Реформы Петра I Открытый урок

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №13»

Вахитовского района г. Казани


Открытый урок;

"Реформы Петра I"




Автор работы:

Учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Башкирова Лилия Михайловна



Казань-2017

Тема: Реформы Петра I.

Основная цель: усвоение новых знаний об изменениях в органах государственной власти, о реформах в местном управлении, реформах церковных и государственных, реформах в культуре и быту;

Формирование представлений об окончательном становлении абсолютизма и о сущности абсолютизма.

Задачи:

1)Совершенствование навыка работы с документальными источниками;

2) формирование умений выстраивать причинно-следственные связи событий;

3) развитие внимания, памяти, речи, мышления;

4) воспитывать личностные качества учащихся, патриотические чувства, чувства коллективизма.

Оборудование:

Учебник - А.А.Данилов История России: конец XVI - XVIII век: учеб для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - М.: Просвещение;

Репродукции картин;

Исторические документы (См в приложении 2);

Таблицы и материалы для записи в тетрадь (См. в приложении 3).

План урока:1) Организация начала урока.

0,5 мин.

2) Сообщение темы, цели и задач урока.

1 мин.

3) Воспроизведение опорных ЗУНов.

6 мин.

4) Усвоение нового материала и его первичное осознание.

27 мин.

5) Закрепление и обобщение полученных знаний.

8 мин.

6) Подведение итогов урока.

1,5 мин.

7) Информация учащихся о домашнем задании.

1 мин.

Ход урока.I. Организационный этап.

а) Взаимное приветствие учителя и учащихся.

б) Определение отсутствующих.

в) Проверка внешнего состояния класса.

г) Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

д) Организация внимания учащихся.

Здравствуйте. Садитесь. Сели все правильно и приготовились к работе на уроке. Дежурный, кто сегодня отсутствует на уроке?

(*Ответ дежурного ученика).

II. Сообщение темы, цели и задач урока.

а) Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала.

б) Показ практической значимости изучения нового материала.

в) Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Формы:

  1. Монолог учителя.

  2. Беседа (вводная).

  3. Тема фиксируется на доске.

  4. Основные понятия темы записаны на доске.

Запись на доске:

Дата: 24.10.16.

Тема урока: Реформы Петра I.

III. Воспроизведение опорных знаний.

Форма:

Объяснение.

  1. Исторический диктант.

«Даты. События. Люди. Основные понятия» - об исторических событиях начала правления Петра I, Северной войны и т.д. (Исторический диктант см. в приложении 1).

IV. Изложение нового материала и его первичное осознание.

Формы:

1)Монолог учителя.

2)Объяснение.

3)Беседа (эвристическая)

ПЛАН УРОКА:

1.Причины и цели проведения реформ.

2.Реформы военные.

3.Преобразования центральных органов.

4.Реформы местных органов.

5.Указы о дворянстве.

6.Усиление крепостного права.

7.Правительственная экономическая политика.

8.Преобразования в области культуры и быта.

Основные понятия:

  • Реформа;

  • Сенат;

  • Синод;

  • Коллегии;

  • Аристократия;

  • Бурмистр;

  • Ранг;

  • Абсолютизм.

  1. Причины и цели проведения реформ.

Формы:

1)Работа по вопросам.

2)Беседа.

3)Монолог учителя.

Вопросы для определения причинно-следственных связей в изучении нового и уже изученного материала:

  1. Вспомните, каким было внутреннее положение в России на начало правления Петра I?

  2. Что продемонстрировала Нарвская битва в начале войны?

  3. Каким было положение высших слоёв общества?

  4. Каким было положение низших слоёв общества?

  5. Что мешало развиваться экономике страны в начальный период правления Петра I?

Таким образом, сделаем вывод по поводу развития России в конце XVII начале XVIII веков и попытаемся самостоятельно сформулировать причины проведения Петром I реформ в России. Необходимо отметить необходимость и необратимость проводимых реформ, отметить то, что реформы были вызваны временем.

*Ученики сами делают выводы и называют причины, вызвавшие проведение реформ, учитель корректирует ответы, причины учащиеся записывают в тетрадь.

Запись в тетрадь:

Причины реформ:

1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.

2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.

2 - 8. Реформы военные. Преобразования центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права. Правительственная экономическая политика. Преобразования в области культуры и быта.

Форма:

1) Объяснение.

2) Беседа.

3) Демонстрация наглядного материала.

4) Творческая самостоятельная работа по группам с текстом § 15 и с документальным материалом.

5) Рецензирование.

6) Составление справки.

7) Ответы учащихся.

*Перед самостоятельной работой провожу пинструктаж.

Творческое задание. Представьте себе, что вы находитесь на заседании «круглого стола». Тема: «Реформы Петра Великого: развитие или тормоз страны?». Разделившись на творческие группы, проведите собственное исследование и скажите, какую роль сыграли реформы для страны в тот исторический период, была ли в них крайняя необходимость?

