• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока по теме: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг. »

Методическая разработка урока по теме: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг. »

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №5»






Методическая разработка урока

Дисциплина : «История»

Тема: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг.

Революция 1905-1907 гг.»

Разработал: Комлева Т.В.

преподаватель истории




Горнозаводск

2016

Тема: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»

Цели урока:

Обучающая: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в России начала ХХ в. Познакомить с событиями Русско-японской войны 1904-1905 гг. Углубить знания о событиях первой российской революции.

Выяснить суть разногласий в видении путей развития России С.Ю. Витте и В.К. Плеве; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе;

Развивающая: умение устанавливать причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале ХХ века; анализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны 1904-1905гг.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к истории России, чувство гордости за соотечественников.

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: Лекция с элементами беседы.

Виды контроля: Индивидуальный, групповой.

Формы контроля: Преподаватель.

Литература: Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX начале XXI века. - М.:, Просвещение, 2008г.

Самыгин П.С. История. Ростов н/Д., ФЕНИКС, 2009г


  1. Организационный момент.

Оформление доски; проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

Основные понятия и термины: сфера влияния, стачка, Государственная Дума, полицейский социализм.

Основные даты:

1904 - 1905 гг. - Русско-японская война.

1905-1907 гг. - Первая российская революция.

9 января 1905 г. - «Кровавое воскресение».

Октябрь 1905 г. Всероссийская политическая стачка.

17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.

Исторические личности: Николай II, Георгий Аполлонович Гапон, Петр Петрович Шмидт, Вячеслав Константинович Плеве, Сергей Юльевич Витте, Сергей Васильевич Зубатов.

Оборудование: кроссворд, карта «Русско-японская война 1904-1905гг.».

План

  1. Внутренняя политика правительства в начале ХХ века.

  2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

  3. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг.

  4. Манифест 17 октября 1905 г.

  5. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

Разгадайте кроссворд, используя знания, полученные на предыдущем уроке.

По горизонтали:

  1. Господствующая религия в России на рубеже XIX - XX вв.

  2. Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики.

  3. Объединение промышленников, контролирующих выпуск определенных видов продукции, способное диктовать цены на рынке.

  4. Основное податное сословие России, составляющее ¾ населения страны - 97 млн. человек.

  5. Привилегированное сословие, которое не платило подати и не несло воинской повинности. Делилось на «черное» и «белое».

  6. Первичная форма объединения предпринимателей, которые достигают соглашения об объемах производства, условиях сбыта продукции, найма рабочей силы.

  7. Сезонный наемный работник.

  8. Социальная группа, обладающая закрепленными в традициях, обычаях или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

По вертикали:

  1. Форма монополии, в которой объединяются не только сбыт продукции, но и управление производством.

  2. Лица наемного труда.

  3. Форма монополистического объединения, при которой согласуются цены на производимую продукцию и закупаемое сырье, но сохраняется хозяйственная самостоятельность участников.

  4. Привилегированное сословие, сосредоточившее в своих руках огромные земельные владения.

  5. Привилегированное военное сословие, освобожденное от налогов и нраделенное землей.

  6. Сословие занимающееся торговлей.

  7. Частные предприниматели.

Методическая разработка урока по теме: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»

  1. Изучение нового материала

Преподаватель. Индустриальная модернизация в России проходила гораздо более быстрыми темпами, чем в европейских странах: сложные процессы и явления, которые должны были подготавливать почву для последующих, во многом обусловили нарастание социально-экономических и политических противоречий в обществе.

  1. Внутренняя политика правительства в начале ХХ века.

Групповая работа. Подготовить сообщение, опираясь на текст учебника и ресурсный материал.

Задание 1. Назвать и охарактеризовать основные направления внутренней политики российского правительства в начале ХХ века.

Задание 2. Сравнить взгляды С.Ю. Витте и В.К. Плеве на пути развития России.

Задание 3. Охарактеризовать сущность крестьянского вопроса в России.

Ресурсный материал для групп.

(Приложение 1)


  1. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Задание обучающимся. Слушая рассказ преподавателя, сверяясь с картой заполнить таблицу «События Русско-японской войны».


