Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»












Творчество курского художника Зинаиды Серебряковой


Исследовательская работа









Автор Гридина Любовь Евгеньевна


Руководитель Аничкина Татьяна Анатольевна,

руководитель школьного музея




д. Нижнее Гридино 2015

Актуальность темы исследования.

У каждого народа своя история, своя память. Древний Курский край, известный соловьиными трелями, - часть славной истории русского народа. Этот край, не спутать ни с каким иным. Всякий побывавший здесь, проникается искренним уважением к древним городам на берегах Тускари и Сейма - Курску, Рыльску, Льгову, Судже, Обояни. Известный с давних пор, заселенный талантливыми людьми, Курский край по праву стал важным звеном длинной цепи истории развития русского государства, являясь в течение нескольких веков опорным пунктом сначала Киевской Руси, а потом и Московского государства в их борьбе с внешними врагами.

Какие бы испытания ни выпадали на долю курян, они всегда с честью выполняли свой священный долг - защищать и беречь родную землю, приумножать ее славу в делах ратных и трудовых. На их долю выпало немало испытаний. Но ни при каких трудностях они не теряли надежды, работали не покладая рук, в годы военного лихолетья с оружием в руках защищали свою землю.

Богата Курская земля и своими культурными традициями. На территории области находится 4522 объекта культурного наследия - памятников археологии и искусства, воинской славы. В разное время Курскую губернию посетили и оставили о ней свои воспоминания поэты Ф.И.Тютчев и Я.П.Полонский, писатели Л.Н.Толстой и А.М.Горький, композиторы П.И.Чайковский и А.М..Бородин.
Недалеко от жемчужины русского православия - мужского монастыря «Коренная пустынь» в Золотухинском районе долгое время жил и работал классик русской поэзии Афанасий Фет.

Большой вклад в развитие культуры нашей Родины внесли великие земляки- художники К.А.Трутовский, В.Г.Шварц, А.А.Дейнека, В.М.Клыков.

Широко известны в нашей стране и за рубежом уроженцы Курской земли - писатели - Аркадий Гайдар, Константин Воробьев, Валентин Овечкин, Евгений Носов, публицист и драматург Н.А.Полевой.

Первой на большую эстраду с курскими песнями в начале прошлого века вышла великая русская певица Надежда Плевицкая.

Курская земля подарила миру гения музыкального искусства - одного из величайших композиторов двадцатого века Георгия Васильевича Свиридова.
О знаменитых курянах я узнала на уроках краеведения и литературы. Но одна из знаменитых людей нашего Курского края вызвала у меня большой интерес - это Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Об этом художнике я ничего не знала. На уроке краеведения, изучая творчество знаменитых курян, я не только услышала об этом художнике, но и увидела картину, которая висит в комнате у моей бабушки. Так я выяснила, что эта картина - работа Зинаиды Серебряковой «За туалетом».

Цель исследования

Цель моего исследования - больше узнать о человеке с интересной судьбой, человеке, оставившем большой след в художественном творчестве нашего края. Познакомиться с творчеством художника, узнать историю «моей» картины.

Задачи исследования

1. Проанализировать различные виды источников по теме работы.

2. Узнать о жизни и творческой судьбе З.Серебряковой.

Гипотеза исследования

Можем предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности, воспитывать чувства бережного отношения в величайшей ценности в мире - жизни.

Объект и предмет исследования

Объект исследования: человек, оставивший след в культурной жизни края. Предмет исследования: биография и творчество художника.

Методы исследования:

  • анализ источников информации;

  • обработка полученных результатов.

Результаты исследования.








Глава I Жизнь и судьба художника

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́) - русская художница, участница объединения «Мир Искусства».

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Отец Зины был известным скульптором-анималистом. Он очень любил лепить скульптуры маленьких лошадей. Его знали, как в России, так и за границей. Мама была дочерью весьма известного архитектора. Зине не было и двух лет, как умер ее отец. Он умер от частой в те времена болезни - туберкулеза. Девочка жила в семье дяди со своими братьями и сестрами. Зинаида с детства была не общительной и замкнутой. Она с самого детства больше всего любила рисовать. Она работала с акварелью. Могла часами рисовать один и тот же предмет. Девочка хотела, чтобы предмет было совершенным на бумаге. Первой, кто заметил талант девочки, была мать.

Мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший был мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.

После смерти отца в 1886 году, семья проживала в Санкт-Петербурге у Николая Леонтьевича Бенуа или в имении Нескучном. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В семье всегда много говорили об искусстве и намерение Зиночки стать художником, естественно, никого не удивило.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, своего двоюродного брата. Семья не одобряла их брак, и молодые были вынуждены уехать из родных земель.

После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

В 1902-1903 годах во время поездки по Италии она создала множество набросков и этюдов.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

Но в самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей.

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. В 1920 г. всей семьей они перебираются в Петроград. Дочь Таня поступает в балет и Серебрякова несколько лет развивает театральную тему, изображая балерин. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. Но работа не приносит истинного удовлетворения. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.

Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины.

Впервые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ею картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В связи с тяжелым финансовым положением Зинаида Евгеньевна в 1924 г. уезжает в Париж, куда она была приглашена для работы над декоративной росписью. Закончив работу, она собирается возвратиться, но по некоторым объективным обстоятельствам останется в Париже навсегда.

Очень скоро к ней переехал сын Александр и дочь Катя. Таня и Евгений остались жить у бабушки. Мать постоянно писала им письма, а встретились они через 36 лет.

Долгие годы жизни за пределами России не принесли Серебряковой радости и большого творческого удовлетворения; они полны тоски по родине. Ее работы, созданные после этого 1924 года, свидетельствуют о том, что и на чужбине художница непрерывно стремилась к своей любимой народной теме, оставалась верной реалистическому искусству.

Зинаида Евгеньевна много путешествовала. И в Бретани (Франция), и в Алжире, и в Марокко ее как художницу привлекали образы людей из народа; посреди произведений, созданных по материалам поездок, в особенности выделяются портреты крестьян и рыбаков Бретани. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

В пейзажах и портретах последнего периода в свое время всего ощущается персона художницы, ее влюбленность в прекрасное, будь то натура или джентльмен. И все же было утрачено нечто самое главное - связь с близкими родными.

С 1947 года Серебрякова становится гражданкой Франции. Долгие сорок с лишним лет за границей, вдали от России, не приносят ей творческого удовлетворения; она часто испытывает тоску по родным местам. Даже ее зарисовки безмолвно говорят о том, что Серебрякова осталась верна теме русского народа и реализму.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям. Из-за постоянной нищеты Серебрякова была вынуждена самостоятельно делать краски, так как купить их было просто не за что. Сегодня за работы Серебряковой предлагаются баснословные суммы, хотя при жизни продать свои картины Зинаиде удавалось не всегда, и практически все отведенное на земле время художнице пришлось жить в бедности.

Во Франции Зинаида жила отстраненной от внешнего мира жизнью. Меценат Броуэр попросил Зинаиду написать портрет его жены и дочек. Оформить его дом, а потом предложил поехать в Марокко.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника - С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве состоялась большая экспозиция произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Отзывы посетителей, признание Советским государством заслуг этого большого мастера принесли художнице огромную радость. Много произведений 3. Е. Серебряковой приобрели музеи нашей страны.

Самая совершенная ее работа была «За туалетом». Это был автопортрет. Мы часто слышим, что каждый художник пишет всю жизнь только одну картину, независимо от того, сколько работ еще он создал. Зинаида Серебрякова писала автопортрет длиною в жизнь.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Вернуться в Россию художница так и не смогла. Её похоронили во Франции на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.







Глава II Творчество З.Серебряковой

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

Обучалась рисованию Зинаида очень мало. В 17 лет она брала уроки у Ильи Репина, а затем у Осипа Эммануиловича Браза, а затем в течение двух лет путешествовала по Италии, изучала картины великих живописцев эпохи Возрождения, любовалась прекрасными творениями известных итальянских зодчих, восхищалась великолепными пейзажами. Все это конечно очень повлияло на творчество будущего художника.

В первых же работах 3. Е. Серебряковой, появившихся на экспозиции 1909 года, определились ее независимый почерк, манера и круг интересов. При изучении классического наследия мирового искусства в Эрмитаже, в музеях Италии и Франции Серебрякову привлекали мощной пластикой формы, умением высказать национальный нрав работы Тинторетто Пуссена, Иорданса, Рубенса. Но в особенности ее пленяли аккуратность и целомудренность образов А. Г. Венецианова. Она почувствовала важность простоты, гармонии внутреннего мира, присущих венециановским крестьянам, увидела органическую связь этих людей с русской природой. "Этим чудесным художником я не могу налюбоваться", - писала она позже.

