- Преподавателю
- История
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Связь времен: от Руси былинной к Российской империи» (ГУМАНИТАРНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЯ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Связь времен: от Руси былинной к Российской империи» (ГУМАНИТАРНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЯ)
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смородская Е.Ю. |
Дата | 19.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №21»
Принято решением «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогического совета МБОУ «Лицей №21»
Протокол от________ Приказ по МБОУ «Лицей №21»№_____ от ________________г.
№_________ Директор МБОУ «Лицей №21» ___________ И.А.Первенкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«Связь времен: от Руси былинной к Российской империи»
(ГУМАНИТАРНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЯ)
Учитель-составитель программы
Смородская Е.Ю.
2016-2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Особенности курса:
-
данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в обществе;
-
широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим элементом является понятие «общество» во всех формах его проявления. Это способствует формированию единой исторической картины мира;
-
применение электронных образовательных ресурсов во время классной и домашней работы;
-
усиление патриотической составляющей;
-
высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.
Главная цель курса состоит в формировании у обучающихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма
В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминам, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге все это способствует развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня.
В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
-
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
развитие способности обучащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
-
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
-
формирование у обучащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
-
воспитание обучащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
-
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Основной задачей курса истории является «погружение» обучащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство обучащихся с некоторыми документальными источниками. На научном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Основные направления реализации содержательных линий:
-
художественная культура формируется посредством знакомства с художественными памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития российского государства и общества;
-
социально-экономическая и правовая культура - законодательные акты, направленные на сохранение исторических памятников региона, страны, мира;
-
культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места, правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;
-
информационная культура формируется через изучение и применение различных методов познания ( анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с информацией, закодированной различным образом (карта, текст, график, таблица, рисунок).
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:
-
формы образования - комбинированный урок, учебные лекции, семинары, практические работы, дискуссии и др.;
-
технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
-
методы образования - самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;
-
методы мониторинга знаний и умений обучающихся - тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Общее количество часов - 54 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- 1-2
Введение в историю
2ч.
Российское средневековье
8ч.
3.
Древнейшая история нашей Родины.
1ч.
4.
Особенности российского Средневековья: дискуссионные вопросы.
1ч.
5.
Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования. Эволюция
1ч.
6.
Формирование социально-политических моделей развития древнерусского государства и общества.
1ч.
7.
Ордынское владычество на Руси. Русь Литовская.
1ч.
8.
Особенности процесса объединения русских земель. Причины возвышения Москвы
1ч.
9
Роль Твери в процессе становления русской государственности. Русское и литовское княжества: борьба за общерусское лидерство.
1ч.
Российское государство во 2-й половине XV - XVI вв
9ч.
10-15
Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV - начале XVII вв. Иван Грозный. Опричнина.
5ч.
Россия на рубеже XVI-XVII вв
4ч.
16
Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV - начале XVII вв.
1ч.
17-19
Смута
3ч.
Россия в XVII в.
7ч.
20-23
Россия: особенности социально- экономического развития в XVIIв.
3ч.
24-25
Феномен российского самодержавия:
предпосылки и начало его формирования.
2ч.
26-27
Особенности социальных движений в России в XVII в.
2ч.
Русская культура XVII в.
2ч.
28-29
Русская культура XVII в.
2ч.
Преобразования Петра Великого (конец XVII - первая четверть XVIII в.)
7ч.
30-31
Начало правления Петра I
2ч.
32-36
Россия - великая европейская держава:
становление национального и имперского
самосознания.
5ч.
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть - середина XVIII в.)
4ч.
37
Екатерина I
1ч.
38
Петр II
1ч.
39
Анна Иоанновна
1ч.
40
Елизавета Петровна
1ч.
Россия во второй половине XVIII в.
5ч.
41-42
Екатерина Великая. Политика просвещенного абсолютизма.
2ч.
43-44
Внутренняя политика Екатерины II
2ч.
45-46
Внешнняя политика Екатерины II
2ч.
47
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
1ч.
Русcкая культура второй половины XVIII в
3ч.
48-49
Русcкая культура второй половины XVIII в
2ч.
Россия в первой половине XIX в.
3ч.
50-51
Россия в первой половине XIX в.
2ч.
Россия во второй половине XIX в.
2ч.
52-53
Россия во второй половине XIX в.
2ч.
54
Резерв
1ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Результаты изучения курса: знания и умения.
(Что должен знать, что должен понимать ученик)
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
1. В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах
2. История 30 типовых экзаменационных работ. М., АСТ «Астрель» 2011
3. Контурные карты «История России», М.: Из-во ФГУП ПКО «Картография», 2009.
4.Видеохрестоматия по истории XVIII века. Ожившая история. 2 части. ООО «Мир знаний»
5.УМК Живая география версия 2.0 Цифровые исторические карты. ЗАО «КБ Панорама»
6. Энциклопедия истории России 1862-1917гг. история Интерактивный мир, 2001.
7. С.В.Агафонов «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс.» М.:«Русское слово». 2009.