- Преподавателю
- История
- Урок истории на тему Родовые общины охотников и собирателей (урок-игра)
Урок истории на тему Родовые общины охотников и собирателей (урок-игра)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гандалиева Т.Г. |
Дата | 10.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Родовые общины охотников и собирателей (урок-игра)
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.
I. Игра
Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назна¬чается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от нашего современника «В родовой общине». При этом ученики должны попытаться понять, чем родовая община отличатся от со- нременного общества. На задание дается 25 минут.
Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, на¬бравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».
II. Подведение итогов урока
В конце урока учитель напоминает учащимся, что охота и со¬бирательство были самыми древними занятиями человека. Переход к земледелию и скотоводству стал настоящей революцией в орга¬низации древнего общества.
Домашнее задание: прочитать § 2 Вигасина или § 2 Михайловско¬го; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло
первобытным людям выжить в новых природных условиях?»;
рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 3 и 4 (письменно).
Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований
Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.
Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.
Информация для учителя
Для развития логического мышления учащихся на уроках исто¬рии можно применять решение познавательных задач. Как показы¬вает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учи¬телю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения.
Алгоритм решения творческих задач
1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.
2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, истори¬ческий факт).
3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.
4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
6. Обязательно докажи свое решение.
7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу во¬проса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не от¬носящегося к вопросу задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
«Родовые общины охотников и собирателей»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 3.
КАРТОЧКА № 3
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобыт¬ным людям выжить в новых природных условиях?»
Для этого вспомни:
- Какие природные изменения произошли на Земле примерно
100 тыс. лет назад?
- Как изменился животный мир?
- Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
- Что называется родовой общиной?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похо¬лодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одеж¬ду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.
2. Решение творческих задач с классом.
Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раско¬пок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось устано¬вить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя - 2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занима¬лись охотой, ловили больше горных козлов, меньше - лошадей, мед¬ведей и леопардов.)
Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного иска? (Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолю¬дей -расколотая галька).)
3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяс¬нять явления природы. На помощь приходит религия.
- Что такое религия? Почему она появилась?
IV. Изучение новой темы
План
1) Причины появления религии.
2) Появление искусства.
На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Алътамира, ре¬лигия, искусство.
1. Рассказ учителя.
Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, ко¬торое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успе¬ха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди пове¬рили в то, что у человека есть душа. Если человек спит - душа его встречается с душами других людей.
2. Работа с дополнительной литературой.
.. .Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и доволь¬но богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплек¬сами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, на¬конечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен.
Ижевск, 1996. С. 131, 134.
3. Беседа по вопросам к тексту.
- Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы по¬лучить вещественные памятники, а значит, информацию.)
- Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)
- Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)
- Так что же называется религией?
4. Работа над новым понятием.
Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.
Запись делается на доске, учащимися - в тетради.
5. Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Ми¬хайловского.
- О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)
6. Работа в тетрадях.
Искусство - творческое отражение действительности.
V. Закрепление изученного материала
1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).
2. Каким словом можно заменить следующие выражения:
- Вера в богов и духов - ... (религия).
- Изображения почитаемых богов и духов - ... (живопись).
- Подарки богам и духам - ... (жертвоприношение).
- Поражение копьями нарисованного животного - ... (колдов¬ской обряд).
- Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ... (оборотни).
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловско¬го; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появи¬лась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».
Дополнительный материал
В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин - «палеолитические Венеры», как их шутя называют. I) этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее и вздутым животом, громадными мешками грудей - сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они и поражаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусст¬ва: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечи¬вали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к до¬быче, источнику питания - тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как мно¬гозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего
мира. М., 1989. С. 15.