- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока по теме: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг. »
Методическая разработка урока по теме: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг. »
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комлева Т.В. |
Дата | 04.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр №5»
Методическая разработка урока
Дисциплина : «История»
Тема: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг.
Революция 1905-1907 гг.»
Разработал: Комлева Т.В.
преподаватель истории
Горнозаводск
2016
Тема: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»
Цели урока:
Обучающая: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в России начала ХХ в. Познакомить с событиями Русско-японской войны 1904-1905 гг. Углубить знания о событиях первой российской революции.
Выяснить суть разногласий в видении путей развития России С.Ю. Витте и В.К. Плеве; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе;
Развивающая: умение устанавливать причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале ХХ века; анализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны 1904-1905гг.
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к истории России, чувство гордости за соотечественников.
Тип урока: Комбинированный.
Форма проведения: Лекция с элементами беседы.
Виды контроля: Индивидуальный, групповой.
Формы контроля: Преподаватель.
Литература: Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX начале XXI века. - М.:, Просвещение, 2008г.
Самыгин П.С. История. Ростов н/Д., ФЕНИКС, 2009г
-
Организационный момент.
Оформление доски; проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.
Основные понятия и термины: сфера влияния, стачка, Государственная Дума, полицейский социализм.
Основные даты:
1904 - 1905 гг. - Русско-японская война.
1905-1907 гг. - Первая российская революция.
9 января 1905 г. - «Кровавое воскресение».
Октябрь 1905 г. Всероссийская политическая стачка.
17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.
Исторические личности: Николай II, Георгий Аполлонович Гапон, Петр Петрович Шмидт, Вячеслав Константинович Плеве, Сергей Юльевич Витте, Сергей Васильевич Зубатов.
Оборудование: кроссворд, карта «Русско-японская война 1904-1905гг.».
План
-
Внутренняя политика правительства в начале ХХ века.
-
Русско-японская война 1904-1905 гг.
-
«Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг.
-
Манифест 17 октября 1905 г.
-
Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
Ход урока
-
Актуализация опорных знаний.
Разгадайте кроссворд, используя знания, полученные на предыдущем уроке.
По горизонтали:
-
Господствующая религия в России на рубеже XIX - XX вв.
-
Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики.
-
Объединение промышленников, контролирующих выпуск определенных видов продукции, способное диктовать цены на рынке.
-
Основное податное сословие России, составляющее ¾ населения страны - 97 млн. человек.
-
Привилегированное сословие, которое не платило подати и не несло воинской повинности. Делилось на «черное» и «белое».
-
Первичная форма объединения предпринимателей, которые достигают соглашения об объемах производства, условиях сбыта продукции, найма рабочей силы.
-
Сезонный наемный работник.
-
Социальная группа, обладающая закрепленными в традициях, обычаях или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
По вертикали:
-
Форма монополии, в которой объединяются не только сбыт продукции, но и управление производством.
-
Лица наемного труда.
-
Форма монополистического объединения, при которой согласуются цены на производимую продукцию и закупаемое сырье, но сохраняется хозяйственная самостоятельность участников.
-
Привилегированное сословие, сосредоточившее в своих руках огромные земельные владения.
-
Привилегированное военное сословие, освобожденное от налогов и нраделенное землей.
-
Сословие занимающееся торговлей.
-
Частные предприниматели.
-
Изучение нового материала
Преподаватель. Индустриальная модернизация в России проходила гораздо более быстрыми темпами, чем в европейских странах: сложные процессы и явления, которые должны были подготавливать почву для последующих, во многом обусловили нарастание социально-экономических и политических противоречий в обществе.
-
Внутренняя политика правительства в начале ХХ века.
Групповая работа. Подготовить сообщение, опираясь на текст учебника и ресурсный материал.
Задание 1. Назвать и охарактеризовать основные направления внутренней политики российского правительства в начале ХХ века.
Задание 2. Сравнить взгляды С.Ю. Витте и В.К. Плеве на пути развития России.
Задание 3. Охарактеризовать сущность крестьянского вопроса в России.
Ресурсный материал для групп.
