Технологическая карта урока истории Внутренняя политика Екатерины II

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока истории

Автор

Учитель истории Кистинева Татьяна Петровна

Предмет

История

Класс

7 класс

Тип урока

«Открытие» новых знаний

Тема

Внутренняя политика Екатерины II

Задачи

1) Образовательная: сформировать представление о внутренней политике Екатерины II.

2) Развивающая: развить навыки групповой работы, умение самостоятельно получать информацию.

3) Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.

Термины, понятия

«Просвещенный абсолютизм», секуляризация, каторга, монополия.

Образовательные ресурсы

Учебник «История России» для 7 класса. (ФГОС) А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014 г.

Рабочая тетрадь для 7 класса «История России конец XVI-XVIII век, пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. - 7-е изд. - М.: «Просвещение», 2014г.


Планируемые результаты

Владеют базовыми понятиями по теме

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;

- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- планирование;

- коррекция;

- оценка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная (Ф)

Групповая работа (Г)

Индивидуальная (И)

Компьютер, медиапроектор, презентация.

Задания для работы в группах, раздаточный материал.

Работа в тетради на печатной основе.

Организация структуры урока

Организационный момент. (1 мин.)

Цель деятельности

1 этап. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Мотивирование к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! (Слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок. Нас к себе в гости пригласила замечательная дама, которая оставила неизгладимый след в истории России - это Екатерина II. Она управляла страной 34 года - это целая эпоха!

Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?

Учащиеся: О Екатерине II.

Учитель: Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему: «Внутренняя политика Екатерины II» - запишите название в тетрадь. (Слайд 2)

2 этап. Актуализация знаний (2 мин.)

Выявить уровень знаний по изученному материалу. Определить типичные недостатки и ошибки. Систематизировать теоретические знания.

Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 3) Здесь у нас представлены правители России в период Дворцовых переворотов. Давайте поможем им найти свои законные места.

Учащиеся расставляют верную последовательность правления императоров и императриц (Слайд 4).

Учитель: Итак, к власти пришла Екатерина II. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?

Учащиеся: Личность Екатерины II, какова была ее внутренняя политика.

Предполагаемые ответы учащихся вывешиваются на доске учителем, а также представлены на слайде 5. Приложение 1.

Учитель: Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Сегодня на уроке мы должны разобрать следующие вопросы: (Слайд 6)

  1. Личность Екатерины II.

  2. Политика «просвещенного абсолютизма».

  3. Уложенная комиссия.

  4. «Золотой век» российского дворянства.

3 этап. Объяснение нового материала. (15 мин)

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока, побуждать учащихся самих искать решение задач.

Учитель: (Слайд 7, видеоролик) В 17-летнем возрасте Петр III вступил в брак с немецкой Ангальт-Цербскою княжною, которая при обращении в православие приняла имя Екатерина II. Екатерина II необыкновенная личность. Она отличалась светлым умом и вскоре по приезде в Россию хорошо ознакомилась с религией и историей своего нового отечества, с его народными обычаями и так основательно изучила русский язык, что в разговоре могла употреблять пословицы и поговорки. Она всегда стремилась к власти. И пришла на русский трон, не имея законных прав на престол. Поэтому в государственных делах она была осторожной, чтобы избежать нового дворцового переворота. Одним направлением ее политики были мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма», а другим - усиление репрессивных мер.

Работа со слайдом 8 (на слайде представлены идеи просвещения и репрессивные меры - укрепление положения дворянства).

Учитель: Как вы считаете, идеи просвещения в политике Екатерины II могут сочетаться с укреплением роли дворянства?

Учащиеся: Нет, это делало ее политику противоречивой.

Учитель: Давайте с вами обратимся к словарю на стр. 201 учебника и узнаем, что же такое «Просвещенный абсолютизм».

Учащиеся: «Просвещенный абсолютизм» - это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества. (Слайд 9)

Учитель: (Слайд 10) Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися французскими мыслителями Вольтером, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей разработала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Используя текст документа на стр.199 учебника, ответьте на вопрос, как видела императрица основы своей внутренней политики?

Учащиеся: способствовать расцвету государства; просвещение нации; учредить хорошую полицию; ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.

Учитель: В духе политики «просвещенного абсолютизма» императрица созвала Уложенную комиссию для разработки нового свода законов. К разработке данного документа Екатерина II привлекла выборных депутатов от сословий. Давайте с вами посмотрим состав и требования участников Уложенной комиссии.

(Класс разделен на 4 группы. Учитель перед уроком определяет учеников к одной из групп: депутаты от дворян, депутаты от нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири, депутаты от государственных крестьян, депутаты от купечества).

Учитель: Ребят, представьте себе, что вы являетесь представителем той группы населения, которая лежит у вас на листочке на парте. Каковы были бы ваши требования? (Чтобы ответить на вопрос можно воспользоваться текстом учебника на стр.195). Приложение 2

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: Как вы думаете, почему участники Уложенной комиссии не могли прийти к общему мнению?

Учащиеся: Представители спорили каждый о своем.

Учитель: Екатерина приостановила деятельность комиссии в связи с началом Русско-турецкой войны. Больше она не созывалась. Императрица опиралась на дворянское сословие и в его интересах осуществила ряд важных мероприятий. Какие? Давайте с вами узнаем, зачитав стр.196 учебника, и выполним задание в тетради на печатной основе № 4 стр.65.

Проверка работы в тетради.

Учащиеся: верный ответ под буквой г - принятие нового Соборного Уложения.

Учитель: В 1785 году был издан главный документ в пользу дворян - «Жалованная грамота дворянству». В нем были собраны воедино и подтверждены все привилегии дворян.

5 этап. Проверка усвоения новых знаний (5 мин.)

Провести первичное обобщение. Организовать деятельность по применению новых знаний.

Учитель: на экране предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради. (Слайд 11)

Проверка учащимися самостоятельно своих ответов по слайду 12.

6 этап. Итоги урока. Рефлексия (3 мин.)

Анализ успешности усвоения материала.

  1. Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока?

  2. Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?

7 этап. Выставление оценок (1 мин.)

8 этап. Домашнее задание (1 мин.)

Дать информацию и инструктаж по д/з.

параграф 24, задание 1 стр.64 (слайд 13)

Приложение 1














Какая она?













































Внутренняя политика

















Значение проводимых реформ





















Приложение 2


Депутаты от дворян


Депутаты от нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири


Депутаты от государственных крестьян



Депутаты от купечества






© 2010-2022