Конспект урока истории по теме Греки и критяне

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стародубцева Александра Александровна

«Греки и критяне». 5 класс.

Предмет: история.



Греки и критяне.

Цели.

1. развивающие: продолжение формирования умений работы с историческими картами, текстом учебника, развитие монологической речи, воображения, научиться определять причины и последствия событий, происходящих в древнегреческом обществе.

2. воспитательные: формирование моральных качеств посредством ознакомления с мифами Древней Греции.

3. образовательные: ознакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, мифологией Эллады как одного из исторических источников о появлении и формировании древнего государства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные новые слова: Балканский п-ов, о. Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины - города, лабиринт, световые колодца.

Оборудование: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: 2006. Карта «Древняя Греция (до середины 5 в. до н. э.)», ученическая доска, мел.

План.

1. Организационный момент.

2. Природно-географическое положение Древней Греции.

3. Миф о Тесее и Минотавре.

4. Физкультминутка.

5. Откуда мы узнаём о древних греках?

6. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка присутствующих, активизация внимания, сообщение темы урока и его целей. 3 минуты.

2. Природно-географическое положение Древней Греции.

Метод обучения - беседа, самостоятельная работа учащихся. 15 минут.

Так как предыдущий урок по плану был контрольно-обобщающим, то домашнее задание учащимся не задавалось. Учитель начинает рассказ о географическом положении территории, на которой проживали эллины- древние греки, сопровождая его показом карты «Древняя Греция (до середины 5 в. до н. э.)». Затем учащиеся записывают в тетрадь тему урока и переписывают с доски текст: «3 тысячи лет назад на юге Балканского полуострова жили греческие племена, которые называли себя эллины. Значительную часть Греции, страны, которую они населяли, покрывают крутые и обрывистые горы. Они делят Грецию на изолированные друг от друга области. Со всех сторон, кроме северной, её омывают моря».

Организуется самостоятельная работа с исторической картой в учебнике на странице 112. После внимательного изучения ученики отвечают на вопросы:

  • Каким знаком на карте обозначены границы территорий, заселённые греческими племенами в конце II тыс. до н.э.? (Коричневой линией).

  • Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским).

  • Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины).

  • Назовите острова Древней Греции. (Итака, Крит, Родос, Фера, Саламин, Эвбея).

После работы с картой учитель рассказывает о природных особенностях страны, религии, мифах как важных исторических источников, в которых вымысел соединён с реальностью. Учащиеся повторяют в слух термины «религия» и «миф».

3. Миф о Тесее и Минотавре.

Метод обучения - объяснительно-иллюстративный. 15 минут.

Учитель читает вслух миф о Тесее и Минотавре. После этого учащиеся получают задание - нарисовать в своих тетрадях главных героев мифа - Тесея и Минотавра. Сообщается время на работу- 7 минут. В данном случае проявляется личностная позиция и моральные качества учащихся по отношению к героям мифа. По окончанию работы учитель по желанию детей демонстрирует несколько рисунков, анализируя их в том смысле, что Минотавр - это зло, а Тесей - добро. Объясняет почему - Минотавр ел ни в чём не повинных людей, а Тесей спас всех, но не спас отца. Следствие и вывод - ошибки могут совершать даже герои, человек не может быть идеалом.

4. Физкультминутка. Упражнения для глаз (смотреть вправо-влево-верх-вниз, на близкие и отдалённые предметы) и пальцев рук (сжимание и разжимание кистей рук под считалочку «наши пальчики устали, ими долго мы писали. Мы немного отдохнём и опять писать начнём»). 2 минуты.

5. Откуда мы узнаём о древних греках?

Метод обучения - самостоятельная работа. 5 минут.

Учащийся, получив задание заранее, представляет для одноклассников сообщение о раскопках на о. Крит, как пример нахождения исторических источников о жизни древних греков.

6. Подведение итогов урока.

Метод обучения - фронтальный опрос.5 минут.

Подводя итоги урока, учитель проводит устный фронтальный опрос учащихся по новой теме, тем самым организуя закрепление материала:

  • На юге какого полуострова находилась Древняя Греция? (Балканского).

  • Как племена называли себя? (эллины).

  • Из каких исторических источников можно узнать о жизни древних греков? (мифы).

Сообщаются домашнее задание (§24, пересказ мифа о Тесее и Минотавре) и

оценки за урок.






Самоанализ.

Представленный урок относится к типу «урок изучения нового материала» и является первым в изучении темы «Древняя Греция». Новая тема представлена в логически выстроенных смысловых блоках, на изучение которых предусматривается определённое количество времени, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся 5 классов.

Требования программы по данной теме отражены в представленном уроке.

При изучении учащиеся проявляли активность и интерес. Особенно высок был интерес при выполнении творческого задания (нарисовать героев мифа о Тесее и Минотавре).

Учителем проводилось первичное закрепление изученного материала (рассказ о географическом положении Древней Греции, а затем самостоятельная работа учащихся с картой и устный опрос по ней) в форме фронтального опроса.

При изучении темы «Греки и критяне» учащиеся вовлекались в основные мыслительные операции - систематизировали знания о природно-географическом положении страны, анализировали мифотворчество.

В уроке были отражены межпредметные связи - с географией, литературой, изобразительным искусством. Были использованы средства развития творческого мышления школьников. На уроке имела место информация как для общего развития, так и для повторения изученного (термин «миф», «религия»). Эстетическому развитию способствовали иллюстрации в учебнике.

При изучении представленной темы, проводилась работа по формированию мировоззрения учащихся: на примере героев мифа о Тесее и Минотавре учитель показал поступки, характеризующиеся как добрые и злые, а так же невозможность существования идеального человека.

Во время урока учитель старался поощрять инициативность учащихся, их готовность к ответам, а так же вовлекал в работу детей, имеющих неудовлетворительные оценки по предмету и поведению, тем самым, вызывая у них чувство собственной значимости и признания.

Выбор методов обучения производился в соответствии с поставленными целями урока, спецификой учебного материала в 5 классе и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

На уроке имели место быть следующие виды деятельности учителя: речевая деятельность, слушание учащихся, записывание на ученической доске, иллюстрация рассказа наглядным материалами (карта и учебник) и помощь учащимся в овладении новой информации. С каждым из классов, где проводился данный урок, был достигнут положительный контакт.

На разных этапах урока активность учащихся была различной. Наиболее высокие результаты обучаемости были достигнуты во второй трети урока, когда познавательные возможности пятиклассников достаточно высоки. Деятельность учащихся на каждом этапе изучения темы менялась от пассивной (слушания) до активной (самостоятельное выполнение задания). На уроке не только происходило изучение новой темы, так же пятиклассникам разъяснялась соответствующая культура труда. Внимание учителя сосредоточилось на напоминании о правильной осанки, культуре поведения на уроке, обращения с учебным материалом (учебником), а так же проводились валеологические мероприятия (физкультминутка). Дисциплина в целом была удовлетворительной, ребята демонстрировали интерес к предмету.

На уроке у учащихся развивались следующие компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные и коммуникативные.




© 2010-2022