Преподаватель. Россия на рубеже XIX-XX вв. вновь обратила свои стратегические национальные интересы на Восток.


  1. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг.

Преподаватель. После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаваться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей и необъятной Россией? Вот как описывает сложившуюся в обществе ситуацию молодой офицер А.М. Деникин, принимавший участие в Русско-японской войне.

«…Война не могла быть популярна в русском обществе и в народе… Армия пошла на войну без всякого подъема, исполняя только свой долг…

Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но Петербург «устал» от войны более, чем армия. К тому же, тревожные признаки надвигающейся революции в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок лишали его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира».

Беседа.

  • Почему против мирной манифестации 9 января 1905 года выдвинули регулярную армию, которая применила оружие против безоружных людей?

  • Почему 9 января 1905 года считается началом революции?

  • Военные неудачи 1904-1905 года приблизили начало революции или революция обусловила поражение в войне?

  1. Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г.

Преподаватель. События 1905 г. вызвали активный подъем массового движения в защиту династии Романовых и монархии (охранительное).

Противостояние революционной («красной», как называли ее современники) и охранительной «черной» сотен обостряло внутриполитическое положение в стране. Российское общество раскалывалось на 2 враждующих лагеря - революционный и правительственный.

Но в правительственном лагере столкнулись две группировки. Одну из них представлял генерал-губернатор Петербурга Д.Ф. Трепов, основной идеей которого явилась борьба с забастовщиками с применением только военной силы.

Печально известный приказ А.Ф. Трепова: «Патронов не жалеть и холостых залпов не давать!» - ярко характеризовал его действия и убеждения.

Представителем другого течения являлся С.Ю. Витте. Он был сторонником союза крупной буржуазии и царизма.

Несмотря на рост революционных движений и явную неспособность правительства справиться с ситуацией только с помощью силы, Николай II колебался в принятии решений.

… Вернувшийся 16 сентября 1905 года из Америки С.Ю. Витте после заключения там мирного договора с Японией был потрясен стремительным перерастанием политической смуты в революцию. Он заявил Николаю II, что есть только два пути превозмочь смуту - либо путем диктатуры и подавления ее силой, либо пойдя на уступки путем превращения России в конституционное правовое государство.

В силу сложившейся ситуации, угрожавшей самому существованию самодержавия, Николай II согласился на второе. И 17 октября 1905 г. самодержцем всероссийским был подписан подготовленный С.Ю. Витте Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Этот документ содержал:

  • Обещание либеральных свобод;

  • Демократизацию выборов в Государственную Думу;

  • Придание Государственной Думе законодательных функций;

  • Государственный Совет был преобразован в Верхнюю палату, обладающую правом утверждения решений Нижней палаты - Государственной Думы.

Реорганизуя Государственный Совет, власть пыталась сохранить традиционные рычаги контроля, что во многом и удалось. Однако это был представительный орган, котором преимущество получила аристократия, назначаемая императором, а затем торгово-промышленная буржуазия, духовенство, университетская интеллигенция.

Подписав Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», царь отмечал в письме матери (октябрь 1905 года): «России даруется Конституция. Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, от нас отворачивалось все большее количество людей и в конце случилось неизбежное.

Беседа.

  • Объясните, почему Манифест воспринимался как частичная победа революции?

  • Попытайтесь доказать, что Манифест создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.

  1. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

Преподаватель. Подписание Манифеста 17 октября 1905 года не привело к быстрому спаду революционного движения. В конце 1905 года произошли массовые вооруженные выступления против самодержавия: восстание на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта П.П. Шмидта; вооруженное восстание в Москве. И только в последние дни декабря 1905 г. наметился спад революционного подъема. Теперь напряженная борьба против монархии была направлена в легальное русло - выборы в Думу, создание политических партий.

  1. Закрепление изученного материала.

Тест.

  1. Расположите события в хронологическом порядке:

  1. Подписание Портсмутского мира;

  2. Падение Порт-Артура;

  3. Поражение русских войск под Мукденом;

  4. Сражение на реке Шахэ;

  5. Гибель канонерской лодки «Кореец».

