Рабочая программа по истории средних веков

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по истории и Программы по истории к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов В.А. Ведюшкина и др. (М.: Просвещение «Сфера», 2016).

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся.

Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

• деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

• дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

• личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленный, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта.

Задача учителя в контексте этого подхода мотивация и стимулирование осмысленного учения;

• проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.

Цели и задачи обучения

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;

• развитие способности учащихся, руководствуясь принципом историзма, анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач.

Предметные задачи:

  • овладение знаниями об основных этапах истории России с древнейших времен до начала XVI в. в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;

  • определение места и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование умения воспринимать события и явления в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять различные периоды и этапы исторического процесса.

Метапредметные задачи:

  • формирование и развитие умения систематизировать и соотносить информацию, полученную на уроках истории, обшествознания, географии, литературы, естествознания;

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической);

  • создание содержательных и организационно-педагогических условий для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности).

Личностные задачи:

  • формирование ценностных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации обучающихся;

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свое Отечество - многонациональное Российское государство, духовно-нравственное развитие;

  • формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, поли-этничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему,

учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

• формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

• образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

• история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

В курсе ≪Всеобщая история≫ рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности

отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Общие задачи изучения предмета

«История Средних веков»

• формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

• овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

• овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V-XV вв. в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах;

• воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

• развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

• формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.

Основное содержание курса

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

История Средних веков

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII- XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный
строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и культурное наследие Средневековья.

Требования к результатам обучения

Изучение курса «История средних веков» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД).

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма.

  • осознание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
    обществе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
    по отношению к окружающим.

Метапредметные результаты:

1) регулятивные УУД- формирование и развитие навыков и умений:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать
    результаты работы;

  • сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

2) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • проводить исследование под руководством учителя и объяснять полученные результаты;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах:
    сообщение, эссе, презентация;

  • давать определения понятий;

3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
    договариваться друг с другом и т. д.);

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты

  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
    мнения и корректировать его;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других
    людей.

Предметные результаты:

  • понимать смысл исторических терминов, понятий; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
    и явлений прошлого;

  • характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение;

  • овладевать целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой
    основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • сравнивать основные исторические процессы и явления, происходившие в изучаемый период, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей
    во времени и пространстве;

  • систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширять опыт оценочной деятельности;

  • осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:

• тематические тесты, предполагающие выполнение не более 7-10 заданий;

• обучающие тесты повышенного уровня сложности, позволяющие провести дифференциацию и индивидуализацию обучения;

• промежуточные тесты (задания разного уровня сложности по итогам изучения темы);

• индивидуальные карточки с разнотипными задачами (на знание карты, линии времени, дат, понятий и т.д.);

• исторический диктант (проверка знания терминов, географических названий, имен собственных);

• работа над проектом (краткосрочные и долгосрочные проекты);

• итоговое обобщение в форме тестирования.

Планируемые результаты изучения курса «История средних веков. 6 класс»

Изучение курса «История средних веков. 6 класс» должно быть направлено на овладение обучающимися следующими знаниями, умениями и навыками.

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • называть хронологические рамки и периоды ключевых исторических процессов, а также
    даты важнейших событий истории России изучаемого периода;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических
    событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать обстоятельства, участников, особенности, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям;

  • различать в исторической информации факты и мнения.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном пли нескольких источниках, отбирать
    ее, группировать, обобщать;

  • сравнивать разные исторические источники, выявлять их сходство и различия, время и место
    создания.

4. Описание (реконструкция):

  • последовательно выстраивать повествование (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в изучаемую историческую эпоху;

  • описывать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся
    в ходе исторического развития;

  • составлять описание исторических объектов и явлений на основе текста учебника, дополнительного и иллюстративного материала.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание;

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • различать причину и следствие исторических событий и явлений, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;

  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • характеризовать основные исторические объекты (факты, явления, процессы, институты),
    их место и значение в жизни общества в изучаемый период как целостной системы;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить изложенные в учебной литературе версии и оценки исторических событий и личностей;

  • определять и объяснять свое отношение к историческим событиям и личностям, их оценкам.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных
    событий;

  • способствовать сохранению памятников культуры;

  • использовать знания об истории своего народа и других народов в общении с людьми; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определенным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • конспектировать информацию, выделять главное;

  • использовать дополнительные источники исторической информации (энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы);

  • классифицировать, систематизировать информацию - составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;

  • правильно применять специальные термины и понятия;

  • связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в исторических явлениях.

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение Всеобщей истории и истории России в 6 классе отведено 2 ч в неделю (всего 70 ч). Данная программа рассчитана на 30 ч, что является оптимальным для изучения дисциплины. Особое внимание уделяется урокам-практикумам, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенные знания.

Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с базисным учебным планом.

