Урок по истории Донбасса Донбасс в 1 половине 18 века (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №___.Донбасс в I половине XVIII века. Дата ____________


Содержательная часть урока

Основание г.Бахмута и его роль в жизни Донецкого края; восстание под руководством К. Булавина и его значение для Донецкого края; политика Петра I в Северном Приазовье: Азовские походы, Прутский мир; набеги крымских татар и запорожские казаки; особенности жизни и быта местного населения.

Основные понятия и термины:

Восстание, острог, казак, паланка, пуд.

Тип урока

Изучение нового материала.

Методы и формы обучения

Методы: активный, интерактивный

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Приемы: «открытый микрофон», «мозговой штурм»

План урока (для учителя)

  • Организация работы на уроке (приветствие, правила, цели и задачи работы)

  • Актуализация опорных знаний (связь с курсом истории России)

  • Основание г.Бахмута и его роль в жизни Донецкого края; восстание под руководством К. Булавина и его значение для Донецкого края; политика Петра I в Северном Приазовье: Азовские походы, Прутский мир; набеги крымских татар и запорожские казаки; особенности жизни и быта местного населения.

Эпиграф урока

Степь… огромная, очарованная своим однообразием. Едешь час, другой… Попадается на пути молчаливый старик, курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою (А. П. Чехов)

Образовательные ресурсы

История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов /Авторы: А. В. Колесник, В. А. Пирко, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина. - Донецк: Издательство ≪Фирма ≪Кардинал≫ 1998,

- с. 320.

Оборудование и материалы

Тетради, наглядные пособия (картинки с изображениями различных исторических источников), памятки, презентация.

Планируемые образовательные результатыНаучатся:

Ориентироваться в историческом пространстве Донецкого края I половины XVIII века;

Получат возможность научиться:

Закрепить построение определения понятий и терминов;

Выделять основные направления в изучаемом периоде истории родного края, анализировать их, выделять главное.

Познавательные: применяют знания для выполнения конкретных заданий, самостоятельно действуют по алгоритму деятельности при выполнении заданий, работают с текстом, отвечают на вопросы, подводят итоги и делают выводы, выделяют основное; определяют грань «знания и не знания»

Коммуникативные: выстраивают коммуникацию в парах, группах, активно слушают, сотрудничают с ровесниками и педагогом

Регулятивные: организуют свою учебную деятельность; формулируют правила работы на уроке, выстраивают правила работы в группе, учатся работать с памятками и алгоритмами; учатся оценивать собственную работу.

Получают мотивацию к изучению истории; проявляют любознательность

Предметно-методологическое содержание урокаI. Организационный момент (2 - 3 мин.)

Дидактическая задача: подготовка класса к началу урока.

Организация урока

Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на плодотворную и творческую работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

Выработка правил работы на уроке

Объясняет правила приема «Мозговой штурм»; работы класса в группах.

Используя прием «Мозговой штурм» устанавливают правила работы на уроке, а также вырабатывают правила работы в группах.

II. Демонстрация учащимися владения старым способом (ранее усвоенным) (5 мин)

Дидактическая задача этапа: актуализация опорных знаний учащихся

Прием «Мозговой штурм»

Задается вопрос: Какими знаниями вы владеете на данный момент по истории Донбасса I половины XVIII века из изученного материала по истории России?

Учащиеся сначала записывают ответы себе в тетрадь, а затем по очереди озвучивают их. Учитель же ответы фиксирует на доске.

III. Постановка новой учебной задачи (5 мин.)

Дидактическая задача этапа: изучить новый материал.

Работа с эпиграфом (пары, группы).

Диалог (цель подвести учащихся к мысли, что и в наших Донецких просторах в 18 веке кипела активная деятельность, которая влияла на внутреннюю и внешнюю политику России).

Обращает внимание обучающихся на эпиграф, предлагает объяснить его, высказать личное мнение (согласие - не согласие)

Объединяются в пары или группы (на их выбор), обсуждают варианты.

Ведут диалог - обоснование точки зрения.

Озвучивают свои варианты, обосновывают, обсуждают, выбирают наиболее важное; связывают с вопросом рассмотренным во время «мозгового штурма».

IV. Решение поставленной задачи (25 мин.)

Дидактическая задача этапа: в ходе работы учащихся в творческих группах, углубить и дать новые знания, умения и навыки учащимся на основе нового материала, закрепить новый материал, подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.