Ответы: (e, d, b, c, a)

  1. Определите итоги и последствия революции 1905-1907 гг.:

  1. Отмена выкупных платежей;

  2. Сокращение продолжительности рабочего дня;

  1. Создание законосовещательной Думы;

  2. Провозглашение демократической республики;

  3. Введение демократических свобод в России;

  4. Отмена сословий и сословных привилегий.

  1. Выберите правильный ответ. Приоритетной задачей внешней политики России на Дальнем Востоке в начале ХХ века было:

    1. Усиление влияния в Манчьжурии;

  1. Присоединение территории Северной Кореи;

  2. Заключение военного союза с Японией против Китая;

  3. Подписание договора об установлении границы с Китаем.

    1. Основным результатом высшего подъема революции 1905-1907 гг. было:

      1. Свержение монархии;

      2. Установление диктатуры пролетариата;

      3. Ликвидация помещичьего землевладения;

  1. Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».

    1. Идея «маленькой победоносной войны» принадлежала:

      1. С.В. Зубатову;

      2. С.Ю. Витте;

  1. В.К. Плеве;

    1. Г.А. Гапону.

      1. Центр декабрьского вооруженного восстания в Москве (1905 г.):

        1. Китай-город;

        2. Бутырский вал;

          1. Пресня;

  1. Садовое кольцо.

    1. Проект Манифеста 17 октября 1905 г. разработал:

  1. П.А. Столыпин;

    1. С.Ю. Витте;

      1. В.К. Плеве;

      2. А.И. Путилов.

        1. Идея «полицейского социализма» принадлежала:

  1. П.А. Столыпину;

  2. В.К. Плеве;

    1. С.В. Зубатову;

  1. Г.А. Гапону.

    1. Прозвище «граф Полусахалинский» получил:

  1. В.К. Плеве;

  2. С.В. Зубатов;

  3. П.Н. Милюков;

    1. С.Ю. Витте.

      1. Задание на дом.

Подготовить сообщение о героях Русско-японской войны.

Приложение 1


  • С 1898 г. С.Ю. Витте настойчиво убеждал Николая II заняться проблемами «крестьянского неустройства». «Там, где овцам плохо, - предупреждал С.Ю. Витте, - плохо и овцеводам».

  • Об экономическом положении крестьян Константиноградского и Полтавского уездов (из сообщения харьковского губернского жандармского управления 20 сентября 1902 г.): «Успеху противоправительственной аграрной пропаганды среди крестьян способствовало, главным образом, безотрадное экономическое состояние населения. В данном районе нужда была столь значительна, что пропаганда идеи об общности имущества и неправильном владении землею помещиками сразу нашла в крестьянах отзывчивых, чутких и во многих случаях фанатичных приверженцев ее, готовых пойти на что угодно. Положение безземельных крестьян еще более ухудшилось к весне 1902 года, благодаря предыдущим недородам…

Отношение землевладельцев и, главным образом, арендаторов к окружающему безземельному крестьянству носят в большинстве случаев ничем не стесняемой эксплуатации.

Имея под боком у себя безземельных крестьян, целые деревни чуть ли не даровых рабочих рук, землевладельцы и арендаторы чрезмерно стесняют крестьян и эксплуатируют их дешевый труд, ставя невозможные подчас условия аренды их земли, преимущественно же практикуя способ личной отработки, способ самый тяжелый и наименее продуктивный для крестьянина».

  • На рубеже XIX - XX вв. министр финансов Сергей Юльевич Витте являлся одним из значительных государственных деятелей Российской империи.

Английский публицист Э. Дилкон рисовал западным читателям портрет «самого мужественного политического деятеля в Европе, человека грубого, неповоротливого, угловатого, медленного в речи», но быстрого в действиях, под суровыми чертами которого скрыты жесты прометеева огня, исполняющего «геркулесову работу и не имеющего себе равных во всем пространстве Русской империи».

Из частной беседы Николая II: «Возложенное на меня в Кремле Московском бремя власти я буду нести сам. Во власти я отдам отчет перед Богом». «Вот, например, монархия. Вам она не нужна, мне она не нужна, но пока она нужна народу, мы обязаны ее поддерживать».


© 2010-2022