Урок по всемирной истории 8 класс ««Промышленный переворот в Англии

Материал содержит методические рекомендации по использованию технологических карт, созданных на основе принципов интеллектуально - творческой игры профессора Г.Томского  - JIPTO  в преподавании истории. JIPTO - Intellectually is a creative game of professor Grigory Vasilievich Tomski.The class is devoted to the American history after the Second World War We use a special sheet, which is based on the game JIPTO, created by professor Tomski Grigory Vasilievich in France.This game is know and used ...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по всемирной истории 8 класс ««Промышленный переворот в АнглииУрок по всемирной истории 8 класс ««Промышленный переворот в АнглииУрок по всемирной истории 8 класс «Промышленный переворот в Англии»



Лобачёва Ольга Дмитриевна

преподаватель истории ГУ «Школа - гимназия № 10»

Республика Казахстан

Восточно - Казахстанская область

город Усть - Каменогорск


Методические возможности поля JIPTO

Динамичность исторического процесса, рассматриваемого с использованием поля JIPTO позволяет при подготовке к работе на уроке проследить не только диалектику развития какого - либо процесса, события или явления, его иерархию, но и закладывать в него:

  1. Все этапы деятельности учителя и учащихся - побуждение, реализацию, рефлексию

  2. Перспективную цель развития в изучении материала

  3. Задания репродуктивного и частично - поискового характера,

  4. Работу по актуализации имеющихся знаний учащихся

  5. Творческие задания

  6. Домашнее задание


Вашему вниманию представлена методическая разработка на основе поля JIPTO по теме «Промышленный переворот в Англии» 8 класс (всемирная история)

Данная тема важна для изучения особенностей процесса модернизации в Англии, который является составной частью развития многих стран мира в эпоху Нового времени.

Если ранее данный вопрос изучался по материалу отдельного параграфа, то в новых учебниках он представлен лишь его частью, но, исходя из важности изучаемого вопроса, мы выделяем его отдельной темой в календарно - тематическом планировании и изучаем на отдельном уроке.


Разработка выполнена с помощью программ Adobe fhotoshop и Fotoscape, в работе использованы материалы интернет сайтов, поисковых систем Google и Jandex.

Работа на уроке с использованием данной разработки может проводиться с помощью электронной доски и программы Active studio, обеспеченной набором инструментов, необходимых для реализации методических заданий (лупа, прожектор, шторка)


Вариативность использования поля JIPTO:

  1. Используется готовое поле, представленное в данной разработке, процесс изучения материала идёт поэтапно совместно с учителем - в слабом классе

  2. Используется шаблон поля, процесс заполнения поля идёт совместно с учителем, после реализации каждого этапа проводится самопроверка с использованием готового поля - в сильном классе (возможна работа в мультимедиа - кабинете.)


В представленной разработке можно выделить три этапа урока:

  1. Побуждение, на котором учащиеся совместно с учителем выделяют:

    1. Тему урока - «Промышленный переворот в Англии»

Цели и задачи урока - изучить промышленный переворот и его роль в истории Англии и всего мира в эпоху Нового времени

  1. Образ цели - модернизацию в Англии. В процессе работы над этим вопросом проводится актуализация знаний. Учащиеся называют факторы модернизации, представленные условными знаками.

  2. Первоначальную стадию развития процесса промышленного переворота, который является составной частью модернизации - мануфактурное производство. В данном случае проводится актуализация знаний - работа с термином «Мануфактурное производство»

  3. Препятствие, которое мешает процессу модернизации в данной области - ручная техника. Учащиеся определяют данное препятствие в процессе работы над термином «мануфактурное производство»

  4. Пути преодоления препятствия в процессе движения к цели - Стадии промышленного переворота.

Учащиеся высказывают предположения о возможности преодоления препятствия, выделяют их с помощью учителя.



  1. Реализацию, которая состоит из следующих этапов:

    1. Выделение отраслей промышленности в Англии, в которых происходит процесс модернизации - учащиеся определяют данные отрасли в процессе работы с текстом учебника и опираясь на знания об особенностях географического положения Англии (параллельно работе с текстом учебника идёт работа с картой).

Выделяют приоритетные отрасли и прослеживают взаимосвязь с ними других отраслей промышленности путём логических рассуждений.



  1. Изучение первоначального состояния каждой отрасли накануне промышленного переворота: «Особенности производства»- проводится работа с текстом учебника.



  1. Определение и изучение наиболее важной составной части промышленного переворота - разработки и внедрения изобретений в различных отраслях промышленности, начиная с приоритетной и затем следуя логике взаимосвязи - в остальных отраслях.



Учащиеся работают с текстом учебника, иллюстрациями, используют дополнительный материал, опираясь на данные энциклопедий, электронных пособий или интернет - ресурсов (при работе в мультимедиа - кабинете).



В процессе работы выделяют не только само изобретение, но и имя изобретателя, дату внедрения изобретений - т.о. изучается и закрепляется историческая хронология и фактологический материал, происходит оценка роли личности в истории.



  1. Определение и изучение перехода к новой стадии промышленного переворота - фабричному производству.


Учащиеся, работая с текстом учебника, выделяют значения изобретений, определяют наиболее важное изобретение, благодаря которому был совершён переворот в промышленности - паровой двигатель.