*Учащиеся делятся учителем на равные по способностям группы и самостоятельно разбирают проведённые Петром I реформы в каждой области жизнедеятельности страны.

1-я группа: «Реформы военные».

2-я группа: «Преобразование центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права».

3-я группа: «Правительственная экономическая политика».

4-я группа: «Преобразования в области культуры и быта».

*По истечении времени представители каждой группы зачитывают свои работы. Учитель корректирует ответы, отмечает наиболее полные, лучшие работы.

Работы учащихся могут выглядеть следующим образом:

Исследования 1-й группы, работавшей по теме «Реформы военные».

Создание русской национальной регулярной армии и флота;

  • Рекрутские наборы - основа регулярной армии ( к концу 1721 г. в России существует 200-тысячная регулярная армия);

  • Создание мануфактур обеспечивающих армию;

  • Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;

  • Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами;

  • Проведена централизация военного управления, военные приказы заменены Военной коллегией и Адмиралтейств коллегией, учреждена должность главнокомандующего, при котором открыт полевой штаб;

  • Открылись военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентировалась служба офицеров.

Исследования 2-й группы, работавшей по теме «Преобразование центральных органов. Реформа местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права». (Использование учащимися таблицы «Табель о рангах», документов: «Генеральный регламент, или Устав» от 28 февраля 1720 года о создании коллегий, «Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года», «Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля»).

  • Прекратились пожалования в бояре, на должность - по уму, образованию, практическим умениям.

  • 1708 г. - губернское деление страны:

  • создано 8 губерний, во главе каждой губернии - губернатор;

  • губернии делятся на провинции - 50 провинций;

  • провинции разделены на уезды, во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне.

  • 1711 г. - создан Сенат - высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (в состав Сената входили 9 человек назначенных царем, таким образом, фактическая функция Сената - законосовещательный орган при царе).

  • 1714 г. - издан «Указ о единонаследии», по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу.

  • 1720 г. - городская реформа - создан главный магистрат, ведавший делами городских магистров.

  • 1718 - 1720 гг. - упразднены приказы, взамен созданы коллегии, ведающие важнейшими отраслями государственной жизни на всей территории страны.

  • 1722 г. - введена должность генерал-прокурора - «Ока государева».

  • Церковь становится частью государственного аппарата и полностью подчиняется государству. Ликвидировано патриаршество, вместо этого установлена Духовная коллегия - Святейший правительственный Синод, который возглавлял президент Синода. В 1722 году для надзора за Синодом была введена должность обер-прокурор Синода.

  • 1722 г. - создание «Табеля о рангах» - законодательный акт, определявший систему чинов и порядок продвижения по службе - 14 классов служебной лестницы. Главный принцип «Табеля» - образованность, способности и практичность дворянина. Это нововведение ликвидировало деление господствующего класса на сословия.

  • 1722 г. - «Указ о престолонаследии» - император сам назначал преемника. Результат - неограниченная абсолютная власть монарха. А также опровержение концепции о божественном происхождении власти.

  • Введение паспортной системы для крестьян, отправлявшихся на приработки, увеличился штраф за сокрытие беглых крестьян.

Исследования 4-й группы, работавшей по теме «Правительственная экономическая политика».

Краткий анализ итогов экономических реформ:

  • За первую четверть XVII века было построено около 200 новых мануфактур (прежде всего для нужд армии и флота) по выработке парусного полотна, канатов, сукна, текстиля.

  • Освоен новый промышленный район - Урал.

  • Возникла литейная промышленность в Карелии.

Возникли новые отрасли промышленности - постройка морских кораблей, шелкопрядение, фаянсовое производство, производство бумаги.

  • В Сибири у Нерчинска возник первый сереброплавильный завод.

  • На Урале открыто месторождение мадии и пущены медеплавильные предприятия.

  • Выплавка чугуна к 1725 году увеличилась в 5,5 раз. До Петра I ввозили железо, в его правление стали вывозить.

Петром I приветствовалось развитие различных видов мануфактур, поэтому возникают помимо государственных и частные мануфактуры.

Мануфактуры по форме собственности:

  • Казённые (государственные);

  • Купеческие;

  • Помещичьи.

Трудились на мануфактурах категории людей разных сословий.Произошли грандиозные изменения в торговле:

  • Были открыты новые российские торговые порты - Санкт-Петербург, Нарва, Выборг и др.

  • С 1700 по 1719 годы - система запретов высоких пошлин и налогов. Государственная монополия почти на все виды товаров. Результат: 1. Получение значительных средств в казну направленных на нужды армии и флота. 2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий.

  • Переход к политике меркантилизма и протекционизма; накопление денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли. Результат: 1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну. 2. Накопление капитала. 3. Рост молодой российской промышленности.

  • 1704 г. - Денежная реформа - введение серебряных рублей и медных мелких монет.

  • Проведена налоговая реформа, которая была необходима для регулярного поступления средств в казну:

  • 1719 г. - перепись всего мужского податного населения (ревизия): цель которой - постоянный сбор налогов в казну и рекрутский набор в регулярную армию;

  • 1724 г. - введение подушной подати (взамен всех налогов), причем, размер подати с государственных крестьян и посадских людей больше чем с помещичьих крестьян.

