- Преподавателю
- История
- КТП история 5 класс УМК История (5-9 классы) Вентана-Граф
КТП история 5 класс УМК История (5-9 классы) Вентана-Граф
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Косарева А.М. |
Дата | 01.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ ур. | № тем | Содержание (разделы, темы) | Кол-во час | Основное содержание | Планируемые результаты в соответствии с ФГОСом | Формы и виды контроля | Оборудо-вание урока | Д/З, параграф, стр. |
|
| |||||||
1 ЧЕТВЕРТЬ ( 18 часов)
|
|
|
|
|
|
| ||
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- | ||
|
| Историческая память народов. Что изучает наука история | 1 | История - наука о прошлом. Как работают историки. Формирование понятий «факт», «история». | Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий | Фронтальный опрос | ПКТ | Записи в тетради, §1, вопрос 2,3 |
|
| Источники знаний о прошлом | 1 | Как гибнут памятники старины. Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки. Формирование понятий «документ», «архив», «музей», «памятник», «береста», «папирус». | Уметь при работе с текстом выяснить: что документы - это часть личной истории, свидетельства прошлых событий. Давать определение понятию «документ». | Диалогичес-кая беседа | ПКТ | Записи в тетради, §2, вопросы 1-3. |
|
| Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи | 1 | Хронология - порядок событий. Дата. Мера времени - год. Точка отсчета времени. Измерение времени по векам. Историческая хронология. Формирование понятий «век», «год», «хронология». | Давать определение понятиям «хронология», «дата». Уметь высказывать свою точку зрения. Уметь определять, какой был год, век, если счет ведется от первого упоминания в летописи Москвы. Работать с хронологической таблицей в группе. | К/срез | ПКТ | § 3 Счет лет в истории, таблица, вопросы 1-3 |
|
| Историческая карта | 1 | Что изучает этнография. «Преданья старины глубокой». История о песне. Формирование понятий «этнография», «миф». | Давать определение понятию «историческая карта», Знать легенду карты. Уметь различать историческую карту от других карт. | Опрос |
| §4, вопросы 3,4. |
|
| Археология - помощница историков | 1 | Что изучает археология. Работа археологов. Формирование понятий «археология», «археологи». | Давать определение, что такое археология. Осознавать, что археология может помочь в изучении прошлого. Уметь работать в паре и высказывать свое мнение. Давать оценку работы ученику.
| Опрос |
| § 5, вопросы 3-5, истор. Карта - легенда |
|
| Наука о народах и наука о прошлом | 1 | Прошлое на карте. История на плане. Контурные карты. | Давать определение, что такое «Наука», «Этнография», «Миф». Знать, что изучает этнография. Уметь работая с текстом, определить какую помощь в изучении прошлого оказывают этнографы. | Опрос | ПКТ | Записи в тетради, §6, рассказ по иллюстрациям учебника |
|
| Знать своих предков - знать историю. | 1 | Что изучает этнография. «Преданья старины глубокой». История о песне. Формирование понятий «этнография», «миф». | Работая с текстом в паре, уметь выделить три элемента имени россиян, выделить - какое значение имеет имя в жизни человека. Осознавать, что фамилия может помочь определить занятие предков. Уметь высказывать свою точку зрения. | Беседа | ПКТ | §7, составить родословную своей семьи |
|
| Географические названия - свидетели прошлого. | 1 | Все имеет свое название. Как возникают названия. Названия стран мира. | Уметь при работе с текстом выяснить, для чего дают названия различным географическим объектам. Оценивать ответы ребят. | Опрос |
| §8, вопросы 1, 3, 4 |
|
| О прошлом рассказывают гербы. | 1 | Отличительный знак. Государственный герб. | Давать определение понятиям «геральдика», «герб». Уметь при работе с текстом выяснять: какую помощь оказывает геральдика историкам в изучении прошлого. Знать, как выглядит герб Забайкалья и Борзинского района. | Рассказ | ПКТ | §9вопросы |
|
| Знамя и флаг сопровождают историю. | 1 | Из истории знамен. Флаг - символ независимости. | Давать определение понятию «флаг». Выяснить, почему во время сражения воины стремятся захватить флаг, какие бывают флаги. Уметь высказывать свою точку зрения. | Фронтальный опрос |
| §10, вопросы 4, 5 |
|
| Из истории гимнов. | 1 | Песнь «Во славу Отечества». Из истории гимна нашей страны. | Уметь объяснять, почему когда звучит гимн, граждане должны выполнять определенные правила поведения. Работая с текстом, выяснить: когда появились государственные гимны. Знать свой гимн РФ. |
|
| §11, вопросы 1, 4, 5 |
|
| Как работать с учебными материалами по истории. | 1 | Порядок изучения истории. Как работать с учебником. Как работать с иллюстрациями. | Знать правила работы с текстом, с иллюстрациями. | Задания |
| §12, рассказ |
|
| Раздел 2. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- |
|
