Рабочая программа по истории 6 класс в соответствии с ФГОС и ИКС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, О.Н.Журавлевой «История России».

Особенности программы - ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. - М.: Просвещение, 2015.

  2. Арсентьев Н.М.,Данилов, А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под редакцией Торкунова А.В. - М.: Просвещение, 2016.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам обучения предполагает реализацию деятельного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний, умений, видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личных качеств и свойств учащихся.

В процессе использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимании исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использовании знаний об историческом пути и традициях народов Росси и народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Следует иметь ввиду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Требования к уровню обучения

  1. указывать хронологические рамки существования Древнерусского государства и РЦГ, называть даты важнейших событий, связанных с изменением политического устройства, социально-экономическими преобразованиями в России 15 в.

  2. называть место, обстоятельство участников событий.

  3. называть политических общественных, военных деятелей, известных деятелей и достижения российской науки и культуры, основные течения и организации участников общественного движения.

  4. показывать на карте рост территории государства с 9 в. по 16 в.

  5. производить поиск в различных источниках информации, уметь представить информацию в виде сообщения или презентации.

  6. описывать изменение положения и образа жизни основных сословий 9-15 вв.;

  7. составлять описание памятников и произведений искусства

  8. Объяснять значение основных понятий по курсу;

  9. сравнивать политическое и социально-экономическое развитие страны;

  10. сравнивать позиции, программы общественных движений и партий;

  11. излагать суждения о причинах и последствиях исторических событий.

  12. приводить оценки значения основных исторических событий внутренней и внешней политики;

  13. высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей по историческому периоду 9-15 вв.

  14. Объяснять значения понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, сословие, община, феодальная раздробленность.

Основное содержание предмета

Всеобщая история.

История Средних веков (не менее 28 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.

История России с древности до XV в. (не менее 34 часов).

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПолучат возможность научиться:Работать с учебником

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Объяснять, как ведется счет лет в истории,Определять место средневековья на ленте времени.Называть, характеризовать исторические источники по истории средних вековИзучить историческую карту мира Средневековья

Введениес. 5-11

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (6 часов)

2

Древние германцы и Римская империя

1

Научатсяопределять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.Получат возможность научиться:называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Показывать перемещения племен времени Великого переселения.Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв.Объяснятьзначение понятий «вождь», «дружина», «король»Называтьпоследовательно причины падения Западной Римской империи

§ 1; р-т., задания

3

Образование варварских государств. Государство франков в 6-8 вв.

1

Научатсяопределять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри.Получат возможность научиться:составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Рассказывать о складывании государств у варваров.Объяснятьсвоеобразие складывания государства у франков.Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа».Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.Обобщать события истории франков и выделять её этапы.

Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры

§ 1



4

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

Научатсяопределять термины: аббаты, монастыри

Получат возможность научиться:составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа».Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига

П.2

5

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Научатсяопределять термины: король, коронование, королевский двор. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.С помощью картырассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравниватьполитику Карла и Хлодвига.

§ 3

6

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1

Научатсяопределять термины: рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.

Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.Комментироватьпоследствия Верденского раздела.

§4

7

Англия в раннее Средневековье

1

Научатсяопределять термины: варяги, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться:анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.Проводитьаналогию между Римской империей и Священной Римской империей.

5

Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа)

8

Византия в 7-11 веках.

1

Научатсяопределять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.Получат возможность научиться:определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.Анализироватьотношения Византии с соседними народами.Доказывать, что Византия - наследница мира Античности и стран Востока.Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.

Устанавливать аналогию между византийской и римской школами.Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры.Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.

§§ 6-7

9

Образование славянских государств

1

Научатсяопределять термины: вече. Получат возможность научиться:называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.Сравниватьуправление государством у южных, западных и восточных славян.Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснятьпричины различия судеб у славянских государств.Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

§ 8

Глава III. АРАБЫ В VI-XI вв. (1 часа)

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

1

Научатсяопределять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.Получат возможность научиться:определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов.

Научатсяопределять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться:определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.Называть различия между исламом и христианством.

Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях.Составлятьразвёрнутый план параграфа.Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

§9-10; р. т., задание

Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)

11

В рыцарском замке

1

Научатсяопределять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.Получат возможность научиться:описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.Объяснять смысл феодальных отношений.Анализировать роль замка в культуре Средневековья.Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

§12; р. т., задания

12

Средневековая деревня и ее обитатели

8.10

1

Научатсяопределять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.Получат возможность научиться:анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

§11

Глава V. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ (2 часа)

13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

Научатсяопределять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.Получат возможность научиться:составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов.Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).С помощью карты определять центры ремесла и торговли.Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

§ 13

14

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

1

Научатсяопределять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться:извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.Составлятьзагадки о городской жизни для одноклассников.Доказывать, что города - центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.Обобщатьсведения об образовании в эпоху Средневековья.Определять роль университетов в развитии городов.Выполнятьсамостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

§14-15

Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ(2 часа)

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

Научатсяопределять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.Объяснять причины усиления королевской власти.Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.Называть причины появления движения еретиков.Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.

§16;р. т., задания

16

Крестовые походы

1

Научатсяопределять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.Получат возможность научиться:называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Определять по карте путь Крестовых походов,комментировать его основные события.Устанавливатьсвязь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.Объяснять цели различных участников Крестовых походов.Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

§17;р. т., задания

Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов)

17

Как происходило объединение Франции

1

Научатсяопределять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия.Получат возможность научиться:называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, какпонимание чувств других людей и сопереживание им

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.

§18; р. т., задания

18

Что англичане считают началом своих свобод

1

Научатсяопределять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента.Получат возможность научиться:извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельностиКоммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.Группироватьматериал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.

§ 19; р. т., задания

19

Столетняя война

1

Научатсяопределять термины: партизанская война.Получат возможность научиться:называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Находить и показывать на карте основные места военных сражений.Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснятьроль города Орлеана в военном противостоянии сторон.

§20; р. т., задания

20

Усиление королевской власти во Франции и Англии

1

Научатсяопределять термины: централизованное государство, диалект.Получат возможность научиться:определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции иАнглии.Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.Анализироватьпроцессы объединения в Англии и Франции.

§21;р.т задания

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Научатсяопределять термины: Реконкиста, аутодафе.Получат возможность научиться:называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове;давать оценку политике испанских королей

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.Объяснять причины и особенности Реконкисты.Характеризоватьсословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.

§22; р. т., задания

Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (1 часа)

22

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 вв.

1

Научатсяопределять термины: булла, гвельфы, гебелины, город-государство, тирания. Получат возможность научиться:объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров, называть причины экономического и культурного процветания городов Италии

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Находить на карте икомментировать местоположение страны, отдельных её частей.Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.Определять причины ослабления императорской власти.

Показывать на карте городские феодальные республики Италии.Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.Характеризовать политику династии Медичи.

§23

Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)

23

Гуситское движение в Чехии

1

Научатсяопределять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.Получат возможность научиться:называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Характеризовать Чехию в XIV в.Рассказывать об отношении общества к католической церкви.Выделять главное в информации о Яне Гусе.Оцениватьпоступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.Называть итоги и последствия гуситского движения.

§24

24

Завоевание турками- османами Балканского полуострова

3.12

1

Научатсяопределять термины: турки-османы.Получат возможность научиться:называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе

Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.Указыватьпричины усиления османов.Называть последствия падения Византии.Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

§25;р. т., задания

Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (3 часов)

25

Образование, научные открытия и изобретения, литература, искусство

1

Научатсяопределять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, мин- низингеры, ваганты, готика.Получат возможность научиться:называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.Объяснятьзначение понятия «корпоративное общество».Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.Излагатьсмысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.Оценивать образование и его роль в средневековых городах.Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.

Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».

Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.

Формулировать иаргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.

§ 26,27, §28;30

26

Культура Раннего Возрождения в Италии

1

Научатсяопределять термины: Возрождение, гуманисты.Получат возможность научиться:называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Составлять рассказ-описание по картине художника.Объяснятьзначение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.

Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период.

Анализировать последствия развития мореплавания.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

§ 29

27

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Научатсяопределять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.Получат возможность научиться:называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Показывать на карте икомментировать местоположение Китая.Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.Характеризоватьвосстание Красных повязок.Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.Составлять ирассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.Характеризоватьрелигию индийцев - индуизм.

Анализировать развитие страны в домонгольский период.

Называть особенности буддизма.

Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов.

Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии.

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии.

Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.

Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.

Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.

Выделять своеобразие африканской культуры.

Перечислять последствия освоения Африки европейцами.

§31-32

28

Итоговое повторение по курсу «Средние века»

Контрольная работа (тестирование))

1

Научатсяопределять термины, изученные в курсе «Средние века».Получат возможность научиться:называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Объяснять смысл понятия «Средневековье».Раскрыватьсущность феодальных отношений.Выделять ихарактеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.Защищать проекты, представлять презентации.Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья.

ИСТОРИЯ РОССИИ

29

Наша Родина - Россия

1


Введение

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов)

30

Древнейшие люди и их стоянки на территории современнойРоссии

1

Научатсяопределять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.Получат возможность научиться:называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий

§ 1 р/т §1

31

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1


Исследовательский проект

32

Образование первых государств

1


2

33

Восточные славяне и их соседи

1

Научатсяопределять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.Получат возможность научиться:показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.Описывать жизнь и быт, верования славян.Приводитьпримеры межэтнических контактов и взаимодействий.Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань

§3

34

Повторительно-обобщающий урок по теме "Народы и государства на территориии нашей страны в древности"


1-3

Тема 2. Русь в IX - первой половине XII (11 часов)

35

Первые известия о Руси


4

36-37

Становление Древнерусского государства

2

Научатсяопределять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться:показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников,

называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.Систематизироватьматериал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».Приводитьпримеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи (radzivil.chat.ru/) и другие изображения

§5

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

Научатсяопределять термины: оборонительная система, митрополит, устав.Получат возможность научиться:извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.Составлятьхарактеристику Владимира Святославича.Актуализироватьзнания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.Давать оценку значения принятия христианства на Руси.Объяснять смысл понятиймитрополит, епископ

§6

39

Русское государство при Ярославе Мудром

1

Научатсяопределять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.Получат возможность научиться:определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.Составлять характеристику Ярослава Мудрого.Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.Объяснять смысл понятийбоярин, вотчина, холоп

§7

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1


8

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

1


9

42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

Научатсяопределять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль.Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.Объяснять смысл понятиймозаика, фреска, миниатюра, житие

§10

43

Повседневная жизнь населения

2.02

1

Научатсяопределять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча.Получат возможность научиться:составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)»

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)

§11

44

Место и роль Руси в Европе

1


Проектная и исследовательская деятельность

45

Повторительно-обобщающий урок по теме « Русь в IX - первой половине XII в.»

1

Научатсяопределять термины, изученные в главе. Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.Выполнятьтестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Тема 3. Русь в середине XII - начале XIII вв. (5 часов)

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

Научатсяопределять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация.Получат возможность научиться:характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Составлять характеристику Владимира Мономаха.Объяснятьсмысл понятий удел, политическая раздробленность.Называтьхронологические рамки периода раздробленности.Раскрыватьпричины и последствия раздробленности

§12

47

Владимиро-Суздальское княжество

1

Научатсяопределять имена выдающихся владимиро-суздальских князей.Получат возможность научиться:характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.Характеризоватьособенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.Составлятьхарактеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

§13

48

Новгородская республика

1

Научатсяопределять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.Получат возможность научиться:свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородской республики

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелатель-ность и эмоцио-нально- нравст-венную отзыв-чивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли.Характеризоватьособенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли.Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.Характеризоватьберестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской литературы:lib.pushkinskijdom.ru/Defa- ult. aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»:http.V/gramo- tv.ru/.

