Конспект урока по всеобщей истории на тему: Восстание Спартака

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Урок по всеобщей истории


по теме: « Восстание Спартака»

5 класс


учитель

Квартич Елена Витальевна

1 квалификационная категория








Балахна 2016 г.

Тема урока: « Восстание Спартака».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Создать общие представления о положении рабов в Риме; причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака;

Задачи:


  1. Развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи; самостоятельно анализировать изучаемые события; развивать умение объективно оценивать себя и свои результаты; формировать умение работать с исторической картой, с историческим документом. Обеспечить усвоение основных событий, понятий по изучаемой теме.

  2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся; способствовать умению выражать свои мысли, развивать мышление учащихся.

3. Воспитывать чувства гуманного отношения друг к другу, гражданственности.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формировать у учащихся яркие образы изучаемой исторической эпохи;

- иметь представления о ключевых событиях прошлого;

- формировать уважительное отношение к человеку;

Метапредметные:

- развивать способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- развивать умение работать с учебной информацией: анализировать и обобщать факты; работать с исторической и контурной картой;

-развивать умение работать в группе;

Предметные :

- уметь правильно употреблять и объяснять исторические понятия;

- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

Оборудование:


  1. Учебник Ф.А.Михайловский «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс», Москва, « Русское слово», 2009 год.

  2. Рабочая тетрадь С.А.Жуковой к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс», Москва, «Русское слово», 2010 год.

  3. Электронная карта «Восстание рабов под предводительством Спартака»

  4. Атлас «История Древнего мира».

  5. Джованьоли Р. « Спартак», исторический роман.

  6. Иллюстрация в разрезе « Гладиаторские бои» (состоит из 8 частей, разной формы)

  7. «Фрагмент из произведения Р. Джованьоли «Спартак» (карточка №1)

  8. Карточки с текстом для групп (карточка №2)

  9. Бланк для ответов к проверочному тесту (карточка №3)

  10. ПК, проектор, экран.

Приложение:


  1. Иллюстрация в разрезе « Гладиаторские бои» (состоит из 8 частей, разной формы)

  2. « Фрагмент из произведения Р. Джованьоли «Спартак» (карточка №1)

  3. Карточки с текстом для групп (карточка №2)

  4. Бланк для ответов к проверочному тесту (карточка №3)

  5. Презентация « Восстание Спартака».

Содержание урокаХод урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Методическое обоснование

Настрой учащихся на урок

2. Работа в парах.

- Представьте, что вы, учёные - археологи, проводите раскопки на берегу реки Тибр, недалеко от Рима. Вам удалось найти старинный документ. Он был весь залит кровью, пожелтел от времени, и в руках рассыпался на несколько частей. Нам нужно его собрать.

- Кто знает, что изображено на рисунке? Проверьте, правильно вы собрали.

Слайд № 2 « Гладиаторские бои»

3. Сообщение учащегося по теме

« Гладиаторские бои»

- Особенно тяжёлой была участь гладиаторов. Ими становились рабы, военнопленные. Их заставляли сражаться насмерть друг с другом ради развлечения зрителей. Для гладиаторских представлений строились амфитеатры, которые вмещали до нескольких десятков тысяч зрителей. Подавляющее большинство рабов - гладиаторов не кричали, не стонали, получая смертельные раны. Они знали, что им не будет сострадания. Судьба гладиаторов была в руках зрителей. Если зрители поднимали большой палец руки вверх, то раненый гладиатор оставался жив, если зрители опускали большой палец руки вниз, (а это было чаще), то раненого добивали.

4. Вступительная беседа к новой теме урока.

- Ни в одном государстве Древнего мира не было такого количества рабов, нигде они не находились в таком униженном положении. Поэтому и неудивительно, что именно в Древнем Риме в 74-71г. до н.э. произошло самое крупное восстание.

5. Сообщение темы и целей урока.

- Посмотрите на доску, назовите тему урока.

- Какие задачи урока поставлены перед нами?

Восстание - это высшая форма борьбы за освобождение.