| ВВЕДЕНИЕ. Что изучает история Древнего мира. Хронологические рамки древней истории | 1 | Что изучает история. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | П.: Раскрывать значение терминов история, исторический источник. К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Беседа | ПКТ | Записи в тетради, |
|
| Тема 1. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР |
| -/- |
|
| -/- | -/- |
|
| Глава 1. У истоков истории. |
|
|
|
|
|
|
|
| Возникновение человека | 1 | Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем. | П.: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека. К.: определять значение и роль общины в жизни человека | Опрос | ПКТ | §1, вопросы 1, 5 |
|
| Появление современного человека | 1 | Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины. | П.: Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу«Родовая и соседская община» Р.: Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. | Тест | ПКТ | §2, памятка 6, описать иллюстрацию |
|
| Зарождение искусства и религиозных верований | 1 | Знания первобытных людей, представления об окружающем мире. Первобытное искусство. | П.: Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. К.: Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Л.: Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий. | Опрос | ПКТ | § 3, задание 10,14 (раб/тетрадь) |
|
| Человечество на пути к новому обществу | 1 | Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Изобретение ткацкого станка и керамики. Наступление века металлов. Соседская община. | П.: Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Р.: Схематически изобразить и прокомментировать схему соседской общины..
| Беседа | ПКТ | § 4, вопросы 1-5, рассказ |
|
| Тема 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- |
|
| Глава 2. Древний Египет |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- |
|
| Образование государства в долине Нила.
Тест №1 ( контроль изученного за 1четверть) | 1 | Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. | П.: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории.
| Задания | ПКТ | § 5, карта, составить рассказ по памятки |
2 ЧЕТВЕРТЬ (14 часов)
| ||||||||
|
| Религиозные верования в Древнем Египте | 1 | Боги Древнего Египта. Миф об Осирисе. Представления о загробном мире. Почитание животных. | П.: Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов.. Р.: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. К.: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Опрос | ПКТ | § 6, рассказать миф (по выбору) |
|
| Правитель Древнего Египта | 1 | Фараон - сын Солнца. Пирамиды Древнего Египта. | П.: Понять, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Р.: Делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий. К.: Работать в группе в диалоге обсуждая вопросы по теме. | Тест | ПКТ | § 7, рассказ о фараоне |
|
| Подданные фараона | 1 | Вельможи и чиновники. Жрецы. Воины. Земледельцы и ремесленники. Рабы. | П.: Основные категории населения, их положение. Выделять главное в параграфе. Р.: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы. К.: Работать в малых группах по определенному заданию. | Задания | ПКТ | § 8, раб/тетрадь, составить рассказ «В гостях у египтянина» |
|
| Повседневная жизнь древних египтян. Культура Древнего Египта. | 1 | Жилище. Одежда. Еда. Семья. Праздники и развлечения. Письменность. Научные знания. Образование. Культура Древнего Египта. | П.: Выяснять различия жилищ богатого человека от древнего египтянина. Р.: Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. Л.: используя рисунки в учебнике и текст параграфа, выяснить как одевались древние египтяне. П.: Определение понятий иероглиф. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды. Р.: Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. Л.: Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. К.: Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | Задания | ПКТ | § 9, вопрос 1, памятка № 6. §10, нарисовать иероглифы, повторить §§5-10 |
|
| Глава 3. Древняя Азия. |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- |
|
| Шумер и Аккад | 1 | Природные условия и занятия. Шумеры. Шумерская культура. Аккад. Поэма о Гильгамеше. | П.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | Опрос | ПКТ | §11, раб/тетрадь, вопрос 3 |
|
| Древний Вавилон. | 1 | Вавилонское царство при царе Хаммурапи. Религиозные верования вавилонян. Чудеса Вавилона. | П.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. Р.: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Л.: Формировать уважение прав и свобод человека. | Беседа | ПКТ | §12, раб/тетрадь, вопросы 1-7 |
|
| Ассирийская держава | 1 | Местоположение и природные условия. Ассирийское войско. Отношение ассирийцев к населению покоренных областей и стран. | П.: Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала. | Опрос | ПКТ | §13, раб/тетрадь, зарисовать карту |
|
| Финикия. | 1 | Природные условия и занятия населения. Первые мореплаватели. Финикийский алфавит. | П.: основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония. Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира. К.: Составить путь, по которому плавали финикийские купцы и обсудить в чем заключались недостатки алфавита. | Работа по карте | ПКТ | §14, раб/тетрадь, вопрос 1 |
