Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс. Пояснительная записка. Статус документа Рабочая  программа по истории для 6 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 225», учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, авторской программы под ред. В.А. Ведюшкина «История средних веков» и авторской программы: «История Россия с древности до конца XVI века 6 класс» для общеобразовательных учреждений, авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. М. В преподавании используется учебники Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, М: «Просвещение», 2014 и  «История России с древнейших времен до конца 16 века». Автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М., «Просвещение», 2014 г. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса школы, возрастных особенностей учащихся, определяет набор работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Структура документа          Программа включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 6 класс; оснащение, контрольно-измерительные материалы, список литературы. Общая характеристика учебного предмета Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историч... Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: ·         сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; ·         осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; ·         охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия; ·         показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по истории 6 класс.

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 225», учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, авторской программы под ред. В.А. Ведюшкина «История средних веков» и авторской программы: «История Россия с древности до конца XVI века 6 класс» для общеобразовательных учреждений, авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. М.

В преподавании используется учебники Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, М: «Просвещение», 2014 и «История России с древнейших времен до конца 16 века». Автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М., «Просвещение», 2014 г.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса школы, возрастных особенностей учащихся, определяет набор работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Структура документа

Программа включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 6 класс; оснащение, контрольно-измерительные материалы, список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;

  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «СОШ № 225» отводит 68 часов на изучение истории в 6 классе. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Классы

Объем учебного времени

Разделы программы

История России

Всеобщая история

6 класс

68 ч

История средних веков - 40 ч.

История России с древнейших времен до конца 16 века - 28 ч.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе изучения курса у учащихся должны быть сформированы умения:

- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;

- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;

- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

- полемизировать и отстаивать свои взгляды;

- самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

- работать с исторической картой;

- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.


Результаты обучения

Результатом обучения истории в 6-м классе будет овладение учащимися знаний и

умений по Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и

духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в

повседневной жизни. В результате изучения курса учащиеся должны(знать/понимать):

-основные этапы, ключевые события и выдающихся деятелей Всемирной истории и

истории России в изучаемый период;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-базовые термины и понятия, а так же виды исторических источников периода;

В течении изучения курса учащиеся должны овладеть навыками:

-соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание

необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников

культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических

источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе

сочинений, отчетов об экскурсиях, рефератов)

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные

черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и

события по заданному признаку;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории

России и всеобщей истории, достижениям отечественной культуры.

содержание учебного предмета.

МОДУЛЬ I. «История средних веков», 6 класс 40 ч.

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-ХШ вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских

королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе.

Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства.

Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры

Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византия. Османская империя.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая

церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахе. Ереси и борьба церкви

против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и

правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные

повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Государства Европы в Х1V-ХV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные

штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая

хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в ХIV-ХV вв.

Кризис европейского сословного общества в ХГУ-ХУ вв. Столетняя война; причины и итоги.

Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия.

Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское

движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV - ХV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская

литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в

архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика, Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-ХV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах.

Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские

восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание

государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение

монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования,

особенности хозяйственной жизни.

МОДУЛЬ II. «История России с древнейших времен до конца 16 века» 28 ч.

Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Восточные славяне и Древняя Русь

Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное устройство.

Соседи восточных славян. Тюркский, Аварский и Хазарский каганаты. Волжская Булгария и Византия. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир Святославич. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Христианство и язычество.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика Ярослава Мудрого, международный авторитет Древней Руси.

Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Русской Правда - главный источник по истории общественных отношений в Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин.

Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос. Письменность и грамотность. Начало летописания. Нестор. Литература (слово, житие). Деревянное и каменное зодчество, монументальная живопись (мозаики, фрески), декоративно-прикладное искусство. Значение древнерусской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Политическая раздробленность на Руси

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Мономах. Окончательный распад Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке ЛСалке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром^ Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Московская Русь в XIV - начале XVI вв.

Начало усиления Московского княжества. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Начало правления Дмитрия Донского. Борьба Москвы за политическое первенство. Роль Русской православной церкви. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в. Василий I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши, его последствия. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого суверенного Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Русское государство в конце XV - начале XVI вв. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Роль монастырей. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Культура Руси ХГУ - начала XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры. Культурный подъем Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. Важнейшие памятники литературы (куликовский цикл, житийная литература, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев.

Россия в период правления Ивана IV Грозного

Начало правления Ивана ГУ. Реформы Избранной рады. Регентство Елены Глинской. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военная реформа.

Внешняя политика Ивана ГУ. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина и окончание царствования Ивана Грозного. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Поход Ивана IV на Новгород. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного.