  • Основание г.Бахмута и его роль в жизни Донецкого края

Работа творческой группы № 1

Выдает для работы в группе необходимый материал учащимся для проработки в течение положенного времени. При необходимости дает краткую консультацию.

Прорабатывают материал совместно, выделяют самое главное. Оформляют проработанный материал на лист ватмана А-2, где должен быть отображен материал по развитию г.Бахмута, разработке соляных промыслов и их влияние на экономику Донецкого края и России.


  • Восстание под руководством К. Булавина и его значение для Донецкого края

Работа творческой группы № 2

Выдает для работы в группе необходимый материал учащимся для проработки в течение положенного времени. При необходимости дает краткую консультацию.

Прорабатывают материал совместно, выделяют самое главное. Оформляют проработанный материал на лист ватмана А-2, где отражается материал по восстанию К. Булавина на территории Донецкого края (причины, движущие силы, руководители, ход восстания, итоги).


  • Политика Петра I в Северном Приазовье

Работа творческой группы № 3

Выдает для работы в группе необходимый материал учащимся для проработки в течение положенного времени. При необходимости дает краткую консультацию.

Прорабатывают материал совместно, выделяют самое главное. Оформляют проработанный материал на лист ватмана А-2, где должны быть показаны причины Азовских походов Петра I, ход военных действий и результаты этих войн.

• Набеги крымских татар и запорожские казаки

Работа творческой группы № 4

Выдает для работы в группе необходимый материал учащимся для проработки в течение положенного времени. При необходимости дает краткую консультацию.

Прорабатывают материал совместно, выделяют самое главное. Оформляют проработанный материал на лист ватмана А-2, где освещается хроника набегов крымских татар на Донецкий край, их последствия и роль казачества в борьбе с этими набегами.

• Особенности жизни и быта местного населения

Работа творческой группы № 5

Выдает для работы в группе необходимый материал учащимся для проработки в течение положенного времени. При необходимости дает краткую консультацию.

Прорабатывают материал совместно, выделяют самое главное. Оформляют проработанный материал на лист ватмана А-2, где отражаются особенности жизни и быта местного населения, которое уже на данный момент является поликультурным.

V. Рефлексия (2 - 3 мин.)

Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, ответить на проблемный вопрос, поощрить учащихся.

Выводы по теме в виде

«Открытого микрофона»

«Достигли ли вы поставленных перед собой задач? Почему? Что осталось не ясным?»

Предлагает сделать выводы по теме урока.

Задают вопросы учителю, уточняют не ясные моменты.

Делают общие выводы по теме, обобщает изученный материал.

Оценивание знаний

Анализирует работу учащихся на уроке, оценивает

Делают самооценку работы на уроке.

VІ. Итоги урока. Домашнее задание (2 - 3 мин.)

Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать учащихся к выполнению домашнего задания.

Формулировка домашнего задания.

Записывает на доске (или высвечивает слайд) домашнее задание, объясняет, что нужно сделать:

- подумайте, подготовьте обоснованный ответ-рассуждение: «Первая половина XVIII века для Донецкого края - это шаг вперед или назад в своем историческом развитии?» - отвечая на вопрос затронуть все аспекты истории: политический, экономический, культурный.

Записывают домашнее задание в дневники, уточняют не ясные моменты. При подготовке домашнего задания обучающийся может использовать дополнительные источники (словари, Интернет). Главное - ответы должны быть подготовлены устно или записаны в тетради от руки. Распечатки - не принимаются.

Дополнительный материал

Правила работы в группе:

  • Выбрать старшего, который будет направлять работу группы.

  • Умение слушать, не перебивать.

  • Поднимаем руку, если хотим высказаться или задать вопрос.

  • Каждый выполняет свою часть работы в группе, при необходимости помогаем друг другу.

  • Уважаем друг друга. Помним, что команда выполняет общую работу и от того, как сработает группа - зависит результат.

  • Помнить о регламенте времени: на подготовку отчета - 10 минут, на ответ - 2-3 минуты.

Приблизительные критерии оценивания работы на этапе урока (лучше, если учащиеся предложат собственные критерии и будут ими пользоваться и на других уроках, в идеале, такая работа должна была быть проведена в 5 классе)

Отлично - обучающийся активно работал, предлагал варианты решения вопроса (проблемы), аргументировал свою точку зрения опираясь на исторические факты, а не на эмоции; соблюдал правила ведения диалога, выслушивал иную точку зрения, был корректен.