|
| Древняя Палестина. | 1 | Природные условия Палестины. Ветхий завет. Борьба евреев с филистимлянами. Древнееврейское царство. | П.: Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видео ресурсов. Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия. Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира. Объяснять, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней Уметь формулировать оценку поступка ( Самсона, Давида.) Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. | Опрос | ПКТ | §15, зарисовать карту |
|
| Древняя Персия. | 1 | Создание Персидской державы. Персидская держава при Дарии 1. Персидская армия. Религиозные верования персов. | П.: Основные даты истории создания Персидской державы. К.: Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.
| Рассказ | ПКТ | §16, вопрос 1-3 |
|
| Древняя Индия. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии | 1 | Местоположение и природа. Древнейший период в истории Индии. Арии. Возникновение ванн. Знаменитые поэмы Индии. Индуизм. Будизм. Повседневная жизнь в древней Индии. | П.: Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия - Буддизм. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Р.: Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. П.: Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. К.: Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника». | Опрос | ПКТ | §17, вопрос 2,3 §18, памятка2, составить план рассказа |
| 9 | Древний Китай. | 1 | Образование единого Китайского царства. Правление династии Цинь. Самый знаменитый мудрец. Древнего Китая. Открытия и изобретения древних китайцев. | П.: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Л.: Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства. | Задания | ПКТ | §19, вопрос 1-2, нарисовать карту |
|
| Тема 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- |
|
| Глава 4. Древнейшая Греция |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- |
|
| Природа Греции и занятия древних греков. | 1 | Балканский полуостров, его природа. Занятия древних греков. Древние греки и море. | П.: Географическое положение Греции, основные занятия и образ жизни жителей. Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, что греки были хорошими мореплавателями. | Опрос | ПКТ | §20, зарисовать карту, памятка №5, составить рассказ |
|
| Древнейшие государства Греции: Крит и Микены Тест №1 ( контроль изученного за 2четверть) | 1 | Остров Крит. Миф о Минотавре и Тесее. Археологическое подтверждение мифа. Критская Держава. Древние Микены. | П.: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Инсценировка мифа о Дедале и Икаре. К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Инсценировка мифа о Дедале и Икаре. Л.: выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа.
| Задания | ПКТ | §21, вопросы 2 - рассказ |
3 ЧЕТВЕРТЬ (20 часов)
| ||||||||
|
| Верования древних греков. | 1 | Греческие боги. Религиозные церемонии. Боги и люди. | П.: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Л.: Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. Р.: Выполнять задания | Задания |
| §22, рассказать о греческих богах |
|
| «Илиада и Одиссея»: правда и вымысел. | 1 | Древние певцы и сказители. Гомер. О чем рассказывает «Иллиада», «Одиссея». | П.: Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. События Илиады. Работать с учебником, обобщать и делать выводы. Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет. Л.: Оценить поступки героев. Что нравится, что нет. Характеризовать образы основных героев «Илиады». | Беседа |
| §23, по выбору - рассказ «Одисея» или «Илиада» |
|
| Глава 5. Государства-полисы Древней Греции. |
|
|
|
|
|
|
|
| Греческий полис - город-государство. Великая греческая колонизация. | 1 | Полис и его жители. Земледелие в Греции. Колонизация и ее значение. | П.: Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Комментировать наряд грека. Л.: Принятие ценностей группы или сообщества. | Опрос | ПКТ | §24, работа с картой |
|
| Установление демократического строя в Афинах | 1 | Первый афинский законодатель - Драконт. Реформы Солона и ее значение в жизни афинского полиса. Тирания в Афинах. | П.: Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. Л.: Формировать уважение прав и свобод человека. К.: Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. | Задания | ПКТ | §25, вопросы 2, 3, 5 |
|
| Спарта | 1 | Спарта и ее жители. Законы спартанского государства. Воспитание спартанцев, жизненные идеалы. | П.: Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. Л.: Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши. Р.: Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. | Творческое задание | ПКТ | §26, вопросы 1,2, рассказ о воспитании спартанцев |
|
| Глава 6. Греко-персидские войны. |
|
|
|
|
|
|
38-39.
