Рабочая программа по истрии 5 класс ОС Школа 2100

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории в 5 б классе разработана учителем Погоревич Ю.В. на основе:


  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  2. Приказа Минобрнауки Амурской области «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы от 03.09.2013 г. №1062;

  3. Основной образовательной программы НОО МОБУ СОШ №2, на заседании педагогического совета, протокол №1 от 29.08.2015 года.

  4. Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  5. Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  6. Положения о рабочей программе педагога по ФГОС в МОБУ СОШ№ 2 от 12.03.2014

  7. Рекомендации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по теме «Вопросы изучения и сохранения историко-культурного наследия народов Дальнего Востока (по материалам Амурской области)», от 08.06.2015


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету «История», а также в соответствии с концепцией развивающей Образовательной системы «Школа - 2100», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», авторы Д.Д. Данилов, А.В.Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева, Москва, Баласс, 2012.

2. Рабочая тетрадь к учебнику История 5 класс, автор Данилов Д.Д., Турчинина М.Е., 2015 г.

Во исполнение рекомендаций, принятых по итогам «круглого стола» Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по теме «Вопросы изучения и сохранения историко-культурного наследия народов Дальнего Востока (по материалам Амурской области)», от 08.06.2015 в рабочую программу по истории внесены темы по освоению Сибири и Дальнего Востока. Из курса ОДНК, который является продолжением курса ОРКСЭ, (учебным планом не выделено дополнительного часа на его преподавания), но изучение данной предметной области должно обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Поэтому, в предметную область по истории включены темы содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.

Обоснование выбранной программы.

При выборе учебных и методическихруководствовалась прежде всего ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которой к полномочиям образовательного учреждения отнесено «определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся. УМК содержит подробные методические разработки всех уроков , рабочие тетради для учащихся

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества с внешними цивилизациями Древнего мира. Курс ставит целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачами изучения всеобщей истории в основной школе являются:

- формирование у учащихся понимания единства и всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов;

- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на изучение истории Древнего мира в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Содержание учебного предмета

Подчеркивание - информационные единицы необходимого (базового) уровня

Прямой - обязательная для контроля часть программы на повышенном уровне.

Курсив - обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль 1. Первая историческая эпоха

Вводная тема (2 часа)

Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества - часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (6 часов)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн л.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет (5 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (7-8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.

Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4-5 часов)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 4. Империи эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока (3-4 часа)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6-7 часов)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль (2-4 часа)

Резерв (8 часов)

Промежуточный контроль (1час)

Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии со ФГОС НОО основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательной деятельности на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об осознанном освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

«хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований ФГОС НОО и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»).

Результаты изучения учебного курса

Личностные результаты:

- формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;

- самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;

- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;

- понимание роли социально активной личности в истории;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;

- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;

- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;

- выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;

- гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, сопоставлять простой и развернутый план, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- формирование социально-адаптивной (гражданственной) и познавательной компетентностей, а также коммуникативной компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;

- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

В целом метапредметным результатом учебной деятельности является развитие способности решать творческие задачи. Курс ориентирует учащихся на работу с информацией, находящейся за пределами учебной книги, в реальной социокультурной среде (художественная литература, музеи, памятники истории и культуры, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, Интернет и т.д.), что развивает метапредметные умения использовать различные виды внешкольных источников социальной информации.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, а также процессов, происходящих в современном мире;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников России и мира;

- освоение школьниками общих принципов постановки и решения познавательных проблем и посильных для учащихся данной возрастной группы методов анализа исторических источников, выявления предпосылок и причин исторических событий, сопоставления целей и результатов деятельности социальных групп и исторических личностей, объяснения фактов, сопоставления различных суждений;

- выработка умения определять и объяснять понятия;

- формирование умения выделять главную мысль, идею в параграфе учебника, письменном историческом документе, рассказе учителя, выступлении одноклассника; рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений сравнивать исторические факты, явления и процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

В результате изучения истории в основной школе ученик научится:

1. Знание хронологии, работа хронологией.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами.

