Конспект урока Живое Средневековье

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: История Средних веков.

Класс: 6.

Базовый учебник: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История Средних веков», 6 класс, М., Просвещение.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: Живое Средневековье.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию связи между историей Древнего мира и Средних веков, показать преемственность в развитии мировой истории.

Задачи урока:

- начать формировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;

- продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность исторических периодов и событий;

-продолжить формирование умений правильно употреблять и объяснять исторические термины, приводить примеры исторических источников;

- развивать у учащихся интерес к мировой истории.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтально - коллективная.

Необходимое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, листы самооценки.

Основные понятия: история, исторический источник, Средние века, архив, хроники, хронист.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся ориентироваться во временных рамках Средних веков, исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени»;

- научатся определять происхождение и смысл понятия «история», Средние века, архив, хроники;

- получат возможность научиться называть виды исторических источников и приводить их примеры;

- получат возможность научиться: изучать историческую карту мира Средневековья.

Метапредметные:

- овладение умениями работы навыка работы с учебником, умения систематизировать информацию;

- развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса детей;

- развитие сообразительности, мышления, внимания, памяти;

- развитие умения и навыков работы с хронологией, понятиями;

- развитие умений делать выводы, сравнивать.

Личностные:

- создать осознание у учащихся положительной мотивации к истории путем вовлечения каждого в активную деятельность;

- освоение навыков культурного поведения, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;

- воспитание потребности оценивать свою деятельность и работу товарищей;

- понимание культурного многообразия мира.

Ход урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Ученики отвечают на приветствие. Проверяют готовность своих рабочих мест.

Личностные: самоопределение.

Позновательные: целепологание.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний

Повторение изученного раннее материала, необходимого для «открытия нового знания», развитие раннее приобретенных умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Ребята давайте вспомним, что мы изучали на уроках истории в прошлом году?

Ребята, историю каких стран и народов вы изучали в курсе истории Древнего мира?

Ученые выделяют большие периоды (эпохи), сменяющие друг друга. Вы ответили правильно, что в прошлом году мы изучили период истории, который называется Древний мир.

Древний мир делится на два периода: первобытный период и античный мир.

Тогда давайте подумаем, что мы будем изучать в этом году?

Историю Древнего мира, первобытных людей, Египет, Древнюю Грецию, Древний Рим, фараонов и т.д.

Египет, Вавилон, Финикия, Ассирия, Индия, Китай, Греция, Рим.




Следующий этап, историю Средних веков.

Познавательные:

логические (формирование мыслительных операций - анализ, доказательство, обобщение).

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, волевая саморегуляция в ситуациях затруднения.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


3

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

Подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.

Ребята как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке?

Какие цели мы с вами поставим на урок?



Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока: Живое средневековье.

Сегодня на уроке мы будем изучать, что такое средневековье.


Узнать, что обозначает термин Средние века.

Познакомиться с периодизацией (хронологией) Средних веков

Выяснить какие источники дают нам представление о Средних веках.

Регулятивные: целеполагание, планирование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в уточнении темы, постановке цели и задач урока.

Познавательные: общенаучные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, задач, темы урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания речевого высказывания в устной форме).

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний.

Откройте учебник на стр. 7 и рассмотрите линию времени.

Как вы понимаете, что на линии времени обозначают надписи до нашей эры и наша эра?





Какие четыре исторические эпохи выделяют ученые?

Назовите хронологические границы каждого столетия.








Сколько столетий длилась каждая из эпох?



Какой век у нас идет сейчас?

Отвечают на вопрос на стр. 7, под линией времени.



Что вы можете сказать о длительности периода Средних веков?

Вспомните, каким событием закончилась история Древнего мира.

В каком году пала Западная Римская империя?

Попробуйте сформулировать, что такое средние века.

Учитель подводит итог, а ученики записывают в тетрадь определение термина средние века.

Средние века (Средневековье - эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, длилась примерно 10,5 столетий, от падения Западной Римской империи до Великих географических открытий.

Прочитайте стр. 7. Последний абзац до стр. 9 до 2 абзаца и ответьте на вопрос, какие географические рамки выделяют ученые для Средних веков.





Выпишите в тетрадь со стр. 9. Три периода Средневековья, укажите их хронологические рамки, выпишите особенность каждого.

Учитель слушает учащихся, что они выписали в тетради.

Периоды Средневековья можно сравнить с временами года, раннее Средневековье - это весна (зарождение, становление новой эпохи); развитое Средневековье - это лето (время расцвета, зрелости); позднее Средневековье - это осень (время увядания, «заката», складывание предпосылок Нового времени).

Давайте вернемся к нашей теме урока. Почему мы называем Средние века Живым Средневековьем?