Хорошо - обучающийся предлагал варианты решения вопроса (проблемы), приводил слабые аргументы (недостаточные) в защиту; придерживался только своей точки зрения, не анализируя мнения оппонентов, не всегда соблюдал правила ведения диалога.

Удовлетворительно - обучающийся не проявлял инициативы, высказывал мнение, но не аргументировал, от диалога уклонялся, мало задавал вопросы сам и мало отвечал, плохо соблюдал правила ведения диалога.

Неудовлетворительно - обучающийся не принимал участия в обсуждении вопроса (проблемы), уклонялся от диалога, не задавал вопросов, не отвечал; нарушал правила поведения на уроке, правила ведения диалога, мешал работе группы (класса).

Теоретический материал для учителя

Антон Павлович Чехов - великий русский писатель.

Материал к вопросу 1. Основание г.Бахмута и его роль в жизни Донецкого края.

В 1701 г. Петр I приказал построить на Бахмуте крепость и переименовать слободу в город (острог) Бахмут. В 1703 году построена крепость, которая в 1704 году была подчинена полковнику проправительственного Изюмского слободского казачьего полка Шидловскому. Однако до этого было следующее…

В 1691 г. на правой стороне Жеребца (ныне город Кировск) числилось 40 соляных колодцев, а на левой (ныне село Торское) - 30, из рапы которых вываривалась соль. Однако их рапа оказалась низкой концентрации и вскоре они были заброшены.

Более высокой концентрации оказалась рапа соляных источников, разведанных казаками Сухаревского юрта на среднем течении Бахмута. Поскольку сухаревцы пользовались этими источниками ≪наездом≫, то есть сезонно, то с 1697 г. сюда стали переселяться торяне и маячане, варницы которых были разрушены во время татарского набега. В 1701 г. они пробурили первую скважину и стали добывать соль. Бахмутская рапа оказалась самой высокой концентрации, что и повлекло столкновения между донскими казаками и старшиной слободских полков за эти

источники.

Обе стороны обратились к царю с просьбой закрепить соляные источники за ними. На Бахмут была отправлена комиссия, которая должна была выяснить, кто первым начал осваивать источники. Оказалось, что хотя донские казаки открыли источники, промышленное их освоение начали слобожане. Поэтому Петр I в октябре 1704 г. распорядился соляные промыслы переписать на казну, а местное украинское население подчинить Изюмскому полковнику, русское - торскому приказному человеку. Затем грянуло восстание под руководством К. Булавина.

В конце мая 1709 г. Петр I, проезжая из Таганрога под Полтаву, остановился в разрушенном городе Бахмуте. Он ознакомился с состоянием соляных промыслов и распорядился восстановить казенное солеварение. Уже в июне в Бахмуте вываривали соль на одной сковороде. Через пять лет казна вываривала здесь соль на 187 сковородах, а в Торе - на 76 из 234 наличных. Большое количество пустых сковород в Торе, вероятно,

было обусловлено не только возросшей угрозой татарских набегов, но и недостатком рабочих рук в связи с оттоком населения. Чтобы обеспечить Бахмутские соляные заводы и усилить их охрану, правительство в 1712 г. приписало к Бахмуту 1450 душ мужского пола ≪черкас≫ Изюмского

полку.

В 1715 г. к казне отошли и Торские заводы. Как свидетельствуют сообщения бахмутского воеводы Петрова-Соловова, в 1716-1718 гг. казна получала от промыслов ежегодно до 50000 рублей прибыли. Только в Бахмуте с 1 февраля по 21 августа 1717 г. было выварено почти 93000 пудов соли. Однако трудности в обеспечении соляных промыслов рабочими руками, дровами, а также угроза татарских набегов не позволяли наладить регулярную добычу соли. Поэтому в 1720 г. часть торских солеваров была переселена в село Спеваковку (западнее Изюма), где в 1709-1710 гг. изюмский полковник Ф. Шидловский на десяти сковородах вываривал соль для себя, и сделана попытка наладить там казенную соледобычу. Однако местная рапа оказалась хуже торской и, после пробных выварок под наблюдением адмирала П. Апраксина, Спеваковские заводы осенью 1726 г. были заброшены, зато восстановлены Торские.

Чтобы решить проблему топлива, надсмотрщик соляних заводов ландрат Н. Вепрейский и комендант Бахмутской крепости С. Чирков в 1721-1722 гг. провели пробные выварки соли в Бахмуте с применением открытого ими в балке Скелеватой и на речке Беленькой каменного угля. Но они не дали положительных результатов. Правда, уголь стали использовать в кузнечных работах. С целью обеспечения промыслов рабочими руками в январе 1732 г. Сенат обязал слободские полки ежегодно направлять на Бахмутские и Торские соляные заводы по 200 человек, часть из них с лошадьми или волами.

