Методическая разработка урока по истории В. Мономах. Любяческий съезд (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

На тему Раздробленность Древнерусского государства


ТЕМА: Раздробленность Древнерусского государства.

ЦЕЛЬ: 1.Дать представления о событиях истории Древнерусского государства, периода раздробленности. Показать ученикам, какие последствия имели княжеские междоусобицы и набеги половецких отрядов; раскрыть значение решения съезда в Любичах; дать характеристику В. Мономаху и его «Поучения детям»

2. Развивать умение ориентироваться во времени, находить связи между событиями. Формировать умение критически анализировать исторические факты, исторические источники, составлять рассказ.

3. Воспитывать уважение к истории своего народа.

ОРГМОМЕНТ.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы Русь удельная в XII-XIII веках.

Для того чтобы занять свои места необходимо сказать любое понятие связанное с историей России, которое мы выучили на протяжении нескольких уроков. Это будет наш «ПАРОЛЬ».

Для того чтобы перейти к работе на сегодняшнем уроке нам нужно немножко расшевелить свои мозги. Заставьте их думать, работать т. к. нам нужны все ваши знания.

Проведем зарядку для ума.

Объединяемся в группы:

1 группа. Задания. Назовите имена Киевских князей в хронологической последовательности (раздаточный материал).

2 группа. Задания. Выберите из предложенных дат, те которые мы выучили.

Назовите события (раздаточный материал).

Учитель проводит игру.

ИГРА «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…»

«ЦЕПОЧКА» (ответ должен быть односложным)

1.Дочка какого князя была французской королевой?

2. Кто из киевских князей до Владимира Великого были христианами?

3.Как называли первое каменное сооружение?

4. В каком году Владимир крестил Русь?

5. Во время правления, какого князя были построены Золотые Ворота?

6.Как на Руси называли центральную укрепляющую часть города?

7.Какого князя называли «тестем Европы»?

8.Что было построено по приказу Ярослава Мудрого на том месте под Киевом, где он разгромил печенегов?

9. Как назывался сборник законов, созданных во время правления Ярослава Мудрого?

10. В каком году построен Софийский собор?

11. В каком веке правил Ярослав Мудрый?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Во время ответов каждое княжество (группа учащихся) получали фишки за правильный ответ.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Слова учителя:

Князь Ярослав Мудрый, чувствуя приближение смерти завещал сыновьям своим жить в мире и согласии, и я, вам желая жить в мире и согласии.

Сегодня на уроке мы изучаем тему Раздробленность Древнерусского государства.

Узнаем о событиях истории Древнерусского государства периода раздробленности, выясним ее причины.

И так начнем работать. За работу вы будете получать фишки.

Княжество из удельного может превратиться в великое и, наоборот: из великого в удельное.

Работа с литературным источником.

Давайте послушаем отрывок из рассказа «Ярослав Мудрый» из книги Александра Олеся «Княжна Украина» (читает ученик) и ответим на вопросы:

1.К чему призывал своих детей Ярослав Мудрый?

2. Что предвещал, если будут ссориться?

Но после смерти отца, сыновья начали вести борьбу за великокняжеский престол. Отсюда и возникло понятие княжеские усобицы.

Работа с учебником.

Чтение в слух.

Откроем учебник ст. 80 - 82 прочитать ответить на вопросы.

1.Почему древнерусское государство распалась на отдельные княжества?

2.Что такое период раздробленности?

3.Как выдумаете, раздробленность укрепила, или ослабило Древнерусское государство?

Учитель задает вопрос:

Если взять прутик из веника, его можно легко сломать или нет? А если взять в руки целый веник его легко сломать?

Дети отвечают на вопрос и делают выводы.

Ослаблением древнерусского государства воспользовались враги, в первую очередь кочевники - половцы, а затем монголо - татары. Многие князья пытались бороться с кочевыми племенами, и один из таких князей был Владимир Мономах.

Обращаемся к историческому источнику страница учебника 84 - 85

Чтение молча.

Задание учащимся

  1. Кто такой Владимир Мономах?

  2. Что и почему хотел сделать?

  3. Чем заслужил любовь и уважение современников?

Ответы учащихся.

Физминутка для учащихся (здоровье сберегающие технологии).

Домой вам было опережающее задание прочитать рассказ «Поучение Мономаха». Вы его изучали на уроках литературы.

И вы узнали о съезде в Любиче.

Давайте посмотрим фрагмент фильма и ответим на вопрос.

1.С какой целью князья приехали в Любич?

Но слава Мономаха не были услышаны. И через некоторое время усобицы вспыхнули с новой силой, Древнерусское государство распалось на отдельные княжества.

Работа с исторической картой.

Откройте карту ст. 89 учебника

Изучите легенду карты.

Вопрос. Назовите крупнейшие княжества?

Обучающие называют княжества, с помощью карты.

Войны ослабели Древнерусское государство. Большой бедой для ослабленных междоусобными войнами русских земель стало нашествие монголо - татар. Но это тема следующего урока.

Сегодня мы узнали о том, что межкняжеские чвары ослабели Древнерусское государство.

Учитель задает вопрос: Какие еще можно выделить причины раздробленности Древнерусского государства?

Ваше мнение?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Задание 4, в рабочей тетради стр. 27.

Давайте обратимся к учебнику

1гр. Стр. 85 - 86

2 гр. Стр. 87 - 88

Закрепление.

Учитель повторяет и закрепляет изученный материал, на уроке.

Задание. Вставить пропущенные слова

Владимир Мономах.

  1. В……году занял киевский престол.

  2. Приостановил ……….между князьями.

  3. ………..международный авторитет.

  4. Написал литературное произведение………

  5. Осуществил ряд походов против………

Задание. Назовите причины феодальной раздробленности.

Игра «Аплодисменты»

Учитель называет понятия, даты, слова. Если они касаются темы сегодняшнего урока, дети аплодируют, если нет - сидят тихо.

Итог

Подсчитаем фишки.

Если бы вы, сидели вмести, фишек было бы больше?

Объединившись, вы бы объединили свои знания.

Выставление оценок за урок, комментарии учителя.

Домашнее задание: параграф 9 вопросы стр. 90 (1, 2, 3. 5, 6, 7) документ стр. 91 вопросы к документу для учащихся высокого уровня. Даты.














© 2010-2022