Конспект урока на тему: Рабство в Древнем Риме (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабство в Древнем Риме.

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи:

Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

Развивающая: Развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

II. Повторение ранее изученного материала.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на... (сапог).

Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров ... (Аппенинский).

Довольно труднопроходимы

Крутые горы ... (Аппенины).

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины).

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица).

Ромул дал названье месту,

Это потому, что им

Был основан город ... (Рим).

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал -
Тот карфагенский… (Ганнибал)

Установил господство Рим,

Много стран он покорил:

Стал хозяином всевластным
В (Средиземноморье)… в одночасье.

III. Переход к изучению новой темы.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

Итак, тема урока "Рабство в древнем Риме".

Подумайте и скажите, какова проблема нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

понять…

IV. Изучение новой темы

Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них - говорящее орудие труда.

2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

Источники рабства в Древнем Риме

пленники дети рабов

пиратство продажа детей в рабство

Для того, чтобы выяснить, как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам поработать в группах с целью создания ролевого мини-проекта «Один день из жизни римского раба».

Опираясь на материалы учебника (параграфа 47, п.п.2,3,4,) и данных карточек, инсценируйте эпизод из жизни рабов:

- в имении землевладельца (1 группа)

Вопрос: - Почему владельцы имений приобретали себе рабов разной национальности, говорящих на разных языках?

- в доме богатого рабовладельца (2 группа);

- в гладиаторской школе (3 группа).

Затем уч-ся презентуют результаты своей работы в группах (защищают проект). На экране демонстрируются иллюстрации из жизни рабов.

Демонстрируется эпизод из к/ф «Гладиатор».

Вопрос: - Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене? Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть). Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров. А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр)

О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества). А как вы относитесь к рабству?

Итак, ещё одной особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность.

Вопрос: - Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом).

Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция РФ). Учитель показывает Конституцию, говорит, когда она была принята. Давайте обратимся к тексту Конституции нашего государства. Демонстрируется презентация к уроку, и зачитываются статьи Конституции, защищающие наши права на жизнь, свободу, свободный труд и т.д.

Таким образом, в нашей стране законом защищены наши права и зарождение и распространение рабства невозможно.

V. Закрепление пройденного на уроке.

Возвращение к проблеме урока и его анализ.

VI. Рефлексия.

Сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

- выставление оценок.


© 2010-2022