- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории средних веков
Рабочая программа по истории средних веков
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернышева Л.Н. |
Дата | 12.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по истории и Программы по истории к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов В.А. Ведюшкина и др. (М.: Просвещение «Сфера», 2016).
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся.
Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
• деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
• дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
• личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленный, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта.
Задача учителя в контексте этого подхода мотивация и стимулирование осмысленного учения;
• проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.
Цели и задачи обучения
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
• развитие способности учащихся, руководствуясь принципом историзма, анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач.
Предметные задачи:
-
овладение знаниями об основных этапах истории России с древнейших времен до начала XVI в. в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
-
определение места и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-
формирование умения воспринимать события и явления в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять различные периоды и этапы исторического процесса.
Метапредметные задачи:
-
формирование и развитие умения систематизировать и соотносить информацию, полученную на уроках истории, обшествознания, географии, литературы, естествознания;
-
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
-
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической);
-
создание содержательных и организационно-педагогических условий для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности).
Личностные задачи:
-
формирование ценностных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации обучающихся;
-
воспитание патриотизма, чувства гордости за свое Отечество - многонациональное Российское государство, духовно-нравственное развитие;
-
формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, поли-этничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему,
учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
• формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
В курсе ≪Всеобщая история≫ рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности
отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Общие задачи изучения предмета
«История Средних веков»
• формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
• овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
• овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V-XV вв. в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах;
• воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
• развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
• формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.
Основное содержание курса
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
История Средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII- XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный
строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и культурное наследие Средневековья.
Требования к результатам обучения
Изучение курса «История средних веков» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД).
Личностные результаты:
-
формирование российской гражданской идентичности и патриотизма;
-
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма.
-
осознание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к окружающим.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные УУД- формирование и развитие навыков и умений:
-
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы; -
сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-
составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
-
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
2) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
-
проводить исследование под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
-
анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
-
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах:
сообщение, эссе, презентация; -
давать определения понятий;
3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
-
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.); -
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты
-
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его; -
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
-
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других
людей.
Предметные результаты:
-
понимать смысл исторических терминов, понятий; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого; -
характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение;
-
овладевать целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой
основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; -
сравнивать основные исторические процессы и явления, происходившие в изучаемый период, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-
соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей
во времени и пространстве; -
систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
-
расширять опыт оценочной деятельности;
-
осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:
• тематические тесты, предполагающие выполнение не более 7-10 заданий;
• обучающие тесты повышенного уровня сложности, позволяющие провести дифференциацию и индивидуализацию обучения;
• промежуточные тесты (задания разного уровня сложности по итогам изучения темы);
• индивидуальные карточки с разнотипными задачами (на знание карты, линии времени, дат, понятий и т.д.);
• исторический диктант (проверка знания терминов, географических названий, имен собственных);
• работа над проектом (краткосрочные и долгосрочные проекты);
• итоговое обобщение в форме тестирования.
Планируемые результаты изучения курса «История средних веков. 6 класс»
Изучение курса «История средних веков. 6 класс» должно быть направлено на овладение обучающимися следующими знаниями, умениями и навыками.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
-
называть хронологические рамки и периоды ключевых исторических процессов, а также
даты важнейших событий истории России изучаемого периода; -
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических
событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
-
характеризовать обстоятельства, участников, особенности, результаты важнейших исторических событий;
-
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям;
-
различать в исторической информации факты и мнения.
3. Работа с историческими источниками:
-
читать историческую карту и ориентироваться в ней;
-
осуществлять поиск необходимой информации в одном пли нескольких источниках, отбирать
ее, группировать, обобщать; -
сравнивать разные исторические источники, выявлять их сходство и различия, время и место
создания.
4. Описание (реконструкция):
-
последовательно выстраивать повествование (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках;
-
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в изучаемую историческую эпоху;
-
описывать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся
в ходе исторического развития; -
составлять описание исторических объектов и явлений на основе текста учебника, дополнительного и иллюстративного материала.
5. Анализ, объяснение:
-
различать факт (событие) и его описание;
-
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-
различать причину и следствие исторических событий и явлений, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
-
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-
характеризовать основные исторические объекты (факты, явления, процессы, институты),
их место и значение в жизни общества в изучаемый период как целостной системы; -
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.
6. Работа с версиями, оценками:
-
приводить изложенные в учебной литературе версии и оценки исторических событий и личностей;
-
определять и объяснять свое отношение к историческим событиям и личностям, их оценкам.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-
использовать исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных
событий; -
способствовать сохранению памятников культуры;
-
использовать знания об истории своего народа и других народов в общении с людьми; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определенным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
конспектировать информацию, выделять главное;
-
использовать дополнительные источники исторической информации (энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы);
-
классифицировать, систематизировать информацию - составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;
-
правильно применять специальные термины и понятия;
-
связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в исторических явлениях.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение Всеобщей истории и истории России в 6 классе отведено 2 ч в неделю (всего 70 ч). Данная программа рассчитана на 30 ч, что является оптимальным для изучения дисциплины. Особое внимание уделяется урокам-практикумам, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенные знания.
Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с базисным учебным планом.
Межпредметные связи:
-
обществознание - формирование единой системы понятий, структуры общественных связей; формирование целостного представления о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, оценивание и изучение различных моделей поведения;
-
литература - общая ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры;
-
география - закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий, пространственная организация мира, умение оперировать картографическим материалом.
Используемые педагогические технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развития творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения и т. д.
Оборудование:
• атлас по истории Средних веков;
• исторические карты: ≪Франкское государство в V - середине IX в.≫, ≪Арабы в VII-IX вв.≫, ≪Византийская империя и славяне в VI-XI вв.≫, ≪Индия и Китай в Средние века≫, ≪Западная Европа в XI - начале XIII в.≫, ≪Крестовые походы≫, ≪Европа в XIV-XV вв.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / Под ред. А.О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2016.
3. Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. История Средних веков. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2016.
4. Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.А. История Средних веков. 6 класс: поурочные рекомендации. М.: Просвещение, 2016.
5. Ведюшкин В.А. История Средних веков. 6 класс: методические рекомендации. М.: Просвещение, 2016.
№
дата
Тема урока
Виды деятельности (элементы, содержание, контроль)
Основные понятия
Планируемые результаты
д/з
предметные
метапредметные
личностные
1
Введение. Что изучает история средних веков.
Хронологические рамки средневековья. Понятие «Средние века». Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа.
Знакомство со структурой учебника и формами работы; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование
выставленных оценок
Средневековье, дикость, варварство, цивилизация, исторические источники
Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться:
Работать с учебником
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Стр. 5-8
2
Образование германских королевств.
Великое переселении народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Расселение франков занятие, общественное устройство. Формирование у учащихся дея-
тельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах
Великое переселение народов, христианство, арианство, варварские королевства, «Салическая правда», 486 г., 568 г., 732 г.
Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
§1
3
Христианская церковь в раннее средневековье.
Религия в жизни средневекового человека.Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий,способов действий); коллективная работа с текстом учебника, анализ иллюстративного материала, схемы и исторической карты, заполнение сравнительной таблицы
Вероучения, догматы, отцы церкви, Символ Веры, Евангелие, ересь, Библия, белое духовенство, монашество, иерархия, папство
Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
§2
4
Византийское тысячелетие.
Место Византии в истории раннесредневековой Европы. Правление Юстиниана.
Византийская и средневековая культура. Особенности развития культуры Византии по сравнению с культурой Западной Европы. Составление алгоритма решения проблемных заданий; проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.
Античное наследие, «семь свободных искусств», христианская Европа.
Христианский храм, неф,икона , алтарь, базилика, крестово-купольный храм, парус, канон, мозаика, фреска, иконопись.
Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
§ 3-4
5
Возникновение новой религии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама.
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа - комментирование схемы, заполнение таблицы.
Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат.
Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
§5-6
6
Мир ислама.
Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Коллективное обсуждение итогов работы на уроке; самоанализ, самооценка; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Халиф, экспансия, шииты, сунниты, имам, эмиры
Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
§7
7
Империя Карла Великого.
Франкская империя и ее распад. Анализ иллюстративного материала; исследовательская деятельность по выявлению особенностей.
Майордом, магнаты, бенефиций, феодал, империя, реформа, усобица, 800 г., 843 г.
Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
§8
8
Западная Европа в 9-11 веках.
Образование государств в Восточной и Западной Европе. Политическая раздробленность. Ранние славянские государства. Коллективное обсуждение итогов работы на уроке; самоанализ, самооценка; комплексное повторение; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.
Норманнские завоевания, феодальная раздробленность, домен, династия, руны, сага, феодал, викинги, феодальные владения
Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.
Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные:адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения.
§9
9
Возникновение славянских государств.
Территория, хозяйство, государственное устройство. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.
Истоки истории славян. Великая Моравия, глаголица, кириллица, Болгарское царство, Чехия, Польша.
Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
§10
10 - 11
Рыцарство. Сеньоры и вассалы.
Феодальные отношения в странах Европы. Феодальное землевладение. Феодальные повинности.
Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное общество, феодальное государство, пэр,турнир,кодекс чести.
Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные:допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
§11-12
12
Средневековая деревня.
Крестьяне и сеньоры. Жизнь, быт и труд крестьян Аграрное производство
Свободные и зависимые крестьяне, трехполье, община, натуральное хозяйство. Крестьянские повинности, барщина, оброк.
Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
§13
13
Средневековый город.
Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города. Ремесло и торговля. Цехи и гильдии. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.
Сословия средневекового города, бюргеры. Буржуа, патрициат, бургомистр, мэр
Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
§14
14
Католическая церковь в 11 - 13 веках.
Роль церкви и религии в обществе и жизни человека. Монастыри и монахи. Католицизм и православие. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями
Таинства, индульгенция, католическая церковь, клюнийская реформа, отлучение от церкви, конклав, еретик, инквизиция, ересь 1054 г.
Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбираютнаиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
§15
15
Крестовые походы.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества; итоги и значение. Коллективная работа - ответы на вопросы, предложенные учителем, работа с исторической картой
Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена 1096-1099 гг. 1147-1149 гг. 1189-1192 гг. 1202-1204 гг.
Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.
Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
§16
16
Франция и Англия: пути объединения.
Возникновение со-словно-представи-тельных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая Хартия Вольности. Парламент. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями; исследовательская деятельность по выявлению основных закономерностей.
Генеральные штаты. Сословно-представительная монархия 1302 г.Парламент, сословное представительство, централизованное государство. 1265 г Великая Хартия Вольности..
Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия.
Получат возможность научиться:называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов
Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируютпознавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
§17
17
Священная Римская империя.
Священная Римская империя германской нации. Германские государства в ХIV-ХV вв. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.
Возникновение Швейцарского Союза, «Золотая булла», курфюрст, рейхстаг
Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.
Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
§18
18
14 век в истории Европы - столетие бедствий.
Причины обострения вражды между сеньорами и крестьянами во 2 пол. XIV в. Кризис европейского сословного общества. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями
Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Амнистия, рабочее законодательство, раввин, ростовщичество, гетто, «Чёрная смерть», 1358 г. 1381 г.
Научатся определять термины: жакерия. Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции, объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам, давать собственную оценку действиям восставших, определять причины поражения крестьянских востаний.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
§19
19
Столетняя война.
Столетняя война: причины и итоги, отличие от предыдущих войн эпохи Средневековья. Коллективная работа - ответы на вопросы, предложенные учителем, работа с исторической картой
Арбалет, тактика, национальная независимость
Научатся определять термины: партизанская война.
Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
§20
20
Усиление королевской власти.
Образование централизованных государств в Европе. Война Алой и белой розы. Кризис католической церкви. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.
Централизация, реконкиста, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династия, уния
Научатся определять термины: централизованное государство, диалект.
Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику
Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.
Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове;
давать оценку политике испанских королей
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Регулятивные:планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения.
§21
21
Образование и наука.
От средневековья к Новому времени. Возрождение. Гуманизм. Мир романских соборов. Готика. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями
Личность, портрет, линейная перспектива, Возрождение, гуманизм, ренессанс, гуманист, книгопечатание. Рационализм, портал, стрельчатая арка, аркбутаны, контрфорсы.
Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубадуры труверы, мин- низингеры, ваганты, готика.
Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XVвв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры
Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.
Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
§23-24
22
Культура Западной Европы.
Новые явления в культуре в период XIV-XV веков. Возрождение. Гуманизм. Коллективная работа - выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; самостоятельное проектирование.
Личность, портрет, линейная перспектива, Возрождение, гуманизм, ренессанс, гуманист, книгопечатание
Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.
Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов
Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, мин- низингеры, ваганты, готика.
Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XVвв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. .
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. . .
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
§25
23
Средневековая Индия.
Отличительные черты индийского и китайского общества. Сходство и различие держав Чингисхана и Тимура.. Коллективная работа - ответы на вопросы, предложенные учителем, работа с исторической картой
Раджа, каста, Брахманизм, индуизм, будизм, крест, война шеньши, хан, нукер, курултай, урус, хорезмшах, Бербера.
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
§26
24
Поднебесная империя.
Отличительные черты индийского и китайского общества. Сходство и различие держав Чингисхана Поднебесной империи. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа.
, Брахманизм, индуизм, буддизм, крест, война Конфуцианство..
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
§27-28
25
Страна восходящего солнца.
Отличительные черты индийского и китайского общества от японского. Сходство и различие держав Чингисхана и Тимура. Работа в группах - подготовка сообщений и презентаций.
, индуизм, будизм, самурраи,цунами,
пагода
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
§29
26
Тюрки на просторе Азии и Европы.
Причины успехов турок-османов в XIV-XV веках. Умирающая Византия. Ослабление Болгарии и Сербии. Держава потомков Османа. Коллективная работа - ответы на вопросы, предложенные учителем, работа с исторической картой
Османы, янычары, султаны, церковная уния, 1438-1439 годы, 1453 год
Научатся определять термины: турки-османы.
Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе
§30
27
Народы Азии, Африки, Латинской Америки.
Сходство и различие держав Чингисхана и Тимура. Роль арабских завоеваний и ислама в истории Африки. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов..
, Бербера, Магрия, Судан, пигмеи, манго, негус, майя, ацтеки, инки
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
§31-33
28
Итоговое повторение по курсу История средние века.
Периодизация истории Средних веков. Стадии развития средневековых государств. Мировоззрение человека V века и XV века. Достижения культуры, науки в период средневековья. Формирование у учащихся умений, необходимых для осуществления контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: индивидуальное выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой и коллективным обсуждением результатов; фронтальная беседа; работа с творческими заданиями; исследовательская деятельность по выявлению общих закономерностей развития.
Основные понятия по всему курсу
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов .
Стр.103