|
| Греко-персидские войны | 2 | Причины и начала греко-персидских войн. Сражение при Марафоне. Строительство греческого флота. Вторжение армии Ксеркса. Фермопильская битва. Саламинское сражение. | П.: Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской, Марафонской битв и их значение К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ по выбору: о создании военного флота; о Марафонской битве и Фермопильском сражении; о Саламинской битве. Л.: Рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку. | Опрос | ПКТ | §27-28, таблица - стр. 154 заполнить |
|
| Глава 7. Расцвет Греции и величие Афин |
|
|
|
|
|
|
40. |
| Греческий полис и его жители. | 1 | Права гражданина. Воспитание гражданина. Рабы. | П.: Находить на карте греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом.
| Работа с картой | ПКТ | §29, раб/тетрадь, вопросы - устно |
41. |
| Развитие демократии при Перикле. | 1 | Хозяйственная жизнь Афин после Греко-персидских войн. Управление в Афинах. Деятельность Перикла. | П.: Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Л.: Формировать уважение прав и свобод человека. Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. Р.: Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.
| Опрос |
| §30, вопрос 4 - письменно |
42. |
| Административная контрольная работа. |
|
|
|
|
|
|
43. |
| Олимпийские игры | 1 | Место олимпийских игр в жизни греков. Основные состязания. Награждение победителей. | П.: Знать хронологию первых Олимпийских игр. Составлять развернутый план одной части параграфа. Л.: Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. Р.: Соотносить известное с неизвестным об играх. | Опрос | ПКТ | §31, раб/тетрадь, сообщение по выбору учащегося, сравнительная таблица олимпийских игр с сегодняшними |
44. |
| Повседневная жизнь древних греков | 1 | Одежда. Еда. Семья. | П.: Особенности греческого дома. Сравнивать, обобщать и делать выводы. К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | Практ. работа |
| §32, вопрос 1, памятки №3, 5 - рассказ о пире от лица одного из гостей |
45. |
| Греческая наука | 1 | Любовь к мудрости - по-гречески «философия». История. Медицина. | П.: Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы. К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | Практич. работа |
| §33, вопрос 4 - письменно |
46. |
| Архитектура и скульптура Греции. | 1 | Особенности греческой архитектуры. Афинский Акрополь. Греческая скульптура. | П.: Особенности греческой архитектуры. Рассказывать о наиболее значимых скульптурах. Л.: Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Р.: Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю. К.: Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). | Творческая. работа |
| §34, памятка 9 - описание одного храма |
47. |
| Рождение театра. Театральные представления. | 1 | Происхождение театра и его оборудование. Как проходили театральные представления. Великие поэты Греции. | П.: Историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Л.: Оценивать роль современного театра для общества. | опрос |
| §35, вопросы 1, 2, памятка №3 |
|
| Глава 8. Упадок Греции и возвышение Македонии. | 1 |
|
|
|
|
|
48. |
| Греция и Македония в IV веке до н.э. | 1 | Пелопоннеская война и ослабление греческих полисов. Укрепление Македонии при Филиппе 2. Организация македонского войска. Установление власти Македонии над Грецией. | П.: Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений. Р.: Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость». | Беседа |
| §36, вопросы |
|
| Глава 9. Завоевания Александра Македонского и их последствия. |
|
|
|
|
|
|
49. |
| Он хотел завоевать весь мир. | 1 | Начала правления Александра Македонского. «У его ног будет лежать весь мир». Индийский поход. | П.: Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского. Уметь составлять оценочную характеристику гос. деятеля. Л.: Оценивать поступки А. Македонского, его противников.