(Приложение 1)
-
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Задание обучающимся. Слушая рассказ преподавателя, сверяясь с картой заполнить таблицу «События Русско-японской войны».
Преподаватель. Россия на рубеже XIX-XX вв. вновь обратила свои стратегические национальные интересы на Восток.
-
«Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг.
Преподаватель. После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаваться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей и необъятной Россией? Вот как описывает сложившуюся в обществе ситуацию молодой офицер А.М. Деникин, принимавший участие в Русско-японской войне.
«…Война не могла быть популярна в русском обществе и в народе… Армия пошла на войну без всякого подъема, исполняя только свой долг…
Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но Петербург «устал» от войны более, чем армия. К тому же, тревожные признаки надвигающейся революции в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок лишали его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира».
Беседа.
-
Почему против мирной манифестации 9 января 1905 года выдвинули регулярную армию, которая применила оружие против безоружных людей?
-
Почему 9 января 1905 года считается началом революции?
-
Военные неудачи 1904-1905 года приблизили начало революции или революция обусловила поражение в войне?
-
Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г.
Преподаватель. События 1905 г. вызвали активный подъем массового движения в защиту династии Романовых и монархии (охранительное).
Противостояние революционной («красной», как называли ее современники) и охранительной «черной» сотен обостряло внутриполитическое положение в стране. Российское общество раскалывалось на 2 враждующих лагеря - революционный и правительственный.
Но в правительственном лагере столкнулись две группировки. Одну из них представлял генерал-губернатор Петербурга Д.Ф. Трепов, основной идеей которого явилась борьба с забастовщиками с применением только военной силы.
Печально известный приказ А.Ф. Трепова: «Патронов не жалеть и холостых залпов не давать!» - ярко характеризовал его действия и убеждения.
Представителем другого течения являлся С.Ю. Витте. Он был сторонником союза крупной буржуазии и царизма.
Несмотря на рост революционных движений и явную неспособность правительства справиться с ситуацией только с помощью силы, Николай II колебался в принятии решений.
… Вернувшийся 16 сентября 1905 года из Америки С.Ю. Витте после заключения там мирного договора с Японией был потрясен стремительным перерастанием политической смуты в революцию. Он заявил Николаю II, что есть только два пути превозмочь смуту - либо путем диктатуры и подавления ее силой, либо пойдя на уступки путем превращения России в конституционное правовое государство.
В силу сложившейся ситуации, угрожавшей самому существованию самодержавия, Николай II согласился на второе. И 17 октября 1905 г. самодержцем всероссийским был подписан подготовленный С.Ю. Витте Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Этот документ содержал:
-
Обещание либеральных свобод;
-
Демократизацию выборов в Государственную Думу;
-
Придание Государственной Думе законодательных функций;
-
Государственный Совет был преобразован в Верхнюю палату, обладающую правом утверждения решений Нижней палаты - Государственной Думы.
Реорганизуя Государственный Совет, власть пыталась сохранить традиционные рычаги контроля, что во многом и удалось. Однако это был представительный орган, котором преимущество получила аристократия, назначаемая императором, а затем торгово-промышленная буржуазия, духовенство, университетская интеллигенция.
Подписав Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», царь отмечал в письме матери (октябрь 1905 года): «России даруется Конституция. Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, от нас отворачивалось все большее количество людей и в конце случилось неизбежное.
Беседа.
-
Объясните, почему Манифест воспринимался как частичная победа революции?
-
Попытайтесь доказать, что Манифест создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.
-
Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
Преподаватель. Подписание Манифеста 17 октября 1905 года не привело к быстрому спаду революционного движения. В конце 1905 года произошли массовые вооруженные выступления против самодержавия: восстание на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта П.П. Шмидта; вооруженное восстание в Москве. И только в последние дни декабря 1905 г. наметился спад революционного подъема. Теперь напряженная борьба против монархии была направлена в легальное русло - выборы в Думу, создание политических партий.
-
Закрепление изученного материала.
Тест.
-
Расположите события в хронологическом порядке:
-
Подписание Портсмутского мира;
-
Падение Порт-Артура;
-
Поражение русских войск под Мукденом;
-
Сражение на реке Шахэ;
-
Гибель канонерской лодки «Кореец».