Поскольку все предпринимаемые меры не дали желаемых результатов, то казна решила отдать соляные промыслы на откуп за 50000 рублей в год компании купцов во главе с московским купцом В. Озеровым на 10 лет. Имеющиеся сведения о выварке соли на Бахмутских и Торских заводах

(1734 г. - 180914 пудов* и 20 фунтов, 1735 г. - 251490 пудов и 17 фунтов, 1736 г. - 152269 пудов и 7 фунтов, 1737 г. - 136272 пуда и 30 фунтов, 1738 г. - 92780 пудов и 32 фунта, 1739 г. - 46679 пудов и 22 фунта, 1740 г. - 171563 пуда и 20 фунтов, 1741 г. - 204396 пудов

и 15 фунтов, 1742 г. - 300128 пудов и 20 фунтов) свидетельствуют, что компаньоны также не смогли наладить регулярную работу промыслов. Резкий спад в производстве соли в 1738-1739 гг. объясняется военными событиями и распространением чумы в регионе, что ограничило приезд

чумаков в Бахмут и Тор за солью. Уже с 1736 г. компаньоны стали ходатайствовать перед правительством о закрытии Торских заводов и расширении производства соли на более рентабельных Бахмутских. В связи с этим правительство поручило адъюнкту Петербургской академии Г. Юнкеру, который находился при главнокомандующем русской армии фельдмаршале Минихе для ведения журнала военных действий, ознакомиться с промыслами в Бахмате и Торе и разработать меры по совершенствованию выварки соли.

Составленное Юнкером описание соляных промыслов свидетельствует, что в Бахмуте вываривали соль на 300 сковородах. За сутки они давали до 45000 пудов соли.

Торские заводы из-за опреснения рапы в озерах ≪не так споры, как в Бахмуте≫. Поэтому арендаторы сковород в Бахмуте за сутки платили 6 рублей, а в Торе - лишь по 4 рубля. Если в Бахмуте за сутки производилось до 150 пудов соли, то в Торе - в 3-4 раза меньше. Правда, в Торе менее остро, чем в Бахмуте, стояла проблема топлива, так как ближе находился лес, а вблизи Бахмута леса уже были истреблены и поэтому дороже обходилась доставка дров. Несмотря на это арендаторы сковород в Бахмуте получали за сутки до 30 рублей чистого дохода.

Императрица, ознакомившись с описанием заводов и предложениями Юнкера по их усовершенствованию, назначила его надзирателем и ответственным за их реконструкцию.

Поскольку Юнкер имел гуманитарное образование и не разбирался в технологии соляного производства, он добился командировки в Германию для изучения постановки соляного дела. За время двухлетней командировки в Германию он собрал большой материал по технике и технологии производства соли в Западной Европе, с которым ознакомил находившегося там М. Ломоносова. Собранные Юнкером материалы о соляном производстве в России и за рубежом и легли в основу составленного Ломоносовым документа ≪Нижайший доклад и непредрассудительное

мнение императорскому Соляному комиссариату о соляных делах, что в местах между Днепром и Доном положенных находятся, и особливо об обоих императорских заводах, что в Бахмуте и Торе≫, который готовился как предложение о необходимости реконструкции этих промыслов, а не как документ, составленный Ломоносовым на основе собственных наблюдений во время его пребывания на Украине в 1733 г., как пишут некоторые краеведы. Между прочим, М. Ломоносов не однократно помогал Юнкеру в подготовке разных правительственных документов, так как последний недостаточно владел русским языком. Имеются основания полагать, что ≪Доклад≫ был написан Ломоносовым в 1741 г. в связи с тем,

что после смерти Анны Иоанновны положение Юнкера пошатнулось, тем более, что возникли сомнения в необходимости перестройки соляных промыслов в Бахмуте и Торе. Зная планы последнего, Ломоносов решил как член Академии поддержать намерения Юнкера, который в конце 1745 г. обратился к Ломоносову за помощью в подготовке отчета о проведенной в Бахмуте и Торе работы по переустройству соляных заводов.

Кроме постройки и оборудования в соответствии с мировыми достижениями новых варниц, план Юнкера предусматривал и обеспечение промыслов топливом. Для этого Бахмутские заводы предполагалось перенести к Северскому Донцу, чтобы удобно было доставлять к ним лес.