3. Работа с историческими источниками.

4. Описание (реконструкция).

5. Анализ, объяснение.

6. Работа с версиями, оценками.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.

В процессе изучения истории Древнего мира ученик получит возможность научиться:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

Описание материально- технической базы

Учебная литература

  1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.-М: Просвещение, 1998.-95 с.

  2. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.-М: Дрофа, 2000.-224 с.

  3. Д. Д. Данилов Е. В. Сизова А. В. Кузнецов С. С. Кузнецова А. А. НиколаеваВсеобщая история История Древнего мира 5 класс

  4. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику Всеобщая история История Древнего мира 5 класс В 2-х частях

  5. М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, Л.Н.Монченко. Всеобщая история. 5 класс. Методические рекомендации для учителя, Москва, Баласс, 2009

  6. История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.

  7. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.

  8. История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.

  9. История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1998.

  10. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991.

  11. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.

  12. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1996.

Справочники

  1. Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.

  2. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н.э.).

  3. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.

  4. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.

  5. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.

  6. Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.

  7. Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.

  8. Мюррей А. Кто есть кто в мифах и легендах. перевод с англ. А.Н.Степановой.-М.:ООО «ТД изд-во Мир книги», 2006.-352 с., ил.

  9. Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб., 1886; М., 1995.

  10. Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.

  11. Хроника человечества. М., 1996.

Дополнительная литература

Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.

Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

Кьера Э. Они писали на глине / Пер. с англ. М., 1984.

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.

Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.

Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. М., 1986.

Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.

Книги для учащихся

Ко всем разделам

Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира.

Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч.

К разделу «Жизнь и открытия первобытных людей»

Каратов С.Ю. Быстроногий Джар

Каратов С.Ю. Земля мамонтов

Каратов С.Ю. Каменный исполин

Рони Старший Ж. Борьба за огонь

Рони Старший Ж. Пещерный лев

Рони Старший Ж. Вамирэх

Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика

Покровский С.В. Охотники на мамонтов

К разделу «Древний Восток»

Воронкова Л.Ф. След огненной жизни

Матье М.Э. День египетского мальчика

Матье М.Э. Кари, ученик художника

Рубинштейн Н.И. Глиняный конверт

Ян В.Г. Финикийский корабль

К разделу «Древняя Греция»

Воронкова Л.Ф. Мессенские войны

Воронкова Л.Ф.Герой Саламина

Воронкова Л.Ф. Сын Зевса. В глуби веков

Говоров А.А. Алкамен - театральный мальчик

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

Лурье С.Я. Заговорившие таблички

Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры

Триз Д. Фиалковый венец

К разделу «Древний Рим»

Джованьоли Р. Спартак

Езерский М. Аристоник

Линдсей Дж. Беглецы

Немировский А.И. Слоны Ганнибала

Остроменская Н.Ф. Ветеран Цезаря

Ян В.Г. Спартак




Электронные учебные материалы

Учебная программа «Тест-тренинг комплекс «Память»

Энциклопедия «Кругосвет»

Карты:

  1. Атлас История Древнего мира 5 класс

  2. Древний Египет в IV-I тыс. до н.э.

  3. Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности

  4. Индия и Китай в древности

  5. Эллинистические государства

  6. Греция в IV в. до н.э.

  7. Завоевания Александра Македонского

  8. Рост Римского государства в III-II вв. до н.э.

Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.


Календарно - тематическое планирование по истории

Дата

Кол час

Тема урока (раздел)

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

Корректировка

Базовые понятия

УУД

план

Факт












Первая историческая эпоха.


1

1

Путешествие в страну История

История, Всеобщая (всемирная) история, история Древнего мира, исторический источник, археология, этнография

Знать, что изучает история, из чего складываются исторические знания.