| Рассказ |
| §37, рассказ об А. Македанском |
50. |
| Александрия Египетская Обобщение пройденного материала.
| 1 | Основание Александрии. Фаросский маяк. Великие ученые Александрии. | П.: Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. К.: Рассказывать об Александрии - центре эллинистического мира и её ученых. | Рассказ |
| §38, зарисовать карту на стр. 198 и составить рассказ. Повторить записи |
|
| Тема 4. ДРЕВНИЙ РИМ |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- |
|
| Глава 10. Ранний Рим |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- |
51. |
| Древняя Италия и начало города Рима. | 1 | Апеннинский полуостров. Италики. Основание Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Ромул - первый римский царь. Похищение сабинянок | П.: Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. | Опрос | ПКТ | §39, раб/тетрадь, памятка №8 - сравнить природные условия Италии и Греции |
52. |
| Обобщающий урок. Контроль изученного (тест). |
|
|
|
|
|
|
4 ЧЕТВЕРТЬ (16 часов)
| ||||||||
53. |
| Рим в эпоху царей | 1 | Цари Рима. Этруски. Сервий Туллий. Рим и этруски. | П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать Реформы Сервия Туллия и роль этрусков в жизни римлян. Р.: Составить план рассказа по теме «Этруски».
| Рассказ | ПКТ | §40, вопрос 4 - письменно |
54. |
| Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев. | 1 | Падение царской власти и образование республики. Происхождение патрициев и плебеев. Причины борьбы. Ход борьбы. Успехи плебеев. Итоги борьбы. Гражданское равноправие. | П.: Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий. Р.: Составление плана по теме. Л.: Способность к определению своей позиции по отношению к патрициям и плебеям. | Рассказ | ПКТ | §41. Раб/тетрадь, Вопрос 1 |
55. |
| Завоевание Римом Италии | 1 | «Горе побежденным!» «Разделяй и властвуй!» Пиррова война. | П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.
| Тест | ПКТ | §42, раб/тетрадь, памятка №10 - план рассказа (в1) |
|
| Глава 11. Расцвет Римской республики. |
|
|
|
|
|
|
56. |
| Армия Древнего Рима | 1 | Вооружение римского легионера. Боевое построение легиона. Устройство римского лагеря. Осада крепости римским войском. Триумф. | П.: Почему военный лагерь римлян - достижение военного искусства. Л.: Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме. | Рассказ | ПКТ | §43, раб/тетрадь, вопрос 1 |
57. |
| Рим и Карфаген | 1 | Первая Пуническая война. Начало Ганибаловой войны. Битва при Каннах. Завершение Ганибаловой войны. Третья Пуничекая война. | П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. Л.: Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала | Тест | ПКТ | §44, раб/тетрадь, работа с картой |
58. |
| Завоевание Рима на Востоке | 1 | Рим и Македония. «Свобода Греции». Антиох III. Римляне в Азии. Римские провинции. Покорение Греции. | П.: Хронологию основных событий, итоги войны, обобщать и делать выводы. Л.: Описание провинций, плативших дань Риму. | Рассказ | ПКТ | §45, раб/тетрадь, вопрос 6 |
59. |
| Государственное устройство Римской республики | 1 | Народное собрание. Магистраты. Сенат | П.: Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Опрос | ПКТ | §46, вопросы 1, 2, 3, 4 |
60. |
| Римское общество: его нравы и обычаи | 1 | Нобилитет. Плебеи. Римская семья. Идеал гражданина. | П.: Определение понятий нобилитет, плебс, патрон, клиент. Р.: Составлять план текста Л.: Характеризовать идеал гражданина | Опрос | ПКТ | §47, дать характеристику группам римского общества |
61. |
| Повседневная жизнь римского общества | 1 | Римский дом. Одежда римлян. Развлечения римлян. Верования римлян. | П.: Определение понятия перистиль, атрий, туника, тога, гладиус, амфитеатры. К.: Умение работать в малых группах, сост. рассказ о развлечениях римлян. | Рассказ, беседа |
| §48, памятка 4 - рассказ об одежде римлян |
62. |
| Рабство в Риме | 1 | Положение рабов, Восстание Спартака. | П.: Определение понятия рабство, положение рабов. Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания. Л.: Формировать уважение прав и свобод человека. К.: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. | Рассказ |
| §49, рассказать о положении рабов и причинах восстания Спартака |
|
| Глава 12. Кризис и падение Римской империи. |