Ответы: (e, d, b, c, a)
-
Определите итоги и последствия революции 1905-1907 гг.:
-
Отмена выкупных платежей;
-
Сокращение продолжительности рабочего дня;
-
Создание законосовещательной Думы;
-
Провозглашение демократической республики;
-
Введение демократических свобод в России;
-
Отмена сословий и сословных привилегий.
-
Выберите правильный ответ. Приоритетной задачей внешней политики России на Дальнем Востоке в начале ХХ века было:
-
Усиление влияния в Манчьжурии;
-
-
Присоединение территории Северной Кореи;
-
Заключение военного союза с Японией против Китая;
-
Подписание договора об установлении границы с Китаем.
-
Основным результатом высшего подъема революции 1905-1907 гг. было:
-
Свержение монархии;
-
Установление диктатуры пролетариата;
-
Ликвидация помещичьего землевладения;
-
-
-
Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».
-
Идея «маленькой победоносной войны» принадлежала:
-
С.В. Зубатову;
-
С.Ю. Витте;
-
-
-
В.К. Плеве;
-
Г.А. Гапону.
-
Центр декабрьского вооруженного восстания в Москве (1905 г.):
-
Китай-город;
-
Бутырский вал;
-
Пресня;
-
-
-
-
-
Садовое кольцо.
-
Проект Манифеста 17 октября 1905 г. разработал:
-
-
П.А. Столыпин;
-
С.Ю. Витте;
-
В.К. Плеве;
-
А.И. Путилов.
-
Идея «полицейского социализма» принадлежала:
-
-
-
-
П.А. Столыпину;
-
В.К. Плеве;
-
С.В. Зубатову;
-
-
Г.А. Гапону.
-
Прозвище «граф Полусахалинский» получил:
-
-
В.К. Плеве;
-
С.В. Зубатов;
-
П.Н. Милюков;
-
С.Ю. Витте.
-
Задание на дом.
-
-
Подготовить сообщение о героях Русско-японской войны.
Приложение 1
-
С 1898 г. С.Ю. Витте настойчиво убеждал Николая II заняться проблемами «крестьянского неустройства». «Там, где овцам плохо, - предупреждал С.Ю. Витте, - плохо и овцеводам».
-
Об экономическом положении крестьян Константиноградского и Полтавского уездов (из сообщения харьковского губернского жандармского управления 20 сентября 1902 г.): «Успеху противоправительственной аграрной пропаганды среди крестьян способствовало, главным образом, безотрадное экономическое состояние населения. В данном районе нужда была столь значительна, что пропаганда идеи об общности имущества и неправильном владении землею помещиками сразу нашла в крестьянах отзывчивых, чутких и во многих случаях фанатичных приверженцев ее, готовых пойти на что угодно. Положение безземельных крестьян еще более ухудшилось к весне 1902 года, благодаря предыдущим недородам…
Отношение землевладельцев и, главным образом, арендаторов к окружающему безземельному крестьянству носят в большинстве случаев ничем не стесняемой эксплуатации.
Имея под боком у себя безземельных крестьян, целые деревни чуть ли не даровых рабочих рук, землевладельцы и арендаторы чрезмерно стесняют крестьян и эксплуатируют их дешевый труд, ставя невозможные подчас условия аренды их земли, преимущественно же практикуя способ личной отработки, способ самый тяжелый и наименее продуктивный для крестьянина».
-
На рубеже XIX - XX вв. министр финансов Сергей Юльевич Витте являлся одним из значительных государственных деятелей Российской империи.
Английский публицист Э. Дилкон рисовал западным читателям портрет «самого мужественного политического деятеля в Европе, человека грубого, неповоротливого, угловатого, медленного в речи», но быстрого в действиях, под суровыми чертами которого скрыты жесты прометеева огня, исполняющего «геркулесову работу и не имеющего себе равных во всем пространстве Русской империи».
Из частной беседы Николая II: «Возложенное на меня в Кремле Московском бремя власти я буду нести сам. Во власти я отдам отчет перед Богом». «Вот, например, монархия. Вам она не нужна, мне она не нужна, но пока она нужна народу, мы обязаны ее поддерживать».