Самостоятель­ная работа уча­щихся с текстом учебника, бе­седа по прочи­танному, рас­сказ учителя, работа с новыми терминами

2

1

Как заглянуть в прошлое.

Наша эра, до нашей эры, год, век, тысячелетие

Научатся объяснять, как историки узнают о том, что было в прошлом, используя терминологию, как воссоздаётся научная картина исторического прошлого. Уметь ориентироваться на ленте времени.

Работа с лентой времени. Решение исторических задач

Тестовая проверка знаний

3

1

Первые люди

Первобыт­ные люди, человече­ское стадо, охота, собиратель­ство, орудия труда, «человек умелый»

Научатся объяснять происхождение людей и зарождение человеческого общества. Смогут выявлять причины и следствия эволюции. Определять своё отношение к научному и религиозному взглядам на происхождение человека.

Рассказ, беседа, работа по карте, работа с тек­стом учебника, работа в рабо­чей тетради

Фронталь­ная беседа с классом по вопросам

4

1

Первые шаги разума.

«Человек разумный», род, сородич, родовая община, «присваи­вающее хо­зяйство»

Научатся выявлять главные особенности первобытного общества. Объяснять главную суть родоплеменных отношений в родовой общине. Объяснять причинно - следственные связи выживания человека, образование рас. Уметь выявлять гуманистические и нравственные ценности первобытного общества. Давать оценку первобытной морали

Работа с тек­стом учебника, работа с иллю­страциями учебника, ра­бота в тетради, работа с новыми терминами

Фронталь­ная беседа с классом по вопросам, стр. 11

5

1

Первые художники и волшебники.

Первые пастухи и хлеборобы.

Искусство, религия, духи, душа, молитвы

Выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей. Объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Выделять истоки современных представлений и обычаев, зародившихся в первобытном мире. Давать и объяснять свои оценки представлений и обычаев первобытных людей с позиций современного человека.

Рассказ учителя, беседа, работа над новыми по­нятиями, работа в тетради,

Инд. работа по карточке - отв. на вопр. «Что помогло первобыт­ным людям выжить в новых при­родных ус­ловиях»;

решение творческих задач с классом

6

1

Семья


7

1

Первые мастера и воины.

Ремесло, ремеслен­ник, неравенство, знать, раб, царь, соседская община

Выявлять главные особенности жизни пашенных земледельцев, ремесленников и торговцев. Выявлять причины образования соседских общин и определять последствия изменений. Давать свою оценку историческим событиям и явлениям

Рассказ учителя, работа с иллюстрациями учебника; работа над новыми понятиями

Индивидуальная работа по карточкам

8

1

Первые цари и грамотеи.

Неравенство, знать, раб, царь, соседская община, государство

Выявлять главное в процессе перехода человечества на ступень цивилизации. Определить, черты какого общества более свойственны современному обществу. Выявить нравственные ценности цивилизации.

Ра­бота по схеме «Образование государства»; работа над новыми понятиями

Словарно-терминологическая работа (исторический диктант - 10-12 понятий)

9

1

Общий взгляд на Первобытный мир

Выявлять главное в первобытной истории человечества. Уметь ориентироваться в историческом времени, используя ленту времени. Выявлять логическую последовательность развития человеческого общества

Игра - путеше­ствие по стан­циям: «Рассказкино», «Картово», «Задачкино», «Отгадайкино»,«Кроссвордово»

10

1

Контрольная работа «Первая историческая эпоха»

Контрольная работа



Цивилизации Древнего Востока

11

1

Царство в долине Нила.

Боги древнего Египта.

Папирус, иероглиф, свиток, пороги, дельта, оазисы, дамбы, каналы

Выделять признаки государства. Обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории египтян. Уметь объяснять, как природные условия и развитие хозяйства повлияли на становление цивилизации

Рассказ учителя, работа с тек­стом учебника, работа с иллю­страциями учебника, с ис­торическим ис­точником; ра­бота над новы­ми поня­тиями

Фронталь­ная беседа с классом по вопросам

12

1

Возникновение религий

Научиться выделять особенности религии Выявить причинно-следственные связи между хозяйственной деятельностью и богами.