Слайд № 3 «Тема урока, задачи урока»

6. Работа в тетради.

§ 46 стр. 95

Работа по ленте времени

(один ученик работает у доски)

- В каком году началось восстание?

- Сколько лет оно продолжалось?

- Когда завершилось?

7. Сообщение о Спартаке.

Слайд № 4 «Восстание Спартака»

- Человеком, сумевшим поднять людей на борьбу, стал Спартак. Он навеки остался в памяти народа, как предводитель восстания.

Перед вами памятник Спартаку в Болгарии. Спартак родился около 120 г. до н.э. во Фракии. Он служил в качестве наемника в римской армии, проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда. Постепенно он мог бы добиться высокого положения, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и стал на защиту Родины. В одном из сражений его раненого, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Спартака обучили искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном германцы, фракийцы и галлы, считавшие, что лучше пойти на риск ради свободы, чем рисковать своей жизнью на арене для потехи зрителей.



Метод стимулирования интереса к учению. Познавательная игра.


Творческая деятельность.




Словесный метод.



Проблемный метод.

Создание условий для активной деятельности учащихся.


Практический метод.


Информационно - рецептивный метод.

Учащиеся получают информацию в виде рассказа учителя с использованием ИКТ. Формируются теоретические и фактические знания, повышается внимание к изучаемым вопросам.

8. Работа по учебнику.

- Параграф 46, п.1 « Рабство в Риме»,

Задание:

- Какой была жизнь рабов в имениях аристократов?

Слайд № 5 «Труд рабов»

- Какую работу выполняли рабы?

Слайд № 6 «Положение рабов»

- Докажите, что рабов не считали за людей?-

- Подумайте, каковы были причины восстания?

Слайд № 7 « Причины, цели, состав восставших»

(показать только причины восстания)

Практический метод.

Работа по учебнику для осмысления и усвоения нового материала.

Учащиеся самостоятельно работают с материалом учебника и отвечают на вопросы учителя. Называют причины восстания.


9. Работа с историческим документом

Перед вами лежат листы с фрагментами произведения итальянского писателя Джованьоли Р. « Спартак».

- Прочитайте текст и назовите цели восставших;

- Прочитайте текст и назовите состав восставших;

- Опираясь на схему, сформулируйте вывод.

Слайд № 7 « Причины, цели, состав восставших»

(показать цели, состав восставших)

10. Работа по карте.

Слайд № 8 «Начало восстания»

( Перед учениками карта атласа, стр. 12)

- Найдите на карте Рим.

- Найдите г. Капуя. Там, в школе гладиаторов началось восстание.

- Отряд Спартака укрылся на вершине вулкана Везувия. Он насчитывал около 200 человек. Войска Рима окружили лагерь восставших. С горы можно было спуститься только одним путем, римляне перегородили его, считая, что рано или поздно рабам придется покинуть свое убежище. Тогда Спартак решился на рискованный шаг. Ночью рабы спустились с крутого склона по сплетенным из виноградной лозы веревкам, зашли римлянам в тыл и обратили врагов в бегство.

Слайд № 9 «Ход восстания»

После победы над римлянами, в Спартака и успех его армии поверили многие, к нему присоединялись все новые и новые рабы и крестьяне. Его войско насчитывало уже около 70 тысяч человек. Сенат отправил против мятежников 2 легиона. Спартак понимал, что ему не одолеть римлян. Он решил прорваться к Альпам, рассчитывая перейти через горы и дать возможность каждому вернуться домой. Но 30 тысяч рабов не захотели уходить из Италии и отделились от Спартака. Они решили, что могущество Рима можно сокрушить. Воспользовавшись разногласиями между восставшими, римляне напали на отделившийся от Спартака лагерь и уничтожили его. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар. Римляне не ожидали нападения и были разгромлены. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско. Вскоре путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем? Мы этого не знаем. Возможно, рабы, опьяненные победами, надумали окончательно уничтожить власть римлян. Спартак вновь прошел через всю Италию и подошел к проливу, отделяющему ее от Сицилии. Туда намеревался попасть Спартак, чтобы поднять восстание сицилийских рабов и вместе с ними сокрушить могущество Рима. Тем временем с севера подошел с большим войском полководец Красс. Он запер рабов на южной оконечности полуострова. В самой узкой его части он приказал вырыть ров от моря и до моря. За рвом возвели стену из бревен и земли. Спартак не обращал внимания на эту стройку, он ждал пиратские корабли, которые перевезли бы их на Сицилию, но пираты обманули его: получив плату, они уплыли прочь. Восставшие попали в западню, они попытались пробраться сквозь укрепления Красса, только трети удалось вырваться из ловушки. В помощь Крассу Сенат послал 2 полководцев: Помпея и Лукулла. Боясь объединения римских армий Спартак напал на Красса. « Во время штурма укреплений Красса около 12 тыс. восставших пало, и только 2 были ранены в спину».

