• Преподавателю
  • История
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Связь времен: от Руси былинной к Российской империи» (ГУМАНИТАРНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЯ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Связь времен: от Руси былинной к Российской империи» (ГУМАНИТАРНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЯ)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №21»



Принято решением «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогического совета МБОУ «Лицей №21»

Протокол от________ Приказ по МБОУ «Лицей №21»№_____ от ________________г.

№_________ Директор МБОУ «Лицей №21» ___________ И.А.Первенкова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

«Связь времен: от Руси былинной к Российской империи»


(ГУМАНИТАРНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЯ)


Учитель-составитель программы

Смородская Е.Ю.




2016-2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Особенности курса:

  • данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в обществе;

  • широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим элементом является понятие «общество» во всех формах его проявления. Это способствует формированию единой исторической картины мира;

  • применение электронных образовательных ресурсов во время классной и домашней работы;

  • усиление патриотической составляющей;

  • высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.

Главная цель курса состоит в формировании у обучающихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма

В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминам, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге все это способствует развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня.

В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности обучащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у обучащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание обучащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Основной задачей курса истории является «погружение» обучащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство обучащихся с некоторыми документальными источниками. На научном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

Основные направления реализации содержательных линий:

  • художественная культура формируется посредством знакомства с художественными памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития российского государства и общества;

  • социально-экономическая и правовая культура - законодательные акты, направленные на сохранение исторических памятников региона, страны, мира;

  • культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места, правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;

  • информационная культура формируется через изучение и применение различных методов познания ( анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с информацией, закодированной различным образом (карта, текст, график, таблица, рисунок).

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

  • формы образования - комбинированный урок, учебные лекции, семинары, практические работы, дискуссии и др.;

  • технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;

  • методы образования - самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;

  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся - тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

Общее количество часов - 54 часов.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1-2

Введение в историю

2ч.

Российское средневековье

8ч.

3.

Древнейшая история нашей Родины.

1ч.

4.

Особенности российского Средневековья: дискуссионные вопросы.

1ч.

5.

Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования. Эволюция

1ч.

6.

Формирование социально-политических моделей развития древнерусского государства и общества.

1ч.

7.

Ордынское владычество на Руси. Русь Литовская.

1ч.

8.

Особенности процесса объединения русских земель. Причины возвышения Москвы

1ч.

9

Роль Твери в процессе становления русской государственности. Русское и литовское княжества: борьба за общерусское лидерство.

1ч.

Российское государство во 2-й половине XV - XVI вв

9ч.

10-15

Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV - начале XVII вв. Иван Грозный. Опричнина.

5ч.

Россия на рубеже XVI-XVII вв

4ч.

16

Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV - начале XVII вв.

1ч.

17-19

Смута

3ч.

Россия в XVII в.

7ч.

20-23

Россия: особенности социально- экономического развития в XVIIв.

3ч.

24-25

Феномен российского самодержавия:

предпосылки и начало его формирования.

2ч.

26-27

Особенности социальных движений в России в XVII в.

2ч.

Русская культура XVII в.

2ч.

28-29

Русская культура XVII в.

2ч.

Преобразования Петра Великого (конец XVII - первая четверть XVIII в.)

7ч.

30-31

Начало правления Петра I

2ч.

32-36

Россия - великая европейская держава:

становление национального и имперского

самосознания.

5ч.

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть - середина XVIII в.)

4ч.

37

Екатерина I

1ч.

38

Петр II

1ч.

39

Анна Иоанновна

1ч.

40

Елизавета Петровна

1ч.

Россия во второй половине XVIII в.

5ч.

41-42

Екатерина Великая. Политика просвещенного абсолютизма.

2ч.

43-44

Внутренняя политика Екатерины II

2ч.

45-46

Внешнняя политика Екатерины II

2ч.

47

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

1ч.

Русcкая культура второй половины XVIII в

3ч.

48-49

Русcкая культура второй половины XVIII в

2ч.

Россия в первой половине XIX в.

3ч.

50-51

Россия в первой половине XIX в.

2ч.

Россия во второй половине XIX в.

2ч.

52-53

Россия во второй половине XIX в.

2ч.

54

Резерв

1ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Результаты изучения курса: знания и умения.

(Что должен знать, что должен понимать ученик)

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

1. В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах

2. История 30 типовых экзаменационных работ. М., АСТ «Астрель» 2011

3. Контурные карты «История России», М.: Из-во ФГУП ПКО «Картография», 2009.

4.Видеохрестоматия по истории XVIII века. Ожившая история. 2 части. ООО «Мир знаний»

5.УМК Живая география версия 2.0 Цифровые исторические карты. ЗАО «КБ Панорама»

6. Энциклопедия истории России 1862-1917гг. история Интерактивный мир, 2001.

7. С.В.Агафонов «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс.» М.:«Русское слово». 2009.





© 2010-2022