Конспект урока по истории на тему Северное Причерноморье (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Тема урока Античные города-государства в Северном Причерноморье. Главные города-колонии .Предметные: владеют историческими фактами, оперируют понятиями колония, метрополия, город-полис. Правильно ориентируются в историческом пространстве и времени

Метапредметные:

Познавательные: осознанно формулируют устный ответ, выстраивают логические цепочки, определяют главное в тексте.

Регулятивные: осознают качество усвоенного материала, оценивают свою работу на уроке и эмоциональное состояние.

Коммуникативные: умеют слушать, анализируют, оценивают, высказывают свою точку зрения, приходят к совместному решению.

Личностные: проявляют интерес к новому материалу, учатся осознавать опыт предыдущих поколений.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация учителя, видеофильм, аудиозапись танца сиртаки.

Оборудование

Раздаточный материал, цветные карандаши, экран, компьютер, проектор

Основное содержание темы.

Понятия, термины

особенностями жизни греческих колоний на территории Северного Причерноморья, колония, метрополия, город-полис.

Организационная структура (сценарий урока)Деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимодействия на уроке

Планируемые

Результаты

Предметные УУД

Формы

контро-ля

I. Организа-ционный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Формирует группы, определяет наставников

Приветствуют учителя, организуют рабочее место

Объединяются в группы, распределяют роли.

фронтальная

Личностные:

понимают необходимость учения

Регулятивные:

выбирают предложенные роли

II. Актуализация и проверка

знаний

Вступительн-ый

рассказ учителя








Просмотр фильма

эпиграф -

«Геродот собрал и написал эти сведения, чтобы великие и

достойные дела эллинов

и других народов не остались

в безвестности».

Геродот,

вступление к книге

Геродота не зря называют

«отцом истории», ведь в 5 веке до н.э. он не только слышал о жизни тех народов, о которых писал книгу, но и сам путешествовал, жил среди этих народов. Чтобы вслед за Геродотом отправиться в путешествие, надо определиться с географическим направлением и темой нашего занятия. Для этого я предлагаю посмотреть фильм.










Просматри-вают фрагмент

фронтальная









фронтальная



Проводят исторические параллели








Определяют тему урока

Познаватель-

ные:

определяются

с темой урока через логические умозаключения



III. Постановка учебных

задач

Бесед

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи

Сообщает план урока, предлагает записать в тетрадь.

Формулируют учебные задачи

Записывают в тетрадь

фронтальная

фронтальная

Регулятивные:

Выделяют учебные задачи

Регулятивные:

Выделяют учебные задачи

IV. Изучение нового материала





Беседа




Работа с картой

(слайд 8)



Работа с картой

(Слайд 9)



Беседа по схеме

Рассказ учителя


Здоровье сберегающие

Технологии

Работа в группах







Работа с историческим текстом

и иллюстрациями



Работа с фото



Работа над проектом







Предлагает работу с понятиями: зачитывают, записывают в тетрадь.

Метрополия - город-государство, выходцы из которого

основали поселения-колонии в Северном Причерноморье;

Колония - поселение, основанное греками-переселенцами

за пределами Балканского полуострова;

Город-полис - город-государство;

Причины колонизации

1. Рост населения Греции

2. Недостаток свободных земель

3. Борьба между демосом и аристократией

4. Развитие торговли и ремесла

5. Уменьшение количества продуктов питания

6. Поиск новых торговых путей, знаний и приключений

Основные, самые крупные города Северного Причерноморья изображены на карте.

Предлагает рассмотреть и нанести в своих картах.


Рассмотрим увеличенный фрагмент карты и определим направление нашего путешествия: Боспорское царство.

Предлагает отправиться

в путешествие

Предлагает обсудить основные занятия переселенцев, записать в тетрадь

Рассказывает о городах Боспорского царства,

Предлагает записать в тетрадь названия городов и специализацию.

Предлагает провести

Физкультминутку

Предлагает почувствовать себя археологами

1. Что из представленных находок изучает нумизматика?

2. Покажите изделие, которое было изготовлено при помощи

гончарного круга.

3. Какой сосуд был предназначен для питья, а какой для

благовоний?

4. Чем объясняется наличие неустойчивой ножки

у амфоры?

5. Тиритака. Этот камень использовался

для…


Предлагает в группах работу с мифологическим текстом и иллюстрацией



Предлагает соотнести фото с назначением объекта:

храм, театр, административное здание, цистерна для воды, жилой квартал

Изобразите символ древнегреческого

Причерноморья

Защитите ваш проект




Зачитывают, записывают в тетрадь





Предлагают

варианты




Показывают на карте экрана,

Изображают в собственных картах


Рассматри-вают, сравнивают, анализируют.


формулируют ответы

фиксируют в тетради



Работают в группах

Обсуждают ответы







Работают в группах, находят соответствие текста, ответа и иллюстрации



Соотносят назначение архитектурного сооружения с фото


Обсуждают, изображают








Индиви - дуальная, Фронталь-ная




Фронталь-ная




Фронталь-ная,

Групповая



Фронталь-ная,



Фронталь-ная




Групповая








Групповая




Групповая



Групповая












Формулируют

ответы




Изучают историческую карту



Изучают историческую карту



Понимают особенности данного явления, выделяют существенные признаки



Определяют приченно-следственные связи







Изучают истори-ческий документ



Понимают особенности данного явления, выделяют существенные признаки

Выделяют существенные признаки







Познаватель

ные:

Делают акцент на понятиях




Коммуника-

тивные:

используют речевые средства для формулировки

ответов

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу.