- О чём говорит этот факт?

В последний бой войско Спартака вступило в

г. Апулии в 71 г. до н.э.

- Найдите на карте это место.

11. Работа в группах.

Учащиеся делятся на 3 группы, получают карточки с заданием. Ответы на вопросы ищут в учебнике.

Группа №1

1.Дайте характеристику людям, которые входили в войско Спартака (по языку, одежде, умениям)

2.Какие усилия предпринимал Спартак, чтобы разрозненную массу рабов превратить в боеспособную силу?

(Материал в учебнике: §46 стр.243)


12. Проверка заданий.

Учащиеся 1 и 3 группы отвечают устно.

Задания 2 группы проверяем на доске.

Слайд № 10 « Проверь себя»

- Желание свободы и мужество восставших было велико, но всё же восстание потерпело поражение.

- Назовите причины поражения восстания рабов?

Слайд № 11 «Причины поражения восстания»

13. Заключительный этап беседы

- Восстание было подавлено. 6 тысяч участников восстания были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Капуи в Рим.

- Борьба за свободу никогда не бывает бесполезной. А люди, которые проливают кровь за благое дело, остаются бессмертны. Они вечно живут в памяти народа.

14. Закрепление пройденного.

Тест. Бланк № 3 для ответов к проверочному тесту

( Приложение №3)



Учащиеся отвечают на вопросы теста. По окончании работы меняются листочками и проверяют тест вместе с учителем.

- У кого нет ошибок? («5»)

- У кого одна ошибка? («4»)

- У кого две ошибки? («3»)

- Молодцы. Поставьте себе отметки.

Слайд № 14 « Словарь урока»

Словарь урока.

- Объясните значение новых слов.

Вывод:

- Назовите причины восстания?

- Почему восстание потерпело поражение?

15. Домашнее задание.

- §46, задание в тетради № 1.

16. Выставление отметок.

Отметить учащихся, которые отвечали хорошо. Настроить на успех тех ребят, чьи ответы были слабыми.

17. Учащиеся делятся впечатлением от урока.

Слайд № 15 «Поделись впечатлениями об уроке»

Я бы хотела услышать ваше мнение об уроке, продолжите предложение:

Мне понравилось на уроке …………

Мне было интересно узнать о…………

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.


Проблемно - поисковый метод.

Учащиеся выделяют в тексте цели и состав восставших.

Объяснительно - иллюстративный метод.

Активизация познавательной деятельности. Учащиеся по схеме объясняют прочитанный материал, рассказывают о целях и составе восставших.

Информационно - рецептивный метод.

Работа по карте.















Практический метод.

Создание условий для активной деятельности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, развитие памяти, речи.

Настроить учащихся на достижение положительного результата.





Метод контроля



Словесный метод



Метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности.

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста с последующей взаимопроверкой.




Метод закрепления пройденного.

Учащиеся самостоятельно делают вывод по изученной теме, с опорой на вопросы учителя.

Самостоятельное изучение материала, практическая работа.

Настроить учащихся на достижение положительного результата.


Метод стимулирования учебно - познавательной деятельности.

.



© 2010-2022