• Преподавателю
  • История
  • Научно-исследовательская работа Израненный в боях Афганистан испытывает мужество парней

Научно-исследовательская работа Израненный в боях Афганистан испытывает мужество парней

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.М.Н.ЗАГОСКИНА С. РАМЗАЙ



НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«МОКШАНСКИЙ КРАЙ: СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО»





«…ИЗРАНЕННЫЙ В БОЯХ АФГАНИСТАН

ИСПЫТЫВАЕТ МУЖЕСТВО ПАРНЕЙ»

Выполнил:

Бордачев Сергей Александрович, ученик 5 класса

Руководитель:

Исаева Елена Владимировна, учитель истории и обществознания



Введение

История России знает немало войн: первая мировая война, Великая Отечественная, афганская, чеченская. Все эти события оставили след в истории страны, города, деревни, семьи.

Совесть и долг перед погибшими и пережившими афганскую войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства. И я тоже задумался над тем, какой же след оставила война в моей семье, семье моих родственников?

Сейчас я учусь в 5 классе и понимаю, что настало моё время не только изучить историю семьи по воспоминаниям, документам и фотографиям, которые хранятся в архиве моей семьи, но и что-то создать полезное и интересное для будущего поколения.

Актуальность выбора данной темы в том, что поколение молодых людей 21 века должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны.

Целью моей работы является получение и систематизация информации об участии отца в выполнении интернационального долга в Афганской войне.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Найти в семейном архиве и изучить документы, фотографии, касающиеся истории службы моего отца.

2. Систематизировать исторический материал в семейном архиве.

3. Провести беседу с моими родственниками.

4. Оформить исследовательскую работу, материал для стенда школьного музея «Наши выпускники - воины-интернационалисты», создать презентацию о службе отца в Афганистане.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить материалы школьного музея, семейный архив.

Объект исследования: события афганской войны в документах семейного архива, школьного музея.

Предмет исследования: биография отца, связанная с историей Афганской войны.

Материал исследования составили фотоматериалы семейного архива, воспоминания родственников, публикации об участниках Афганской войны в различных СМИ.

Методы исследования:

  • изучение и ознакомление с архивом семьи

  • опрос членов семьи

  • интервью.









Основная часть

Уже прошло много лет с момента вывода советских войск из Афганистана. Однако не забудутся эти годы. 2238 дней продолжалась афганская война. За период с 1979 по 1989 год потери советских войск составили более 14 тысяч военнослужащих, 333 пропали без вести. Не обошла стороной афганская война и жителей Сурского края. Тернистыми дорогами прошли более 5 тысяч воинов, уроженцев Пензенской области, 128 из них не вернулись домой живыми, 6 - пропали без вести. Однако ничто не в состоянии уменьшить подвиг советских солдат и офицеров. Непреложным остается одно - военнослужащие 40-й армии воевали в Афганистане за свою Родину, пытаясь отодвинуть угрозу от её южных рубежей.

Сегодня я хочу рассказать о воине, воевавшем в Афганистане, с честью и достоинством выполнившем свой воинский долг, защищая интересы Родины и безопасность её границ. Это мой отец - Бордачев Александр Николаевич.

Бордачев Александр Николаевич родился 17 мая 1969 года в селе Русско-Никольское Пачелмского района Пензенской области. В первый класс пошел в 1976 году в Черкасскую школу. В 1981 году переехал с родителями в с. Рамзай. В 5 классе классным руководителем была Киселева Вера Петровна. Окончил школу в 1986 году. С отличием закончил школу ДОССАФ по специальности радиотелеграфист.

17 мая 1987 года был призван в ряды Советской Армии. Из воспоминаний моей мамы и бабушки: «На призывном пункте Саше сообщили, что его команда направляется в г. Ташкент. Это прямой путь в Афганистан. На всю жизнь запомнили мы 21 мая 1987 года. Вокзал оцепили вооруженные солдаты с собаками. Призывников привезли в автобусах. Целый железнодорожный состав был приготовлен и стоял на путях. С родными проститься не разрешили. Сразу из автобусов между солдатами призывников проводили в вагоны. Погрузка была очень быстрой. Все поняли, что отправляют в Афганистан. Состав тронулся. Крики матерей рвали душу. Десятки рук в вагонных окнах… А для кого-то это был путь без возврата, последний путь». Мама и бабушка смотрели на отправляющийся состав с машущими руками и со слезами на глазах смотрели сквозь решетки забора и тоже махали.