Работа с тек­стом учебника

Фронталь­ная беседа с классом по вопросам, или истори­ческий дик­тант, или индивиду­альная ра­бота по кар­точке

13

1

Искусство строителей пирамид.

Пирамида,

Большой сфинкс, «чудеса света», обелиски, колонны,

культура, архитектура, скульптура, живопись

Научиться объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религией древних египтян. Почему достижения искусства древнего Египта стали достижениями современных цивилизаций. Уметь давать собственную оценку порядков египетского общества.

Работа с учебником - груп­повая.

Заполне­ние таб­лицы

14

1

В гостях у египтян.

Пороги, дельта, оазисы, дамбы, каналы.

Фараон, вельможи, крестьяне, ремеслен­ники, писцы, налог

Научиться объяснять разнообразие египетского общества. Сравнить роль и образ жизни разных слоёв общества. Понимать, почему простые труженики были довольны судьбой. Давать оценку делению общества.

Самостоятель­ная работа с текстом учеб­ника, беседа по вопросам, ра­бота над новы­ми понятиями

Фронталь­ная беседа с классом по вопросам, или истори­ческий дик­тант, или индивиду­альная ра­бота по кар­точке

15

1

Расцвет Египетского царства.

Пехота, пехотинцы, колесницы, колесничие, наемное войско

Научиться выявлять причины и последствия расцвета египетского царства. Уметь работать с картой.

Рассказ учителя; работа с картой; работа в рабо­чей тетради; со­ставление схемы; заполне­ние таблицы

Тест

16-17

2

Повторительно - обобщающий урок по теме «Древний Египет»

Разгадыва­ние истори­ческого кроссворда

Разгадыва­ние истори­ческого кроссворда

Игра «историческая эстафета». Этапы: состав­ление рассказа, решение твор­ческой задачи, разгадывание кроссворда, ра­бота с картой, знание терми­нов и дат.

18

1

Цивилизация в междуречье.

Клинопись, шумеры

Уметь сравнивать цивилизации. Уметь характеризовать хозяйство междуречья. Уметь определять свою позицию в отношении правителей междуречья.

Рассказ, беседа, работа по карте, работа с исто­рическим доку­ментом (Хре­стоматия стр. 58), самостоя­тельная работа учащихся с тек­стом учебника

19

1

Законы Вавилонского царства.

Закон, аренда, ростовщик

Уметь объяснять особенности образования и развития народов и государств Западной Азии. Причины и следствия быстрого развития Междуречья. Давать собственную оценку представлениям о справедливости вавилонского царя.

Работа с клас­сом - объясне­ния учителя +вопросы к классу+работа в тетрадях

20

1

Ассирийское железное царство.

Таран,

Держава

Уметь объяснять, как Ассирии удалось стать великой державой. Причины и следствия образования и гибели мировой державы.

Рассказ учителя, беседа с учащи­мися, работа по карте, работа по картине

Разверну­тый ответ на вопрос «О чем расска­зывают за­коны Хам­мурапи»

21

1

Евреи - народ Библии.

Библия, Ветхий Завет, заповеди, израильтян, скрижали,

миф, предание

Сравнить историю евреев и древних народов. Выявить общее и отличия. Уметь объяснять, как религия влияет на историю людей. Нравственные ценности религии евреев.

Комментиро­ванное чтение - работа с древ­ними еврей­скими мифами.

Объяснение но­вых понятий.

Устный от­вет по кар­точкам

22

1

Персидская мировая держава.

Персы. Зороастризм

Уметь объяснять процесс образования персидской державы.

Знать причины победы Персии. Давать оценку методам создания и сохранения державы персидскими царями.

Рассказ учителя, работа с тек­стом учебника, беседа, работа с историческими документами

Выполнение заданий в рабочей тетради

23-24

2

Индия - родина Будды.

