Из опыта работы: Исследовательская деятельность в 5 классе

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы: Исследовательская деятельность в 5 классе.

Преподавая историю 5 пятых классах, мне всегда было обидно, что изучение такого интересного предмета происходит по учебнику, в программе нет места практическим работам, конечно пятиклассникам предоставляется возможность писать рассказы, делать описания, работать по карте, но это совпадает с деятельностью на других предметах. А ведь ребятам очень нравиться в этом возрасте сделать что-то своими руками, потрогать, разобрать, понять, как это работает. Поэтому мы предложили пятиклассникам «потрогать историю», попробовать её на ощупь. В основе такого «тактильного восприятия истории» лег метод археологических реконструкций. То есть изготовление предметов: орудий труда, предметов быта и охоты и т.д. по древним (или около того) технологиям.

Для начала необходимо было заинтересовать учащихся. Элементом такого крючка, на который получилось «подловить» и пробудить интерес стало практическое занятие по производству керамики. Технология производства керамической посуды хорошо известна, не требует специально подготовки и опыта работы, и легко реализуема в рамках практического занятия. Ребятам было предложено изготовить небольшие сосуды одним из самых древних способом - жгутиковым. Практическое занятие было делом добровольным, поэтому пришли мотивирование учащиеся, которых легко было подтолкнуть от сугубо прикладной деятельности к небольшому теоретическому экскурсу, а именно, изучить время появление керамики, её значимость для хозяйства первобытного человека, виды керамики и т.д. Этот материал был представлен в виде небольшой презентации, в которой были отражены только основные сведения. В результате 45 минутного занятия получились небольшие терракотовые сосуды, возможности обжига керамики в школе естественно нет. Но, как и планировалось, это занятие зацепило учащихся и пробудило интерес к исследованию.

В течение года удалось подготовить две исследовательские работы по археологическим реконструкциям: «Производство керамики древнейшими способами» и «Обработка шкур и шитьё традиционными способами». По первой работе было проведено исследование, связанное с древнейшими способами керамического производства, изготовлены сосуды ручным способом и на гончарном круге, сосуды были сравнены, выделены отличия, полученные материалы были использованы для анализа фрагментов древней керамики, найденных в районе города. В ходе работы над второй темой была обработана шкура кролика каменным скребком, из сухожилий животных изготовлены нитки, раскроена и сшита каменными и костяными орудиями труда небольшая сумочка.

У каждой из этих работ имеется автор, который проводил исследование от начала и до конца. Эти учащиеся приобрели первый опыт именно научного исследование, с пониманием необходимости постановки целей и задач исследования, формулированием гипотезы, навыков работы с литературой и т.д. это были «основные исследователи», которые представили результаты своих работ на городской научно-практической конференции. Но на этапах проведения практических работ к ним присоединялись «сочувствующие», которые помогали скоблить шкуры, скручивать нитки из сухожилий животных, шить обработанные шкуры самодельными нитками. Конечно, для этих ребят был гораздо интереснее именно опыт практической работы, а не чтение литературы или оформление тезисов, но это и планировалось - «потрогать историю», показать как это делалось. Некоторые из добровольных помощников решили на следующий год самостоятельно подготовить подобный проект и даже уже придумали себе темы.

Говоря об организационной стороне, хочется сказать, что все занятия проводились во внеурочное время, хотя отдельные элементы практики можно использовать и на уроках. Вся деятельность осуществлялась по принципу блоков: практическая работа по этапам, оформление результатов практической работы, работа с литературой и т.д. блоковая система позволила работать эффективно исходя из возрастных особенностей учащихся. Пятиклассников легче оказалось заинтересовать на какой то период и в течение одной недели или нескольких дней работать 2-3, а иногда и 4 часа (тем более, что иногда такие временные рамки диктовались производственным циклом), а потом делать перерыв, чем работать, например, 1 час в установленное время каждую неделю по расписанию.

Так же особенно важно оказалось для юных исследователей признание сверстников. Конечно, работы были представлены на НПК и получили там призовые места, но с какой гордостью они презентовались в классе! Эти выступления перед классом подсказали один из вариантов отслеживания результатов таких работ - проведение внутриклассных конференций, возможно, с приглашением родителей.

Такие практики, на мой взгляд, очень интересны именно для изучения истории в 5 классе, во-первых, позволяют опробовать технологии, используемые в первобытном обществе, периоде, который изучается именно с 5 классе, не требующие специального оборудования и специфических материалов, во вторых имеют практическую направленность, что очень интересно для данной возрастной группы. Стоит отметить ещё один очень важный момент: для городских детей знание этих традиционных технологий может в экстремальных условиях спасти им жизнь.


© 2010-2022