Тема урока: Князь Владимир и Крещение Руси

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


История, 6 класс

«___» ______________ 2017

Тема урока: Князь Владимир и Крещение Руси

Тип урока: изучение нового материала

Форма: комбинированный урок с элементами самостоятельной, познавательной деятельностью учащихся.

Цели урока:

Содержательные:

  1. Сформировать у учащихся представления о Князе Владимире и процессе принятия Христианства;

  2. Познакомить учащихся с разнообразием исторических источников, позволяющих получить необходимую информацию по теме принятие христианства на Руси.

  3. Подвести к пониманию значений принятия христианства для развития Руси.

Развивающие:

  1. На примере работы с фрагментами Повести временных лет закрепить умение извлекать информацию из исторического письменного источника;

  2. Используя фильм «Выбор веры князем Владимиром и крещение Руси» создать условия для развития элементов информационной компетентности, на уровне извлечения фактов из вторичного источника и критичного отношения к нему;

Воспитательные:

  1. Расширение общекультурного кругозора школьников.

Оборудование: мел, доска, учебник, карта «Древняя Русь» для 6 класса, проектор, экран (фильм смотрится по частям) раздаточный материал (фрагменты из «Повести временных лет» ) и для закрепления изученного материала; дополнительная информация по данной теме в электронном варианте.


Содержание учебного материала

Основные знания: причины принятия христианства на Руси, дата Крещения, значение принятия христианства для дальнейшего развития Руси, роль князя Владимира в истории Руси.

Основные персоналии: князь Владимир I Святославович.

Основные даты: 980 - религиозная реформа Владимира, 988 - Крещение Руси.

Основные понятия: христианство.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, актуализация знаний (2 минуты)




Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам в Древнюю святую Русь. История полна тайн и загадок. Помогите пожалуйста мне составить родословную князей Рюриковичей, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках истории.








Проверка домашнего задания (3 минуты)














Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно (Рюрик)


Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром (Олег)


Ходил в поход на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнём»,

Древлянами был уничтожен он (Игорь)


Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воли подчинить своей. (Ольга)


Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград

дрожал тогда (Святослав)



Рюрик

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Сообщение темы урока (2 минуты)

После гибели князя Святослава осталось три его сына. Между ними начинается жестокая борьба за престол, в которой побеждает сын ключницы - Владимир.

Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов,
И в веру христианскую он русичей крестил.

О каком князе мы будем говорить? (о Владимире)

А что является самым значимым событием в княжение Владимира?

( крещение Руси)

Это и будем темой нашего урока. Тема урока: Правление князя Владимира. Крещение Руси.

О Владимире

Крещение Руси

Изучение нового материала и самостоятельная работа с историческими источниками (25 минуты)

Фронтальная беседа.

- с чего начинается изучения любого важного исторического события?

Рассказ учителя:

Потомки дали Владимиру Святославовичу прозвище Великий. Его правление ознаменовалось дальнейшим укрепление Древнерусского государства, расцветом его могущества и небывалым подъемом международного авторитета. В русских былинах Владимира называют Красным Солнышком.

Владимир Святославович в 992 году отвоевал у Польши Червонную Русь (Галицию), присоединил к Древнерусскому государству земли вятичей, радимичей Таманский полуостров, создав на его территории Тмутараканское княжество.

Древнерусскому государству необходима была единая общеславянская идеология (религия), которая бы надежно связала молодое государство. Таким образом, принятие одной из мировых религий стало исторической необходимостью. Государственной религией Киевской Руси стало православие (правильная вера) - одно из главных направлений христианства.

Впервые религиозную реформу в Древнерусском государстве осуществил князь Владимир Великий. В 980 году он решил создать для всех восточных славян пантеон языческих богов. Для этого из огромного количества славянских божеств он оставил шестерых (шестибожие) - Перуна, Хороса, Дажьбога, Стрибога, Симагла, Мокошу. Важнейшим элементом языческой реформы Владимира было провозглашение Перуна, покровителя князя и его дружины, верховным общегосударственным божеством Киевской Руси.

Этой реформой была подготовлена почва для последующего принятия христианства как государственной религии.

В 988 году Владимир ввел христианство на Руси. Введение новой веры растянулось на несколько десятилетий и нередко встречало отчаянное сопротивление населения. В конце X-начале XIв. Русь постепенно христианизировалась. Отдельные районы продолжали исповедовать язычество до XII- XIII вв.

Изучение прошлого начинается с интерпретации письменных текстов исторических источников.

Самостоятельная работа учащихся с историческим источником

А теперь вам предстоит самостоятельная работа с историческим источником (приложение1)

youtube.com/watch?v=tx2ucPlmc7c до 4 минуты

Учащиеся изучают документ и просматривают отрывок из фильма, обсуждают содержание, и отвечают на вопросы:

- Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

- Какие обстоятельства, по мнению летописца, повлияли на выбор Владимиром православной веры?

- Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры беспристрастным, объективным?

- Каковы же истинные причины принятия Владимиром византийского варианта христианства?



1.Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись
по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского
священника.

Выбор был обоснован несколькими причинами. Во-первых, новая вера способствовала укреплению княжеской власти, объединению различных племен в державе Рюриковичей. Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство приобщало Русь к высокой духовности, важнейшим достижениям культуры. Оно вводило новые правила жизни людей, запрещало многоженство и кровавые жертвоприношения. Укреплялись семьи, смягчались нравы.