17 мая 1986 года отцу исполнилось 18 лет, но сесть за праздничный стол ему не удалось - в этот же день призвали в армию. Попал служить в военную часть 51406, дислоцировавшуюся в г. Ташкенте. Меньше чем через месяц принял присягу. Программу обучения, рассчитанную на полгода, урезали до 2 месяцев. А затем был Афганистан. У каждого воина-интернационалиста была памятка, в которой содержались основные требования к поведению солдата, а также справочный материал по Демократической Республике Афганистан.

К концу лета рядовой Бордачев уже служил в Джелалабадской роте связи. Адаптация заняла полторы недели. И сразу - на боевые. Первой задачей стало сопровождение колонны машин. Отец находился на головном БТРе - сидел на броне. Прошли почти половину пути. И вдруг - взрыв…

Что было дальше, отец помнит, как сквозь сон. Лопнули барабанные перепонки, из обоих ушей полилась кровь. Но оружия отец из рук не выпустил. Потом - джелалабадский госпиталь и приговор врачей: комиссовать. Но отец смог уговорить суровых медиков оставить его в Афганистане. Здесь же, в лазарете, он встретил земляка Ахтяма Казеева. Опытный солдат, уже дембель, рассказал молодому бойцу, как правильно ходить по горам, чего опасаться и как не попасть в духовские ловушки. Эта наука здорово пригодилась солдату в течение следующего года. А пройдено было немало. Это своеобразная «дорога жизни» Кабул - Саланг, где отец не раз попадал под обстрелы, засады на блоках на караванных тропах, бои с мятежниками…

Из воспоминаний отца: «На заставе-309 нас было 17 человек. Вокруг минные поля. Каждую ночь обстрелы. Вой шакалов, как будто плачут малые дети. Это так страшно. Спать на посту строго было запрещено, ведь от постов зависела жизнь остальных солдат. Были случаи, когда по вине постового погибали все. Ночи были очень тяжелыми. На заставу продукты, воду, керосин, дрова, почту доставляли вертолеты. Они зависали в воздухе не более чем на 5 минут, рискуя быть сбитыми. А если нельзя было доставить вертушками, приходила колонна боевых машин пехоты. Тогда солдаты спускались с вершины вниз. Каждый нёс по горной тропинке более 50 кг. Подъем, длиной в 1 км, был очень опасен. Вокруг были мины. Один неверный шаг и взрыв. Чтобы остаться в живых, очень важно было запомнить каждый камушек тропинки, куда можно было поставить ногу. Мне до сих пор снится каждый камушек той тропинки жизни».

Из рассказов отца я узнал, что наших солдат в Афганистане называли шурави. Папе вместе с сослуживцами приходилось вычислять и уничтожать караваны с оружием и наркотиками, шедшими из Пакистана. Спускаться с заставы в кишлак и в ущелье, делать зачистку. Каждая такая зачистка могла быть для кого-то последней в жизни. Отцу пришлось послужить не только связистом, но и снайпером и даже оператором-наводчиком БМП-2.

Из воспоминаний отца: «Иногда нам хотелось праздников. Мы устраивали их себе сами. В дни рождения мы готовили большой торт из печенья и сгущенки. Вспоминали дом. А потом устраивали импровизированные концерты, дурачились».

Письма той войны - единственная связь с большой и малой родиной. Они помогали выжить там. Моему папе повезло. Ему писали много: родные, друзья, учителя, ученики, девчонки. Поэтому он был в курсе всех рамзайских событий. Он переписывался с учениками рамзайской школы: «… Служба идет отлично, потому что она мне нравится. Да и любое дело, которое ты выполняешь, нужно делать с любовью. Ваше дело сейчас - это учеба. Особенно рад за ребят-хоккеистов, не уронили марку рамзайского хоккея. Молодцы! Желаю вам, ребята, чтобы на областных соревнованиях выступили достойно. Равняйтесь всегда на нашу взрослую команду. Со спортом дружите всегда.» (3 февраля 1988 года). Папа писал Симкину Анатолию Кузьмичу, учителю физкультуры и военной подготовки: «... Вот ровно месяц, как я нахожусь на территории Афганистана. Попал в самую жаркую точку - в прямом и переносном смысле - г. Джелалабад, что в провинции Нангархар, недалеко от границы с Пакистаном…» (6 сентября 1987 год (6 сентября 1366 г по-афгански)

«... Состою на должности снайпера. Винтовка классная. Ночью стреляем на любой шорох...