§ 10-11 п. 5-7 р/т §10-11

49

Южные и юго-западные русские княжества

1


Самостоятельная и проектная деятельность

50

Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь в середине XII - начале XIII вв."


Тема 4. Русские земли в середине XIII - XIV вв ( 9 часов)

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1


15

52

Батыево нашествие на Русь

1

Научатсяопределять термины: нойон, фураж, стан.Получат возможность научиться:объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.),сопоставлять и обобщатьсодержащиеся в них сведения.Объяснять причины успеха монголов

§16

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

Научатсяопределять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского.Получат возможность научиться:рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.Начатьсоставление характеристики Александра Невского, используя материалы сайта a-nevskiy.narod.ru/ и другие источники

§17

54

Золотая Орда: государственный строй, экономика и культура

1

Научатсяопределять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция.Получат возможность научиться:называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач

Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,характеризоватьповинности населения.Завершитьсоставление характеристики Александра Невского.Объяснятьсмысл понятий баскак, ярлык, «выход»

§18

55

Литовское государство и Русь

1

Получат возможность научиться:составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельностиобщим способам решения задач

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.Характеризоватьполитику литовских князей.Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.Характеризоватьзначение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому

§19

56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

Получат возможность научиться:называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпа- тию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.Раскрыватьпричины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.Высказывать иаргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

§20

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

Научатсяопределять термины: передовой, засадный полк.Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.Раскрыватьзначение Куликовской битвы.Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»:prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122&CollID=58&NStart=51Оцениватьроль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея

§21

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV вв.

1

Научатсяопределять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII- XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода,

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период.Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала).Характеризоватьвлияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.Собиратьинформацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII-XIII вв., используя Интернет и другие источники информации

§22

59

Повторительно-обобщающий урок по теме "Русские земли в середине XIII - XIV вв"

1

Научатсяопределять термины, изученные в главе «Русь удельная в ХП-ХШ вв.».Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Тема 5. Формирование единого Русского государства (8 часов)

60

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века

1


23

61

Московское княжество в первой половине XV в.

1

Научатсяопределять термины: феодальная война, уния.Получат возможность научиться:составлять исторический портрет Василия II, делать вывод об источниках конфликта между князьями,

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.Познавательные:выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.Оценивать значение и последствия польско-литовской унии для судеб Центральной Европы

§24

62

Распад Золотой Орды и его последствия

1

Научаться:показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.Показыватьна исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.Начать составление характеристики Ивана III.Объяснятьзначение создания единого Русского государства

§25

63

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.Завершить составление характеристики Ивана III.Сравниватьвотчинное и поместное землевладение.Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.Объяснять смысл понятийБоярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье

§26

64

Русская православная церковь в XV- начале XVI в.

1

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.Характеризоватьвзаимоотношения церкви с великокняжеской властью.Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим».Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси

Самостоятельная исследовательская работа

65

Человек в Российском государстве второй половины XV века

1

Защищать исследовательские проекты, выполненные самостоятельно

Самостоятельная исследовательская работа

66

Формирование культурного пространства единого российского государства

1

Научатсяопределять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой.Получат возможность научиться:называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XV вв.,

давать общую характеристику русской архитектуры XV вв.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV-XV вв.Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателяхХарактеризоватьосновные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV-XV вв.

Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV-XV вв., используя Интернет и другие источники

Составлятьописание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства.

§27

67

Повторительно-обощающий урок по теме "Формирование единого Русского государства "

1

Научатсяопределять термины, изученные в данной главе Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравстве иную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.Систематизироватьисторический материал по изученному периоду.Характеризовать общие черты и особенности развития XIV-XV вв. в России и государств Западной Европы.Высказыватьсуждения о значении наследия XTV-XV вв. для современного общества.Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV-XV вв. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Тестовые задания

68

Повторительно-обобщающий урок по всему изученному материалу

1

Научатсяопределять термины, изученные в данном курсе. Получат возможность научиться:называть главные события, основные достижения истории и культуры

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку своих товарищей,  родителей и других людей.Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XV в.Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XV в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

© 2010-2022