Урок по истории для 5 класса по теме «Искусство древнего Египта»

"Урок по учебнику А.А.Вигасина «История древнего мира» "Цели урока Сформировать яркое образное представление о величайших достижениях древних египтян в искусстве постройки пирамид и храмов. Развивать речь учащихся. Совершенствовать умение учащихся работать с книгой. "На уроке используются разные формы работы: Самостоятельная подготовка ученика по карточке «Суд Осириса» Самостоятельная работа по тестам «Религия древних египтян» Игра «Словарное домино» Игра «Сет проказничает» Словарная работа П...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 5 классе. Учитель Проскурина О.В.

Тема урока: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Цели урока:

1. Сформировать яркое образное представление о величайших достижениях древних египтян в искусстве постройки пирамид и храмов.

2. Развивать речь учащихся.

3. Совершенствовать умение учащихся работать с книгой.

Оборудование:

Учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин; тесты «Религия древних египтян»;

карточка «Суд Осириса»; карточки «Словарное домино»;

Карта «Древний Египет»; план-схема «Древнеегипетский храм»; диапроектор; диафильм «Семь чудес света».

Ход урока.

I.Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания. Повторение изученного.

  1. Самостоятельная подготовка ученика по карточке «Суд Осириса» (Прил. №1).

  2. Самостоятельная работа по тестам «Религия древних египтян» (Прил. №2).

  3. Игра «Словарное домино» (Прил. №3).

- Что такое религия?

- Почему возникали религиозные верования?

4. Стихи-загадки о богах.

- Своим богам египтяне посвятили много стихов. Отгадайте, каким богам посвящены эти строки:

И стал свет после того, как ты … возник.

Озарил ты Египет лучами своими.

Когда диск твой засиял. \Амон-Ра\

Могучее сердце твоё.

О Великая, ставшая небом… \Нут\

Приди, о божественная… Укройся с юным сыном, пришедшим к нам.

Когда же окрепнет тело его и достигнет он полной силы,

Да поможешь ты возвести его на престол отца

И завладеть саном владыки обеих земель. \Исида\

Зависть и злоба терзают меня.

Тот, кому я завидую, красив, добр,

Повелевает тысячами людей.

Меня же все они проклинают и ненавидят.

Ради захвата власти в стране я пойду на всё,

Вплоть до убийства. \Сет\

  1. Игра «Сет проказничает» (Прил. №4).

6.Проверка карточки «Суд Осириса» .

III. Работа над новым материалом.

  1. Вступительное слово учителя.

- Продолжим знакомство с Египтом, его жителями и их великими делами.

Семь самых знаменитых архитектурных сооружений в старину (да и сейчас) называли «Чудо света». Поговорим об одном из них.

  1. Сообщение новой темы урока.

  2. Работа в тетради:

а\ План: 1. Пирамиды.

2. Храмы.

3. Гробница Тутанхамона.

б\ Словарная работа: пирамида; храм; сфинкс; Хеопс; около 2600 год до н. э.; мумия; Тутанхамон.

  1. Просмотр отрывка диафильма «Пирамиды - огромные гробницы фараонов».

- Легко ли было построить пирамиду?

Вывод: Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны - владыки Египта.

IV. Физминутка.

  1. Работа по плану-схеме «Древнеегипетский храм». Рассказ учителя.

- Знамениты и другие сооружения египтян - храмы.

Храмы-жилища богов.

Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана.

По обе стороны ворот храма возвышаются башни, украшенные рельефами.

Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне.

У входа стоят обелиски - каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

За воротами - широкий двор, окружённый колоннами.

Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. Одни из них были высечены в виде пучка стеблей папируса, другие - стройной пальмы, третьи увенчивались каменным цветком. Высота колонн достигала высоты 7-8 этажного дома, на верху такой колонны могли бы уместиться 100 человек. В глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникать туда, где стоит статуя бога - хозяина храма. Рядом, в особой комнате, хранится священная ладья.

  1. Самостоятельная работа по учебнику.

а\ Ночь… Куда спешат двое египтян?

«Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один.

«Голод и нищета страшнее их гнева! Идём, я знаю, как проникнуть внутрь!» - торопит другой.

-Что они замышляют?

б\ Прочитать пункт «Гробница фараона Тутанхамона».

в\ Проверка.

- Что нашли археологи в гробнице, вырубленной в скале на западном берегу Нила?

V. Домашнее задание. Параграф 11, задание 5 (письменно).

VI. Итог урока. Оценки.

- Что узнали на уроке?

- С какой целью сооружались пирамиды?



Приложение №1 Карточка «Суд Осириса».

  1. Расскажите, что изобразил древнеегипетский художник на этом рисунке (стр.52 учебник).

  2. Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

Приложение № 2 Тест «Религия древних египтян».

1. Что называется религией?

а\ вера в сверхъестественные существа, духов, богов;

б\ сила, с помощью которой одни эксплуатировали других;

в\ вера в силы природы.

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

а\ Осирис; б\ Амон - Ра; в\ Сет.