Для этого планировалось рапу из бахмутских источников доставлять к заводам по проложенным чугунным трубам, которые предполагали изготовить на местных заводах, построенных на базе Сухаревских железных руд. Для обеспечения Торских заводов дровами, от Казенного Торца

собирались прорыть канал до варниц и по Донцу доставлять лес. На все это Юнкер требовал 60000 рублей. Он рассчитывал, что затраченные на перестройку заводов деньги окупятся в течение одного года, если ежегодно добывать около 2 млн. пудов соли, в которых на то время нуждалось

население Слободской и Левобережной Украины, а также южных уездов России.

Летом 1741 г. Бахмутская соляная контора выделила Юнкеру 10000 рублей и он с капитан-инженером И. Мазовским приступил к перестройке Торских заводов. К осени 1742 г. на эти деньги в Торе были построены две новые варницы (их вид изображен на печати Бахмутских заводов) на 12 печей. Обследовавший осенью 1774 г. юнкеровские и новые, строившиеся, варницы академик Гильденштедт признавал, что первые были устроены ≪отлично≫ и они позволяли производить выварку соли на протяжении всего года и в любую погоду, что в них солевары имели все удобства, так как в закрытых помещениях не было сквозняков, а установленные вытяжные трубы над сковородами выводили рапные пары, как и

дым, наружу. В то время как строившиеся новые варницы напоминали постройки ХУП в.

Проведенные пробные выварки соли на юнкерских варницах дали обнадеживающие результаты, однако Соляной конторе они показались пустой тратой средств.

Кроме новых варниц, были построены амбары для хранения вываренной соли. Для подачи рассола у колодцев установили рассолоподъемные машины. Они заменили людей, поднимавших из колодцев рассол в больших ведрах и наливавших его в специальные водопроводы, по которым

тот поступал в устроенные бассейны, а оттуда по проложенным трубам - на сковороды. Закуплено было оборудование и листовое железо для сковород. В 1744 г. были проведены пробы выварки соли с использованием каменного угля. Однако из-за неприспособленности печей не удалось заменить дрова углем. Поскольку казна отказалась финансировать работу, в 1745 г. она была прекращена.

Материал к вопросу 2. Восстание под руководством К. Булавина и его значение для Донецкого края.

Царское правительство не всегда выполняло свои обещания по предоставлению свободы занятий поселенцам Слобожанщины. Назначаемые

им воеводы в пограничные города нередко превышали свои полномочия, что вызывало протест не только против них, но и царских властей в целом. И хотя правительство пыталось улаживать конфликты путем замены воевод, все же ему не удалось избежать активного участия местного населения в казацких выступлениях.

Разорение Бахмутских соляных промыслов булавинцами вместо передачи их в казну, недопуск дьяка Горчакова к расследованию обстоятельств этого дела вызвали негодование царских властей. Направляя осенью 1707 г. на Дон карательный отряд Ю. Долгорукого ≪для сыска и возврата

на прежние места≫ бежавших на окраины крепостных крестьян, правительство поручило ему разобраться и с Бахмутскими соляними промыслами. Только этим можно объяснить рискованное нападение небольшого отряда К. Булавина на правительственные войска Долгорукого в

начале октября 1707 г. у Шульгинского городка. Розгром застигнутых врасплох карателей булавинцами способствовал росту престижа Булавина среди казачества. Булавин заявил, что, получив поддержку Астрахани, Запорожья и Терека, он склонит на свою сторону донские городки, затем

пополнит запасы оружия за счет Изюмского, Рыбинского слободских полков и пойдет на Азов и Таганрог, чтобы освободить ссыльных и каторжан, работавших на постройте города, за что те станут ему ≪верными товарищами≫. Весной он собирался двинуться на Москву.

Боясь роста популярности среди казацкой голытьбы Булавина, казацкая верхушка решила как можно скорее потушить пожар разгоревшегося восстания. В конце октября 1707 г. у Заколотного городка, на Айдаре, верные атаману Л. Максимову войска разбили отряд Булавина, но пленить его самого им не удалось. С небольшой группой своих сподвижников Булавин бежал на Запорожье, чтобы привлечь на свою сторону запорожцев. Голытьба поддержала его, хотя старшина заняла выжидательную позицию. Правда, царским властям его не выдали, посоветовав поскорее оставить Сечь. В начале 1708 г. Булавин со своими сторонниками перебрался на реку Терновку, оттуда ≪на вершины Самарские≫, ожидая пополнения. Отсюда он рассылает ≪прелестные письма≫, призывая на помощь и запорожцев, и татар, и служивых людей окраинных городков. Пробираясь к Дону, на некоторое время отряд Булавина расположился у верховьев Кальмиуса, где находились зимовники запорожцев.