...Как там наша команда, наверное, приступила к тренировкам. Наверное, в новой форме. Как я им завидую. Желаю ребятам красивой игры, а самое главное побед». (4 октября 1987г., Бордачев Александр)

Папа очень ждал письма от своей любимой девушки. Она писала их очень часто. Мама вспоминает: «Саша ждал мои письма. А я его. Все письма я до сих пор храню. У каждого письма есть номер. Их около ста. В письме № 46 из учебки Саша писал о рапорте в Афганистан, что он не может прятаться за спины друзей, что служба в Афгане - его солдатский и человеческий долг. Только одно беспокоит, что будет с мамой, если с ним что - то случится».

О таких сыновьях, как мой папа, в народе говорят «мамкина отрада» - заботливый, послушный, работящий. Даже там, на чужбине, папа очень беспокоился о своей маме. Часто ночами он вспоминал их последнюю встречу в Ташкенте, куда мать приехала почти сразу после призыва. Из воспоминаний бабушки (Гариной Тамары Александровны): «Не выдержала. Как жить? Не обняла, не перекрестила и поэтому поехала. Там в Ташкенте я очень надеялась, может, не попадет сын в Афганистан». А отец не мог сказать, что рапорт уже подписан, что срок учебки сокращен до двух месяцев вместо шести.

Мама вспоминала: «То, что Саша попал в Афганистан, он написал после того, как его мама вернулась домой. Он писал, что только там понял, что значит для него мать, как она близка ему». Не знал папа, что бабушка каждый вечер смотрела программу «Время», стоя на коленях. Сведения об Афганской войне были скудными, но бабушка смотрела, не отрываясь. А вдруг ...

Мой папа вернулся. Из Афганистана он выходил в мае 1987 года после подписанных Михаилом Горбачевым женевских соглашений. И женился на моей маме. Вместе они уже 26 лет.

У папы есть медаль «От благодарного афганского народа», юбилейные медали к 15-летию и 20-летию вывода советских войск из Афганистана, юбилейные медали к 80-летию и 85-летию Воздушно-Десантных Войск. За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, Указом от 25 декабря 1988 года награжден Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту». Имеет почетную грамоту Российского Союза Ветеранов Афганистана за большой вклад в становление и развитие РСВА и в дело военно-патриотического воспитания молодежи (2004 г.). Имеет Благодарности от Главы администрации Мокшанского района (2013 г.), Законодательного собрания Пензенской области за патриотизм и мужество, проявленные при выполнении воинского долга, большой вклад в военно-патриотическом воспитании молодежи, активное участие в общественной жизни Пензенской области (2016 г.)

Александр Бордачев и сейчас не знает покоя. Он ведет большую общественную работу в Пензенской областной организации «Российской Союз ветеранов Афганистана». Афганское братство - это не только слова. Это помощь заболевшим, тем, кому сейчас трудно. Является участником конференции Российского фонда инвалидов войны в Афганистане (Москва, 1994 г.) Александр Николаевич активно участвует в военно-патриотическом воспитании молодежи, встречается со школьниками, выступает на «уроках мужества», посвященных боевым действиям в Афганистане. Это большая работа по воспитанию патриотизма. Он является активным участником встреч с учащимися школы, студентами Мокшанского политехнического колледжа, посвященных дате вывода ограниченного контингента советских войск из Республики Афганистан (15 февраля), Дню защитника Отечества (23 февраля), Дню памяти погибших в Республике Афганистан и умерших в мирное время от ран воинов-интернационалистов (27 апреля) и так далее.

Я горжусь своим папой.











Заключение

Афганская война - это часть нашей истории. Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить, чтобы она стала для нас, потомков, неизвестной войной.

Память… Она есть у каждого человека. «У кого нет памяти, - говорил Валентин Распутин, - у того нет жизни».

Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы афганской войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относиться к их воспоминаниям, сохранять их. Сейчас перед нами стоит более масштабная цель - собрать подобную информацию обо всех участниках афганской войны, выпускниках Рамзайской средней школы. Мы МОЖЕМ и ОБЯЗАНЫ передать память о них из поколения в поколение.





Литература и источники.

  1. Книга Памяти Пензенской области: Афганистан (1979-1989). - СПб., 2007

  2. Солдаты Отчизны. Информационно-мемориальный альманах. Выпуск четвертый. Составитель В.Вержбовский. - Пенза, 2004

  3. Воспоминания Бордачева А.Н. от 15.09.2016 г.

  4. Воспоминания Бордачевой Н.Н. от 15.09.2016 г.

  5. Воспоминания Гариной Т.А. от 25.10.2016 г.

  6. Фотографии и письма из семейного архива.
























© 2010-2022