Культура XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Развитие архитектуры: строительство шатровых храмов, оборонное зодчество. Иконопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства.

Быт и нравы ХУ-ХУ1 вв. Город и село. Особенности материальной культуры: пища, жилище, одежда, транспорт. «Домострой» - источник по истории быта и нравов России XVI в.



Тематическое планирование уроков по истории Средних веков, 6 класс.

Раздел программы


№ урока


Тема урока


Дата


Прим.


Коррекция





план

факт



Раннее средневековье.13ч.











1

Что изучает история средних веков



с. 6-10


2

Древние германцы и Римская империя



§1


3

Королевство франков и христианская церковь в У1-УШ веках



§2


4-5


Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.



§3




6

Западная Европа в IХ-ХI веках



§4


7

Англия в раннее средневековье. Культура раннего Средневековья



§5


8-9

Византийская империя. Культура Византии.



§6-7


10

Образование славянских государств



§8


11


Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад



§9


12

Культура стран халифата



§10


13

Урок повторения





Расцвет средневековья. 10ч.









14

Средневековый замок и рыцари



§11


15

Средневековая деревня и ее обитатели



§12


16

Формирование средневековых городов



§13


17

Горожане и их образ жизни



§14


18


Католическая церковь и духовенство. Церковь и ересь



§15




19-20

Крестовые походы



§16


21

Объединение Франции



§ 17


22

Англия в ХI-ХII вв.



§ 18




23

Урок повторения





Позднее средневековье. 11ч.










24-25

Столетняя война



§ 19


26


Усиление королевской власти в к. XV в. во Франции и Англии




§21




27


Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове




§22




28


Феодальная раздробленность в Германии и Италии в ХI-ХV вв.




§23-24




29

Гуситское движение в Чехии



§25


30

Османская империя в ХIV-ХVI вв.



§26


31


Образование и философия. Средневековая литература и искусство




§27-28




32-33

Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения




§29-30




34

Урок повторения





Народы Азии, Америки и Африки в средние века. 6ч.







35

Средневековый Китай



§31


36

Индия. Государства и культура.



§32


37

Цивилизации Американского континента.



§33


38

Африка



§34


39-40

Урок повторения













Тематическое планирование уроков истории России, 6 класс.

Раздел программы

№ урока

Тема урока

Дата


Прим.


Коррекция


план

факт

Русь Древняя. 7 ч.


1

Восточные славяне и их соседи.




с.4, п. 1-2



2


Формирование древнерусского государства.



п.3-4



3


Владимир Святославович. Принятие христианства.




п.5




4


Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.




п.6




5

Культура Древней Руси.



п.7


6

Быт и нравы.



п.8


7

Урок повторения.





Политическая раздробленность на Руси. 9ч.


8


От княжеских усобиц к политической раздробленности.




п.9




9-10

Главные политические центры Руси.



п.10-11


11

Нашествие с Востока.



п.12


12

Нашествие с Запада.



п.13


13

Русь и Золотая Орда.



п.14


14

Русь и Литва.



п.15


15

Культура русских земель в 12-13 вв.



п.16


16

Урок повторения.





Русь Московская. 12ч.


17


Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы.



п.17



18


Москва - центр борьбы с ордынским владычеством.




п.18




19


Московское княжество и его соседи в к. 14- сер. 15 в.




п.19



20


Создание единого русского государства.




п.20




21


Московское государство в к. 1 5-н. 1 6 вековл




п.21




22


Церковь и государство в к. 1 5-н. 1 6 в.




п.22




23

Реформы Избранной Рады.



п.23


24

Внешняя политика Ивана IV.



п.24


25

Опричнина.



п.25


26


Культура Московского государства в 15-16 вв.




п.26-27




27

Быт 15 - 16 вв.



п. 28


28

Урок повторения.

























Распределение часов по четвертям.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

17

14

20

17

68



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям.

1. Хронологические знания и умения:

1.1. называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

1.2. соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание фактов:

2.1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с источниками:

3.1. читать историческую карту с опорой на легенду;

3.2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

3.3. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

4.1. рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

4.2. описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

4.3. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

5.1. соотносить единичные исторические факты и общие явления;

5.2. называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;

5.3. группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

5.4. объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

5.5. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

5.6. излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

5.7. объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

6. Версии, оценки:

6.1. приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе;

6.2. определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

















ОСНАЩЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Учебник-хрестоматия по истории 6 кл.

  2. Художественная литература

  3. Методические пособия по истории для учителя

  4. Справочно-энциклопедическая литература


Печатные пособия

Карты:

2. Средние века.

2.1. Франкское государство в 5-середине 9 вв.

2.2. Феодальная раздробленность в 12-13 вв. (2 шт.)

