру?

ОБСУЖДЕНИЕ

Лист для учащихся:

Задание № 5.

  • Прочитайте высказывания Петра I.

  • Какой образ царя они раскрывают?

  • Какое из высказываний вам понравилось больше всего? Почему?

Высказывания Петра Первого.

«Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь была видна каждого»

«Зло тихо летать не может»

«Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом»

«Забывать службу ради женщины непростительно. Быть пленником любовницы хуже, нежели пленником на войне; у неприятеля скорее может быть свобода, а у женщины оковы долговременны»

« За признание - прощение, за утайку - нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный»

« Тот из потомков знатных родов заслуживает презрение мое, которого поведение не соответствует предкам их; и дурак сноснее в моих глазах из низкого роду, нежели из знатного»

«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы»

«Великий государь, который едино сухопутное войско имеет, одну руку имеет, в который флот имеет, вторую руку имеет»

«Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному»

«Мир - хорошо, однако при том дремать не надлежит, чтоб не связали рук, да чтоб солдаты не сделались бабами»

«Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума - пуста»



Задание № 9.

Цель: Обобщение материала. Творческая работа.

1вид. На основе материала составить три вида тестов.

A) альтернативный Б) на соответствие

B) на исключение лишнего

2 вид. На основе материала составить по два вопроса:

A) на восстановление информации

Б) расширяющих знание, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них нет в учебнике

B) развивающих знания, т.е. вскрывающих суть, обобщающих

тему

3 вид. Придумайте задания для игры «Угадай слово»

4 вид. Сформулируйте вопросы, начинающиеся со слов: «Что...», «Когда...», «Где...», «Почему...», «Как...», «Какой...»



© 2010-2022