Учитель добавляет ответы учащихся: именно в Средние века сформировался европейский мир в современных границах, именно тогда было положено начало освоению мира вне европейского континента; получили развитие мировые

религии: христианство (католическое и православное), ислам; возникли представительные учреждения: парламент, Генеральные штаты, а также суд присяжных и византийское право; сформировались языки европейских народов и многие европейские города; возникли университеты; сложилось понятие сословной чести и идеал рыцарского служения даме; научились ходить под парусом против ветра,

применять компас, стали пользоваться механическими часами, порохом и огнестрельным оружием, удобрениями; появились пуговицы, очки и основные элементы современного костюма (юбка и брюки) и т. д.


Физминутка.


Давайте вспомним, откуда мы узнаем о прошлом, о древней истории?

Какие виды исторических источников вы знаете?

Приведите примеры вещественных источников.

Приведите примеры письменных источников.

Выделяют еще одну группу исторических источников, которые мы не проходили в 5 классе. Это произведения искусства - рисунки в книгах и на коврах, картины, иконы, фрески, статуи в храмах.

Открывают учебник, знакомятся с линией времени.

Наша эра начинается от рождения Иисуса Христа, что происходило до его рождения, называют, до нашей эры. Иногда употребляют названия до рождения Иисуса Христа и после рождения Иисуса Христа.


Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

Древний мир: III века до н.э. - середина V века н.э.

Средние века: середина V века н.э. - XV век н.э.

Новое время: XVI век н.э. - XIX век н.э.

Новейшее время: XX век н.э. и по сегодняшний день.

7,5 столетий длилась эпоха Древнего мира, 10,5 столетий Средние века, 4 столетия - Новое время, Новейшее время идет второе столетие.

Сейчас у нас XXI век.

Все быстрее идет прогресс, появляются новые открытия, ставятся новые задачи, начинаются новые периоды.

Средние века - самый длинный период в истории.


Падением Западной Римской империи.


476 г. н.э.


Средние века - это….












Ученый выделяют территорию Западной и Центральной Европы. Было ли Средневековье у народов Азии, Африки и Америки ученые спорят, т.к. их история отличается от истории Европы. Европа только в Средние века стала единым историческим континентом.

Выписывают в тетрадь периоды Средневековья.

1. раннее Средневековье - с конца V - до середины XI века. Происходит смешение народов и обычаев, складываются основные черты эпохи.

2. развитое Средневековье - середина XI - XIII векю Складывание феодальных государств - монархий.

3. Позднее Средневековье - XIV - XV века. Произошли события, которые позволили перейти европейцев в раннее Новое время.


В Средние века появились те языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе.


































Из исторических источников.

Вещественные и письменные.

Вещественные - одежда, оружие, монеты, останки домов и др.

Письменные - летописи, рукописи, документы, указы и др.


Личностные: саморазвитие.

Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: общенаучные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), логические (умение анализировать информацию и делать вывод).

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его деятельности, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.


5

Первичное закрепление

Проговаривание и закрепление нового знания, выявить проблемы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию.

Итак, давайте вспомним тему нашего урока.

Какие целимы с вами ставили в начале урока?






Смогли ли мы достигнуть поставленные цели?

Фронтальный опрос:

Какие исторические эпохи выделяют ученые?

На какие два периода вы изучали в 5 классе?

В какую эпоху живем мы?

Какую эпоху вам предстоит изучить в этом году?

Объясните понятие Средние века.

Какое событие считается началом Средневековье, назовите его дату.

Назовите хронологические рамки Средневековья.

Какие три периода Средневековья вы знаете?

Что такое исторический источник, назовите виды исторических источников.



В тетрадях нарисуйте три столбика и подпишите их название: 1) вещественные, 2) письменные, 3) изобразительные источники. Я буду перечислять вам виды источников, а вы записывать их в соответствующий столбик: а) монеты, б) посуда, в) хроники, г) одежда, д) крепости, е) ковры, ё) статуи, ж) договоры, з) церковные записи, и) иконы, й) книги, к) фрески, л) описание путешествий, м) оружие.

Живое Средневековье


Узнать, что обозначает термин Средние века.

Познакомиться с периодизацией (хронологией) Средних веков

Выяснить какие источники дают нам представление о Средних веках.

Да, смогли.



Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

Первобытный и Античный.


Новейшее время.

Эпоха Средних веков.


Средние века - это…..

Падение Западной Римской империи, 476 г. н.э.

Середина V века по XV век.


Раннее, развитое и позднее Средневековье.

Исторический источник - это любой остаток старины. Существуют письменные, вещественные и изобразительные источники.

1

2

3

а, б, г, д, е,м.

в, ж, з, й, л.

ё, и, к.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общенаучные (структурирование знаний, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, обобщение, структурирование знаний).

Коммуникативные: управление поведения партнера - контроль, коррекция.


6

Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Стр. 5 - 11 читать, выписать в тетрадь определения следующих понятий: история, исторический источник, архив, хроники, хронист.

Устно ответить на вопрос: о чем может рассказать ученым средневековая хроника? Можно ли считать хронику точным и объективным источником? Почему?

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

7

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Учитель предлагает заполнить листы самооценки.

Заполняют листы самооценки.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: оценка себя и своего вклада в достижения целей урока.



© 2010-2022