В марте 1708 г. булавинцы перебираются на Хопер, откуда и начинается основной этап восстания.

Булавин надеялся привлечь к восстанию широкие массы народа, отправляя с Пристенского городка ≪письма≫ в города и села. Судя по волнениям крестьян в Тамбовском, Козловском, Воронежском, Борисоглебском и других соседних с землями Войска Донского уездах эти призывы возымели свое действие. Однако основная ставка делалась на казачество. Обращаясь к ним, Булавин призывал встать на защиту казацких вольностей, на которые покушаются ≪злые бояры≫, ≪немцы≫. Эти призывы Булавина находили понимание среди широких кругов казачества.

Поэтому неудивительно, что 9 апреля 1708 г. восставшие одержали победу над войсками атамана Л. Максимова. После этого булавинцы стали быстро продвигаться к столице Войска Донского, к городу Черкасску. На сторону Булавина перешла и часть казацкой старшины. 1 мая восставшие вступили в Черкасск и на казацком кругу Булавин был избран войсковым атаманом.

Став атаманом, он пытается объединить все казачество против наступавших правительственных войск. Из Черкасска направляет свои отряды на все направления продвижения правительственных войск. Учитывая ближайшую угрозу со стороны Азова и Таганрога, К. Булавин с частью войск направляется под эти города. На Северском Донце действовали отряды С. Драного, С. Беспалого и Н. Голого, против которых выступили правительственные войска во главе с братом убитого булавинцами Ю. Долгорукого Василием. Разгром восставшими основных сил Сумского слободского полка воодушевил их. Но правительство перебросило в район осажденных восставшими Маяка и Тора регулярные войска, и восставшие вынуждены были оставить эти городки, отступив к урочищу Кривая Лука (ныне село с таким названием Краснолиманского района на правой стороне Донца). 2 июля здесь произошло решающее сражение, которое длилось около 5 часов. В нем восставшие потеряли около 1,5 тыс. человек, погиб и атаман С. Драный. После этого правительственные войска направились под Бахмут, ≪где было воровское собрание с запорожсдими казаками≫.

Правительственные войска ≪тот Бахмут выжгли и разорили без остатку, и их воров многих побили же и взяли в плен бахмутского атамана Харитошку Абакумова да есаула Мишку Скоробогатова с товарищи...≫ Разгром отряда С. Драного под Бахмутом открывал правительственным войскам путь на столицу Войска Донского - Черкасск. Это посеяло разногласия в среде восставших, тем более, что попытка Булавина взять Азов и

Таганрог потерпела неудачу. Примкнувшая к восставшим казацкая старшина, чтобы спасти свое положение, 7 июля уничтожила Булавина, распространив версию о самоубийстве. Однако восстание еще продолжалось. В районе Донца действовал отряд Н. Голого, который собрал около

7 тыс. человек. Лишь в начале ноября 1708 г. правительственным войскам удалось разгромить войска Голого на Донце. Каратели жестоко расправились не только с участниками восстания, но и даже с сочувствующими им.

Материалы к вопросу 3. Политика Петра I в Северном Приазовье.

На рубеже XVII-XVIII ст. нынешний южнорусский город Азов был … турецкой крепостью в устье Дона, надежно запиравшей для России выход из этой Великой Реки (которую наши предки почтительно называли «Доном Иванычем»!) в Азовское и Черное моря. С учетом исключительной геополитической (как бы мы сказали современным языком) важности турки-османы совершенно справедливо величали тогдашний Азов на свой манер «Саад-уль-Ислама» (в переводе «Оплот Ислама»).

Русский царь Петр Алексеевич Романов (1672-1725), будущий Император Всероссийский Петр I (с 1721 года) вознамерился разрушить оплот османского владычества в устье Дона, вырвать с корнем эту «турецкую занозу» в южном «подбрюшьи» России. Причем, у Петра с успешным походом на Азов были связаны и иные, причем далеко идущие внешнеполитические планы, в том числе и личные амбиции.


и Турцией за

утверждение присутствия России на Чёрном море.

