Конспект открытого урока 5 классЕдиновластие Цезаря

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урокав 5 классе.

Тема урока:Единовластие Цезаря.

Цель: способствоватьформированию представлений о становлении власти Цезаря в Риме.

Задачи урока:

- образовательные:формирование общего представления о личности Цезаря, причинах прихода Цезаря к власти в Риме; формирование представления о завоевательной политике Цезаря; формирование представления о том, кто такой диктатор;формирование представления об изменениях, произошедших в управлении Римской республикой после захвата Цезарем власти.

- развивающие:

- продолжить формирование и развитие навыка работы с учебным текстом, историческим источником;

- продолжить формирование и развитие умения анализировать информацию и делать выводы;

- воспитательные:

-способствовать формированию у учащихся (на примере Цезаря)таких качеств как смелость, решительность и стремление к достижению поставленной цели.

Планируемые результаты:

Предметные: знание/понимание ключевых событий по прошедшей и новой теме; умение читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты; умение характеризовать важные факты истории по данной теме; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний исторической личности (на примере Цезаря); умение рассказывать о важнейших событиях истории.

Метапредметные:готовность формулировать и высказывать собственное мнение по поставленным вопросам; умение проводить поиск основной и дополнительной информации в соответствии с темой и заданиями; принимать решения в практических ситуациях, обнаруживать пробелы в знаниях и восполнять их.

Личностные: уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, умение вести диалог.

Основные термины и даты:диктатор, Рубикон, ветеран, Заальпийская Галлия, Предальпийская Галлия; 49 г. до н.э., 15 марта 44 г. до н.э.

Оборудование:интерактивная доска (ИД), учебник «История Древнего мира», карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент(организация учениками рабочего места, проверка учителем готовности учеников к работе). (2-3 мин)

(СЛАЙД 1)

- Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце …»

- Я надеюсь, что всё, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, отложиться у вас в сердце, и вы сможете правильно оценить события истории, о которых мы будем говорить.


  1. Актуализация знанийпо теме «Восстание Спартака». (12 мин)

  • Индивидуальная работа письменно на карточках.

  • Работа с ИД (Расположить на ленте времени (при помощи учителя) дату начала и окончания восстания Спартака; 1 человек)

Карточки с датами

  1. Переход к изучению новой темы (4 мин.)

У: Итак, самое масштабное в истории Древнего мира восстание рабов под предводительством Спартака было жестоко подавлено. Несколько лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства. Но не только рабы являлись угрозой. По рассказу древнего писателя Плутарха, «Рим был подобен судну, несущему без управления». Обратимся к документу.

Работа с документом. Работа в группах

Конспект открытого урока 5 классЕдиновластие Цезаря

Вопросы к документу:

- Какие люди становились консулами?

- Заботились ли они о благе государства?

- Что помогло бы исправить ситуацию в Риме?

- А что такое единовластие? (управление, при котором вся власть сосредоточена в руках одного лица.)

Показ изображения Цезаря.

У: Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Тема урока: «Единовластие Цезаря».

У: Что нам необходимо узнать, чтобы рассказать оединовластии Цезаря?

Варианты учеников.

У: Как вы думаете, на какой главный вопрос нам нужно найти ответ по данной теме?

Варианты учеников.

У: Как происходило становление власти Цезаря в Риме?

Следует запомнить: показ на ИД основных терминов и дат.


  1. Изучение новой темы (20 мин.)

У: В I в. до н. э. римская армия набиралась из неимущих граждан, которым платили воинское жалование. Они служили любому полководцу, который щедро вознаграждал их, и помогали ему стать единоличным правителем. После победы над Спартаком между двумя полководцами Крассом и Помпеем начинается борьба за власть. Но в это же время становится знаменитым Гай Юлий Цезарь.

Работа с учебником: стр. 252, 2 «Возвышение Цезаря», изучить, ответить на поставленный вопрос: Что предпринимал Цезарь для достижения власти?

(Ответ: со всеми был ласков и приветлив, все свои деньги тратил на угощение неимущих граждан; помирил Красса и Помпея, заручился их поддержкой.).

Цезаря избирают консулом.

Физкультминутка

Работа с документом (Плутарх о Цезаре), (1 на парту).Работа в парах.

Плутарх о Цезаре

  1. … Цезарь, как сообщают, и от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию на государственном поприще и ревностно упражнял свое дарование, так что, бесспорно, ему принадлежало (после Цицерона) второе место в этом искусстве, однако первенствовать в красноречии он отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия...

  2. ... В самом Риме Цезарь благодаря своим красноречивым защитительным речам в судах добился блестящих успехов, а своей вежливостью и ласковой обходительностью стяжал (приобрёл) любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве...

  3. Он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями... Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления военную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело. Спал он большей частью на повозке или на носилках... Днем он объезжал города, караульные отряды и крепости, причем рядом с ним сидел раб, умевший записывать за ним, а позади один воин с мечом.

Слайд

Ответить на вопросы:

- Каким был Цезарь?

- К чему стремился?

Ответы учеников. Дополнения учителя (на ИД).

Спустя год по окончании службы консулом, Цезарь получил в управление провинцию Галлию.

Работа с учебником: стр. 252, п. 3 «Цезарь завоёвывает огромную страну». Чтение по цепочке.

Работа с ИД.

У: Что мы можем узнать, смотря на карту?

У: - Какую территорию хотел подчинить Цезарь? (Заальпийскую Галлию, неподвластные Риму).

- Каков итог похода Цезаря в Галлию? (Галлия покорена и объявлена римской провинцией).