2.3. Крестовые походы. (3 шт.)

2.4. Византийская империя и славяне в 6-11 вв.

2.5. Арабы и их завоевания в 7-9 вв. (2 шт.)

2.6. Арабы в 7-11 вв.

2.7. Индия и Китай в средние века. (2 шт.)

2.8. Завоевания турок-османов в 14-15 вв.

2.9. Европа в 14-15 вв. (2 шт.)


5. История России с древнейших времен до конца 18 в.

5.1. Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. (3 шт.)

5.2. Древнерусское государство в 9-н. 12 вв. (3 шт.)

5.3. Киевская Русь в 9-н. 12 вв.

5.4. Киевская Русь в 10-11 вв.

5.5. Феодальная раздробленность Руси в 12-13 вв.

5.6. Русские княжества в 12-13 вв. (з шт.)

5.7. Монгольские завоевания в 13 в. (2 шт.)

5.8. Русские княжества и Золотая Орда.

5.9. Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 в.

5.10. Образование централизованного государства.

5.11. Образование русского централизованного государства.

5.12. Северо-Восточная Русь в 14 в.

5.13. Россия в 16 в.

5.14. Последствия интервенции н. 17 в.

5.15. Россия в 17 в. Восстание Степана Разина.

5.16. Россия в 17-18 вв. Северная война.

5.17. Россия в к. 17-60х гг. 18 в. (3 шт.)

5.18. Россия в 18 в.

5.19. Российская империя во 2й половине 18 в.

5.20. Русские первопроходцы (1700-1900 гг.


История России с др. времён до конца 16 в.

картины

3.1 Утро на Куликовом поле 1380 г.

3.2 Москва - столица Русского гос-ва

3.3 Начало книгопечатания на Руси

3.4 Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.

3.5 Монголо-татарское нашествие

3.6 Московский кремль при Дмитрии Донском

3.7 Андрей Рублёв (троица)

3.8 Монастырская трапеза

3.9 Славянский посёлок

3.10 Восточные славяне в Древности

3.11 Ремесло в Древней Руси

3.12 Этапы объединения русских земель в единое государство

3.13 Древняя Русь - Русь удельная - Московская Русь (родословная князей)

3.14 Киев - столица Древнерусского гос-ва (Софийский собор)

3.15 Киев - столица Древнерусского гос-ва (предметы вооружения, юв. изделия)

таблицы

1. Древнерусское государство с центром в Киеве 10 в.

2. Новгородская боярская республика 12 в.

3. Основные этапы истории древнерусского государства

4. Русские земли в период раздробленности (середина 12-середина 13 вв.)

5. Москва - центр объединения Русских земель


История Средних веков

картины

2.1 Мюнцер у Франкенгаузена

2.2 Право охоты феодала

2.3 Приём иностранных послов императором Византии

2.4 Сожжение Джордано Бруно

2.5 Вступление Кортеса в Мехико

2.6 Восстание Уота Тайлера (1381 г.)

2.7 Жакерия

2.8 Вступление Жанны Д* Арк в Орлеан

2.9 Торговля рабами в Новом свете

2.10 Мастерская средневекового оружейника

2.11 Ян Гус на константинопольском сборе

2.12 Английская мануфактура 16 в.

2.13 Средневековая ярмарка

2.14 Сдача оброка феодалу

2.15 Рыцарские шлемы и щиты с гербами

2.16 В хижине средневекового крестьянина

2.17 Оружие Гуситов. Укреплённый лагерь гуситов.

2.18 Штурм города 14 в.

2.19 Средневековый город 14 в.

2.20 В средневековом университете

2.21 Осада Лейдена

2.22 Марко Поло вступает в летнюю резиденцию великого хана Хубилая в Сев. Китае ок. 1275 г.

2.23 Открытие Кубы Христофором Колумбом

2.24 Индия в Средние века

2.25 Быт в средние века

таблицы

1. Крестовые походы 1096-1270 гг.

2. Сословно-представительные органы в Европе в Средние века

3. Крестьянская община

4. Средневековый замок 12-13 вв.

5. Городское самоуправление 12-15 вв.

6. Вассальная пирамида 13 -14 вв.



Информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса истории и электронные учебники для 6 класса

  2. Электронные библиотеки по всему курсу истории

  3. Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях.



Технические средства обучения

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедиапроектор

Список литературы:

  • Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до

конца 18 века», 6-7 класс. А.Н. Майков. Москва, «Просвещение», 2012 г.

  • Поурочные разработки, 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва,

«Просвещение», 2012 г.

  • Дидактические материалы «300 задач по истории России с древнейших времен до

наших дней». А.Г. Степанищев. Москва, «Дрофа», 2011 г.