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

а\ Осирис; б\ Амон - Ра; в\ Тутанхамон.

4. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

а\ с засухой; б\ с разливом Нила; в\ с землетрясением.

5. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

а\ саркофаг; б\ пирамида; в\ храм.

6. Самый главный, могущественный бог Древнего Египта:

а\ бог Земли; б\ бог «царства мёртвых»; в\ бог Солнца.

7. Служители бога в Древнем Египте:

а\ фараоны; б\ жрецы; в\ вельможи.

8. Кого, по представлениям египтян, Осирис пропускал в «царство мёртвых»?

а\ только фараонов; б\ только жрецов; в\ всех, кто при жизни творил добро.



Приложение №3. Игра «Словарное домино».

Религия

Сбор в пользу государства.

Налог

Место где река делится на несколько руковов.

Дельта

Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.

Папирус

Повелитель всего Египта.

Фараон

Египтянин, имеющий своё небольшое хозяйство.

Земледелец

Мастер, изготовлявший изделия из глины, камня, дерева.

Ремесленник

Специалист по строительству зданий.

Архитектор

Вера в сверхъестественные существа.

Приложение №4 Игра «Сет проказничает»

Задание: Впиши недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами:

1. А - - н \ бог солнца\

2. А - - п \ бог тьмы\

3. Г - б \ бог земли\

4. Н - т \богиня неба\

5. Т - т \бог мудрости\

6. Б - - - - т \покровительница женщин и их красоты\

7. А - - с \священный бык\

8. С - - - к \священный крокодил\

9. С - т \бог пустыни\

10. О - - - - с \фараон и судья в царстве мёртвых\

11. Г - р \покровитель правящего в Египте фараона\

12. И - - - а \ богиня - жена Осириса\

13. А - - - - с \ бог-покровитель умерших\

14. М - - т \ богиня правды\

Тест №3. РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО ЕГИПТЯН. Вариант 1.

1. Египтяне поклонялись:

1\ одному богу; 2\ многим богам; 3\ двум богам.

2. Египетские мастера, создавая скульптурные и живописные изображения людей, следовали строгим правилам. Например, фараон обычно выше вельмож, а вельможи, в свою очередь превосходят в росте простых египтян. Следовательно:

1\ художники и скульпторы Древнего Египта ещё не умели правильно изображать людей;

2\ египетские мастера не предавали значения портретному сходству;

3\ египетские мастера хотели подчеркнуть могущество фараона, силу вельмож, подчинённое положение людей.

3. Установите соответствие между именами, названием и их значениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА, НАЗВАНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ

А\ Осирис

1\ бог солнца и света, самый могущественный и прекрасный

Б\ фараон

2\ фараон и судья в царстве мёртвых, бог умирающей и воскрешающей природы

В\ Амон - Ра

3\ сын солнца, царь среди людей

Ответ:

А

Б

В


4. К нему вела дорога, по сторонам стояли сфинксы, его ворота охраняли покрытые рельефами башни, в таинственном помещении на его территории хранили статую бога и ладью. Это было жилище самого бога:

1\ храм; 2\ пирамида; 3\ саркофаг.

5. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А\ строительство пирамиды Хеопса.

Б\ правление фараона Эхнатона.

В\ строительство гробницы Тутанхамона.

Ответ:

1

2

3


Тест №3. РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО ЕГИПТЯН. Вариант 2.

1. Египтяне считали фараона:

1\ богом солнца; 2\ сыном солнца; 3\ великим человеком.

2. Египетские мастера, создавая скульптурные и живописные изображения людей, следовали строгим правилам. Например, вельмож они изображали в неестественных позах, но стремились очень точно воспроизвести их лица. Это значит, что:

1\ художники и скульпторы Древнего Египта ещё не умели правильно изображать людей;

2\ египетские мастера хотели подчеркнуть могущество вельмож;

3\ египетские мастера и вельможи верили в существование царства мёртвых и хотели, чтобы душа после смерти узнала статую умершего и вселилась в неё.

3. Установите соответствие между именами древнеегипетских богов и их описанием. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

БОГИ

ОПИСАНИЕ

А\Сет

1\ бог земли, изображавшийся в виде человека с головой змеи.

Б\ Исида

2\ бог пустыни и песчаных бурь, брат Осириса.

В\ Геб

3\ жена Осириса, защитница всех жён и матерей.

Ответ:

А

Б

В


4. Их охранял Большой сфинкс с телом льва и головой человека, в них находилось всё, что было нужно фараону для вечного существования в царстве мёртвых. Это:

1\ пирамиды; 2\ саркофаги; 3\ мумии.

5. Расположите в хронологической последовательности следующие действия. Запишите буквы, которыми обозначены действия, в правильной последовательности в таблицу.

А\ делали глубокие отверстия на одной линии в огромной каменной глыбе.

Б\ укладывали каменные блоки один на другой.

В\ забивали деревянные колышки в отверстия и поливали их водой.

Ответ:

1

2

3




© 2010-2022