Индийцы, джунгли.

Касты. Буддизм

Касты: брахманы, воины, земледельцы, слуги

Уметь выявлять признаки цивилизации. Понять причины распространения буддизма. Сравнивать религии

Объяснение учителя, работа в тетрадях, составление таб­лицы; чтение инд. легенды.

Словарно-терминоло­гическая работа

25-26

2

Китайская мудрость Конфуция.

Конфуциан­ство.

Бамбук, иероглифы. Гунны

Уметь выявлять признаки цивилизации. Уметь выделять причинно-следственные связи. Научиться выявлять гуманистические ценности конфуцианства.

Работа по карте, рассказ учителя, работа с историческим доку­ментом, сооб­щения учащихся о пись­менности и кни­гах др. китай­цев; выполне­ние задания в рабочих тетрадях

Тестовая проверка знаний

27

1

Уникальное политико-географическое положение Амурской области.

Уметь сравнивать цивилизации, выделять общие черты. Уметь объяснять разнообразие.

Выполнение заданий

28

1

Контрольный урок «Цивилизации Древнего Востока»

Контрольная работа



Первая цивилизация Запада

29

1

У истоков греческой культуры

Эллада, эллины.

Лабиринт. Мифы.

Крылатые выражения: «Нить Ари­адны», «По­лет Икара»

Уметь выделять признаки цивилизации. Уметь сравнивать. Анализ источников. Уметь выявлять гуманистические ценности древних греков.

Рассказ учителя, работа по карте, работа в тетради - прием сравнения - особые природные ус­ловия (Др. Гре­ции и Египта), чтение мифов, беседа по прочитанному; словарная работа

30

1

Времена Гомера

Крылатые выражения:

«Яблоко раздора»,

«Суд Пари­са», «троянский конь»,

«ахиллесова пята», «между Сциллой и Харибдой»

Научиться анализировать источники, объединяя факты и понятия в целостную картину. Уметь сравнивать современные ценности с ценностями древних греков.

Коммент. чтение текста учебника; беседа по прочи­танному;

Сообщ. уч-ся о жизни древнегр. Поэта Гомера

Выполн. зад. в рабочей тетради

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Картогра­фический диктант

31

1

Города-государства Эллады

Полисы, демос, ареопаг, архонт,

долговое рабство, знать, аристократы, аристокра­тия

Выявлять отличительные особенности древнегреческих полисов. Уметь сравнивать современное общество с древнегреческим полисом. Научиться выявлять причины единства полисов Эллады. Сравнить моральные принципы граждан полисов с современными людьми.

Рассказ учителя,

работа с текстом учебника, работа в тетради, словарная работа

Текущий контроль знаний и умений - тест - опрос

32

1

Олимпийские боги

Мифы, мифология, религия

Объяснять особенности древнегреческой религии. Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов.

Работа с учебником; заполне­ние таблицы; рассказ учителя; сообщения учащихся

Текущий контроль знаний и умений - тест - опрос

33

1

Афинская демократия и спартанские нравы.

Реформы, демократия,

Граждане,

Народное собрание, Илоты,

«лаконичная речь»

Научиться делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов. Уметь выделять признаки демократии и аристократии. Выделять причинно-следственные связи противостояния полисов. Давать собственную оценку порядкам Афин и Спарты.

Рассказ учителя,

работа с тек­стом учебника, работа в тет­ради, словарная работа

Устный воп­рос по за­данию в рабочей тетради

34

1

Эллинское воспитание.