  • КИМ История средних веков. 6 класс. Москва, «ВАКО», 2014 г.

  • КИМ История России. 6 класс. Москва, «Экзамен», 2014 г.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Итоговый тест по курсу «История Средних веков»

Вариант 1

А1. Какое событие произошло раньше других?

1) распад империи Карла Великого

2) падение Западной Римской империи

3) возникновение Франкского королевства

4) завоевание Англии герцогом Нормандии

А2. Знатные германцы в V в., в отличие от рядовых общинников:

1) имели право на большую часть военной добычи

2) участвовали в работе народного собрания

3) имели в пользовании надел земли

4) имели право носить оружие

АЗ. Что было общим в деятельности Хлодвига и Юстиниана?

1 ) жили в VII в.

2) были провозглашены императорами

3) обороняли свое государство от гуннов

4) участвовали в создании письменных сборников законов

А4. Феодом называется земля, которая:

1) обрабатывается самим феодалом

2) передается сеньором вассалу в наследственное владение за военную службу и на время службы

3) дается в вечное пользование феодалу

4) после смерти владельца передается церкви

А5. Об обязанностях какого сословия идет речь в отрывке из документа?

...Должен ездить верхом, участвовать в турнирах, биться на копьях, носить доспехи, всегда быть готовым к поединкам, пировать с равными себе, владеть мечом, охотиться на оленей, медведей, кабанов, львов, ибо все это способствует тому, что <...> привыкают к ратным делам и приучаются отстаивать ... установления.

1) первого 3) третьего

2) второго 4) четвертого

А6. Азиатские владения Византии отделял(а) от европейских территорий:

1) Великая каменная стена

2) пролив Босфор

3) пролив Ла-Манш

4) приток Днепра

А7. Первый славянский алфавит, созданный на основе греческого письма византийскими миссионерами, называется:

1) кириллица 2)клинопись 3) латиница 4)скриптории

А8. Распад Арабского халифата на отдельные части произошел в начале:

1)1Хв. 2)ХПв. 3)Х1в. 4) XIII в.

А9. Священная книга мусульман называется:

1) Библия 2) Коран 3) шариат 4) ислам

А10. Сходство в развитии культуры Византии и Арабского халифата:

1) развитие иконописи

2) освоение наследия Античности

3) строительство крестово-купольных храмов

4) использование латинского языка при богослужениях

А11. Как называется феодальная повинность, о которой идет речь в документе?

Крестьянин Видрад имеет полный надел земли, за который платит одну свинью, фунт льна, трех кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае

октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйва; 12 раз привозит по охапке дров.

1)оброк 2) налог 3) барщина 4) десятина

А12. Знатный владелец крупного участка земли назвался:

1) оруженосцем 3) феодалом

2) вассалом 4) герольдом

А13. Рост урожайности сельского хозяйства и успехи

в развитии ремесла привели к:

1) возникновению феодальной собственности на землю

2) отделению ремесла от сельского хозяйства

3) восстаниям крестьян против феодалов

4) началу Великого переселения народов

А14. Торгово-политический союз немецких городов на Балтийском море назывался:

1) Община 3) Ганза

2) Орден |4) Банк

А15. Положение крестьянина отличалось от положения ремесленника тем, что он:

1) платил церковную десятину

2)входил в другое сословие

3) участвовал в турнирах

4) был членом общины

А16. Купцы приняли участие в Крестовых походах, потому что надеялись:

1) получить личную свободу

2) завоевать новые рынки сбыта товаров

3) распространить христианскую веру на Восток

4) получить земельные владения и подданных

А17. Составление «Книги Страшного суда», введение«щитовых денег» объединяет то, что эти мероприятия были:

1) проведены в одно время

2) проведены французскими королями

3) направлены на защиту интересов крупных феодалов

4) направлены на укрепление власти короля

А18. «Золотая булла» императора Священной Римской империи на долгие годы закрепила в Германии:

1) централизованное государство

2) политическую раздробленность

3) самостоятельность городов

4) неограниченную власть императора

А19. Причиной начала Столетней войны послужило столкновение интересов Англии и Франции в борьбе за владения в области:

1 ) Шампань 3) Шотландия

2) Аквитания 4) Бургундия

А20. Понятие «Война Алой и Белой розы» относится к истории:

1) Испании 3) Англии

2) Италии 4) Чехии

А21. В результате Реконкисты произошло:

1) отвоеван не территории Пиренейского полуострова у арабов

2) завоевание турками территории Балканского полуострова

3) возрождение античной культуры в Италии

4) объединение Германии

А22. Выдающийся чешский мыслитель и проповедник:

1 ) Ян Гус 3) Гильом Каль

2) Авиценна 4) Данте Алигьери

А23. В результате создания централизованного государства:

1 ) усиливается самостоятельность крупных феодалов

2) ускоряется развитие хозяйства и торговли

3) развиваются местные языки и наречия

4) исчезает имущественное неравенство

А24. Романские храмы часто служили также:

1) замками для королей

2) ратушами для городского совета

3) убежищами в случае опасности

4) для занятий студентов университетов

А25. «Греками Нового Света» историки называют племя:

1 ) майя 3) арабов

2) инков 4) бушменов

В1. Расположите в правильной последовательности периоды истории. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) Новое время Б) Античность В) Средние века Г) Первобытность

Ответ:___________

В2. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности.