Христианство же византийской, православной традиции Владимир выбрал потому, что именно с Византийской империей Русь издавна связывали наиболее тесные отношения. А Византия в те времена была одной из самых развитых и культурных стран мира.)






Самостоятельная работа учащихся с историческим источником

Рассказ учителя:

Летописное повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой.
В Византию отправился сильный русский отряд, который помог императору подавить мятеж. Но когда опасность миновала, греки стали отказываться от выполнения главного условия договора, браке Анны и Владимира. В деле крещения наступил критический момент. Владимир действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в 988 г. на центр византийских владений в Крыму - Херсонес. Осада города продолжалась несколько месяцев. Наконец с его стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка херсонесского священнослужителя Анастаса. В ней говорилось, что для взятия города надо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Вскоре изнемогавшие от жажды жители сдались.

В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение вместе со своей дружиной. Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь.

youtube.com/watch?v=tx2ucPlmc7c с 4 до 5,3 минуты

Продолжаем работать с историческими источниками (приложение 2 ) и просмотр фильма с 5,30 минуты до конца

Учащиеся изучают документ, просматривают фрагмент фильма, обсуждают содержание, и отвечают на вопросы:

- Где и как крестили киевлян?

- Как поступил князь Владимир с языческими идолами?

- Охотно ли расставались киевляне со старой верой?














2. Владимир на реке Почайне крестил киевлян. Деревянные идолы безжалостно уничтожались. Вот как описывается эта процедура: «Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали с недовольным видом. Они не понимали, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя. Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодкой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по велению князя истукана привязали к хвостам диких коней, и они умчали его далеко в поле» После крещения киевлян христианская вера распространилась по всей Руси.

Закрепление изученного материала (6 мин)

1 Как вы думаете, каково значение принятия христианства на Руси

(делаю выводы вместе с детьми и запись в тетради)

  1. Расставить отрывки «Повести Временных Лет» в хронологической последовательности; (приложение 3)


  1. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами

  2. Укрепление государственной власти и порядка в стране

  3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси

  4. Приобщение к греческой (византийской культуре)

  5. Укрепление семьи и нравственных основ в жизни

  6. Подъем Духовности на Руси, появление монастырей

Выполняют задания

Подведение итогов

Рефлексия

(5 мин)

  1. Что нового сегодня вы узнали?

  2. Понравился ли вам урок?

  3. Что нового вы знали сегодня?

Выставление оценок за работу на уроке

Ответы учащихся

Организация домашнего задания (2 мин)


  1. § учебника, устно ответить на вопросы.

  2. Составить рассказ от имени купца, приехавшего на Русь во время правления Владимира.

  3. Подготовить сообщение о Ярославе Мудром.

2, 3 на выбор учащегося

Урок подготовила Юденко И.В.

Использованная литература:


  1. История России. С древнейших времён до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М. : Просвещение, 2012.

  2. Основы курса истории под редакцией профессора Орлова А.С. Москва «Простор»2004г

  3. Головко А.В. ГИА История универсальный справочник ЯУЗА-ПРЕСС Москва 2013 год

  4. youtube.com/watch?v=tx2ucPlmc7c

  5. Интернет ресурсы: videouroki.net/filecom.php?fileid=98675597, wallit.ru/konspekty/razlichnye-temy/obshchestvo-drevnei-rusi-kreshchenie-rusi-i-ego-znachenie/


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Источник 1

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ВЫБОРЕ ВЕРЫ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

В лето 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: «...уверуй в закон наш и поклонись Магомету... Учит нас Магомет так: ...не есть свинины, вина не пить... Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён...» Владимир ...сам любил жён... и сладко было ему слушать. Но что было ему нелюбо запрещение употребления свиного мяса. А о питье отверг напрочь: «Руси есть

веселие пить, не можем без того быть».

Потом пришли немцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой»... Владимир же сказал немцам: «Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого».

...Пришли хазарские иудеи... Он же спросил: «А где земля ваша?» ...И ответи ли те: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». И сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассея ны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

Затем прислали греки к Владимиру философа... Философ... сказал: «Если хочешь стать с праведника ми, то крестись». Владимиру же запала в сердце мысль эта, и сказал: «Подожду ещё немного», - желая разузнать о всех верах...

В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили свой закон. Затем пришли иудеи. После всех пришли греки, хуля все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая о начале мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их…

Рассказывают они о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова воскреснет и не умереть ему вовеки. Если же иной закон примет, то на том свете гореть ему в огне…» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то есть у тебя мужи, пошли их, пусть проведают, у кого какая служба и кто как

служит Богу»…

И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «Говорите дружине». Они же сказали: «Ходили к булгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, нет в них веселия, только печаль... И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели.

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах...» Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы

его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей».



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Источник 2

(Обстоятельства крещения киевлян).

Владимир…повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Расставьте отрывки «Повести Временных Лет» в хронологической последовательности:

  1. ...После всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения.

  2. ...И повелел крестить себя... Многие из дружинников, увидев это, крестились...

  3. В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира...»

  4. ...«Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное, и нами единоверен будешь...»

  5. ...Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда-сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы...»

6. …И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу»...

  1. ...И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам...

  2. ...И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе...


Правильная последовательность 3,6, 5, 8, 4, 2, 1, 7.



© 2010-2022