- Преподавателю
- История
- Разработка урока в 11 классе Наш район в годы войны
Разработка урока в 11 классе Наш район в годы войны
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыденжапова Ж.В. |
Дата | 13.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Наш район в годы войны.
Образовательная задача: сформировать представление о роли тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией, уяснить формы народной помощи тыла на примере нашего района.
Воспитательная задача: продолжить формирование в учащихся патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к прошлому страны; доброжелательности друг к другу, уважения мнению других, умения слушать.
Развивающая задача: способствовать дальнейшему развитию у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать, сравнивать, систематизировать и доказывать; для решения задачи развития самостоятельности мышления предполагается большая самостоятельная работа по архивным материалам, а также материалами Кяхтинского краеведческого музея им. Обручева.
Задачи урока: научить учеников работать с архивными материалами, периодикой военных лет, воспоминаниями своих бабушек и дедушек.
Оборудование урока: карта «Тыл страны в годы войны», ксерокопии фотографий военных лет из районной газеты «Знамя Ленина» (1941-1945гг.), ПК, мультимедиапроектор.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: Урок- конференция
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, проблемный, исследовательский
Основные понятия: эвакуация, тыл.
Подготовка к конференции:
Подготовка к конференции начинается за месяц до ее проведения. Создаются группы, каждая получает задание для самостоятельной исследовательской работы.
Очень важно в самом начале подготовки мотивировать детей на проведение исследований. Как правило, не возникает проблем с источниками, так как в фонде редких книг краеведческого музея хранятся все выпуски районной газеты «Знамя Ленина» военных лет, в фондах музея и в районном архиве есть материалы тех лет по сбору теплых вещей, облигаций, денежных средств в фонд обороны, письма жен военнослужащих, жалующихся на недостаточную помощь со стороны организаций, в которых работали их мужья. Также не возникает проблем с поиском источников из семейных архивов. Трудности могут возникнуть в связи с обобщением результатов работы и оформлением исследований. Эти проблемы снимаются в ходе групповых консультаций.
Проведение конференции: урок начинается с декламации учеником стихотворения казахского поэта Саттара Сейтхазина о тыле:
На фронте отец. Обезлюдел аул.
Далеких сражений доносится гул.
Груз тяжкой работы лег маме на плечи,
А он бы и плечи мужчины пригнул,
Осенней порою я в школу пошел.
Я вечером с книгой садился за стол.
А жизнь мне уроки свои задавала:
То воду таскал, то дрова я колол.
Задачу решаю. За окнами- мгла.
И мама- с шитьем- у того же стола.
И свечка горящая- нет керосина!
Сгоняет усталые тени с лица.
В вводном слове учитель говорит, что главная задача урока- увидеть «большую историю» в «малой», проследить работу и жизнь тыла в годы войны на примере нашего района.
Учащиеся представляют итоги своих исследовательских работ. Группы выбирают главного докладчика, который в течение 6-7 минут представляет итоги работы.
План конференции
-
Боевой путь наших земляков.
-
Колхозы нашего района в годы войны.
-
Кяхтинцы в фонд обороны.
-
Жизнь и быт кяхтинцев в годы войны.
Итоги конференции
Докладчики после выступления отвечают на вопросы представителей других групп. Также в конце урока рекомендуется заслушать мнения учащихся о результатах работы и выбрать самого сильного докладчика, то есть группу.
Учитель должен похвалить учащихся за проведенную работу и выставить оценки.
Методические рекомендации по проведению урока.
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение. Данный урок рассчитан на проведение в сильных классах, где существует устойчивый интерес к прошлому страны. Проведение такого урока позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к истории своей малой Родины. Необходимо провести большую подготовительную работу, не только предоставить учащимся перечень рекомендуемых источников, но также оказывать консультативную помощь при возникновении трудностей. Непосредственно в процессе проведения конференции учитель выполняет функцию ведущего, направляет процесс обсуждения, корректирует вопросы учащихся к докладчику, следит за соблюдением регламента.