Познаватель

ные:

ориентируются по карте Боспорского царства.


Познаватель-ные:

ориентируются в вопросе основных занятий

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Коммуника-

тивные:

используют речевые средства для формулировки

ответов

Познаватель

ные:

ориентируются

в вопросах археологии




Познаватель-ные:

Выясняют соответствия, причинно-следственные связи

Коммуника-

тивные:

используют речевые средства для формулировки

ответов

Познаватель-ные:

Узнают виды архитектурных сооружений


Коммуника-

тивные:

используют речевые средства для формулировки

ответов

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль своих действий

Ответы на вопросы по поняти-ям




Ответы на вопро-сы по работе со схемой



Ответы

На вопросы, работа с картой

Старшие группы проверяют



Ответы

На вопросы.

Записи в тетради



Ответы на вопро-сы,

Ответы групп по слайдам






Ответы

На вопросы, работа с документами, иллюстрациями


Ответы групп по слайду


Защита проектов







V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Беседа

Предлагает сделать вывод:

Города и поселения Боспорского царства и Северного Причерноморья впитали в себя черты античной культуры и стали историческим наследием.

Участвуют в диалоге

Фронтальная

Делают вывод о наследии истории и культуры

Коммуни-кативные:

Умеют приходить к общему решению.

Диалог

VI. Итоги урока. Рефлексия

- Поднимите вверх правую руку, если узнали что-то новое…

- Поднимите вверх левую руку, если путешествие понравилось…

- Поаплодируйте себе!

Оценивают свою работу и эмоциональ-ное состояние на уроке

Групповая

Регулятивные:

Оценивают свою работу и эмоциональ-ное состояние на уроке

Оцени-вание

работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Обязательно:

учебник п. 32

Дополнительно:

1. Подготовить сообщение о понтийском царе Митридате Евпаторе.

2. Нарисовать рисунок по теме.


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Конспект урока по истории на тему Северное Причерноморье (5 класс)Конспект урока по истории на тему Северное Причерноморье (5 класс)

Приложение 2

Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли в золотой

колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид. Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли. Каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем.

а) Тезей, Ариадна, Зевс

б) Деметра, Аид, Персефона
в) Гермес, Персей, Андромеда

________________________________________________________________




Наконец, и великий герой, которому суждено освободить Прометея, во время своих странствований приходит сюда, на край земли. Герой этот - Геракл, сильнейший из людей, могучий, как бог. С ужасом смотрит он на мучения Прометея, и сострадание овладевает им. Вдали слышится шум могучих крыльев - это летит орел на свой кровавый пир. Он кружится высоко в небе над Прометеем, готовый спуститься к нему на грудь. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он схватил свой лук, вынул из колчана смертоносную стрелу, призвал стреловержца Аполлона, чтобы верней направил он полет стрелы, и пустил ее. Миг освобождения настал. Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы и вырвал из груди его несокрушимое стальное острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось его предсказание, что смертный освободит его

а) Тезей, Менелай, Зевс

б) Прометей, Геракл, Аполлон

в) Гермес, Персей, Ахилл




Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка, что дала ему Ариадна, и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь. Все дальше шел Тесей и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом. Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч.

а) Тезей, Ариадна, Минотавр

б) Деметра, Аид, Кентавр

в) Гермес, Персей, Андромеда





Когда Медея с Ясоном вошли в рощу, поднялся страшный дракон, извергая пламя. Призвала Медея могучего бога сна Гипноса. Страшные заклинания шепчет она и льет на землю волшебные зелья. Упал на землю дракон, еще поднимает он ослабевшую голову, но окропила его Медея снотворным зельем, закрылась пасть его, сомкнулись сверкающие огнем глаза, и, охваченный сном, растянулся он у дерева, на котором висело золотое руно. Ясон снял руно, он спешил вернуться скорее на "Арго".

а) Тезей, Ариадна, Минотавр

б) Деметра, Аид, Кентавр

в) Медея, Ясон, Гипнос





Вдруг стих попутный ветер. Товарищи мои спустили парус и сели на весла. Виден был уже остров сирен. Залепил я воском уши моим спутникам, а они так крепко привязали меня к мачте, что не мог я двинуть ни одним суставом. Быстро плыл наш корабль мимо острова, а с него неслось

чарующее пение сирен. - О, плыви к нам, великий Одиссей! - так пели сирены, - к нам направь свой корабль, чтобы насладиться нашим пением. Не проплывет мимо ни один моряк, не послушав нашего сладостного пения. Насладившись им, покидает он нас, узнав многое. Все знаем мы, и что претерпели по воле богов под Троей греки, и что делается на земле.

Очарованный их пением, я дал знак товарищам, чтобы отвязали они меня. Но, помня мои наставления, они еще крепче связали меня. Только тогда вынули воск из ушей мои спутники и отвязали меня от мачты, когда уже скрылся из наших глаз остров сирен. Спокойно плыл все дальше корабль.

а) Одиссей, сирены, Троя

б) Прометей, Геракл, Афины

в) Гермес, Персей, Спарта




Приложение 3

Словарная копилка


Метрополия

- город-государство, выходцы из которого

основали поселения-колонии в Северном Причерноморье;

Колония

- поселение, основанное греками-переселенцами

за пределами Балканского полуострова;

Город-полис

- город-государство;

Археология

- историческая дисциплина,

изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Приложение 4

Конспект урока по истории на тему Северное Причерноморье (5 класс)

© 2010-2022