Атлет, пятиборье, ипподром

Научиться выявлять цели и средства древнегреческого воспитания. Уметь давать оценки правилам древнегреческого воспитания

Рассказ учителя, сообщения учащихся

1) Прием сравнения: - обществен­ное и государственное устройство Спарты и Афинского государства - образ жизни спар­танцев и илотов

2) высказать свое сужде­ние по во­просу о воспитании спартанцев

35-36

2

Великая греческая колонизация

Колония,

Эллада, эллины

Научиться выявлять причинно-следственные связи греческой колонизации. Научиться давать собственную оценку действиям греков по отношению к местным жителям

Работа с исто­рической кар­той, беседа с учащимися, ра­бота в тетрадях, рассказ учителя, работа с тек­стом учебника

Картогра­фический диктант

37

1

Эллада против царя царей.

Стратег, фаланга

Анализируя события войн, выявить причины победы греков над персами.

Рассказ учителя, самостоятель­ная работа уча­щихся с текстом учебника, за­полнение таб­лицы в тетрадях

Фронталь­ная беседа по вопросам

38-39

2

Афинская свобода рабовладельцев

Стратег, оратор,

Демократия

Научиться выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции. Давать нравственную оценку рабовладению

Работа с тек­стом учебника, составление схемы, работа с историческим документом; со­ставление ха­рактеристики исторического деятеля - Пе­рикла

Работа по карточкам

40

1

Столица искусств Эллады

Театр, орхестра, скене

Выявлять главные особенности древнегреческого искусства.

Самостоятель­ная работа уча­щихся с текстом - составление рассказа (работа в группах)

Историче­ский дик­тант

41

1

Мудрецы Древней Греции.

Оратор, красноречие

Уметь выделять главное во взглядах древнегреческих философов. Уметь давать оценку взглядам Сократа.

Рассказ учителя, работа с тек­стом учебника, работа в рабо­чей тетради, ра­бота с новыми терминами

Фронталь­ная беседа по вопросам

42

1

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния, воздаяния.


43

1

Контрольный урок «Первая цивилизация Запада»

Контрольная работа



Империи эллинов и римлян.


44

1

Покорители свободных греков

Уметь выявлять причины ослабления Греции. Умение работать с картой.

Объяснения учителя, работа в тетрадях - от­личия македон­ского войско от греческого.

45

1

Завоевания Александра Македонского

Фаланга, конница, осадные башни

Уметь выявлять причины побед Александра Македонского и последствия для покорённых народов. Уметь давать нравственную оценку поступкам Александра.

Самостоятель­ная работа уча­щихся с текстом и атласами - ра­бота в тетра­дях - просле­дить по карте движение армии А. Маке­дон­ского и найти основные места сражения; хро­нология

Работа по карточкам

46-47

2

Эллинистическая цивилизация.

«чудеса света», Музей

Сравнивая признаки запада и востока, уметь делать выводы о слиянии или раздельном сосуществовании двух цивилизаций

Рассказ учителя +

игра - путеше­ствие по г. Александрии

+

сообщения учащихся

Терминоло­гический письменный опрос. Работа по карточкам - установить последова­тельность событий

48

1

Рим - от царей к республике.

Латины, весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат

Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией уметь делать вывод о схожести или различии этих цивилизаций. Понимать причины смены царской власти на республиканскую.

Объяснение учителя, работа с исторической картой; работа с учебником; сло­варная работа;

работа с кон­турной картой

49

1

Рим - властелин Италии.

Галлы, республика, консул, народный трибун, «право вето»

Уметь работать с картой. Уметь выделять главное в завоевательных походах Рима, их причины и следствия.

Рассказ учителя о республике римлян по схеме, работа учащихся с тек­стом учебника, беседа по во­просам, выпол­нение заданий в рабочей тетради

Тест - опрос

50

1

Хозяин Западного Средиземноморья

Война

Выявлять главное в пунических войнах. Уметь анализировать войны на примере Пунической войны.

Самостоятель­ная работа уча­щихся с текстом учебника - со­ставить план-конспект по теме

Фронталь­ная беседа по вопросам

51

1

Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации

»

Анализируя завоевания римской империи, уметь делать вывод об особенностях превращения Рима в великую державу. Уметь располагать во времени последовательность событий. Уметь выявлять причины и следствия завоеваний.

