- Преподавателю
- История
- Программа фгос по истории 9 класс
Программа фгос по истории 9 класс
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Марковская Т.В. |
Дата | 15.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по истории XX -начало XXI века. 9 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения истории в 9 классе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48). Программа реализуется по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулина - История России, О. С. Сороко - Цюпа, А. О. Сороко - Цюпа - Новейшая история
Главная задача а школьного исторического образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Рабочая программа предполагает изучение курса истории в 9 классе общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и составлена на основе ФГОС и Примерной программы по истории.
Цель изучения курса «История»: усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской историей; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Общие задачи изучения предмета «История» следующие: формирование у девятиклассников морально-ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономических и политических процессах, происходивших в XX - начале XXI в.; овладение знаниями об особенностях завершения эпохи индустриального общества и развития постиндустриального; сравнение и соотнесение различных явлений и процессов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с акцентированием места и роли России во всемирно-историческом процессе и значения этого периода для неё; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные системы образования, языку и культуру; воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов; воспитание ценности демократии, толерантности, уважения и стремления к взаимопониманию, интеграции с другими народами во имя процветания нации и Отечества, сохранения мира; развитие способностей работать с различными источниками исторической информации, выявлять главное и второстепенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у девятиклассников умения применять усвоенные исторические знания по истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира. На изучение учебного предмета «История» в девятом классе отведено 102 часа.
2. Ожидаемые результаты изучения учебного предмета в девятом классе Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в 9 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 3. Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па- мятников. 5. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; различать причину и следствие исторических событий, явлений; выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры) Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; способность выделять главное в тексте и второстепенное; способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.; способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью; способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации; способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива; способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде. Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Дидактическая оснащенность курса.
По школьному БУП на изучение истории в 9 классе отводится 102 часа, из них : 76 часов используется на изучение истории России и 26 на изучение всеобщей истории
Предмет: Новейшая история
Класс: 9 класс
Количество часов в год: 26 часов
Учебно-тематический план
Тема урока
Количество уроков
Контрольные работы
Новейшая история. Первая половина XX века (11 часов)
1
Индустриальное общество в начале XX века
1
2
Политическое развитие в начале XX века
1
3
Первая мировая война
1
4
Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система
1
5
Первая мировая война: революции и распад империй
1
6-7
Мировой экономический кризис с 1930-х гг. Пути выхода
2
8
Восток в первой половине первой половине XX в
1
9
Латинская Америка в первой половине первой половине XX в
1
10
Международные отношения в 1930-е годы.
Вторая Мировая война
1
11
Урок-обобщения и контроля
1
1
Новейшая история. Вторая половина XX - начало XXI века (15 часов)
12
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».
1
13
Завершение эпохи индустриального общества
1
14
Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества
1
15
Политическое развитие во второй половине XX -. начале XXI века
1
16
США во второй половине XX -. начале XXI века
1
17-18
Страны Западной Европы во второй половине XX -. начале XXI века
2
19
Преобразования и революции в странах Восточной Европы во второй половине XX -. начале XXI века
1
20
Латинская Америка во второй половине XX -. начале XXI века
1
21
Страны Азии и Африки во второй половине XX -. начале XXI века
1
22
Международные отношения во второй половине XX -. начале XXI века. Глобализация.
1
23
Культура во второй половине XX -. начале XXI века.
1
24-26
Уроки обобщения и контроля
3
2
Всего
26 часов
3
Предмет: история России
Класс: 9 класс
Количество часов в год: 76 часов
Учебно - тематическое планирование
п/п
Тема
Количество уроков
контрольные работы
Россия на рубеже XIX-XX вв (11 часов)
1
Государство и российское общество в конце XIX начале XX года
1
2
Экономическое развитие страны.
1
3
Общественно-политическое развитие страны в 1894-1904 гг.
1
4
Внешняя политика Русско-японская война1904-1905 года
1
5
Первая российская революция. реформы политической системы.
1
6
Экономические реформы
1
7
Политическая жизнь в 1907-1914 гг.
1
8
Духовная жизнь Серебряного века
1
9
Россия в первой мировой войне
1
10-11
Россия на рубеже XIX-XX вв. Уроки обобщения и контроля
2
1
Великая российская революция 1917-1921 гг (10 часов)
12
Свержение монархии
1
13
Россия весной-летом 1917 года
1
14
Октябрьская революция
1
15
Формирование советской государственности
1
16
Начало Гражданской войны
1
17
На фронтах Гражданской войны
1
18
Экономическая политика красных и белых
1
19
Экономический и политический кризис начала 20-х г.
1
20-21
Великая российская революция 1917-1921 гг Уроки обобщения и контроля
2
1
СССР на путях строительства нового общества (12)
22
Переход к НЭПУ
1
23
Образование СССР
1
24
Международное положение и внешняя политика в 20-е годы
1
25
Политическое развитие в 20-е годы
1
26
Духовная жизнь СССР в 20 -е годы
1
27
Социалистическая индустриализация
1
28
Коллективизация сельского хозяйства. Коллективизация в нашем регионе.