Межпредметные связи:

  • обществознание - формирование единой системы понятий, структуры общественных связей; формирование целостного представления о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, оценивание и изучение различных моделей поведения;

  • литература - общая ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры;

  • география - закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий, пространственная организация мира, умение оперировать картографическим материалом.

Используемые педагогические технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развития творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения и т. д.

Оборудование:

• атлас по истории Средних веков;

• исторические карты: ≪Франкское государство в V - середине IX в.≫, ≪Арабы в VII-IX вв.≫, ≪Византийская империя и славяне в VI-XI вв.≫, ≪Индия и Китай в Средние века≫, ≪Западная Европа в XI - начале XIII в.≫, ≪Крестовые походы≫, ≪Европа в XIV-XV вв.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

2. Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений / Под ред. А.О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2016.

3. Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. История Средних веков. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2016.

4. Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.А. История Средних веков. 6 класс: поурочные рекомендации. М.: Просвещение, 2016.

5. Ведюшкин В.А. История Средних веков. 6 класс: методические рекомендации. М.: Просвещение, 2016.



Тем. планирование 6 класс История средних веков


дата

Тема урока

Виды деятельности (элементы, содержание, контроль)

Основные понятия

Планируемые результаты

д/з

предметные

метапредметные

личностные

1


Введение. Что изучает история средних веков.

Хронологические рамки средневековья. Понятие «Средние века». Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа.

Знакомство со структурой учебника и формами работы; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование

выставленных оценок

Средневековье, дикость, варварство, цивилизация, исторические источники

Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.

Получат возможность научиться:

Работать с учебником

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Стр. 5-8

2


Образование германских королевств.

Великое переселении народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Расселение франков занятие, общественное устройство. Формирование у учащихся дея-

тельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах

Великое переселение народов, христианство, арианство, варварские королевства, «Салическая правда», 486 г., 568 г., 732 г.

Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.

Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

§1

3


Христианская церковь в раннее средневековье.

Религия в жизни средневекового человека.Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий,способов действий); коллективная работа с текстом учебника, анализ иллюстративного материала, схемы и исторической карты, заполнение сравнительной таблицы

Вероучения, догматы, отцы церкви, Символ Веры, Евангелие, ересь, Библия, белое духовенство, монашество, иерархия, папство

Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

§2

4


Византийское тысячелетие.

Место Византии в истории раннесредневековой Европы. Правление Юстиниана.

Византийская и средневековая культура. Особенности развития культуры Византии по сравнению с культурой Западной Европы. Составление алгоритма решения проблемных заданий; проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.

Античное наследие, «семь свободных искусств», христианская Европа.

Христианский храм, неф,икона , алтарь, базилика, крестово-купольный храм, парус, канон, мозаика, фреска, иконопись.

Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

§ 3-4

5


Возникновение новой религии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа - комментирование схемы, заполнение таблицы.

Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат.

Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.

Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

§5-6

6


Мир ислама.

Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Коллективное обсуждение итогов работы на уроке; самоанализ, самооценка; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Халиф, экспансия, шииты, сунниты, имам, эмиры

Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

§7

7


Империя Карла Великого.

Франкская империя и ее распад. Анализ иллюстративного материала; исследовательская деятельность по выявлению особенностей.

Майордом, магнаты, бенефиций, феодал, империя, реформа, усобица, 800 г., 843 г.

Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.

Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

§8

8


Западная Европа в 9-11 веках.

Образование государств в Восточной и Западной Европе. Политическая раздробленность. Ранние славянские государства. Коллективное обсуждение итогов работы на уроке; самоанализ, самооценка; комплексное повторение; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.

Норманнские завоевания, феодальная раздробленность, домен, династия, руны, сага, феодал, викинги, феодальные владения

Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.

Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные:адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения.

§9

9


Возникновение славянских государств.

Территория, хозяйство, государственное устройство. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.

Истоки истории славян. Великая Моравия, глаголица, кириллица, Болгарское царство, Чехия, Польша.

Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

§10

10 - 11


Рыцарство. Сеньоры и вассалы.

Феодальные отношения в странах Европы. Феодальное землевладение. Феодальные повинности.

Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное общество, феодальное государство, пэр,турнир,кодекс чести.

Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.

Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные:допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

§11-12

12


Средневековая деревня.

Крестьяне и сеньоры. Жизнь, быт и труд крестьян Аграрное производство

Свободные и зависимые крестьяне, трехполье, община, натуральное хозяйство. Крестьянские повинности, барщина, оброк.

Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

§13

13


Средневековый город.

Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города. Ремесло и торговля. Цехи и гильдии. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.

Сословия средневекового города, бюргеры. Буржуа, патрициат, бургомистр, мэр

Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

§14

14


Католическая церковь в 11 - 13 веках.

Роль церкви и религии в обществе и жизни человека. Монастыри и монахи. Католицизм и православие. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями

Таинства, индульгенция, католическая церковь, клюнийская реформа, отлучение от церкви, конклав, еретик, инквизиция, ересь 1054 г.

Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.

Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбираютнаиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

§15

15


Крестовые походы.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества; итоги и значение. Коллективная работа - ответы на вопросы, предложенные учителем, работа с исторической картой

Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена 1096-1099 гг. 1147-1149 гг. 1189-1192 гг. 1202-1204 гг.

Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

§16

16


Франция и Англия: пути объединения.

Возникновение со-словно-представи-тельных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая Хартия Вольности. Парламент. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями; исследовательская деятельность по выявлению основных закономерностей.

Генеральные штаты. Сословно-представительная монархия 1302 г.Парламент, сословное представительство, централизованное государство. 1265 г Великая Хартия Вольности..

Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия.

Получат возможность научиться:называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов

Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируютпознавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные:

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как

понимание чувств других людей и сопереживание им

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

§17

17


Священная Римская империя.

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в ХIV-ХV вв. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.

Возникновение Швейцарского Союза, «Золотая булла», курфюрст, рейхстаг

Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.

Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

§18

18


14 век в истории Европы - столетие бедствий.

Причины обострения вражды между сеньорами и крестьянами во 2 пол. XIV в. Кризис европейского сословного общества. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями

Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Амнистия, рабочее законодательство, раввин, ростовщичество, гетто, «Чёрная смерть», 1358 г. 1381 г.

Научатся определять термины: жакерия. Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции, объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам, давать собственную оценку действиям восставших, определять причины поражения крестьянских востаний.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

§19

19


Столетняя война.

Столетняя война: причины и итоги, отличие от предыдущих войн эпохи Средневековья. Коллективная работа - ответы на вопросы, предложенные учителем, работа с исторической картой

Арбалет, тактика, национальная независимость

Научатся определять термины: партизанская война.

Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

§20

20


Усиление королевской власти.

Образование централизованных государств в Европе. Война Алой и белой розы. Кризис католической церкви. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.

Централизация, реконкиста, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династия, уния

Научатся определять термины: централизованное государство, диалект.

Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику

Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.

Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове;

давать оценку политике испанских королей

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Регулятивные:планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения.

§21

21


Образование и наука.

От средневековья к Новому времени. Возрождение. Гуманизм. Мир романских соборов. Готика. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями

Личность, портрет, линейная перспектива, Возрождение, гуманизм, ренессанс, гуманист, книгопечатание. Рационализм, портал, стрельчатая арка, аркбутаны, контрфорсы.

Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубадуры труверы, мин- низингеры, ваганты, готика.

Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XVвв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры

Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.

Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

§23-24

22


Культура Западной Европы.

Новые явления в культуре в период XIV-XV веков. Возрождение. Гуманизм. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.

Личность, портрет, линейная перспектива, Возрождение, гуманизм, ренессанс, гуманист, книгопечатание

Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.

Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов

Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, мин- низингеры, ваганты, готика.

Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XVвв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. .

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. . .

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

§25

23


Средневековая Индия.

Отличительные черты индийского и китайского общества. Сходство и различие держав Чингисхана и Тимура.. Коллективная работа - ответы на вопросы, предложенные учителем, работа с исторической картой

Раджа, каста, Брахманизм, индуизм, будизм, крест, война шеньши, хан, нукер, курултай, урус, хорезмшах, Бербера.

Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.

Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

§26

24


Поднебесная империя.

Отличительные черты индийского и китайского общества. Сходство и различие держав Чингисхана Поднебесной империи. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа.

, Брахманизм, индуизм, буддизм, крест, война Конфуцианство..

Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.

Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

§27-28

25


Страна восходящего солнца.

Отличительные черты индийского и китайского общества от японского. Сходство и различие держав Чингисхана и Тимура. Работа в группах - подготовка сообщений и презентаций.

, индуизм, будизм, самурраи,цунами,

пагода

Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.

Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

§29

26


Тюрки на просторе Азии и Европы.

Причины успехов турок-османов в XIV-XV веках. Умирающая Византия. Ослабление Болгарии и Сербии. Держава потомков Османа. Коллективная работа - ответы на вопросы, предложенные учителем, работа с исторической картой

Османы, янычары, султаны, церковная уния, 1438-1439 годы, 1453 год

Научатся определять термины: турки-османы.

Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе

§30

27


Народы Азии, Африки, Латинской Америки.

Сходство и различие держав Чингисхана и Тимура. Роль арабских завоеваний и ислама в истории Африки. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов..

, Бербера, Магрия, Судан, пигмеи, манго, негус, майя, ацтеки, инки

Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.

Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения.

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

§31-33

28


Итоговое повторение по курсу История средние века.

Периодизация истории Средних веков. Стадии развития средневековых государств. Мировоззрение человека V века и XV века. Достижения культуры, науки в период средневековья. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями; исследовательская деятельность по выявлению общих закономерностей развития.

Основные понятия по всему курсу

Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов .

Стр.103



© 2010-2022