А) Юстиниан

Б) Уот Тайлер

В) Ян Гус

Г) Ричард Львиное Сердце

Ответ:___________

ВЗ. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

А) коммуна Б) десятина В) пошлина

Определение

1) грамота об отпущении грехов

2) плата купца за право проезда по территории феодала

3) города, освободившиеся от власти сеньора

4) налог в пользу церкви

А


Б


В








Ответ:___________

В4. Какие памятники культуры созданы в Средние века? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) колонна Траяна, Колизей

2) Велихая Китайская стена, Акрополь

3) «Песнь о Роланде», «Декамерон»

4) трагедия «Персы», поэма «Илиада»

5) храм Святой Софии, Ахенская капелла

Ответ: ___________________________

Вариант 2

А1. Какое событие произошло позднее других?

1) Великое переселение народов

2) образование арабского государства

3) образование Франкского государства

4) провозглашение империи Карла Великого

А2. Народное ополчение у германцев в отличие от дружины:

1) собиралось на случай войны

2) было постоянным войском

3) набиралось из наемников

4) состояло из пленных

АЗ. Что общего между Юстинианом и Карлом Великим?

1) создали сборники законов

2) были коронованы папой римским

3) вели долгие завоевательные войны

4) являлись основателями империй

А4. Сословиями называются группы людей, которые:

1) имеют свои права и обязанности, передаваемые по наследству

2) получают свои права при переходе на службу королю

3) возникли при первобытнообщинном строе

4) должны нести феодальные повинности

А5. О чем идет речь в отрывке из документа?

Теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя - маленькие правители, вместо государства -один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чем угодно, одного только Бога забыли.

1) о распаде империи Карла Великого

2) о разделении Римской империи

3) об образовании феодальной лестницы о нормандском завоевании Англии

А6. Знаменитый торговый путь «из варяг в греки» заканчивался в городе:

1) Риме 3) Кракове

2) Киеве 4) Константинополе

А7. Высшим достижением византийской архитектуры является:

1)храм Кааба

2) Ахенская капелла

3) храм Святой Софии

4) храм Гроба Господня

А8. Арабские завоевания в Европе были остановлены в битве при Пуатье в:

1)500 г. 3)732 г.

2) 630 г. 4) 800 г.

А9. Основателем ислама считается:

1) халиф Харун ар-Рашид 3) пророк Моисей

2) пророк Мухаммад 4) Адам

А10. Общая причина распада империи Карла Великого и Арабского халифата:

1) стремление завоеванных народов обрести независимость

2) оба государства были завоеваны варварами

3) наличие у правителей детей и внуков

4) отсутствие законодательства

АН. Как называется феодальная повинность, о которой идет речь в документе?

Крестьянин Видрад имеет полный надел земли, за который... согласно обычаю, в течение недели пасет в лесу свиней; по три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля; во время сенокоса косит стог сена; работает в барской усадьбе.

1) оброк 3) барщина

2) налог 4) десятина

А12. Рыцарь, получавший за свою службу землю и зависимых крестьян, именовался:

1) вассалом 3) оруженосцем

2)крестоносцем 4) трубадуром

А13. Горожане отдавали часть произведенной продукции

сеньору, потому что:

1)так требовала церковь

2) продукция была низкого качества

3) город находился на земле феодала

4) сеньор платил за товар двойную цену

А14. Общее в положении подмастерья и ученика ремесленника состоит в том, что оба:

1) вносили плату за обучение

2) получали заработную плату

3) должны были изготовить шедевр

4) не являлись собственниками мастерской

А15. Торговля со странами Востока сосредоточивалась в руках купцов:

1) Лондона и Парижа 3) Венеции и Генуи

2) Парижа и Венеции 4) Генуи и Лондона

А16. Католическая церковь выступила инициатором Крестовых походов, потому что надеялась:

1) изучить основы ислама

2) расширить сферу влияния

3) расширить торговлю с Востоком

4) укрепить авторитет патриархов в Европе

А17. Великую хартию вольностей и деятельность парламента объединяет общая черта:

1) ограничение власти короля

2) предоставление самоуправления городам

3) направленность против власти папы римского

4) конфискация земель католической церкви

А18. После того как французский король Людовик IX запретил судебные поединки, судебные приговоры должны были выноситься на основе:

1) приказа короля

2) показаний свидетелей

3) приговора папы римского

4) решения собрания рыцарей

А19. Причина начала Столетней войны:

1) ведение Крестовых походов

2) угроза захвата Европы турками-сельджуками

3) притязания Англии на французский королевский престол

4) стремление французского короля остановить объединение страны

А20. Название «Жакерия» относится к истории:

1 ) Германии 3) Англии

2) Франции 4) Испании

А21. Общей чертой Реконкисты и Крестовых походов является:

1)цель - освобождение Гроба Господня

2)борьба с представителями другой религии

3) участие всех феодалов Западной Европы

4) результат - создание прочных христианских государств

А22. Выдающийся полководец гуситов, разработавший новую военную тактику:

1 ) Ян Гус 3) Уот Тайлер

2) Ян Жижка 4) Милош Обилич

А23. Признаком централизованного государства является:

1) существование дружины

2) создание аппарата чиновников

3) существование мощных замков феодалов

4) наличие наследников мужского пола в королевской семье

А24. Для зданий, построенных в готическом стиле, характерны:

1) окна, похожие на бойницы

2) полукруглые арки

3) мощные башни

4) высокие шпили

А25. Сооружение, созданное в Китае в период Средневековья:

1) Великая Китайская стена

2) Великий шелковый путь

3) Великая пирамида

4) Великий канал

В1. Расположите в правильной последовательности этапы развития человеческой цивилизации. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) централизованное государство

Б) раннефеодальная монархия

В) феодальная раздробленность

Г) первобытнообщинный строй

Ответ:__________

В2. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности.

А) Вильгельм Завоеватель

Б) Филипп IV Красивый

В) Жанна д' Арк

Г) Христофор Колумб

Ответ:__________

ВЗ. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие


Определение


А) гильдия

Б) цех В) индульгенция


1) грамота об отпущении грехов 2) десятина

3) союз ремесленников одной специальности

4) союз купцов


А


Б


В








Ответ:___________

В4. Какие деятели жили и творили в эпоху раннего Возрождения? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) Авиценна, Алкуин

2) Пьер Абеляр, Роджер Бэкон

3) Джованни Боккаччо, Донателло

4) ФомаАквинский, Франциск Ассизский

5) Сандро Боттичелли, Франческо Петрарка

Ответ: ____________________________

Вариант


А1


А2


АЗ


А4


А5


А6


А7


А8


А9


А10


АН


А12


А13


А14


А15


А16


1


2


1


4


2


2


2


1


1


2


2


1


3


2


3


4


2


2


4


1


3


1


1


4


3


3


2


1


3


1


3


4


3


2


Вариант


А17


А18


А19


А20


А21


А22


А23


А24


А25


В1


В2


ВЗ


В4


1


4


2


2


3


1


1


2


3


1


ГБВА


АГБВ


АЗБ4В2


35


2


1


1


3


2


2


2


2


4


4


ГБВА


АБВГ


А4БЗВ1


35



Итоговая контрольная работа по курсу: «История России», 6 класс

ВАРИАНТ 1

А1.Князь Игорь Старый погиб в результате восстания

1) полян 3) северян

2) дреговичей 4) древлян

А2. Правление Ярослава Мудрого относится к

1) Хв. 2) XI в. 3) XII в. 4) XIII в.

АЗ.Какое сражение произошло позже остальных?

1) битва на реке Калке 3) Куликовская битва

2) битва на реке Сити 4) Ледовое побоище

А4.Прочтите отрывок из исторического сочинения В.О. Ключевского и определите, к какому веку относится описываемая в нём ситуация.

«В то время, как все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое серединное Московское княжество оставалось безопасным, .и со всех краёв Русской земли потянулись туда бояре и простые люди. В то же время московские князьки, братья Юрий и ...Иван Калита, без оглядки и раздумья, пуская против врагов все доступные средства, ставя в игру всё, что могли поставить, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими князьями за первенство, за старшее Владимирское княжение, и при содействии самой Орды отбили его у соперников».

1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVI в.

А5. Одним из участников междоусобной борьбы в Московском княжестве во второй четверти XIV в. был

1) Дмитрий Шемяка 3) Симеон Гордый

2) Владимир Храбрый 4) Иван Красный

А6. В чьё правление был принят первый свод законов единого Русского государства - Судебник?