Рассказ учителя,

работа по карте, составление таблицы, беседа по вопросам, работа с ил­люстр. учебника

52

1

Перемена римских нравов.

Научиться выделять главное в перемене римских нравов. Выделить последствия распространения греческой культуры для римлян.

Рассказ учителя,

работа с тек­стом учебника,

Решение кроссворда в раб. тетр.

53-

1

Войны граждан и рабов.

Имение, раб, рабство, амфитеатр,

гладиаторы.

Уметь выделять главное. Уметь выявлять причинно- следственные начала гражданских войн. Уметь давать оценку восстанию рабов.

Работа с исто­рическими до­кументами, во­просы к доку­ментам; сообщение уче­ника о гладиа­торских школах

Фронталь­ная беседа по вопросам

54

1

Амурская область в годы Великой Отечественной войны.

ВОВ война

Уметь выделять главное. Уметь выявлять причинно- следственные начала

рассказ учителя;

Фронталь­ная беседа по вопросам

55

1

От республики к диктатуре

Диктатор, ветеран, «перейти Рубикон»,

«жребий брошен»

Используя историческую карту, последовательно располагать события гражданских войн в период падения республики. Выявлять причины уничтожения республики.

Самостоятель­ная работа уча­щихся с текстом учебника - что предпринял Це­зарь для укреп­ления своей власти

Работа с исто­рическим до­ку­ментом, беседа по прочитан­ному

56

1

Первые римские императоры

Империя, император, претори­анцы

Уметь выявлять главные признаки императорской власти. Выделять причины нелюбви римлян к императорам-деспотам. Оценивать деятельность императоров.

Рассказ учителя, комментиро­ванное чтение параграфа, ра­бота в тетрадях - установить последователь­ность событий

Тест

57

1

Расцвет античной культуры

Термы, достопри­мечатель­ность

Уметь делать выводы об особенностях античной греко-римской культуры. Уметь выявлять причинно-следственные связи с её истоками и с современностью.

Индивидуаль­ная работа по карточкам - со­ставление таб­лицы

Дифферен. работа уча­щихся по карточкам письменно на листоч­ках

58-59

2

Золотой век Римской империи.

Колоны, «рабы с хи­жинами»

Сравнить правление римских императоров, сделать вывод о целесообразности и пользе их деяний для империи. Уметь объяснить своё отношение к деятельности императоров.

Рассказ учителя, работа с тек­стом учебника, работа в раб. тетр., словарная работа, состав­ление схемы

Выполнение заданий в рабочей тетради

60

1

Добрая весть христианства.

Римская империя,

Палестина

Выявлять особенности христианства как новой религии. Выделить причины распространения христианства среди римлян. Давать нравственную оценку учению.

Комментиро­ванное чтение параграфа

Беседа с уча­щимися

Фронталь­ная беседа по вопросам

61-62

2

Заря христианского мира.

Варвары

Уметь находить отличительные особенности управления империей во 2 и 4 веках. Уметь выделять причины принятия христианской религии как государственной.

Работа с тек­стом учебника, беседа по про­читан­ному, рас­сказ учителя, работа по карте

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тестирование

63-64

2

Закат античного мира.

Варвары, вандалы, готы

Уметь выделять этапы и рубежи главных событий. Уметь работать с картой. Уметь выделять причины падения Западной Римской империи.

Работа по карте, работа с тек­стом учебника, беседа по про­читан­ному

Фронтальный опрос. Работа с карточками

65-66

1

Общий взгляд на империи эллинов и римлян.

Уметь выделять признаки цивилизаций. Работать с лентой времени. Ориентироваться по карте.

Работа с картой и лентой времени.

Работа по карточкам

67

1

Контрольный урок «Империя эллинов и римлян»

Контрольный тест

68-69

1

Перспективы социально-экономического развития Амурской области.


70

1

Итоговый урок контроля.

Контрольная работа за курс 5 класса

Итого

70






© 2010-2022