Затем определяют и изучают процесс внедрения фабричного производства в Англии.

Работая с иллюстрациями, учащиеся изучают особенности фабричного производства в разных отраслях промышленности.


  1. Выделение составных частей промышленного переворота.

Опираясь на иллюстрации, учащиеся определяют:

  1. крупные промышленные предприятия с большим количеством рабочих

  2. наличие машинной техники

  3. разделение труда рабочих


Происходит обобщение материала и работа с терминологией - «Фабричное производство», «Промышленный переворот».



Учащиеся выделяют общую характеристику данного процесса и его место в истории Нового времени - «Век железа и пара»



  1. Определение перспектив исторического развития Англии и всего мира после промышленного переворота - задание эвристического характера.


Учащиеся в работе над данным заданием используют карту. Происходит актуализация знаний об особенностях геополитического положения Англии по отношению к странам Европы и странам Азии, Африки.


Определяются перспективы исторического развития - борьба за рынки сбыта и источники сырья со странами Европы (Францией) и колониальные захваты стран Азии, Африки.

Учащиеся выделяют данные перспективы и заполняют зону поля JIPTO, в которой определён проблемный вопрос.


  1. Рефлексия - учащиеся самостоятельно называют все этапы работы над темой урока согласно полю JIPTO.



  1. Домашнее задание - опираясь на поле JIPTO и текст § 15

    1. Повторить терминологический и хронологический материал

    2. Составить рассказ «Англия в эпоху промышленного переворота»

      1. От имени жителя одного из крупных промышленных городов Англии.

      2. От имени иностранца (возможно - жителя Франции, Австрии, Пруссии, северной Италии, России - на выбор учащихся), посетившего один из крупных промышленных городов Англии.

Таким образом, в процессе работы на уроке в 8 классе по изучению темы «Промышленный переворот в Англии» происходит:

  1. Развитие компетенций:

    1. Формирование диалектического мировоззрения

    2. Формирование критического мышления

    3. Формирование креативности мышления

    4. Формирование информационной компетенции



  1. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков:

  1. ОУУН:

    1. Умение работать с источниками информации

    2. Умение выделять главное

    3. Анализ

    4. Структурирование информации

    5. Систематизация

    6. Обобщение



  1. Специальные умения и навыки:

    1. Работа с понятийным аппаратом

    2. Работа с хронологическим материалом

    3. Работа с фактологическим материалом

    4. Работа с картой

    5. Определение роли личности в истории

    6. Умение составлять опорный конспект.





Результативность работы над данной темой - многие учащиеся 8 класса со слабым и средним уровнем сформированности ЗУН справились с данной работой, что содействовало дальнейшему внедрению полей JIPTO в процесс обучения не только по всемирной истории - тема «Франция в период правления Наполеона Бонапарта» но и по истории Казахстана - тема «Присоединение Старшего жуза к Росии»



В процессе изучения многих тем всё больше учащихся предпочитают работу с полями JIPTO, так как по их мнению, графичское изложение материала содействует лучшему усвоению и закреплению, помогает быстро ориентироваться в учебном материале и облегчает подготовку домашних заданий.



В поле JIPTO можно использовать систему обозначений, понятную учащимся и не только определяющую наиболее важные этапы в изучении материала, но и значительно экономящую время при подготовке домашнего задания, особенно в письменной форме.


Система обозначений:

- сделать вывод о перспективах исторического развития

- выполнить задание по тексту учебника

- найти фактические сведения в дополнительной литературе

- найти фактические сведения в интернете

- выполнить задание по иллюстративному материалу

- процесс урбанизации

- процесс индустриализации

- процесс индустриализации

- процесс секуляризации

- процесс демократизации

- связь фактов, событий, движущих сил, процессов и явлений.

Дата, термин - поиск в учебнике и актуализация полученных знаний,

Имя исторической личности - поиск в учебнике и актуализация полученных знаний,

Значимые факты, события - поиск в учебнике и актуализация полученных знаний,

Стадия развития - процесс осмысления какого - либо определённого этапа развития исторического процесса, систематизация, обобщение

Результат развития исторического процесса - процесс осмысления развития всего исторического процесса, систематизация, обобщение

























(Приложение № 5)

При методической разработке плана урока с применением поля JIPTO, можно использовать не только задания с опорой на текст, но и на иллюстративный материал, что облегчает усвоение и закрепление учебного материала, так как у учащихся особенно младшего и среднего звена лучше развита зрительная память.

Методические возможности поля JIPTO в изучении процесса историческогоразвития можно использовать при работе на уроках с использованием компютерных технологий с помощью программы Activ studio, которая сейчас широко применяется в школах.

  1. В младших классах:

    1. поэтапное создание флипчарта совместно с учащимися

  2. В средних и старших классах:

    1. работа с заданными стартовыми или итоговыми результатами развития исторического процесса (открыты или закрыты)

    2. восстановление стадий развития исторического процесса

    3. определение движущих сил или целей процесса исторического развития (открыты или закрыты)

    4. работа с терминологией, хронологией, фактологическим материалом (актуализация знаний)

    5. работа с картами, иллюстрациями (с помощью инструмента лупа)

    6. частично - поисковая работа в интернете





Урок по всемирной истории 8 класс ««Промышленный переворот в Англии





























© 2010-2022