1) Дмитрия Донского 3) Василия I

2) Ивана III 4) Ивана Калиты

А7. А. Адашев, А. Курбский, митрополит Макарий - это современники

1) Ивана Калиты 3) Дмитрия Донского

2) Ивана III 4) Иоана Грозного

А8. Отмена кормлений относится к правлению

1) Ивана III 3) Василия III

2) Ивана IV 4) Фёдора Ивановича

А9. Присоединение Твери к Московскому государству относится к правлению

1) Василия I 3) Василия III

2) Ивана III 4) Ивана IV

А10. Какой из памятников древнерусской литературы относится к XII в.?

1) «Слово о полку Игореве» 2) «Задонщина»

3) «Сказание о Мамаевом побоище» 4) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

А11. Что было одной из причин поражения Русского государства в Ливонской войне?

1) русское войско значительно уступало польскому в численности

2) необходимость одновременно бороться на юге с Крымским ханством

3) отсутствие огнестрельного оружия у русских

4) выступление Казанского ханства на стороне Ливонского ордена

А12. Прочтите отрывок из средневековой русской повести и укажите дату описываемого в нём события.

«Божьим гневом, из-за грехов наших, пленил землю Русскую хан Тохтамыш. Послал слуг своих в город Булгар, что на Волге, и повелел русских гостей грабить и суда их с товаром отымать... И пошёл на великого князя Дмитрия Ивановича своим злохитрием... А князь Олег Рязанский, встретив царя Тохтамыша... рассказал, как пленить и как без труда взять каменной град Москву...»

1) 1238г. 2) 1327г. 3) 1382г. 4) 1480г.

А13. К какому веку относится творчество зодчего Аристотеля Фиора-ванти?

1) XII в.

2) XIII в.

3) XIV в.

4) XV в.

А14. Рассмотрите схему и выполните задание

В правление какого московского государя произошли изображённые на схеме события?

Рабочая программа по истории 6 класс


1) Дмитрия Донского 3) Василия III

2) Ивана III 4) Ивана IV

А15. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Какой памятник архитектуры изображён на иллюстрации?

Рабочая программа по истории 6 класс

1) церковь Спаса на Нередице

2) Успенский собор во Владимире

3) церковь Вознесения в селе Коломенском

4) Архангельский собор Московского Кремля

В1. Расположите имена правителей Древней Руси в хронологическом порядке. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Владимир Мономах 3) Ярослав Мудрый

2) Олег Вещий 4) Юрий Долгорукий

В2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Первый письменный свод законов Древнерусского государства, разработанный при Ярославе Мудром и его сыновьях.

Ответ: ____________________.

ВЗ**. Установите соответствие между именами митрополитов Русской православной церкви и их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) осудил опричный террор, за что был подвергнут гонениям и впоследствии убит

2) первый митрополит, избранный церковным собором, а не назначенный константинопольским патриархом

3) первый митрополит, переехавший жить в Москву, друг Ивана Калиты

4) руководитель московского правительства в

период малолетства Дмитрия Донского Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА

А) митрополит

Пётр Б) митрополит

Алексей В) митрополит

Филипп

А


Б


В








В4. Какие из перечисленных понятий относятся к системе управления Русским государством XVI в.? Найдите в приведённом ниже списке два названия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) коллегии

2) Земский собор

3) вече

4) приказы

5) губернаторы

В5. Ниже перечислены термины, относящиеся к формам зависимости Руси от Орды. Найдите и запишите порядковый номер, под которым указан термин, не относящийся к ним.

  1. выход; 2) численник; 3) баскаки; 4) ярлык; 5) губные старосты.

Ответ: ____________________.


Часть С

Составьте план ответа на вопрос «Борьба Руси с западными завоевателями». В плане должно быть не менее трёх пунктов.


ВАРИАНТ 2

А1. Отмена полюдья и введение системы погостов связано с деятельностью

1) князя Святослава 3) князя Олега

2) княгини Ольги 4) князя Ярослава

А2. Высшая родовитая знать на Руси, владевшая передаваемыми по наследству вотчинами, называлась

1) рядовичи 3) бояре

2) дворяне 4) мещане

А3. Принятие Русью христианства произошло вследствие

1) крестовых походов немецких рыцарей

2) решения великого князя киевского

3) договора с папой римским

4) решения вечевых собраний в Новгороде и Киеве

А4. Любечский съезд князей, на котором было принято решение: «Каждый да держит отчину свою», относится к

1) Хв. 2) XI в. 3) XII в. 4) XIII в.

А5. Какое из перечисленных событий относится к 1410г.?

1) падение Константинополя под ударами турок

2) Куликовская битва

3) набег хана Тохтамыша на Москву

4) Грюнвальдская битва

А6. Появление какого понятия связано с царствованием Ивана IV?