| -/- | -/- |
| -/- | -/- |
63. |
| Начало гражданских войн в Риме | 1 | Причины гражданских войн. Марий и Сулла. Диктатура Суллы. | П.: Причину и хронологию основных событий, итоги войны, обобщать и делать выводы. Л.: Описание диктатуры Суллы. Высказывание своей точки зрения. | Опрос | ПКТ | §50, вопрос 2, 5 |
64. |
| Гай Юлий Цезарь Октавиан Август и рождение Римской империи | 1 | Первый триумвират. Завоевание Галии. «Жребий брошен». Диктатура Цезаря. «И ты, Брут!» Второй триумвират. Гибель республики. Октавиан и Антоний. Рождение Римской республики. | П.: Определение понятия диктатор, империя, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели, дату установление империи в Риме. Л.: Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря. Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Р.: Объяснять причины рождения Римской республики. | Беседа Фронт. опрос | ПКТ | §51 - 52, рассказ, вопросы после §§ - устно |
|
| Глава 13. Римская империя. |
|
|
|
|
|
|
65. |
| Императоры Рима I - II веков. | 1 | Расцвет империи. Нерон - император-актер. Веспасиан - император-шутник. Траян - «лучший принцепс». Марк Аврелий - император-философ. Коммод - император-гладиатор. | П.: Сравнивать императоров и характеризовать период правления каждого императора. Рассказывать о достижении империи во 2 в. Р.: Умение составлять предложения с новыми словами. | Диалог | ПКТ | §53, раб/тетрадь, вопрос 2,3 |
66. |
| Вечный город | 1 | На улицах Рима. На форуме. В Колизее. В термах. | П.: Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». К.: Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме. | Рассказ | ПКТ | §54, раб/тетрадь, вопрос 5 - составить диалоги между римлянами |
67. |
| Культура Римской империи Возникновение христианства | 1
| Римляне-строители. «Закон суров, но это - закон». Римская поэзия. Проповедь Иисуса Христа. Христианская церковь. Гонения на христиан. Император Константин и победа христианства. | П.: Основные достижения архитектуры и поэтов Рима. Определение понятий проповедовать, Евангелие, епископ. К.: Составлять план рассказа Л.: Высказывать свою тоску зрения Р.: Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. | Рассказ Опрос | ПКТ
| §55, вопросы 1-6 - устно |
68. |
| Римская империя в III - V веках. Обобщающий урок. Контрольная работа ( тест) | 1 | Кризис рабовладельческих отношений. Императорская власть. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. | П.: Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках. Л.: Оценивать поступки Диоклетиана с позиций общечел. Ценностей. Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Зап. Рим. Имп. | Опрос |
| §56, вопросы 1-4 - устно. Вопрос 5 - по выбору - письменно |
ПКТ - применение компьютерных технологий
Особенности методики преподавания курса истории древнего мира
в 5 классе
Главная, и основная, особенность методики преподавания курса истории в 5 классе - гуманизация при изучении истории древнего мира. Она должна прослеживаться:
-
в формировании нравственных принципов и духовных ценностей подростков (овладение основами знаний ценностных ориентаций способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
-
в технологии преподавания (в создании условий для интенсивной самостоятельной и творческой деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
-
в создании на уроке атмосферы сотрудничества с использованием личностно ориентированного подхода для раскрытия личности пятиклассника;
-
в применении многообразных приемов и методов обучения , источников знаний, особенно наглядных, позволяющих использовать и развивать все виды восприятия и памяти, осуществляя принцип единства обучения и воспитания.
Хочется надеяться, что, изучив историю древнего мира (от возникновения предков человека до конца истории древнего мира), учащиеся 5 класса ощутят связь между прошлым, настоящим и будущим, и поймут, что древность питает и современную цивилизацию.
В процессе изучения курса истории древнего мира пятиклассники должны овладеть следующими компетенциями:
-
определять место исторических событий на ленте времени;
-
работать с исторической картой;
-
определять и объяснять понятия;
-
уметь выделять главную мысль в тексте;
-
обобщать полученные знания;
-
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.