  • 1714 г. - указ об окончательной ликвидации разницы между поместьем и вотчиной; в результате все земли становятся наследственными.

Исследования 5-й группы, работавшей по теме «Преобразования в области культуры и быта». (Использование учащимися указов Петра Великого о создании Кунсткамеры, и об учреждении Нового года).

  • Декабрь 1699 г. - Указ о новом летоисчислении (ранее было от Сотворения мира) и о праздновании Нового года с 1 января (вместо 1 сентября).

  • Январь 1700 г. - введение запрета на ношение национального платья, обязательным становится ношение одежды европейского образца. Обязательное для бояр, дворян и всех горожан брадобритие (от брадобрития освобождалось духовенство).

  • Январь 1703 г. - выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости» (полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестный странах».

  • 16 мая 1703 г. - заложена крепость в устье реки Невы названная Санкт-Питер-Бурх. Основание Санкт-Петербурга.

  • Январь 1708 г. - введение упрощенного гражданского алфавита.

  • 1709 г. - введение первого гражданского календаря.

  • 1714 г. - реформа образования.

  • 1718 г. - учреждены Ассамблеи - собрания, на которых гости из высших слоев общества развлекались на европейский лад.

  • 1719 г. - открыт первый русский музей - Кунсткамера.

  • 1724 г. - издан Указ об учреждении Российской Академии Наук (открыта в 1725 году при Екатерине II).

Представители творческих групп рассказывают о проведенных Петром I реформах в стране, делают выводы, определяют свое отношение к «Петровским реформам».

*Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их, делает пояснения. Основные данные записываются в тетрадь.

V. Закрепление и обобщение полученных знаний.

Формы:

  1. Логическое задание;

  2. Индивидуальные ответы учащихся.

  3. Беседа (закрепляющая).

*Задаю учащимся вопрос.

- Многие историки считают, что в Петровскую эпоху в стране складывается абсолютизм. В словарях это понятие охарактеризовано следующим образом: 1. АБСОЛЮТИЗМ, - Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия.

2. АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

-Попытайтесь доказать или опровергнуть утверждение, что в России в этот период сложилась абсолютная монархия.

- Попробуйте определить связь той эпохи и нашего времени.

(Выслушиваются 2 - 4 кратких доказательства в виде фронтальной работы с классо

Вместе с учениками делаю вывод по материалу урока. Таким образом, мы выяснили, что эпоха Петра I Великого была временем серьезного переустройства нашей страны. Изменения, реформы этого правителя затронули все сферы жизнедеятельности нашей Родины в XVIII столетии.

Имели место положительные результаты этих реформ:

  • Россия превращается в империю (1721 год) c мощной армией и флотом.

  • Улучшилось международное положение России.

  • Произошло ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.

Но также происходят отрицательные процессы, влияющие на развитие страны:

  • Консервация феодально-крепостнических отношений.

  • Подавление личности государством.

  • Становление абсолютной монархии в России.

  • Подчинение церкви государству.

  • Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения.

VI. Подведение итогов урока.

Формы:

  1. Монолог учителя.

  2. Выставление оценок за работу на уроке.

* Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке, выставляет оценки за работу на уроке в журнал и дневники учащихся.

VII. Информация учащихся о домашнем задании.

Формы:

  1. Объяснение.

  2. Беседа.

Выучить материал § 15, пересказать, ответить на вопросы после § 15.

Приложение 1.

Исторический диктант.

  1. Назовите годы Северной войны.

  2. Какое событие произошло 27 июня 1709 года?

  3. Какая страна была противницей России в Северной войне, и кто был ее королем?

  4. Русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение называлась?

  5. Царевна, сестра Петра I, совершившая попытку военного переворота?

  6. Какая битва вошла в историю под названием «Мать Полтавской битвы»?

  7. Швейцарец, сподвижник Петра I, командующий флотом в Азовских походах, адмирал русского флота?

КЛЮЧ:

  1. 1700 - 1721 гг.

  2. Полтавская битва.

  3. Швеция; Карл XII.

  4. Великое посольство.

  5. Софья I Петровна.

  6. Битва при д.Лесной.

  7. Лефорт Франц Яковлевич.

Приложение 2.



Указ Петра I от 20 декабря 1699 года

Ныне от рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года.

Указ Петра I от 13 февраля 1719 года о создании музея Кунсткамеры

… Понеже известно есть, что как в человеческой породе, так и зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех государствах собираются для диковинки, чего перед несколькими летами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платеж за оное, которых несколько уже и принесено…



Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля.

Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своем великого государя Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города…

Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года

Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются.

«Генеральный регламент, или Устав»

от 28 февраля 1720 года

Понеже его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления иностранных дел, камер, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, каммерц, штатс-контор, Берг и государственных дел… следующие к тому потребные и надлежащие коллегии учредить. А именно:



© 2010-2022