- Как вы думаете, как отреагировали на такой успех Цезаря его противники? (ответ)

- Верно! Успехи Цезаря вызвали зависть у других полководцев. Особенно у Красса и Помпея. Красс погибает в походе на Восток, а Помпей уговорил сенат, приказать Цезарю распустить войска и безоружным вернуться в Рим.

У: А как, вы думаете, как поступил Цезарь в этой ситуации?


  • «Перейти Рубикон» - сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок.

  • «Жребий брошен!» - окончательное решение принято

- 49 г. до н.э. - захват Цезарем власти.

У: когда Цезарь пришёл к власти, он:

  • Наделил землей десятки тысяч ветеранов (кто это?Старые солдаты, завершившие службу)

  • Увеличил численность сената до 900 человек

  • Стали чеканиться монеты с изображением Цезаря.

  • Цезарь стал диктатором

Диктатор - правитель, обладающий неограниченной властью.

У: Повелитель Рима ввел в сенат много своих сторонников. Но были в сенате и тайные его враги, недовольные единовластием. Эти люди решили убить диктатора. Возглавил заговор молодой сенатор Брут, которого Цезарь считал своим другом. На советы друзей об угрожающей ему опасности Цезарь отвечал: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти».

- 15 марта 44 года до.н.э. Цезарь был убит.


  1. Рефлексия. (2-3мин.)

Закрнпление

Работа на ИД. Тестирование

Продолжите фразу: Я УЗНАЛ НА УРОКЕ…

МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛО…

- Возвращаясь к началу нашего урока, к словам китайского мудреца, что вы отложили в своем сердце?

- А я в своем сердце отложила вашу поддержку, ваши грамотные ответы, вашу любознательность. Спасибо вам за работу на уроке.


  1. Домашнее задание. (2 мин.)

§ 52 читать, ответить на вопросы, стр. 255, записи в тетради.

По желанию: найти интересные факты из жизни Гая Юлия Цезаря.


Плутарх о Цезаре

  1. … Цезарь, как сообщают, и от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию на государственном поприще и ревностно упражнял свое дарование, так что, бесспорно, ему принадлежало (после Цицерона) второе место в этом искусстве, однако первенствовать в красноречии он отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия...

  2. ... В самом Риме Цезарь благодаря своим красноречивым защитительным речам в судах добился блестящих успехов, а своей вежливостью и ласковой обходительностью стяжал (приобрёл) любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве...

  3. Он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями... Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления военную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело. Спал он большей частью на повозке или на носилках... Днем он объезжал города, караульные отряды и крепости, причем рядом с ним сидел раб, умевший записывать за ним, а позади один воин с мечом.

Плутарх о Цезаре

  1. … Цезарь, как сообщают, и от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию на государственном поприще и ревностно упражнял свое дарование, так что, бесспорно, ему принадлежало (после Цицерона) второе место в этом искусстве, однако первенствовать в красноречии он отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия...

  2. ... В самом Риме Цезарь благодаря своим красноречивым защитительным речам в судах добился блестящих успехов, а своей вежливостью и ласковой обходительностью стяжал (приобрёл) любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве...

  3. Он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями... Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления военную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело. Спал он большей частью на повозке или на носилках... Днем он объезжал города, караульные отряды и крепости, причем рядом с ним сидел раб, умевший записывать за ним, а позади один воин с мечом.



Приложение

Карточка №45

Составь рассказ от имени гладиатора о том, почему ты сбежал из школы гладиаторов в г. Капуя.

Для этого вспомни:

-Как содержали рабов?

-Были ли у них какие-либо права?

-Чем вооружались сбежавшие рабы?

Карточка №46

Составь рассказ от имени гладиатора, который участвовал в битве у подножия Везувия.

Для этого вспомни:

-Почему сбежавшие рабы организовали свой лагерь на Везувии?

-Чем были вооружены воины Спартака?

-Какую хитрость применили восставшие, чтобы победить регулярные войска?

-Как сражались воины Спартака?

-Каким был их предводитель?






РефлексияНачало

урока

Конец

урока

Я знаю, кто такой Цезарь



Я знаю, как Цезарь завоевал Галлию



Я знаю, как Цезарь пришел к власти



Я могу рассказать когда, где и как произошло

убийство Цезаря











III-IIвека до н.э. __________________________

216 год до н.э.____________________________

146 год до н.э.____________________________

II-1 века до н.э.___________________________

IIвек до н.э._______________________________

74-71 годы до н.э.__________________________

III-IIвека до н.э. __________________________

216 год до н.э.____________________________

146 год до н.э.____________________________

II-1 века до н.э.___________________________

IIвек до н.э._______________________________

74-71 годы до н.э.__________________________

III-IIвека до н.э. __________________________

216 год до н.э.____________________________

146 год до н.э.____________________________

II-1 века до н.э.___________________________

IIвек до н.э._______________________________

74-71 годы до н.э.__________________________

III-IIвека до н.э. __________________________

216 год до н.э.____________________________

146 год до н.э.____________________________

II-1 века до н.э.___________________________

IIвек до н.э._______________________________

74-71 годы до н.э.__________________________

III-IIвека до н.э. __________________________

216 год до н.э.____________________________

146 год до н.э.____________________________

II-1 века до н.э.___________________________

IIвек до н.э._______________________________

74-71 годы до н.э.__________________________

III-IIвека до н.э. __________________________

216 год до н.э.____________________________

146 год до н.э.____________________________

II-1 века до н.э.___________________________

IIвек до н.э._______________________________

74-71 годы до н.э.__________________________


© 2010-2022