1
29
Политическая система СССР в 30-е г.
1
30
Внешняя политика СССР в 30-егг
1
31
Духовная жизнь в 30-е годы
1
32-33
СССР на путях строительства нового общества Уроки обобщения и контроля
2
1
Великая Отечественная война 1941-1945 гг (9 часов)
34
СССР накануне Великой Отечественной войны
1
35
Начало Великой Отечественной войны
1
36
Немецкое наступление 1942г и предпосылки коренного перелома
1
37
Советский тыл в Великой Отечественной войне
1
38
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
1
39
Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом
1
40
СССР на завершающем этапе Второй мировой войны
1
41-42
Великая Отечественная война 1941-1945 гг
Уроки обобщения и контроля
2
1
СССР в 1945- середине 60-х годов XX века (10 часов)
43
Восстановление экономики СССР после войны
1
44
Политическое развитие СССР после войны
1
45
Идеология и культура
1
46
Внешняя политика
1
47
Изменения политической системы. в 1953 -середине 60-х гг XX вв
1
48
«Оттепель»
1
49
Экономика СССР в 1953-1964 гг
1
50
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
1
51-52
СССР в 50-60 -е годы
Уроки обобщения и контроля
2
1
СССР в середине 60-х годов -1991 гг (10 часов)
53
Консервация политического режима
1
54
Экономика «развитого социализма».
1
55
Общественная жизнь в середине 60- середине 80-х гг.
1
56
Политика разрядки. Надежды и результаты
1
57
Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.
1
58
Экономические реформы в 1985-1991 гг
1
59
. Политика «гласности»: достижения и издержки
1
60
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.
1
61-62
СССР в середине 60-х годов -1991 гг Уроки обобщения и контроля
2
1
Россия в конце XX - начале XXI века. (12 часов)
63
Российская экономика на пути к рынку
1
64
Политическая жизнь в 1992-1999 гг.
1
65
Духовная жизнь России
1
66
Строительство обновленной Федерации
1
67
Геополитическое положение и внешняя политика России
1
68
Политическое развитие России в начале XXI века
1
69
Экономика России в 2000-2007 годах
1
70
Повседневная и духовная жизнь общества
1
71
Внешняя политика России
1
72
Россия на путях к инновационному развитию
1
73-74
Россия в конце XX - начале XXI века.
Уроки обобщения и контроля
2
1
75-76
Итоговое обобщение и контроль по курсу История России
2
1
Всего:
76
8
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся должны овладеть ключевыми умениями;
-
определять и объяснять понятия;
-
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
-
рассматривать общественные явления в развитии;
-
анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний, решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
-
определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
-
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, уметь участвовать в групповых формах работы;
-
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
-
определять цели своей деятельности и уметь представлять её результаты;
-
осуществлять самоконтроль и самооценку.
Владеть компетенциями:
-
Информационно-поисковой.
-
Учебно-познавательной.
-
Коммуникативной.
-
Рефлексивной.
-
Смыслопоисковой.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся:
-
работа с исторической и контурной картой,
-
составление и решение кроссвордов и исторических задач,
-
подготовка презентации учениками продвинутого уровня, заполнение таблиц, схем, написание сообщений
Критерии оценивания учащихся
Критерии, применяемые при оценке устных, письменных, самостоятельных, и других видов учебной деятельности.
При проведении тестирования обучающихся применяется следующий порядок оценивания качества выполнения тестовых заданий:
Оценка «5» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания на 90% и более; Оценка «4» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания на 80% Оценка «3» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания на 60% - Оценка «2» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания менее чем на 50%
При оценке знаний, умений и навыков учащихся учитель учитывает все допущенные ошибки (грубые и негрубые) и недочеты. Грубыми считаются следующие ошибки: незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; неумение делать выводы и обобщения;
К негрубым ошибкам следует отнести: неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными; нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются: нерациональные приемы выполнения заданий; небрежное выполнение записей, схем, графиков; орфографические и пунктуационные ошибки.
Критерии оценивания научно-исследовательских, проектных и реферативных работ представлены в таблице:
Результат от 55 до 70 баллов соответствует оценке «5», от 40 до 54 баллов оценке «4», от 25 до 39 баллов оценке «3», менее 25 баллов оценке «2».
В зависимости от этапа образовательного процесса на уроках истории используются разнообразные формы и методы проверки и оценивания результатов обучения. При проведении текущего контроля используются методы: устный опрос, работа у доски, исторический диктант, самостоятельная работа; во время тематического контроля - тестирование, самостоятельная работа.
Методы, формы образовательного процесса:
-
школьная лекция;
-
семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
-
уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
-
работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
-
объяснение учителя и беседа с учащимися;
-
самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
-
написание сочинений-эссе;
-
заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др
Ведущие технологии, с помощью которых реализуется программа -
-
технологии личностно ориентированного обучения,
-
проблемное обучение,
-
технология критического мышления,
-
ИКТ
В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы (круглый стол, дебаты, организационно - деятельностные и ролевые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия будущим выпускникам в овладении ключевыми компетентностями.