1695 г. - I Азовский поход

Неудачная осада турецкой крепости Азов

1696 г. - II Азовский поход

Взятие Азова, строительство крепости Таганрог

1697 г. - Россия, Австрия и Венеция заключили наступательный союз против турок сроком на 3 года

Дипломатическая подготовка России к войне с Турцией

1700 г. - перемирие с Турцией на 30 лет

Обеспечение безопасности южных границ России

1710-1711 гг. - Прутский поход Петра I

Поражение русской армии, потеря Россией Приазовья, что ухудшило её положение в Северном Причерноморье и Приазовье

В 1709 году Азовский флот усиленно готовился к поддержке армии, наступавшей к Дунаю в ходе Прутского похода уже в следующей, третьей по счету, Русско-турецкой войне 1710-1713 г.г. Но неудача похода 1711 года и Прутский мир, заключенный 12 июля 1911 г., стали причиной запустения и гибели Азовского флота. По договору Азов вернули туркам (конечно, ненадолго), а Таганрог превратили в руины. Корабли, лишившиеся баз, частью пришлось продать туркам, частью уничтожить.

Материал к вопросу 4. Набеги крымских татар и запорожские казаки

Территория между Крымским ханством и Москвским Великим княжеством представляла собой безлюдное Дикое поле. Ока была одновременно главным и последним рубежом на пути татар к Москве. Рубеж Оки защищала береговая служба, которая существовала даже после строительства Белгородской засечной черты далеко на юге. Более того, полки береговая службы практически не пересекали рубеж Оки, даже в годы массовых татарских атак южных русских укреплений. От границы Русского государства с Крымским ханством шли по речным водоразделам в общем направлении на север три основные степные дороги (называемые шляхами): Муравская, Изюмская и Кальмиусская.

Хронология походов татар:

1713 - крымские татары, ногайцы и азовцы разорили южные районы Казанской и Воронежской губерний, земли донских казаков и Харьковский полк. Татары захватили в плен 14 тысяч человек и более 2 тысяч убили.

.1714 - крымские татары и азовцы совершили поход на Царицын, также были разорены земли донских казаков, Харьковского и Изюмского полков.

.1715 - крымский мурза Мамбет-бей совершил разорительный набег на земли донских казаков. Также крымские татары разорили территориюХарьковского и Изюмского полков. В том же году кубанский сераскир Бахти Герай (Дели-султан) совершил крупный набег под Царицын и Астрахань. Под Астраханью Бахти-Гирей захватил в плен 1220 ногайских кибиток и переселил их за Кубань. Тогда же кубанский сераскир Бахти Герай совершал многочисленные набеги на калмыцкие улусы хана Аюки, вассала России Кубанские татары разорили многие калмыцкие и ногайские улусы. 10300 ногайских семейств было насильно переселено за Кубань.

1716 - крымские татары, турки и азовцы разорили Дмитриевский уезд Воронежской губернии, совершали набеги под Тамбов, земли донских казаков, Харьковский и Изюмский полки.

·1717 - большой поход на украинские земли, а также под Тамбов.

.1718 - кубанский сераскир Бахти-Гирей совершил поход на земли донских казаков, где осадил и безуспешно штурмовал Черкасский городок. Многие казаки и юртовские калмыки были убиты и взяты в плен. В том же году крымские и кубанские татары совершили набеги на земли Казанской губернии, Харьковский и Изюмский полки.

.1719, 1720,1721 и 1722 - крымские татары и азовцы совершали разорительные набеги на Харьковский, Изюмский, Полтавский и Миргородский полки в Слободской Украине, а также земли донских казаков.

.1723 - крымские татары, ногайцы и азовцы совершали набеги на Бахмут, Полтавский и Миргородский полки, земли донских казаков.

.1724 - крымские татары, ногайцы и азовцы совершали набеги на Бахмут, Полтавскийи Миргородский полки, земли донских казаков.

.1724 - крымские татары и азовцы совершили рейды на Бахмут, Полтавский и Миргородски полки, земли донских казаков и юртовских калмыков.

.1725 - крымские татары совершили набег на Бахмут.

.1726 - крымцы продолжали совершать набеги на Бахмут и земли донских казаков

.1727 - крымцы и азовцы совершили набеги на земли донских казаков и Бахмут.