С юности художница стремилась выказать свою влюбленность в мир, явить его красоту. Наиболее ранние работы Серебряковой "Деревенская девушка" (1906, ГРМ), "Фруктовый садик в цвету" (1908, частное собрание) говорят о поисках любимой темы, об остром ощущении красоты русской природы и связанных с нею людей. Это этюды с натуры, и уже в первых опытах художница проявила незаурядность таланта, уверенность и смелость.

Картины, которые появились в экспозициях выставок 1909 - 1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль. Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Впервые картина была показана на экспозиции Союза русских художников в 1910 году.

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

"Жила юная дама в глубокой деревенской глуши... и не было ей прочий радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как зреть близкое молодое веселое физиономия в зеркале, как зреть игру своих обнаженных рук с гребнем... Как само физиономия, так и все в этой картине юно и свежо... Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная ситуация в освещении молодости становится прелестной и радостной", - писал о картине А. Н. Бенуа.

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, а также и бытовые жанры, например,

картина «За завтраком»,

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

«Балерины в уборной».

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды СеребряковойИсследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды СеребряковойИсследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Одним из значительных произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист.

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка.

Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. «Беление холста» напоминает древние фрески.

Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. Это великолепное произведение звучит песней славы крестьянскому труду.

К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой есть множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех работ.

Повлияла на создание творчества художницы и жизнь в Нескучном: чистые краски окрестного пейзажа, неторопливость усадебной жизни, независимость и пластичность движений работающих крестьян восхищали Серебрякову.

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

с. Нескучное Курской губернии

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой


Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Сельский пейзаж

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

С. Нескучное. Перед грозой

Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие: «Уборка хлеба», «На пастбище», «Сельский пейзаж» ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей.

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды СеребряковойИсследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

Серебрякова входила в объединение "Мир искусства"; избираемые ею народные темы, гармония, мощная пластика, обобщенность живописных решений выделяют художницу посреди остальных мастеров этой группы. Когда в 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе, наряду с Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиевым, М. В. Добужинским, и 3. Е. Серебрякову. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция, Сиам представлены ею аллегорически в виде прекрасных женщин. Одновременно были начаты композиции на темы античных мифов, оставшиеся незаконченными.

Картины, созданные художницей во время пребывания за границей, полны тоски по любимой родине.

Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды СеребряковойИсследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой


Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой





Исследовательская работа Творчество курской художницы Зинаиды Серебряковой

З.Е.Серебрякова. Автопортрет








Заключение

«Красивого на земле много, вся земля красивая…

Дело не в красоте, дело, наверное, в том,

Что дает родина каждому из нас в дорогу».

В мире все связано. Изучая историю своего края, мы волей - неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким - то причинам. В жизни так бывает, что человек родился в одном месте, а прожил всю жизнь в другом краю. Для нас это место является малой родиной, дорогим сердцу уголком.

Работая над проектом, я открыла для себя много нового: изучила творчество прекрасной художницы, с такой трагической судьбой. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Мы должны знать историю нашей страны, своей малой родины, своего родного Курского края. Ведь не зная прошлого, невозможно понять, оценить будущее. Делать правильные ориентиры в жизни помогают такие люди, как Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

Я очень рада, что в ходе своей работы смогла многое узнать о таком замечательном человеке, у него есть чему поучиться. В нашем крае много интересных людей, о судьбах которых интересно узнавать и рассказывать другим. Я надеюсь, что моя работа о жизни и творчестве художницы вызовет интерес у моих сверстников.

Список использованной литературы.

1.Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г

2. Лапшин В. Зинаида Серебрякова // Искусство, 1965, № 11. С. 61-67.

3.Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. - М., 1979.

4.Зинаида Серебрякова. Письма.

5.Современники о художнице. Автор-составитель Князева В. П. - М., 1987.

6. «Курская область. Традиции. Бизнес. Партнерство» - информационно-рекламный справочник, под ред. А.Н. Криволапова, стр.27.

7. Сайты: artariya.ru, bibliotekar.ru, art-portrets.ru, ru.wikipedia.org


© 2010-2022