1) рекруты 2) баскаки 3) опричники 4) бояре

А7. Какое сражение закончилось гибелью русских князей, раздавленных монголами во время их победного пира?

1) битва на реке Калке 3) битва на реке Сити

2) Куликовская битва 4) сражение на реке Воже

А8. Какой из перечисленных терминов использовался в Судебнике 1497г.?

1) подушная подать 3) пожилое

2) рекрут 4) закуп

А9. Прочтите отрывок из сочинения историка В. Янина и укажите, о каком художнике идёт речь.

«Нет в XV веке более звонкого имени. Перечень сохранившихся работ величайшего русского художника средневековья невелик.., но даже части сохранившегося, даже одной-единственной неповторимой Троицы было бы достаточно для бессмертия его имени...»

1) Феофане Греке 3) Дионисии

2) Андрее Рублёве 4) Симоне Ушакове

А10. В каком веке была выстроена церковь Вознесения в селе Коломенском - одна из первых каменных шатровых церквей?

1) ХIIв. 2) XIV в. 3) XVIв. 4) XVII в.

А11. Созыв первого Земского собора произошёл в правление

1) Ивана III 3) Ивана IV

2} Василия III 4) Фёдора Ивановича

А12. При каком князе были выстроены Софийские соборы в Киеве и Новгороде?

1) Владимире Мономахе 3) Ярославе Мудром

2) Олеге Вещем 4) Владимире Святом

А13. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором в нём говорится.

«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошёл он против Мамая скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришёл в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе».

1) Юрий Долгорукий 3) Иван Калита

2) Дмитрий Донской 4) Андрей Боголюбский

А14. Рассмотрите схему и выполните задание.

В каком году началась война, изображённая на схеме?

Рабочая программа по истории 6 класс

1) 1425г. 2) 1480г. 3) 1503г. 4) 1558г.

А15. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Какой памятник архитектуры изображён на иллюстрации?

Рабочая программа по истории 6 класс

1) собор Святой Софии в Киеве

2) Дмитриевский собор во Владимире

3) церковь Покрова Богородицы на Нерли

4) Успенский собор Московского Кремля

В1.Расположите следующие исторические события в хронологическом порядке. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Куликовская битва

2) образование Ливонского ордена

3) битва на реке Шелони

4) Ледовое побоище

В2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Система сбора дани, при которой киевский князь раз в год вместе

с дружиной ездил по подвластным племенам, кормился за их счёт

и собирал дань.

Ответ: ____________________.

ВЗ**. Установите соответствие между именами князей и временем их

правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬЯ ВЕКА

А) Василий Тёмный 1) XII в.

Б) Владимир Мономах 2) XIV в.

В) Дмитрий Донской 3) XV в.

4) XVI в.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А


Б


В








В4. Какие из перечисленных черт характеризовали русскую культуру Х1У-ХУ вв.? Найдите в приведённом ниже списке две черты и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) постепенное освобождение от византийских канонов в искусстве

2) распространение книгопечатания

3) освобождение искусства и литературы от влияния церкви

4) большое внимание в литературе к идеям объединения русских земель и укрепления великокняжеской власти

5) большое влияние культуры Франции

В5. Ниже перечислены термины, появление которых относится к царствованию Ивана IV. Найдите и запишите порядковый номер, под которым указан термин, не относящийся к ним.

I) кормление; 2) стрельцы; 3) Избранная рада; 4) опричнина; 5) «Стоглав».

Ответ: ____________________.


С1. Составьте план ответа на вопрос «Образование Древнерусского государства». В плане должно быть не менее трёх пунктов.


ОТВЕТЫ

Вариант 1

А1


4


А12


3


А2


2


А13


4


АЗ


3


А14


4


А4


2


А15


3


А5


1






А6


2


В1


2314


А7


4


В2


Русская Правда


А8


2


ВЗ**


341


А9


2


В4


34


А10


1


В5


5


А11


2


В6


Иван Третий


С1. План оценивается учителем с точки зрения соответствия пунктов содержанию вопроса, логики их выстраивания, полноты охвата темы. Проставляется 1 балл за успешно выполненное задание.

Вариант 2

А1


2


А12


3


А2


3


А13


2


АЗ


2


А14


4


А4


2


А15


4


А5


4






А6


3


В1


2413


А7


1


В2


полюдье


А8


3


ВЗ**


312


А9


2


В4


14


А10


3


В5


1


А11


3


В6


Иван Калита


С1.

План оценивается учителем с точки зрения соответствия пунктов содержанию вопроса, логики их выстраивания, полноты охвата темы. Проставляется 1 балл за успешно выполненное задание.



24


© 2010-2022