В связи с тем, что набеги на южные уезды России, Слободскую и Левобережную Украину крымские татары чаще всего совершали по Муравской дороге, было принято решение перегородить ее укрепленной линией - земляным валом и крепостями, под прикрытием которых разместить

ландмилицкие полки. Так называемая Украинская линия должна была протянуться от Днепра по правому берегу Орели, Берестовой до вершин Береки, ее левым берегом до Северского Донца, вдоль Донца до впадения в него Лугани.

Так как восточный участок линии был укреплен Изюмской, Маяцкой, Торской, Райгородской и Бахмутской крепостями, то работы начались в 1731 г. с сооружения сплошного земляного вала и крепостей по рекам Береке, Берестовой и Орели. Три года подряд на возведении 12-метрового земляного вала и 16 крепостей летом было занято до 30 тыс. украинских казаков и крестьян с подводами. Но начавшаяся в 1735 г. война с Турцией не позволила выполнить весь объем работ. Поэтому во время войны больше всего уделили внимания укреплению Бахмутской крепости, которая стала опорной базой 2-й русской армии, Торской и Изюмской. На крепостных стенах в Бахмуте было установлено 56, а в Торе - 40 пушек.

С целью прикрытия подступов к Торской и Изюмской крепостям со стороны Муравской дороги в 1729 г. между Тором и последней поселили Сербский гусарский полк, находившийся с 1723 г. на русской службе. Это было первое компактное поселение иностранцев на территории нашого края.

Немаловажную роль в заселении и хозяйственном освоении края продолжали играть запорожцы, которым накануне войны с Турцией правительство разрешило возвратиться на старые места. На территории нашего края они создали Кальмиусскую паланку. Усилилось во время

войны продвижение на территорию современной Донецкой области донских казаков, участвовавших в военных операциях.

После войны согласно Белградскому договору 1739 г. российско-турецкая граница была перенесена на побережье Азовского моря. Азов и Таганрог возвращены России. От Миусского лимана граница шла прямой линией до впадения в Берду ее левой притоки - речки Каратыш. Правда, казакам разрешался свободный вылов рыбы в Азовском море, что и послужило причиной столкновений между донскими и запорожскими казаками. Чтобы избежать непредвиденных инцидентов между ними. Сенат 30 апреля 1746 г. принял решение установить границу между Воском Донским и Запорожским по реке Кальмиус. С того времени левая сторона Кальмиуса считалась донской, а правая - запорожской. 27 октября 1748 г. по решению Сената из бахмутских, торских и маяцких казаков по образцу Азовского конного полка был образован Бахмутский казацкий полк, на который возлаггшась обязанность защищать пограничные места.

Материал к вопросу 5. Особенности жизни и быта местного населения.

Стабилизация ситуации после войны с Турцией в 1735-1739 гг. положительно сказалась на условиях жизни и быта на­селения. Лишь в начале новой российско-турецкой вой­ны крымская орда вторглась в пределы края. Это был последний набег татар, по­влиявший на положение населения края. Часть запорож­цев перешла на донскую территорию и поселилась поближе к восстанавливавшемуся Таганрогу, часть пере­селилась в другие, более безопасные, места. Фактически во время этого похода Кальмиусская паланка пострадала больше других. Некоторые селения вовсе исчезли. Толь­ко после этой войны, закончившейся подчинением Кры­ма Россией, исчезла угроза татарских набегов.

Население как в городах, так и в селах стало больше уделять внимания обустройству своих жилищ и хозяй­ственных построек. В городах, кроме общественных зда­ний, из камня и кирпича стали строить и жилые дома, покрывать их черепицей. Особенно строительство камен­ных домов получает распространение в приморских рай­онах, бедных на лес, в частности, среди греков. Украинцы в сельской местности отдавали предпочтение камышу как наиболее распространенному виду строительного матери­ала и хворосту. Построенные из них дома обкладывали с обеих сторон глиной, что способствовало хорошему сохра­нению тепла зимой и прохлады летом. В преобладающем большинстве дома покрывались соломой. Русское населе­ние по возможности предпочитало строить дома из дере­ва. Современники отмечали, что большинство русских изб топились начерно, в то время как украинцы устраивали дымоходы и выводили дым наружу. В городских домах печи обкладывались цветным изразцовым кафелем. Раз­нообразнее и изысканнее стал набор домашней утвари, особенно у горожан. В сельских домах в преобладающем большинстве упоминается стол, скамейки вдоль стен, воз­ле печи лежанки.

Стал богаче и набор одежды. Кроме традиционной ук­раинской, русской и греческой народной одежды, особен­но в городах, современники отмечают образцы европейской одежды, обуви и т.п.

© 2010-2022