Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории

Тема: «Быт 15-16 веков в России»

Цели:

-охарактеризовать быт горожан, крестьян и высших сословий;

- развивать наглядно - образное мышление; память, внимание;

- воспитывать ответственное отношение к результатам труда.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: административные здания, кафтан, лампада, тулуп, душегрея, сруб избы, венец избы.

УУД:

Регулятивные: планировать действия в соответствие с поставленными задачами; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и согласовывать её с позицией одноклассников, осуществлять взаимоконтроль; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.) действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

Формируемые компетенции: ставить конкретную педагогическую задачу, цель; обеспечивать включение всех школьников в различные виды деятельности, организовывать деятельность коллектива; помогать учащимся преодолевать затруднения; формулировать вопросы в доступной форме; соблюдать оптимальный темп речи.

Оборудование: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России» 6 кл., «Рабочая тетрадь»; презентация; карточки с заданиями.

Ход урока:


Организует на работу, использует мотивирующие приемы.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

-Как вы понимаете смысл пословицы «Корень учения горек, да плод его сладок»?

Надеюсь, что вы на уроке будете активно работать и откроете для себя интересное и полезное.

Приветствуют учителя.

Устанавливают зрительный контакт.

Проверяют готовность к уроку.

Анализируют, высказывают свои предположения.

II. Актуализация знаний.

-Какое задание вам было на дом?

-Начинаем нашу пресс - конференцию.

Отвечают на поставленные вопросы.

Нужно было подготовить к выступлению на пресс-конференции с участием выдающихся зодчих и живописцев, которым «журналисты» задают ряд вопросов о их творческой деятельности.

Учащиеся, выступающие от имени Андрея Рублева, Феофана Грека, Пьетро Солари, А. Фиораванти и др., отвечают на заранее подготовленные вопросы.

III. Проблемное объяснение и фиксирование новых знаний.

-Тема урока: «Быт XV - XVI веков»

-Что такое быт?

-Один ученик зачитывает определение из словаря, другой из интернет - ресурса.






-Исходя из определения, какие задачи мы поставим перед собой на урок?

Организует с обучающимися беседу (вопросно - ответную форму работы).

-Ответьте на вопрос, какое назначение имели города в XV - XVI?

-Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо изучить текст учебника на с. 245-247.

-Где располагались города?

-Т.к. каменные и кирпичные укрепления были в XVI веке большой редкостью, то возводили города с каким укреплением?

-Где располагались административные здания?

-Что такое административное здание?

-Кого называли дворниками?

-Для чего строили осадные избы?




-Где проживало торгово - ремесленное население?


-Что являлось центром торговой и общественной жизни?

-Ребята, где в современном мире проживают люди?

-А кто знает, какое жилье было самым распространенным на Руси?

-Что такое изба?




-О том, как строились избы, нам подготовил доклад…






-Что же такое венец?

-Что называют срубом?

Много места занимала печь, на которой располагалась лежанка- спальное место для детей и стариков на печи.

К стенам избы крепили лавки, к ним придвигался длинный стол. В углу вешали иконы и перед ними зажигали лампаду -небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом.

-Кто знает, какой обычай существовал на Руси, связанный с баней?

-Следующее, с чем мы познакомимся - это одежда.

Рубаха и порты по - прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан.




-Что носили на ногах крестьяне?

-Как вы думаете, сколько пар лаптей в год изнашивал крестьянин? до 60 пар.

-Кто знает, в чем люди ходили зимой?

Так как шубы быстро изнашивались, поверх надевали кафтан.


О женской одежде нам расскажет доклад…


-Одежда знати отличалась от простонародной особой пышностью. Богатые люди любили украшать одежду мехами темных цветов, которые подчеркивали изящество золотых и серебряных тканей. Вышивка на парче, кружева, жемчуг, драгоценные камни, обилие одежд, надевавшихся одна на другую, - все это отличало представителя знати от простолюдина.


-Изучая быт, мы не можем не познакомиться с едой людей того времени.

Прочитайте раздел параграфа «Еда» с. 253 - 254.

Вам необходимо заполнить карточку.

По окончанию работы организует проверку.

Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

Высказывают свои предположения.

(Толковый словарь Ожигова С.И.)

БЫТ - БЫТ, -а, о быте, в быту, муж. Жизненный уклад, повседневная жизнь. (стало повседневным).

(Википедия) Быт - часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в:

  • пище

  • одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.)

  • жилье́

  • поддержании физического здоровья

Ставят задачи на урок.

Учащиеся предполагают, высказывают свое мнение и приходят к выводу, что это необходимо узнать.

Работают с текстом учебника, отвечают на поставленные вопросы.

Новые города служили прежде всего опорными военными пунктами.

Города располагали в местностях, где была естественная водная защита.

Возводили города с деревянными либо земляными укреплениями.

Располагались за внутренними стенами города, прежде всего ставилась приказная изба, где сосредотачивалось управление города.

Здание, где размещались органы власти.

Это особые люди, которым в мирное время помещики оставляя свои дома на попечение.

Осадные избы строили для окрестного люда на случай военного времени.

Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

Проживало в посаде. Улицы посада носили названия по имени церквей, построенных на них (Дмитровская, Воскресенская, Успенская), или же по занятиям проживающих людей (Калачная, Ямская).

Обыкновенно все улицы посада с разных сторон сходились к площади, которая была центром торговой и общественной жизни.

В домах, квартирах.

Это русская изба. Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

Бревенчатые рубленные жилые дома.

Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

Обучающийся выступает с докладом о том, как строились избы.

Избы возводили как крестьяне, так и горожане. Изба строилась из крупных круглых бревен сосны или ели. Четыре бревна соединялись в четырехугольник и связывались на концах. Такое сооружение называлось венцом. Воздвигая венец на венец, делали сруб дома. С двух противоположных сторон венцы постепенно уменьшались в длине и сводились на нет, образуя основу для двускатной крыши. Потолка в избе не было. Поэтому крышу делали особо прочной и не пропускающей холод.

Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

На бревна накладывали широкие полосы вываренной береты. Сверху крышу накрывали плотным слоем соломы. Русская изба, как правило, состояла из одного жилого помещения. Иногда крестьянский дом имел холодную горницу, отделяемую от теплой избы сенями. К сеням пристраивалось крыльцо, которое нередко украшали деревянной резьбой.

Распарившись в бане, бросаться в холодную воду реки или озера либо в снежный сугроб. Это закаляло людей.

Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

Крестьяне носили лапти.

Предполагают.

Зимой люди ходили в коротких овчинных шубах - тулупах.

Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

Обучающийся выступает с заранее подготовленный докладом.

В женской одежде было больше разнообразия, оно достигалось за счет использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Основным элементом одежды была льняная рубаха. Поверх рубахи одевали сарафан с пуговицами во всю длину. На сарафан надевали душегрею - короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьяне носили овчинные шубы. На ногах лапти.

Конспект урока истории Быт 15-16 веков в России

Знакомятся с разделом «Еда», заполняют карточку.

Праздничные блюда:_____________

Блюда, которые можно есть в церковный пост:_________________

Блюда, для еды по будням:________



V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Откройте рабочую тетрадь

Вариант 1на с. 89 выполните задание № 3.



Вариант 2 с. 90 задание №4.

-На доске представлена таблица, проверти по эталону, правильно ли вы заполнили таблицу и исправьте имеющиеся ошибки.

-Какие традиционные блюда сохранились в современной кухне?

Вариант 1 записываю, о чем свидетельствовали русские поговорки.

«Калачом не заманишь», «Хлеб всему голова», «Где щи да каша, там и место наше», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной», « «Киселем брюха не испортишь».

После выполнения задания, зачитывают ответы, доказывают свое мнение, слушают и исправляют при необходимости.

Заполняют таблицу «Пища русских людей» («накрывают» стол крестьянина в будни и праздники)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организует рефлексию учебной деятельности:

-С какой темой мы познакомились на уроке?

- Что у вас получилось на уроке?

- В чем испытывали трудность?

Домашнее задание:

учить с. 245- 254; задание №1-2 в рабочей тетради.

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение, оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.


© 2010-2022